Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Азбуковедение» для детей 5-7 лет
материал (подготовительная группа)
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_gotovo.docx | 125.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПОДСОЛНУХ»
Принят педагогическим советом __________________№ 1 | Утверждено Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» ______________ № _______ о.д. _________________ С.В.Климова |
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-педагогической направленности
«Азбуковедение»
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела | страница |
1 | Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Азбуковедение» | |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2 | Цели и задачи программы | 5 |
1.3 | Содержание программы | 7 |
1.4 | Планируемы результаты | 9 |
2 | Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы «Азбуковедение» | |
2.1 | Календарно-учебный график | 10-43 |
2.2 | Условия реализации программы | 44 |
2.3 | Формы аттестации | 45 |
2.4 | Оценочные материалы | 45 |
2.5 | Методическое обеспечение программы | 46 |
2.6 | Список литературы | 46 |
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Волкова Алевтина Викторовна Гаркалина Елена Александровна |
Вид программы | Адаптированная |
Тип программы | Общеразвивающая |
Образовательная область | Развитие речи |
Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования | Практический |
Уровень освоения содержания образования | Базовый |
Уровень реализации программы | Дошкольное образование |
Форма реализации программы | Индивидуальная, групповая |
Продолжительность реализации программы | 2 года |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Азбуковедение"
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Азбуковедение» - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет художественной направленности по овладению воспитанниками письменной речью.
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбуковедение» составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.№41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребенок. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют:
- поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
- создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
- вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
- позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
- доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
- повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Отличительные особенности Программы
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Возраст воспитанников участвующих в реализации программы
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).
Сроки реализации программы
Образовательная деятельность рассчитана на 2 года: 72 часа в год
Формы и режим занятий
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся группой. Состав группы переменный.
Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20 -25 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся преимущественно в первой половине дня.
Количество воспитанников - 20 человек.
Место проведения – студия «Развивай-ка», групповая комната 11
1.2 Цель и задачи Программы
Целью программы является создание условий для осознанного овладения детьми языковым строем, системой звуков русского языка, раннее обучение чтению и письму.
Задачи
- Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук, слог, слово, предложение.
- Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.
- Знакомить детей с буквами алфавита.
- Формировать элементарные навыки чтения.
- Развивать мелкую моторику, графические навыки.
- Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.
Структура занятий.
Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
- Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
- Экспериментирование.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
- Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
- Принцип непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
Формы и методы представления занимательного материала:
- совместная игра воспитателя с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей;
- праздники и развлечения;
- занятия (в соответствии с учебным расписанием);
- отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
чтение художественной литературы.
1.3 Содержание изучаемого курса
В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:
• ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
• ознакомление с предложением и его словесным составом;
• деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;
• членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов.
Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
• развитие связной речи;
• подготовка к обучению чтению;
• подготовка к обучению письму.
Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшем дошкольном возрасте - это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель - научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова. После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласным и согласными звуками, с мягкими и твердыми согласными.
С детьми седьмого года жизни работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению, продолжается работа по звуковому анализу слова. В подготовительной группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое.
Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его. К концу учебного года дети должны научиться самостоятельно указывать, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.
В течение года в подготовительной к школе группе ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
Объем образовательной нагрузки программы дополнительного образования «Азбуковедение»
Возраст | Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
5-6 лет | 2 (50 мин) | 8 | 72 |
6-7 лет | 2 (60 мин) | 8 | 72 |
Учебный план кружка «Азбуковедение»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество занятий | |
1 – й год | 2 – й год | ||
1. | Введение понятия «слово» | 6 | |
2. | Введение понятия «предложение» | 6 | |
3. | Введение понятия «слог». Деление слов на слоги | 8 | |
4. | Введение понятия «звук» | 10 | |
5. | Звуковой анализ слов | 20 | |
6. | Подбор определений к существительным | 2 | |
7. | Подбор действий к существительным | 4 | |
8. | Введение понятия «гласный звук» | 2 | |
9. | Введение понятия «согласный звук» | 2 | |
10. | Введение понятия «мягкий согласный звук» | 4 | |
11. | Слогообразующая роль гласных звуков | 6 | 2 |
12. | Звук и буква «А» | 2 | |
13. | Звук и буква «О» | 2 | |
14. | Звук и буква «У» | 2 | |
15. | Звук и буква «И» | 2 | |
16. | Звук и буква «Э» | 2 | |
17. | Звук и буква «Ы» | 2 | |
18. | Согласные звуки [м] ([м']), буква «М» | 2 | |
19. | Согласные звуки [н] ([н']), буква «Н» | 2 | |
20. | Согласные звуки [р] ([р']), буква «Р» | 2 | |
21 | Согласные звуки [с] ([с']), буква «С» | 2 | |
22 | Согласные звуки [л] ([л']), буква «Л» | 2 | |
23 | Согласные звуки [х] ([х']); буква «X» | 2 | |
24 | Согласный звук [ш], буква «Ш» | 2 | |
25 | Согласные звуки [к] ([к']), буква «К» | 2 | |
26 | Согласные звуки [п] ([п']), буква «П» | 2 | |
27 | Согласные звуки [т] ([т']), буква «Т» | 2 | |
28 | Согласные звуки [з] ([з']), буква «3» | 4 | |
29 | Согласные звуки [в] ([в']), буква «В» | 2 | |
30 | Согласный звук [ж], буква «Ж» | 2 | |
31 | Согласные звуки [б] ([б']), буква «Б» | 2 | |
32 | Согласные звуки [г] ([г']), буква «Г» | 2 | |
33 | Согласные звуки [д] ([д']), буква «Д» | 2 | |
34 | Согласный звук [ц], буква «Ц» | 2 | |
35 | Согласный звук [ч'], буква «Ч» | 2 | |
36 | Согласный звук [Щ'], буква «Щ» | 2 | |
37 | Согласные звуки [ф] ([ф']), буква «Ф» | 2 | |
38 | Согласный звук [й’], буква «Й» | 2 | |
39 | Сочетание звуков [й’э ], буква «Е» | 2 | |
40 | Сочетание звуков [й’a], буква «Я» | 2 | |
41 | Сочетание звуков [й’y ], буква «Ю» | 2 | |
42 | Сочетание звуков [й’о ], буква «Ё». | 2 | |
43 | Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки) | 2 | |
44 | Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению | 2 | |
Итого: | 72 | 72 |
1.4 Планируемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
• зрительный образ графемы,
• определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
• отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
• графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
• обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Ь.
Дети должны уметь:
• различать гласные и согласные звуки;
• дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение. К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
• набор отдельных предложений и текст;
• определять ударные гласные , слоги;
• определять в словах место и последовательность звуков;
• определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
• выполнять звукобуквенный анализ слов;
• производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
• графически обозначать звуки, слоги и слова;
• уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
• составлять графическую схему предложения;
• уметь читать самостоятельно, осмысленно по слогам, целыми словами, предложениями;
• проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы «Азбуковедение»
2.1 Календарно-учебный график
Месяц | Тема | Задачи | Ресурсы | Реализация тем в нерегламентированной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | 1-2. Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью. |
| Фишки, предметные картинки: лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь; тетради, цветные карандаши. |
|
3-4. «Осенние деньки». Слово как название окружающих нас предметов. Слова-родственники. |
| Предметные картинки с изображением овощей и фруктов, |
| |
5-6. Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение». |
| Игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Октябрь | 1-2. Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки |
| Сюжетная картина «Осень», мяч, тетради, простые карандаши. |
|
3-4. Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур |
| Картина «Осень», предметные картинки, флажок, тетради, простые карандаши. |
| |
5-6. Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов |
| Настольный театр «Курочка Ряба», мишка, карточки, цветные карандаши |
| |
7-8. Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов |
| Предметные картинки (животные), цветные мелки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь | 1-2. Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами |
| Предметные картинки (мебель, игрушки, овощи), мяч, тетради, простые карандаши |
|
3-4. Деление слов на слоги и составление слов из слогов |
| Схемы слов, набор картин из серии «Животные», тетради, цветные карандаши |
| |
5-6. Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук» |
| Муляжи овощей, шкатулка, звоночки, мишка, тетради, простые карандаши |
| |
7-8. Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука |
| Предметные картинки, игрушки, трафареты шубы и шапки, тетради, карандаши |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Декабрь | 1-2. Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий |
| Предметные картинки, тетради, простые карандаши, кукла |
|
3-4. Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове |
| Картинки с изображением цветов, мяч, листы бумаги, тетради, карандаши |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Декабрь | 5-6. Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений |
| Серия картинок «Животные», предметные картинки, полоски белой бумаги, трафареты елочек, простые карандаши, тетради |
|
7-8. Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию |
| Игрушки (кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка), трафареты животных, тетради, простые карандаши |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь | 1-2. Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау» |
| Трафареты высотных домов, тетради, цветные карандаши |
|
3-4. Звуковой анализ слова «мак» |
| Набор картинок, открыток предметного и сюжетного содержания, карточки для анализа трехзвукового слова, фишки, тетради, цветные карандаши |
| |
5-6. Звуковой анализ слова «сок» |
| Набор картинок, открыток предметного и сюжетного содержания, карточки для анализа трехзвукового слова, фишки, тетради, цветные карандаши |
| |
7-8. Звуковой анализ слова «мир» |
| Набор картинок, открыток предметного и сюжетного содержания, карточки для анализа трехзвукового слова, фишки, тетради, цветные карандаши |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Февраль | 1-2. Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию |
| Картинка с изображением детей, картинка-схема слова «дом», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, простые карандаши, заготовки геометрических фигур |
|
3-4. Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и» |
| Сюжетная картинка с изображением детей, картинка-схема слова «дым», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, простые карандаши |
| |
5-6. Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» |
| Картинка-схема слова «сыр», карточки трехзвуковых слов, фишки, 10-12 игрушек, тетради, простые карандаши |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Февраль | 7-8. Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из 2, 3, 4 слов |
| Картинка-схема слова «шар», карточки трехзвуковых слов, фишки, сюжетная картина по выбору педагога, тетради, простые карандаши |
|
Март | 1-2. Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение. |
| Картинка-схема слова «жук» и «лук», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, простые карандаши |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Март | 3-4. Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами |
| Мяч, картинка «Ель», графическая схема рассказа на доске, тетради, простые карандаши |
|
5-6. Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук» |
| Мяч, тетради, простые карандаши, картинка-схема слова «сом», карточки трехзвуковых слов, фишки. |
| |
7-8. Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «со- гласный звук» |
| Картинка-схема слова «нос» и «рот», карточки трехзвуковых слов, фишки, счетные палочки, шашки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Апрель | 1-2. Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит» |
| Картинка-схема слова «кот» и «кит», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, карандаши |
|
3-4. Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух- и трехсложных слов |
| Предметные картинки, тетради, карандаши |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Апрель | 5-6. Звуковой анализ слова «осы» |
| Картинка-схема слова «осы», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, карандаши |
|
7-8. Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков |
| Картинка-схема слова «розы», карточки четырехзвуковых слов, фишки, заготовки геометрических фигур |
| |
Май | 1-2. «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна» |
| Картинка-схема слова «луна», карточки четырехзвуковых слов, фишки, тетради, цветные карандаши, счетные палочки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Май | 3-4. Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса» |
| Картинки-схемы слов «лиса» и «луна», карточки, фишки, мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания |
|
5-6. Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики |
| Картинки-схемы слов «муха», карточки, фишки, мяч, игрушки, тетради, карандаши, счетные палочки |
| |
7-8. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики |
| Картинки-схемы слов «сани», карточки, фишки, мяч, тетради, карандаши, картонные полоски, ножницы |
|
Календарно-тематическое планирование (2-й год обучения)
Месяц | Тема | Задачи | Ресурсы | Реализация тем в нерегламентированной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | 1-2. Азбука – к мудрости ступенька. Звук и буква «А» |
| Букварь, «Азбука», карточка с изображением буквы «А», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага |
|
3-4. Аз да буки -вот и все науки. Звук и буква «О» |
| «Азбука», карточка с изображением буквы «О», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага |
| |
5-6. Ученье - путь к уменью. Звук и буква «У» |
| Карточка с изображением буквы «У», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Октябрь | 1-2. Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла» |
| Карточка с изображением буквы «И», буквы-заготовки, палочки, картинка-схема слова «игла», фишки |
|
3-4. Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист» |
| Карточка с изображением буквы «Э», буквы-заготовки, картинка-схема слова «лист», фишки |
| |
5-6. Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых» |
| Карточка с изображением буквы «Ы», буквы-заготовки, картинка с изображением парохода, спички |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Октябрь | 7-8. Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш» |
| Игрушка Буратино, предметные картинки, картинка-схема слова «камыш», карточки для анализа пятизвуковых слов, фишки, тетради, карандаши |
|
Ноябрь | 1-2. Согласный звук [м] ([м']), буква «М». Звуковой анализ слова «малыш» |
| Карточка с изображением буквы «М», буквы-заготовки, картинка-схема слова «малыш», кар-точки для анализа пятизвуковых слов, фишки |
|
3-4. Согласный звук [н] ([н']), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос» |
| Карточка с изображением буквы «Н», буквы-заготовки, картинка-схема слова «насос», карточки для анализа пятизвуковых слов, фишки, шерстяные нитки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь | 5-6. Согласный звук [р] ([р']), буква «Р». Введение понятия «ударение» |
| Карточка с изображением буквы «Р», буквы-заготовки, предметные картинки, фишки, шерстяные нитки |
|
7-8. Согласный звук [с] ([с']), буква «С». Ударение |
| Карточка с изображением буквы «С», буквы-заготовки, предметные картинки, фишки, шерстяные нитки |
| |
Декабрь | 1-2. Согласный звук [л] ([л']), буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа» |
| Карточка с изображением буквы «Л», буквы-заготовки, фишки, шерстяные нитки, тетради, карандаши |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Декабрь | 3-4. Согласный звук [х] ([х']); буква «X». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар» |
| Карточка с изображением буквы «Х», буквы-заготовки, фишки, шерстяные нитки, тетради, карандаши |
|
5-6. Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами |
| Карточка с изображением буквы «Ш», буквы-заготовки, фишки, набор картинок, «волшебные спички», штампы |
| |
7-8. Многозначные слова. Согласный звук [к] ([к']), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук |
| Чудесный мешочек, мелкие предметы, карточка с изображением буквы «К», буквы-заготовки, «чудесные спички», предметные картинки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь | 1-2. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п] ([п']), буква «П». За-крепление понятия «глухой» согласный звук |
| Рисунок с изображением леса, карточка с изображением буквы «П», буквы-заготовки, «чудесные спички», тетради, карандаши |
|
3-4. Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т] ([т']), буква «Т». Закрепление понятия «глухой» согласный звук |
| Предметные картинки с изображением животных, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Т», буквы-заготовки, карточки, разбитые на 6 квадратов с изображением буквы |
| |
5-6. Согласный звук [з] ([з']), буква «3». Введение понятия «звонкий» согласный звук |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «З», буквы-заготовки, карточки, разбитые на 6 квадратов с изображением буквы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь | 7-8. Звуковой анализ слова «зонт» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «З», буквы-заготовки, карточки, разбитые на 6 квадратов с изображением буквы | - Игровое упражнение «Назови одним словом» - Отгадывание загадок - Фонетическая зарядка - Игровое задание «Волшебная нить» |
Февраль | 1-2. Согласный звук [в] ([в']), буква «В». Закрепление понятия «звонкий» согласный звук. Звуковой анализ слова «веник» |
| Тетради, карандаши, горошины, карточка с изображением буквы «В», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага |
|
3-4. «Летит пулей» - что бы это значило? Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ж», буквы-заготовки, чудесные спички, предметные картинки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Февраль | 5-6. Согласный звук [б] ([б']), буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Б», буквы-заготовки, чудесные спички, предметные картинки |
|
7-8. Согласный звук [г] ([г']), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Г», буквы-заготовки, предметные картинки, мелкие предметы для выкладывания буквы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Март | 1-2. Согласный звук [д] ([д']), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Д», предметные картинки, мелкие предметы |
|
3-4. Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ц», предметные картинки, мелкие предметы |
| |
5-6. Согласный звук [ч'], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ч», предметные картинки, мелкие предметы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Март | 7-8. Согласный звук [Щ'], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом |
| Карточки-записки, карандаши, карточка с изображением буквы «Щ», мелкие предметы |
|
Апрель | 1-2. Согласный звук [ф] ([ф']), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ф», карточки-записки, мелкие предметы |
|
3-4. Согласный звук [й’], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Й», предметные картинки, мелкие предметы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Апрель | 5-6. Сочетание звуков [й’э ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Е», карточки-записки, мелкие предметы |
|
7-8. Сочетание звуков [й’a], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня» |
| Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Я», карточки-записки, мелкие предметы |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Май | 1-2. Сочетание звуков [й’y ], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка» |
| Картонная кукла, силуэт пальто, куски разноцветной бумаги и накладные детали (карманы, пуговицы, воротники), тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ю», мелкие предметы |
|
3-4. Сочетание звуков [й’о ], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звёзды» |
| Игрушечный мишка, предметные картинки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ё», мелкие предметы, карточки-записки |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Май | 5-6. Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день» |
| Карточки с изображением букв, шерстяные нитки, бархатная бумага, буквенный конструктор, карточки-записки. |
|
7-8. Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению |
| Кузовок с игрушками, карточки с изображением букв, карточки, чудесный мешочек и буквы, карандаши, таблица-алфавит. |
|
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся в групповой комнате № 7.
Методические пособия | Наглядно–дидактические пособия | Рабочие тетради |
Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. | Разрезная азбука | Готовим руку к письму. Гаврина С.Е. ООО «РОСМЕН», 2018г. |
Занимательное азбуковедение [Текст]: кн. для учителя / сост. В. Волина. | Наборы сюжетных и предметных картинок | |
Смирнова, Л. Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова. | Демонстрационные и слоговые таблицы, схемы-модели слов, слогов, предложений, звуков (красные, синие, зелёный квадраты) | |
Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. | Карточки с текстом для чтения | |
Магнитная доска, мольберт | ||
Чудесный мешочек | ||
Обучающие настольно-печатные игры по развитию речи |
2.3 Формы аттестации
Способы определения результативности
Методы диагностики: педагогическое наблюдение, опрос, выполнение детьми диагностических заданий.
Формы подведения итогов реализации:
Опрос, самостоятельная работа, открытое занятие, игра-испытание, диагностические карты оценки результатов освоения программы.
Сроки проведения аттестации: сентябрь, май
2.4 Оценочные материалы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога. Диагностическая карта выявления уровня практического осознания элементов языка и речи для детей старшего дошкольного возраста: /по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2.Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3.Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | фонемный анализ | анализ предложений | |||
|
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов.
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
2.5 Методические материалы:
Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» рабочая тетрадь № 1 – 3. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
Куликовская Т.А. «Мастерская букв». – М.: Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997г.
Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва 1995г.
Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997г.
К.И.Чуковский «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том. Москва, 1999г.
2.6 Список используемой литературы:
Бондарева Л.Ю. «Упражнения на каждый день: обучение грамоте
дошкольников и младших школьников». – Ярославль: Академия развития,
2008г.
Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение». Москва 1991г.
Волина В.В. «Учимся играя». Москва 1994г. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997г.
Жукова Н.С. «Домашний букварь». Екатеринбург 1998г.
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. М.: «Акалис», 1996г.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». – М.:
Издательство «Ювента», 2003г.
Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва 1995г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002 г. Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис – пресс, 2008г.
Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007г.
Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подотовка к школе. Сценарии занятий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет
2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»
Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"
Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет
Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...
Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».
Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса». ...
Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».
Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.
Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Очумелые ручки»(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)срок реализации 1 год....