Конспект открытого занятия "Чувашия - жемчужина России"
проект по окружающему миру (средняя группа)
расширять кругозор и знаний детей об истории чувашского края; развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа; приобщать подрастающего поколения к истокам национальной культуры. Познакомить со столицей Чуванской Республики - Чебоксары
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_chuvashkaya_respublika.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 6.
Конспект открытого занятия в средней группе
по проекту «Народы России»
«Чувашия – жемчужина России»
Воспитатель:
Скворцова М.С.
Полевова О.С.
Городской округ Химки
Московская область
Февраль 2020г.
«Чувашия – жемчужина России».
Цель: расширять кругозор и знаний детей об истории чувашского края; развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа; приобщать подрастающего поколения к истокам национальной культуры. Познакомить со столицей Чуванской Республики - Чебоксары
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о городе «Чебоксары», о его достопримечательностях, объектах культуры, истории и т. д. ;
- побуждать детей называть предметы национальной одежды, название города на чувашском языке (Шупашкар), название семьи на чувашском языке (Анне-Атте).
Развивающие:
- активизировать словарный запас детей;
- развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа;
- развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров;
- продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
-формировать чувства гордости за Чувашскую Республику;
-воспитывать толерантное отношение к народам других национальностей;
- воспитывать интерес к искусству чувашского края.
Материал: национальных костюмах Чувашской республики, костюм экскурсовода, сюрпризный момент: воздушный шарик с билетами на поезд, Чувашская плясовая песня – «Таши-таши», Сурхи варманта (весенний лес) музыка Валентины Телей. Картинки для проведения экскурсии с достопримечательнастями Чувашской республики и Чебоксар. Куклы – конусы для аппликации.
Предварительная работа: совместная беседа с воспитателем, чтения рассказов и стихов о чувашской республике; разучивание танца, чувашских национальных игр, стихов на групповых и индивидуальных занятиях;
Звучит чувашская песня Валентины Телей Сурхи варманта (весенний лес).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте дорогие ребята. Я хочу пригласить вас в путешествие в Чувашскую республику. Это республика находится в тысячах километрах от нашего города. (влетает воздушный шар с конвертом, а в конверте билеты на поезд. Воспитатель обращает внимание детей на это и предлагает отправиться в путешествие на поезде. Включается запись с диктофона «Поезд № 6 Москва-Чебоксары отправляется со среднего пути 10 платформы».
Прошу вас занять ваши места, поезд отправляется. (музыка «Мы едем, едем, едем). Здравствуйте, я ваш экскурсовод Ольга Сергеевна. Начнем мы нашу экскурсию со стихотворения про Чувашскую столицу.
Хороша чувашская столица!
Много песен сложено о ней.
И она, счастливая гордится
Славною историей своей. (О. Сергеева)
А теперь мы проезжаем могучую реку Волгу (картинка №1), через красивые леса, поля Чувашии (картинка 2).
Посмотрите ребята, это флаг республики Чувашии (картинка 3). Цвета государственного флага - жёлтый и красный - основные цвета чувашского народа. Жёлтый (сара) цвет - обозначает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (Херле) - один из самых распространённых цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает - достоинство, могущество, мужество, сила.
Верхнее жёлтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает Чувашскую землю.
В середине флага расположены символы: «Древо жизни» и «Три солнца».
Символ «Древо жизни», обозначает дерево дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» - обозначает солнечный свет.
А это, ребята, герб Чувашии (картинка 4). Состоит «Древо жизни», мы уже с вами говорили об этом, кто помнит, что обозначает символ «Древо жизни» восьмиугольная звезда - это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба - щит, означает чувашское народное понятие ("Были. Есть. Будем. ") Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля. Ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии.
Наш поезд подъезжает к Чувашской столице, а это ее достопримечательности.
Парк «Победы» (картинка 5). В парке имеется - памятник «Боевой Славы», посвящённые погибшим солдатам во время военных действий. И ещё имеется музей боевой техники (картинка 6).
Это чувашский национальный музей. В музее рассказывают о древней жизни и культуре народов Чувашии (картинка 7).
Также не менее известным является Музей истории трактора (картинка 8).
Он содержит большие коллекции тракторов, выпущенных в разные годы.
Посмотрите, это самый крупный дуб в Чувашской Республике, ему 480 лет. Дуб внесен в книгу старовозрастных деревьев России. Высота дуба 26 метров, это как девятиэтажный дом. (картинка 9)
Но главное богатство - это люди, которые проживают на территории Чувашии (чуваши, русские, татары, мордва, марийцы). Люди разных национальностей дружно живут в республике
. Вот мы и добрались до столицы Чувашии - это город Чебоксары (по чувашски «Шупашкар»).
Подумать только, насколько разнообразна культура чувашского народа (слайд № 18). В ней есть свои праздники и обряды, национальная одежда, свои легенды и сказки (слайд № 19 -21). Платье обшито тесьмой, и вышито разными орнаментами чувашского народа. Обратите внимание на костюмах только основные цвета чувашского народа - это жёлтый и красный. Чувашскийголовной убор называется тухья, его носят девушки, он украшен монетами, бисером, пуговицами, бусами, бляшками (слайд № 22). Ребята посмотрите, какие красивые детские костюмы.
Сейчас вы увидите чувашский народный танец, который исполнят дети подготовительной «А» группы. (Танцуют дети). Все костюмы раньше шились вручную. В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы, рукодельничали (слайд №23).
О богатстве в Чуваши судили по убранству горницы. Ее украшали вышитыми изделиями, сотканными коврами. А вот это коврик пряла моя бабушка, на такой же прялке.
ВОСПИТАТЕЛЬ. К нам в гости кто-то спешит (слайд № 24). (Под музыку появляется бабушка в национальном костюме).
БАБУШКА. Ребята, а давайте поиграем в национальную игру Чувашии. (Чувашские игры: «Лошадки» - «Лашасем», «Нитка, иголка и узелок» - «Сип, йеп и теве», играют все дети). (После игр Бабушка рассказывает о национальных блюдах и угощает детей (слайд № 25-30).
А сейчас, ребята, я вам предлагаю посмотреть чувашский мультфильм «Пылающий огонь» (Беседа о мультфильме).
Ребята давайте вспомним, в какой республике мы с вами побывали? Назовите главный город Чувашии? Что девушки носят на голове? Какие блюда вам запомнились? Расскажите о гербе чувашского народа? Нам пора возвращаться домой в д/с. Садитесь поудобней в самолет и полетели. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия: " Россия. Словакия"- средняя группа
Познакомить с историей страны Словакии"...
Конспект НОД "Урал - жемчужина России"
Занятие, посвященное воспитанию любви к малой Родине -Уралу, детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия "Чувашия - жемчужина России"
расширять кругозор и знаний детей об истории чувашского края; развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа; приобщать подрастающего поколения к истокам национальной культур...
Конспект НОД «Урал - жемчужина России» старший дошкольный возраст
Конспект НОД «Урал - жемчужина России» Цели деятельности педагога: формировать интерес дошкольников к малой родине; расширять и укреплять знания детей о малой Родине - Урале; во...
Открытое занятие"Елец, жемчужина России"
Открытое занятие, "Елец, жемчужинва России"...
Конспект Открытое занятие _День России_ в подготовительной группе 12.06.2024г.
Открытое занятие «День России»Воспитатель: Ионцева Е.НЦель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к Родине.Задачи:• формировать представл...