Конспект НОД «Урал - жемчужина России» старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Владимировна Шитякова

 Конспект НОД «Урал - жемчужина России»

 

Цели деятельности педагога: формировать интерес дошкольников к малой родине; расширять и укреплять знания детей о малой Родине - Урале; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города.

 воспитывать духовно-нравственные чувства.  Закрепить знания детей об Урале через краеведческую литературу. Закрепить названия поделочных, драгоценных камней. Активизировать словарь детей новыми словами: "Урал - батюшка"; "Седой Урал"; "Урал - жемчужина природы"; "Русь". Закреплять навыки работы с пластилином с использованием дополнительного материала. Развивающие:  Развивать творческое мышление,  развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе родного края;  воспитывать патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа.

«Художественно-эстетическое развитие» восприятие музыки.

 «Речевое развитие» обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 «Социально-коммуникативное развитие» развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.

Предварительная работа: беседа о городе Челябинске, его достопримечательностях; экскурсия к памятным местам района, города; рассматривание иллюстраций с видами города, знакомство с пословицами и поговорками о Родине. Чтение уральских сказов П.П.Бажова;

• Знакомство с коллекцией камней - самоцветов Уральских недр;

 • Посещение краеведческого музея.

Материалы и оборудование: Презентация «Челябинск», иллюстрации с видами района,

                  Содержание образовательной деятельности

Звучит  уральский хоровод «На лужку у ворот, где рябинка растёт. Мы в тенёчке, холодочке заведём хоровод. Про Урал мы споём в гости вас позовём Голубику - ежевику собирать в лес пойдём. Неспроста говорят, что Урал наш богат .Изумруды и алмазы ярче солнца  горят».

А какие вы ещё знаете города Урала? (Ответы детей)

 Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, _ любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы.

Воспитатель: А чем же знаменит наш Урал? Чем богат? Почему о нем знают люди во многих странах? (после ответов детей сделать обобщение) Воспитатель: Наш Уральский край  знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем, лесами.

 Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор .... , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

 "Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным". - я - соль Земли, - говорит соль, - без меня кашу не сваришь. - А без меня сваришь? - спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли - то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. - А на чем варить будете? - интересуется уголь, - Без топлива в этом деле не обойдешься. - И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, - говорит железная руда, которая дает железо для лопат. - Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

 Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые участвовали в споре? Как вы думаете, они правы? (Высказывания детей.) Воспитатель: Издавна славится Урал своими поделочными камнями - самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.) . Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя рассказать. в сказе "Хозяйка - медной горы" , Q сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Как зовут уральского писателя сказов? Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Воспитатель: Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.) Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.              

   Физкультминутка. (Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем, Выше ноги поднимаем, не боимся мы преград. Встрече с новым каждый рад. Шире шаг, шагай смелей, Вправо, влево повернись, - , Самоцветными камнями полюбуйся, наклонись. Впереди видна гора. Нам туда спешить пора. В мастерской нас ждут дела. Мы ребята - мастера.

 Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности. Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки. Появляется Хозяйка Медной горы. Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них. Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней. Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими украшениями. Дети выполняют "Украшения" из пластилина, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку. Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок - камни-самоцветы из своей сокровищницы. (Дети благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)

 Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.) Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект НОД «Урал - жемчужина России»

Цели деятельности педагога: формировать интерес дошкольников к малой родине; расширять и укреплять знания детей о малой Родине - Урале; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города.

 воспитывать духовно-нравственные чувства.  Закрепить знания детей об Урале через краеведческую литературу. Закрепить названия поделочных, драгоценных камней. Активизировать словарь детей новыми словами: "Урал - батюшка"; "Седой Урал"; "Урал - жемчужина природы"; "Русь". Закреплять навыки работы с пластилином с использованием дополнительного материала. Развивающие:  Развивать творческое мышление,  развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе родного края;  воспитывать патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие» становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа.

«Художественно-эстетическое развитие» восприятие музыки.

 «Речевое развитие» обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 «Социально-коммуникативное развитие» развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации.

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.

Предварительная работа: беседа о городе Челябинске, его достопримечательностях; экскурсия к памятным местам района, города; рассматривание иллюстраций с видами города, знакомство с пословицами и поговорками о Родине. Чтение уральских сказов П.П.Бажова;

• Знакомство с коллекцией камней - самоцветов Уральских недр;

 • Посещение краеведческого музея.

Материалы и оборудование: Презентация «Челябинск», иллюстрации с видами района,

                  Содержание образовательной деятельности

Звучит  уральский хоровод «На лужку у ворот, где рябинка растёт. Мы в тенёчке, холодочке заведём хоровод. Про Урал мы споём в гости вас позовём Голубику - ежевику собирать в лес пойдём. Неспроста говорят, что Урал наш богат .Изумруды и алмазы ярче солнца  горят».

А какие вы ещё знаете города Урала? (Ответы детей)

 Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, _ любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы.

Воспитатель: А чем же знаменит наш Урал? Чем богат? Почему о нем знают люди во многих странах? (после ответов детей сделать обобщение) Воспитатель: Наш Уральский край  знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем, лесами.

 Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор .... , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

 "Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным". - я - соль Земли, - говорит соль, - без меня кашу не сваришь. - А без меня сваришь? - спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли - то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь. - А на чем варить будете? - интересуется уголь, - Без топлива в этом деле не обойдешься. - И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, - говорит железная руда, которая дает железо для лопат. - Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

 Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые участвовали в споре? Как вы думаете, они правы? (Высказывания детей.) Воспитатель: Издавна славится Урал своими поделочными камнями - самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.) . Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя рассказать. в сказе "Хозяйка - медной горы" , Q сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Как зовут уральского писателя сказов? Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Воспитатель: Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.) Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.              

   Физкультминутка. (Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем, Выше ноги поднимаем, не боимся мы преград. Встрече с новым каждый рад. Шире шаг, шагай смелей, Вправо, влево повернись, - , Самоцветными камнями полюбуйся, наклонись. Впереди видна гора. Нам туда спешить пора. В мастерской нас ждут дела. Мы ребята - мастера.

 Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности. Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки. Появляется Хозяйка Медной горы. Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них. Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней. Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими украшениями. Дети выполняют "Украшения" из пластилина, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку. Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок - камни-самоцветы из своей сокровищницы. (Дети благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)

 Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.) Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Наш край - Урал" для детей старшего дошкольного возраста

КВН для детей старшего дошкольного возраста по краеведению "Наш край - Урал"...

Конспект НОД "Урал - жемчужина России"

Занятие, посвященное воспитанию любви к малой Родине -Уралу, детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Кубань-жемчужина России"

Конспект рекомендован для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями Кубани, национальными костюмами, достопримечательностями города Краснодар....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Конспект мероприятия "Богатырями славится Россия" (старший дошкольный возраст)

Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси....

Конспект туристической игры для детей старшего дошкольного возраста «В поисках жемчужин здоровья».

- расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, туризме как форме активного отдыха,продолжить формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников;-учить осозна...