Проект "В гостях у сказки"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект « В гостях у сказки»
Разработали воспитатели: Струкова Е.Г., Попова А.Ю, МБДОУ №2 «Березка» г. Южно–Сахалинска.
Паспорт проекта
Тема проекта: «В гостях у сказки»
Участники проекта: воспитатели, дети старшей, подготовительной группы №7 «Радуга», родители.
Срок реализации: 2017-2019г.г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.
Пояснительная записка:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Актуальность проекта:
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей, нами был разработан проект «В гостях у сказки», который осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта:
Цель проекта:
Развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам), приобщение детей к народному творчеству через занятия по изобразительной и театрализованной деятельности , создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности.
Задачи проекта:
1.Развивать художественные способности детей в изобразительной деятельности. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.
2.Развивать речь детей: совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
3.Развивать творчество детей в театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказок.
4.Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности, уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
5. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки. А так же: отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
6. Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
7. При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». Посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Ожидаемые результаты:
- Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
- Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают писателей – сказочников: К.И. Чуковского, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, С. Михалкова и др.
- Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный театр, театр конусов, театр на фланелеграфе, театр масок) в самостоятельной деятельности.
- Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
- Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
- Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
- Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
- Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
- Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.
- Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение проекта:
- художественные и музыкальные произведения
- уголок театрализованной деятельности
- книжный уголок
- фотоаппарат, компьютер.
- наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
- раскраски по теме «Сказки»
- Конспекты НОД
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
- Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
- Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
- Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
- Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
- Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
- Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
- Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
- Оформление книжного уголка в группе.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
- Консультация для родителей «Участвуем в проекте «В гостях у сказки»».
- Разработка содержания проекта: «В гостях у сказки»
2 этап - основной этап:
- Проведение бесед и НОД по теме проекта.
- Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
- Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?», «Ассоциации», «Опиши героя сказки», «Скажи со словом «много», «Обведи и раскрась», «Назови ласково», «Доскажи словечко», «Добрые слова».
- Изготовление рисованных книг: «Крылатый, мохнатый да масляный, «Заяц – хваста», «Лиса и волк», и др.
- Изготовление театра конусов « Три медведя», цилиндров и пластилиновых театров по различным сказкам, пальчикового театра по сказке «Два жадных медвежонка».
- Изготовление веночков для хороводных игр, атрибутов для показа теневого театра.
- Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
- Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Гуси – лебеди»….
- Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
- Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
- Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
3 этап - Заключительный этап:
Драматизация сказки «Колобок» для родителей.
- Показ сказок: «Заюшкина избушка», «Мешок яблок» для детей средних и старших групп, «Репка» для детей первой младшей группы.
- Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
- Экскурсии в Театр кукол и Областную детскую библиотеку.
- Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»
- Выставка рисунков детей и родителей «В мире сказок»
- Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
- Подведение итогов проектной деятельности.
Результаты:
В процессе реализации проекта мы достигли поставленной цели. У детей и родителей появился устойчивый интерес к русским сказкам, расширился кругозор.
Дети:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания о русских и авторских сказках. Им была близка и интересна тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, любят слушать сказки в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают свои новые сказки. Дети стали дружнее, часто приходят друг другу на помощь.
Родители:
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении иллюстраций к сказкам, поделок из природного материала, различных видов театров (совместно с детьми), приняли активное участие в пополнении развивающей среды в группе, обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получили положительные отзывы об организованной выставке детско – родительских работ «В мире сказок» от детей и родителей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в творческом, познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. А так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей и детей принять участие в проекте «В гостях у сказки». Сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
1) Веракса Н.Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М.: Мозаика-синтез, 2010.
2) Аджи А.В. « Конспекты интегрированных занятий», Воронеж, 2009г.
3) Литвинцева Л.А. «Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии», Детство – Пресс, 2012г.
4) Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» - Волгоград: Учитель, 2013.
5) Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании», Методическое пособие М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
6) Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М., Сфера, 2007
7) Джежелей О.В. «Колобок.Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
8) Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 20.
9) Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2007.
10) Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
11) Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
12) Курицина Э.И., Тарасова А.А. , «Игры на развитие связной речи.» – М.: Росмэн, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...