Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Азбуковедение» для детей 5-7 лет
материал (подготовительная группа)

Гаркалина Елена Александровна

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_gotovo.docx125.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПОДСОЛНУХ»

Принят

педагогическим советом

__________________№ 1

Утверждено

Приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад «Подсолнух»

______________ № _______ о.д.

_________________ С.В.Климова

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Азбуковедение»

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

 

                       

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование раздела

страница

1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Азбуковедение»                                                      

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи  программы

5

1.3

Содержание программы

7

1.4

Планируемы результаты

9

2

Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы «Азбуковедение»

2.1

Календарно-учебный график                                                                                

10-43

2.2

Условия реализации программы                                                                          

44

2.3

Формы аттестации

45

2.4

Оценочные материалы                                                                                          

45

2.5

Методическое обеспечение программы                                                              

46

2.6

Список литературы                                                                                                

46

Информационная карта

Ф.И.О. педагога

Волкова Алевтина Викторовна Гаркалина Елена Александровна

Вид программы

Адаптированная

Тип программы

Общеразвивающая

Образовательная область

Развитие речи

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

Практический

Уровень освоения содержания образования

Базовый

Уровень реализации   программы

Дошкольное образование

Форма реализации программы

Индивидуальная, групповая

Продолжительность реализации программы

2 года

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Азбуковедение"

1.1 Пояснительная записка 

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

   «Азбуковедение» - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет художественной направленности по овладению воспитанниками письменной речью.

          Дополнительная общеразвивающая программа «Азбуковедение» составлена  на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г.                № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.№41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. 

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребенок. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют:

  • поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
  • создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
  • вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
  • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
  • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
  • повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Педагогическая целесообразность: заключается в том, что программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

 

Отличительные особенности Программы

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи, поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

        Возраст воспитанников участвующих в реализации программы

Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

       Сроки реализации программы

Образовательная деятельность рассчитана на 2 года: 72 часа в год

       Формы и режим занятий

  Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся группой. Состав группы переменный.

Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20 -25 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся преимущественно в первой половине дня.

Количество воспитанников -    20 человек. 

Место проведения – студия «Развивай-ка», групповая комната 11

1.2 Цель и задачи Программы

Целью программы является создание условий для осознанного овладения детьми языковым строем, системой звуков русского языка, раннее обучение чтению и письму.

                                           

 Задачи

  • Формировать у детей представления о лингвистических понятиях: звук, слог, слово, предложение.
  • Развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие для формирования навыков звукового анализа, умения определять место звука в слове, деления слов на слоги.
  • Знакомить детей с буквами алфавита.
  • Формировать элементарные навыки чтения.
  • Развивать мелкую моторику, графические навыки.
  • Развивать образное мышление, воображение, память, коммуникативные способности.

Структура занятий.

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
  • Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

  • Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
  •  Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
  • Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
  • Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Принцип непрерывности – обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения                                   

 Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

        словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)  

      наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)  

      игровые (дидактические, развивающие, подвижные)  

      метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)

Формы и методы представления занимательного материала:

  • совместная игра воспитателя с ребенком;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • праздники и развлечения;
  • занятия (в соответствии с учебным расписанием);
  • отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

чтение художественной литературы.

1.3 Содержание изучаемого курса

 В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

•        ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

•        ознакомление с предложением и его словесным составом;

•        деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;

•        членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

•        ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов.

Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

•        развитие связной речи;

•        подготовка к обучению чтению;

•        подготовка к обучению письму.

      Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшем дошкольном возрасте - это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, ее цель - научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова. После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласным и согласными звуками, с мягкими и твердыми согласными.

С детьми седьмого года жизни работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению, продолжается работа по звуковому анализу слова. В подготовительной группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение закрепляет слово в единое целое.

Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его. К концу учебного года дети должны научиться самостоятельно указывать, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

В течение года в подготовительной к школе группе ставится задача познакомить детей со всеми буквами русского алфавита. При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой буквы.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.                                               

 Объем образовательной нагрузки программы дополнительного образования                       «Азбуковедение»

Возраст

Количество НОД в неделю

Количество НОД в месяц

Количество НОД  в год

5-6 лет

2 (50 мин)

8

72

6-7 лет

2 (60 мин)

8

72

Учебный план кружка «Азбуковедение»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество занятий

1 – й год

2 – й год

1.

Введение понятия «слово»

6

2.

Введение понятия «предложение»

6

3.

Введение понятия «слог». Деление слов на слоги

8

4.

Введение понятия «звук»

10

5.

Звуковой анализ слов

20

6.

Подбор определений к существительным

2

7.

Подбор действий к существительным

4

8.

Введение понятия «гласный звук»

2

9.

Введение понятия «согласный звук»

2

10.

Введение понятия «мягкий согласный звук»

4

11.

Слогообразующая роль гласных звуков

6

2

12.

Звук и буква «А»

2

13.

Звук и буква «О»

2

14.

Звук и буква «У»

2

15.

Звук и буква «И»

2

16.

Звук и буква «Э»

2

17.

Звук и буква «Ы»

2

18.

Согласные звуки [м] ([м']), буква «М»

2

19.

Согласные звуки [н] ([н']), буква «Н»

2

20.

Согласные звуки [р] ([р']), буква «Р»

2

21

Согласные звуки [с] ([с']), буква «С»

2

22

Согласные звуки [л] ([л']), буква «Л»

2

23

Согласные звуки [х] ([х']); буква «X»

2

24

Согласный звук [ш], буква «Ш»

2

25

Согласные звуки [к] ([к']), буква «К»

2

26

Согласные звуки [п] ([п']), буква «П»

2

27

Согласные звуки [т] ([т']), буква «Т»

2

28

Согласные звуки [з] ([з']), буква «3»

4

29

Согласные звуки [в] ([в']), буква «В»

2

30

Согласный звук [ж], буква «Ж»

2

31

Согласные звуки [б] ([б']), буква «Б»

2

32

Согласные звуки [г] ([г']), буква «Г»

2

33

Согласные звуки [д] ([д']), буква «Д»

2

34

Согласный звук [ц], буква «Ц»

2

35

Согласный звук [ч'], буква «Ч»

2

36

Согласный звук [Щ'], буква «Щ»

2

37

Согласные звуки [ф] ([ф']), буква «Ф»

2

38

Согласный звук [й’], буква «Й»

2

39

Сочетание звуков [й’э ], буква «Е»

2

40

Сочетание звуков [й’a], буква «Я»

2

41

Сочетание звуков [й’y ], буква «Ю»

2

42

Сочетание звуков [й’о ], буква «Ё».

2

43

Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки)

2

44

Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

2

Итого:

72

72

                                            1.4 Планируемые результаты

По окончании обучения дети должны знать:

•        зрительный образ графемы,

•        определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;

•        отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;

•        графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

•        обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Ь.

Дети должны уметь:

•        различать гласные и согласные звуки;

•        дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение. К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

•        набор отдельных предложений и текст;

•        определять ударные  гласные , слоги;

•        определять в словах место и последовательность звуков;

•        определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

•        выполнять звукобуквенный анализ слов;

•        производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;

•        графически обозначать звуки, слоги и слова;

•        уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

•        составлять графическую схему предложения;

•        уметь читать самостоятельно, осмысленно по слогам, целыми словами, предложениями;

•        проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

2. «Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы «Азбуковедение»

2.1 Календарно-учебный график

Месяц

Тема

Задачи

Ресурсы

Реализация тем в нерегламентированной деятельности

1

2

3

4

5

Сентябрь

1-2. Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью.

  • Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;
  • дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
  • знакомство с тетрадью (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ)

Фишки, предметные картинки: лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь; тетради, цветные карандаши.

  • Игра «Экскурсия в магазин»
  • Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа»
  • Игра «Подскажи словечко»

3-4. «Осенние деньки». Слово как название окружающих нас предметов. Слова-родственники.

  • Пробудить интерес к окружающему миру;
  • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;
  • упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов

Предметные картинки с изображением овощей и фруктов,

  • Игра «Осенние слова»
  • Игра «Наоборот»
  • Игровое упражнение «Добавь слово»

5-6. Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение».

  • Подвести детей  к  пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;
  • воспитывать речевое внимание, фонематический слух;
  • поощрять речевую активность детей в словесных играх;
  • упражнять в ориентировке на листе бумаги

Игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши.

  • Игровое упражнение «Кто я?»
  • Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку»
  • Игровая обучающая ситуация «Составляем предложение»
  • Игровое упражнение «Зарисовка слова»

1

2

3

4

5

Октябрь

1-2. Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки

  • упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
  • познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
  • развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники)

Сюжетная картина «Осень», мяч, тетради, простые карандаши.

  • Игровая обучающая ситуация «Составляем предложение»
  • Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?»

3-4. Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур

  • Развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;
  • упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);
  • формировать быструю реакцию на слово

Картина «Осень», предметные картинки, флажок, тетради, простые карандаши.

  • Игровое упражнение «Назови ласково»
  • Игровое упражнение «Кто это? Что это?»
  • Игровое упражнение «Продолжай и передай»
  • Массаж для пальчиков

5-6. Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов

  • Закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;
  • познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;
  • дать знание о многозначности слов;
  • воспитывать речевое внимание;
  • развивать творческое воображение детей

Настольный театр «Курочка Ряба», мишка, карточки, цветные карандаши

  • Настольный театр «Курочка Ряба»
  • Массаж для пальчиков.

7-8. Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов

  • Формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
  • побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
  • упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;
  • развивать глазомер, мелкую моторику

Предметные картинки (животные), цветные мелки

  • Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»
  • Игровое упражнение «Красивые листочки»
  • Гимнастика ума «Точно и быстро»

1

2

3

4

5

Ноябрь

1-2. Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами

  • Формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
  • помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами):
  • упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;
  • развивать глазомер и мелкую моторику рук

Предметные картинки (мебель, игрушки, овощи), мяч, тетради, простые карандаши

  • Игровое упражнение «Послушай и скажи»
  • Игровое упражнение «Подели слова на части»
  • Игра с мячом «Доскажи словечко»
  • Игровое упражнение «Подбор объектов к действию»

3-4. Деление слов на слоги и составление слов из слогов

  • Упражнять детей в делении слова на слоги;
  • закреплять умение составлять слова из слогов;
  • развивать мелкую моторику

Схемы слов, набор картин из серии «Животные», тетради, цветные карандаши

  • Игра «За грибами»
  • Игровое упражнение «Какое слово спряталось в домике?»
  • Игра «Отгадай, кого я назвала»

5-6. Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук»

  • Упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;
  • закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
  • обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;
  • закреплять правила штриховки

Муляжи овощей, шкатулка, звоночки, мишка, тетради, простые карандаши

  • Игровое упражнение «Назови только слоги»
  • Игровая ситуация «Копилка слов»
  • Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова»

7-8. Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука

  • Упражнять детей в определении количества слогов в словах;
  • закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);
  • развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
  • воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
  • развивать микромоторику

Предметные картинки, игрушки, трафареты шубы и шапки, тетради, карандаши

  • Дидактическая игра «Пирамида»
  • Игра с мячом «Кто что делает?»
  • Игровая обучающая ситуация «Ищем звук»
  • Упражнение «Новые слова»

1

2

3

4

5

Декабрь

1-2. Нахождение местоположения звука в слове. Составление

узора из вертикальных и горизонтальных линий

  • Формировать умение слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму;
  • закреплять знания детей о предложении в процессе игры;
  • упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающего в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
  • находить место звука в слове (первый, в середине, последний);
  • упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий

Предметные картинки, тетради, простые карандаши, кукла

  • Игра «Живые слова»
  • Игровое упражнение «Составление рифмованных строк на тему»
  • Игровая обучающая ситуация «Звучащие слова»

3-4. Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове

  • Упражнять детей в делении слов на слоги;
  • закреплять в словаре детей названия цветов;
  • познакомить детей со способом составления предложения по словосочетаниям;
  • закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове;
  • воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
  • упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, в штриховке

Картинки с изображением цветов, мяч, листы бумаги, тетради, карандаши

  • Дидактическая игра «Посади цветы в клумбу»
  • Дидактическое упражнение «Придумай предложение»
  • Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук»
  • Дидактическая игра «Чье слово длиннее»

1

2

3

4

5

Декабрь

5-6. Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений

  • Помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками;
  • обогащать словарь;
  • закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
  • упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;
  • формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;
  • развитие мелкой моторики

Серия картинок «Животные», предметные картинки, полоски белой бумаги, трафареты елочек, простые карандаши, тетради

  • Игра «Загадки-складки»
  • Игровое упражнение «Накорми животное»
  • Игра «Цепочка слов»
  • Игровое упражнение «В лесу родилась елочка»

7-8. Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию

  • Обогащать словарный запас детей;
  • продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;
  • совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;
  • продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова;
  • помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;
  • развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями

Игрушки (кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка), трафареты животных, тетради, простые карандаши

  • Игра «Разные слова»
  • Игровое упражнение «Подумай, не торопись»
  • Игра «Доскажи словечко»
  • Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
  • Игра «Магазин игрушек»

1

2

3

4

5

Январь

1-2. Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау»

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова;
  • научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
  • упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме;
  • закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;
  • развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями

Трафареты высотных домов, тетради, цветные карандаши

  • Дидактическая игра «Звуки улицы»
  • Игровое упражнение «Измерение слов»
  • Игра «Эхо»
  • Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?»
  • Игровое упражнение «Строим высотный дом»

3-4. Звуковой анализ слова «мак»

  • Совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;
  • побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
  • упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;
  • продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги;
  • развивать микромоторику

Набор картинок, открыток предметного и сюжетного содержания, карточки для анализа трехзвукового слова, фишки, тетради, цветные карандаши

  • Игра «Веселые картинки»
  • Игровое упражнение «Строители»
  • Игра «Кто больше придумает слов с определенным звуком?»

5-6. Звуковой анализ слова «сок»

  • Совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;
  • побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
  • упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;
  • продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги;
  • развивать микромоторику

Набор картинок, открыток предметного и сюжетного содержания, карточки для анализа трехзвукового слова, фишки, тетради, цветные карандаши

  • Игра «Веселые картинки»
  • Игровое упражнение «Строители»
  • Игра «Кто больше придумает слов с определенным звуком?»

7-8. Звуковой анализ слова «мир»

  • Совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;
  • побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
  • упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;
  • продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги;
  • развивать микромоторику

Набор картинок, открыток предметного и сюжетного содержания, карточки для анализа трехзвукового слова, фишки, тетради, цветные карандаши

  • Игра «Живые слова»
  • Игровое упражнение «Составление рифмованных строк на тему»
  • Игровая обучающая ситуация «Звучащие слова»

1

2

3

4

5

Февраль

1-2. Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию

  • Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
  • познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»;
  • упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
  • закреплять представление о предложении;
  • развивать мелкую моторику

Картинка с изображением детей, картинка-схема слова «дом», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, простые карандаши, заготовки геометрических фигур

  • Дидактическая игра «Как из зовут?»
  • Игровое упражнение «Маленький архитектор»

3-4. Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и»

  • Закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова
  •  познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;
  • продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;
  • упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;
  • развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи;
  • дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом «и»

Сюжетная картинка с изображением детей, картинка-схема слова «дым», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, простые карандаши

  • Дидактическая игра «Как из зовут?»
  • Игра со словом «дым»
  • Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»

5-6. Звуковой анализ слова

«сыр». Введение понятия «гласный звук»

  • Познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»;
  • учить сравнивать по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;
  • познакомить детей с понятием «гласный звук»;
  • совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и»

Картинка-схема слова «сыр», карточки трехзвуковых слов, фишки, 10-12 игрушек, тетради, простые карандаши

  • Игра «Построим дом»
  • Игра со словом «сыр»
  • Дидактическая игра «Кто внимательный?»

1

2

3

4

5

Февраль

7-8. Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из 2, 3, 4 слов

  • Совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога;
  • развивать представление детей о зиме;
  • развивать фонематический слух детей;
  • закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
  • помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;
  • развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте;
  • упражнять детей в составлении предложений из 2, 3, 4 слов

Картинка-схема слова «шар», карточки трехзвуковых слов, фишки, сюжетная картина по выбору педагога, тетради, простые карандаши

  • Игра «Кто внимательный?»
  • Игровое упражнение «Как назовем следы?»
  • Игровое упражнение «Назови ласково»

Март

1-2. Звуковой

анализ слов

«жук» и «лук».

Словоизменение.

  • Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
  • расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;
  • продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;
  • совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;
  • продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;
  • упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении)

Картинка-схема слова «жук» и «лук», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, простые карандаши

  • Игра «Скажи как я»
  • Игровое упражнение на словоизменение
  • Игра со словом «жук»

1

2

3

4

5

Март

3-4. Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами

  • Упражнять детей в подборе определений к существительным;
  • развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;
  • упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами;
  • воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора

Мяч, картинка «Ель», графическая схема рассказа на доске, тетради, простые карандаши

  • Дидактическая игра «Кто больше?»
  • Игровое упражнение «Деление слов на части (слоги)»
  • Игра «Хитрая книга загадок»

5-6. Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук»

  • Упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;
  • продолжать совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически
  • упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;
  • создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение

Мяч, тетради, простые карандаши, картинка-схема слова «сом», карточки трехзвуковых слов, фишки.

  • Дидактическая игра «Кто больше?»
  • Игра «Зеркало»
  • Игра «Сказку вспомнить нужно»

7-8. Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «со-

гласный звук»

  • Упражнять в подборе однокоренных слов;
  • развивать умение производить звуковой анализ слов;
  • закреплять понятие «согласный звук»;
  • развивать мелкую моторику

Картинка-схема слова «нос» и «рот», карточки трехзвуковых слов, фишки, счетные палочки, шашки

  • Игра «Слова-родственники»
  • Игра «Перекличка»
  • Игра-упражнение «Автомобиль»

1

2

3

4

5

Апрель

1-2. Введение понятия «мягкий согласный звук».

Звуковой анализ слов «кот» и «кит»

  • Совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;
  • формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу,
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма

Картинка-схема слова «кот» и «кит», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, карандаши

  • Игра «Подбор прилагательных»
  • Игра «Магазин»
  • Игровое упражнение «Катаем шарики»

3-4. Закрепление понятия «мягкий согласный звук».

Деление на слоги двух- и трехсложных слов

  • Упражнять в подборе существительного к исходному слову-прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;
  • развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;
  • совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
  • продолжать формировать правильный захват пальцами орудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию

Предметные картинки, тетради, карандаши

  • Игра «Что бывает?»
  • Упражнение «Скакалочка»
  • Игровое упражнение «Зарисовка слов»

1

2

3

4

5

Апрель

5-6. Звуковой анализ слова «осы»

  • Активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов;
  • познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;
  • отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;
  • упражнять детей в делении слов на слоги;
  • развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжение формирования щепоти

Картинка-схема слова «осы», карточки трехзвуковых слов, фишки, тетради, карандаши

  • Лексическое упражнение «Веселая рифма»
  • Дидактическая игра «Цветочный магазин»

7-8. Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков

  • Активизировать речевую деятельность детей;
  • помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;
  • познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

Картинка-схема слова «розы», карточки четырехзвуковых слов, фишки, заготовки геометрических фигур

  • Игровое упражнение «Загадки-складки»
  • Игровое упражнение «Весеннее солнышко»
  • Игра с мячом «Кто чем занимается?»

Май

1-2. «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна»

  • Активизировать знания детей при отгадывании загадки, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадки;
  • упражнять в подборе определений к существительным;
  • продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков
  • упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;
  • совершенствовать умение детей делить на слоги двух, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова
  • развивать мелкую моторику

Картинка-схема слова «луна», карточки четырехзвуковых слов, фишки, тетради, цветные карандаши, счетные палочки

  • Игровое упражнение «Загадки о весне»
  • Игра «Весенние слова»
  • Игра «Кто в избушку проник?»
  • Игровое упражнение «Мебель для куклы»

1

2

3

4

5

Май

3-4. Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса»

  • Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
  • помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова «лиса»;
  • совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;
  • развивать мелкую моторику

Картинки-схемы слов «лиса» и «луна», карточки, фишки, мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания

  • Игра «Доскажи словечко»
  • Игра «Угадай птицу»
  • Игра «Назови пару»
  • Лексическое упражнение «Лисонька-лиса»
  • Игровое упражнение «Мой медведь»

5-6. Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики

  • Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;
  • совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова «муха»;
  • активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;
  • развивать мелкую моторику

Картинки-схемы слов «муха», карточки, фишки, мяч, игрушки, тетради, карандаши, счетные палочки

  • Игра «Кто больше назовет действий»
  • Лексическое упражнение «Отгадай кличку»
  • Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами»
  • Игровое упражнение «Чей колодец глубже»

7-8. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики

  • Упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы;
  • продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова «муха»;
  • активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье;
  • развивать мелкую моторику

Картинки-схемы слов «сани», карточки, фишки, мяч, тетради, карандаши, картонные полоски, ножницы

  • Игра «Как можно назвать весну?»
  • Лексическое упражнение «Составление из слов предложений»
  • Лексическое упражнение «Подумай и скажи»
  • Игровое упражнение «Ела, ела дуб, поломала зуб»

Календарно-тематическое планирование (2-й год обучения)

Месяц

Тема

Задачи

Ресурсы

Реализация тем в нерегламентированной деятельности

1

2

3

4

5

Сентябрь

1-2. Азбука – к мудрости ступенька. Звук и буква «А»

  • Воспитывать у детей внимательное отношение к словам;
  • предлагая проблемные вопросы, учить их искать и самостоятельно находить ответы на вопросы;
  • обогащать словарь детей пословицами и поговорками, упражняя в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости;
  • начать знакомство с буквами русского алфавита;
  • развивать мелкую моторику руки

Букварь, «Азбука», карточка с изображением буквы «А», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага

  • Игровое упражнение «Кто больше?»
  • Подвижная пауза «Дождик»
  • Игровое упражнение на анализ и синтез буквы «А»

3-4. Аз да буки -вот и все науки. Звук и буква «О»

  • Расширять кругозор детей путем «погружения» в историю возникновения письменности;
  • продолжать обогащать словарь детей пословицами и поговорками, упражняя в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости;
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквой «О»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

 «Азбука», карточка с изображением буквы «О», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага

  • Игровое упражнение «Кто больше?»
  • Фонетическая зарядка
  • Артикуляционная гимнастика

5-6. Ученье - путь к уменью. Звук и буква «У»

  • Активизировать словарь детей
  • формировать у детей умение рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • развивать артикуляцию и фонематический слух;
  • познакомить с буквой «У»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Карточка с изображением буквы «У», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага

  • Отгадывание загадок
  • Фонетическая зарядка
  • Артикуляционная гимнастика

1

2

3

4

5

Октябрь

1-2. Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла»

  • Расширить представления детей о профессиях;
  • продолжать формировать у детей умение рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • развивать артикуляцию и фонематический слух;
  • познакомить с буквой «И»;
  • развивать мелкую моторику руки;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова («игла»)

Карточка с изображением буквы «И», буквы-заготовки, палочки, картинка-схема слова «игла», фишки

  • Игровое упражнение «Подскажи профессию»
  • Фонетическая зарядка
  • Артикуляционная гимнастика
  • Игра «Доскажи словечко»

3-4. Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист»

  • Продолжать расширять представления детей о профессиях;
  • формировать у детей умение рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • развивать артикуляцию и фонематический слух;
  • познакомить с буквой «Э»;
  • развивать мелкую моторику руки;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова («лист»)

Карточка с изображением буквы «Э», буквы-заготовки, картинка-схема слова «лист», фишки

  • Игровое упражнение «Подскажи профессию»
  • Фонетическая зарядка
  • Игра «Доскажи словечко»

5-6. Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых»

  • Развивать артикуляцию и правильное фонационное дыхание
  • активизировать словарь детей;
  • совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • познакомить с буквой «Ы»;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер, творческое воображение, память

Карточка с изображением буквы «Ы», буквы-заготовки, картинка с изображением парохода, спички

  • Игровое задание
  • Игровое упражнение «Какой звук слышится в словах?»
  • Игровое задание «Чудесные спички»

1

2

3

4

5

Октябрь

7-8. Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш»

  • Познакомить детей с переносным значением слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение;
  • совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражая свои мысли
  •  раскрыть перед детьми слогообразующую роль гласных, закрепить представление о слоге;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Игрушка Буратино, предметные картинки, картинка-схема слова «камыш», карточки для анализа пятизвуковых слов, фишки, тетради, карандаши

  • Игровое упражнение «Как сказать правильно?»
  • Игра «Поможем Буратино»
  • Игра «Доскажи словечко»

Ноябрь

1-2. Согласный звук [м] ([м']), буква «М». Звуковой анализ слова «малыш»

  • Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение;
  • совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • познакомить с буквой «М»;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова («малыш»);
  • развивать мелкую моторику руки

Карточка с изображением буквы «М», буквы-заготовки, картинка-схема слова «малыш», кар-точки для анализа пятизвуковых слов, фишки

  • Игровое упражнение «Как сказать по-другому?»
  • Игровое упражнение «Замени слова и скажи по-другому»
  • Игра «Доскажи словечко»
  • Игровое задание «Волшебная нить»

3-4. Согласный звук [н] ([н']), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос»

  • Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение;
  • упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу;
  • развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками [н- н'];
  • познакомить с буквой «Н»;
  • упражнять в проведении звукового анализа слова («насос»);
  • развивать мелкую моторику руки

Карточка с изображением буквы «Н», буквы-заготовки, картинка-схема слова «насос», карточки для анализа пятизвуковых слов, фишки, шерстяные нитки

  • Лексическое упражнение «Подскажи противоположные слова»
  • Игровое упражнение «Отгадываем загадки»
  • Игра «Доскажи пословицу»
  • Игровое задание «Волшебная нить»

1

2

3

4

5

Ноябрь

5-6. Согласный звук [р] ([р']), буква «Р». Введение понятия «ударение»

  • Упражнять детей в подборе слов, близких по смыслу, используя разные степени прилагательных; образовании новых слов (прилагательных) с помощью суффиксов -еньк (-оньк); - оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (-ейш);
  • совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • познакомить с буквой «Р»;
  • знакомить детей с ударением;
  • упражнять в делении слова на слоги, выделения ударного слога;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Карточка с изображением буквы «Р», буквы-заготовки, предметные картинки, фишки, шерстяные нитки

  • Игровое упражнение «Кто хитрее?»
  • Игра «Доскажи словечко»
  • Игровое задание «Волшебная нить»
  • Игра с мячом «Придумай и скажи»

7-8. Согласный звук [с] ([с']), буква «С». Ударение

  • Упражнять детей в умении точно называть предмет, его качества и действия; помогать детям рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • познакомить с буквой «С»;
  • продолжать знакомство с ударением; совершенствовать способность разбивать слова на слоги, выделять ударный слог;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Карточка с изображением буквы «С», буквы-заготовки, предметные картинки, фишки, шерстяные нитки

  • Игровое упражнение «Найди точное слово»
  • Фонетическая зарядка
  • Игра «Доскажи словечко»
  • Игровое задание «Волшебная нить»

Декабрь

1-2. Согласный звук [л] ([л']), буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа»

  • Совершенствовать умение детей точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
  • продолжать знакомить с предложением, учить детей графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги;
  • развивать фонематический слух;
  • закреплять соотношение звук - буква;
  • познакомить с буквой «Л»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Карточка с изображением буквы «Л», буквы-заготовки, фишки, шерстяные нитки, тетради, карандаши

  • Игровое упражнение «Найди другое слово»
  • Фонетическая зарядка
  • Игра «Полсловечка за вами»
  • Игровое задание «Волшебная нить»

1

2

3

4

5

Декабрь

3-4. Согласный звук [х] ([х']); буква «X». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар»

  • Отрабатывать умение детей находить слова, точно оценивающие ситуацию;
  • совершенствовать способность детей рассуждать, четко выражая свои мысли;
  • продолжать учить детей графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги;
  • познакомить с буквой «X»;
  • знакомить детей с ударением;
  • закрепить умение разбивать слова на слоги, выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме;
  • развивать мелкую моторику руки

Карточка с изображением буквы «Х», буквы-заготовки, фишки, шерстяные нитки, тетради, карандаши

  • Игровое упражнение «Назови одним словом»
  • Отгадывание загадок
  • Фонетическая зарядка
  • Игровое задание «Волшебная нить»

5-6. Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами

  • Упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже;
  • отрабатывать умение подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие;
  • определять количество слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию;
  • познакомить с буквой «Ш»;
  • формировать правильное распределение мышечной нагрузки руки

Карточка с изображением буквы «Ш», буквы-заготовки, фишки, набор картинок, «волшебные спички», штампы

  • Игровое упражнение «Один - много»
  • Игровые задания
  • Игра «Доскажи словечко»
  • Артикуляционная гимнастика
  • Игровое задание «Волшебные спички»
  • Игровое упражнение «Бусы»

7-8. Многозначные слова. Согласный звук [к] ([к']), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук

  • Дать представление о разных значениях многозначного слова; с
  • совершенствовать умение подбирать признаки и действия к заданным словам;
  • продолжать упражнять детей в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию;
  • познакомить с понятием «глухой» согласный звук;
  • познакомить с буквой «К»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Чудесный мешочек, мелкие предметы, карточка с изображением буквы «К», буквы-заготовки, «чудесные спички», предметные картинки

  • Игровое упражнение «Игла – пила»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Игровое упражнение «Урожай»
  • Игровое задание «Волшебные спички»

1

2

3

4

5

Январь

1-2. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п] ([п']),

буква «П». 

За-крепление понятия «глухой» согласный звук

  • Отрабатывать умение различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове;
  • упражнять детей в составлении предложения с заданными словами;
  • развивать фонематический слух,
  • закреплять понятие «глухой» согласн. звук;
  • познакомить с буквой «П»;
  • развивать мелкую моторику руки и

Рисунок с изображением леса, карточка с изображением буквы «П», буквы-заготовки, «чудесные спички», тетради, карандаши

  • Игровое упражнение «Про ежей, про иголки»
  • Игра «Доскажи словечко»
  • Фонетическая зарядка
  • Игровое задание «Чудесные спички»

3-4. Звуковой анализ слова «кошка». Согласный

звук [т] ([т']), буква «Т». Закрепление понятия «глухой» согласный звук

  • Отрабатывать умение детей сопоставлять название животного и его движение;
  • помогать правильно подбирать признаки и действия к заданным словам;
  • продолжать упражнять в определении количества слогов и выделении ударного слога;
  • уточнить артикуляцию звуков [т и т'], упражнять детей в их дифференциации;
  • познакомить с буквой «Т»;
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма;

Предметные картинки с изображением животных, тетради, карандаши,  карточка с изображением буквы «Т», буквы-заготовки, карточки, разбитые на 6 квадратов с изображением буквы

  • Игровое упражнение «Кто как двигается»
  • Игра «Хлопни - топни»
  • Игровое упражнение «Посолим суп»
  • Игровое задание «Чудесные превращения»

5-6. Согласный звук [з] ([з']), буква «3». Введение понятия «звонкий» согласный звук

  • Закрепить умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу;
  • познакомить с разными значениями слова «идти»;
  • находить слова с противоположным значением; учить заканчивать простые и сложные предложения;

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «З», буквы-заготовки, карточки, разбитые на 6 квадратов с изображением буквы

  • Игровое упражнение «Высокий - низкий»
  • Игра «Хлопни - топни»
  • Игровое задание «Чудесное превращение»
  • Игровое задание «Идет - стоит»

1

2

3

4

5

Январь

7-8. Звуковой анализ слова «зонт»

  • упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам
  • познакомить с понятием «звонкий» согласный звук;
  • познакомить с буквой «3»;
  •  развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «З», буквы-заготовки, карточки, разбитые на 6 квадратов с изображением буквы

-        Игровое упражнение «Назови одним словом»

-        Отгадывание загадок

-        Фонетическая зарядка

-        Игровое задание «Волшебная нить»

Февраль

1-2. Согласный звук [в] ([в']), буква «В». Закрепление понятия «звонкий» согласный звук. Звуковой анализ слова «веник»

  • Продолжать формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;
  • расширить представление о разных значениях многозначного слова (глагола);
  • уточнять артикуляцию звуков [в] и [в'];
  • упражнять в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию;
  • познакомить с буквой «В»;
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма

Тетради, карандаши, горошины, карточка с изображением буквы «В», буквы-заготовки, шерстяные нитки, бархатная бумага

  • Игровое упражнение «Лето - зима»
  • Игровое задание «Прыгает – скачет»
  • Игровое упражнение «Катаем шарик»
  • Игровое задание «Волшебная нить»

3-4. «Летит пулей» - что бы это значило? Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений

  • Познакомить с разными значениями многозначных глаголов и существительных;
  • познакомить с многозначным глаголом «лететь», упражнять в правильном употреблении в устной речи устойчивых словосочетаний (фразеологизмов);

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ж», буквы-заготовки, чудесные спички, предметные картинки

  • Игровое упражнение «Хочу погладить»
  • Игра «Хлопни - топни»
  • Игровое задание «Летит пулей»
  • Игровое задание «Чудесные спички»

1

2

3

4

5

Февраль

5-6. Согласный

звук [б] ([б']),

буква «Б». Многозначные слова.

Звуковой анализ слова «батон»

  • Знакомить с новыми многозначными словами; упражнять в подборе слов, сходных по звучанию;
  • расширить представление о многозначных глаголах, способствовать правильному употреблению в речи фразеологизмов;
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («батон»);
  • отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели;
  • познакомить с буквой «Б»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Б», буквы-заготовки, чудесные спички, предметные картинки

  • Игровое упражнение «Шишка»
  • Игра «Хлопни - топни»
  • Игровое задание «Лить - поливать»
  • Игровое задание «Чудесные спички»

7-8. Согласный звук [г] ([г']), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби»

  • Формировать способность различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом;
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («голуби»);
  • отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели;
  • познакомить с буквой «Г»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Г», буквы-заготовки, предметные картинки, мелкие предметы для выкладывания буквы

  • Игровое упражнение «Брат – братец - братик»
  • Игра «Хлопни - топни»
  • Игровое задание
  • Пальчиковая игра «Любимые колпачки»

1

2

3

4

5

Март

1-2. Согласный звук [д] ([д']), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон»

  • Формировать у детей умение объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов;
  • обогащать словарный запас детей;
  • продолжать работу по составлению схем коротких предложений;
  • познакомить с буквой «Д»;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Д», предметные картинки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Бежать – мчаться»
  • Игровые задания
  • Игра «Да – нет»
  • Фонетическая зарядка. Скороговорка.

3-4. Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения

  • Совершенствовать способность детей различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу;
  • отрабатывать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками;
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («курица»);
  • упражнять детей в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
  • обратить внимание на смысловую законченность предложения;
  • познакомить с буквой «Ц»; развивать умение узнавать графический образ буквы;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ц», предметные картинки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Как сказать правильно?»
  • Игровое упражнение «Дом – домище»
  • Игровое упражнение «Поймай звук»
  • Игровое задание

5-6. Согласный звук [ч'], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки

  • Формировать умение использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения;
  • расширить представление о многозначных глаголах, помочь правильно употреблять в речи фразеологизмы;

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ч», предметные картинки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Закончи предложение»
  • Игровые задания
  • Упражнение «Скакалочка»
  • Фонетическая зарядка.

1

2

3

4

5

Март

7-8. Согласный звук [Щ'], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом

  • Упражнять в подборе близких и противоположных по значению слов разных частей речи к заданной ситуации;
  • уточнить артикуляцию звука [щ];
  • продолжать знакомство с буквами русского алфавита (буква «Щ»);
  • отрабатывать умение находить в отдельных словах и предложениях заданную букву;
  • развивать коммуникативные способности детей на основе общения

Карточки-записки, карандаши, карточка с изображением буквы «Щ», мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Как лучше сказать»
  • Игровое упражнение «Подумай и назови»
  • Игровое задание

Апрель

1-2. Согласный звук [ф] ([ф']), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки»

  • Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («фиалки»);
  • упражнять в выделении ударного слога и обозначение его на модели;
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквой «Ф»;
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ф», карточки-записки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Скажи точнее»
  • Игровые задания
  • Упражнение «Урожай»
  • Фонетическая зарядка.

3-4. Согласный звук [й’], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»

  • Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
  • способствовать развитию внимания и фонематического слуха детей;
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («чайник»);
  • упражнять в выделении ударного слога и обозначение его на модели;
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквой «Й»;
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма;
  • развивать мелкую моторику руки

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Й», предметные картинки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Антонимы»
  • Игра «Колокольчики»
  • Упражнение «Скакалочка»
  • Игровое задание

1

2

3

4

5

Апрель

5-6. Сочетание звуков [й’э ], буква «Е». Звуковой анализ слова

«лента»

  • Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
  • - формировать способность детей слышать при произнесении сочетание звуков [йэ];
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («лента»);
  • упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквой «Е»;
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма;
  • развивать мелкую моторику руки и ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Е», карточки-записки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Доскажи словечко»
  • Игровое упражнение «Антонимы»
  • Игровое задание
  • Фонетическая зарядка.

7-8. Сочетание

звуков [й’a], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня»

  • Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
  • закрепить знания о гласных звуках и об ударении;
  • развивать фонематический слух;
  • совершенствовать способность детей слышать при произнесении сочетание звуков [йa];
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («няня»);
  • упражнять в выделении ударного слога и обозначение его на модели;
  • познакомить с буквой «Я»;
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Я», карточки-записки, мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Антонимы-синонимы»
  • Игра «Молоточки»
  • Игровое задание

1

2

3

4

5

Май

1-2. Сочетание

звуков [й’y ],

буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка»

  • Обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи;
  • упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу — хочет, хотим — хотят);
  • совершенствовать способность детей слышать при произнесении сочетание звуков [йу]
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («клюшка»)
  • отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели
  • развивать фонематический слух
  • познакомить с буквой «Ю»
  • формировать правильный захват пальцами орудия письма

Картонная кукла, силуэт пальто, куски разноцветной бумаги и накладные детали (карманы, пуговицы, воротники), тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ю», мелкие предметы

  • Игровое упражнение «Ателье»
  • Игровое упражнение «Вы хотите? – Мы хотим»
  • Игровое задание

3-4. Сочетание

звуков [й’о ],

буква «Ё». Звуковой анализ слова «звёзды»

  • Упражнять в составлении распространенных предложений;
  • упражняться в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных;
  • формировать способность слышать при произнесении сочетание звуков [йо];
  • продолжать работу по звуковому анализу слова («звёзды»)
  • отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели
  • развивать фонематический слух
  • познакомить с буквой «Ё»
  • развивать мелкую моторику руки

Игрушечный мишка, предметные картинки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы «Ё», мелкие предметы, карточки-записки

  • Игровое упражнение «Размытое письмо»
  • Игровое упражнение «Сочиняем рифму»
  • Игровое задание

1

2

3

4

5

Май

5-6. Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день»

  • Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах;
  • повторить в ходе игры временные категории;
  • познакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков;
  • упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Карточки с изображением букв, шерстяные нитки, бархатная бумага, буквенный конструктор, карточки-записки.

  • Игровое упражнение «Удивительные слова»
  • Игра «Когда это бывает»
  • Дидактическая игра «Буква – звук»
  • Игровое задание «Волшебная нить»

7-8. Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

  • Закрепить представление о слове как единице языка: слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова;
  • отрабатывать произношение чистоговорки в разном темпе, с разной силой голоса;
  • развивать умение самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении;
  • упражнять в самостоятельном составлении предложения;
  • познакомить детей с понятием «алфавит»; - развивать фонематический слух;
  • закреплять образы букв;
  • развивать тактильные ощущения;
  • развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги

Кузовок с игрушками, карточки с изображением букв, карточки, чудесный мешочек и буквы, карандаши, таблица-алфавит.

  • Игровое упражнение «Зверята и зеркало»
  • Игра «Время рассердилось и ушло. Догони»
  • Дидактическая игра «Буква – звук»
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

2.2 Условия реализации программы

Занятия проводятся в групповой комнате № 7.                          

Методические пособия

Наглядно–дидактические пособия

Рабочие тетради

Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова.

Разрезная азбука

Готовим руку к письму. Гаврина С.Е.

ООО «РОСМЕН», 2018г.

Занимательное азбуковедение [Текст]: кн. для учителя / сост. В. Волина.

Наборы сюжетных и предметных картинок

Смирнова, Л. Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова.

Демонстрационные и слоговые таблицы, схемы-модели слов, слогов, предложений, звуков (красные, синие, зелёный квадраты)

Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме.

Карточки с текстом для чтения

Магнитная доска,  мольберт

Чудесный мешочек

Обучающие настольно-печатные игры по развитию речи

         

                                                     2.3 Формы аттестации

Способы определения результативности

Методы диагностики: педагогическое наблюдение, опрос, выполнение детьми диагностических заданий.

Формы подведения итогов реализации:

Опрос, самостоятельная работа, открытое занятие, игра-испытание, диагностические карты оценки результатов освоения программы.

Сроки проведения аттестации: сентябрь, май

                                                  2.4 Оценочные материалы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В начале и в конце обучения чтению проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога.   Диагностическая карта выявления уровня практического осознания элементов языка и речи для детей старшего дошкольного возраста: /по Д.Б. Эльконину/

В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения.  Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.

1. Скажи одно слово.

2.Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.

3.Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.

 При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.

 

п/п

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

фонемный анализ

анализ  предложений

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов исследования. 

 6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;

4-5 баллов – среднему;

3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов.  

На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития.  Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.

                                             

2.5 Методические материалы:

Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» рабочая тетрадь № 1 – 3. – М.:

Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

Куликовская Т.А. «Мастерская букв». – М.: Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997г.

Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва   1995г.                                                                                                                                  

Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997г.                                                                                              

К.И.Чуковский «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том. Москва, 1999г.  

                                     2.6 Список используемой литературы:

Бондарева Л.Ю. «Упражнения на каждый день: обучение грамоте

дошкольников и младших школьников». – Ярославль: Академия развития,

2008г.                                                                  

Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение». Москва 1991г.                      

Волина В.В. «Учимся играя». Москва 1994г. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997г.

Жукова Н.С. «Домашний букварь». Екатеринбург 1998г.

Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. М.: «Акалис», 1996г.  

Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». – М.:

Издательство «Ювента», 2003г.

Лапухина И.С. «Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи» Москва   1995г.          

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2002 г.    Полякова М.А. Как научить ребенка читать и писать. – М.: Айрис – пресс, 2008г.    

Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007г.                                                                  

Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подотовка к школе. Сценарии занятий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса».        ...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Очумелые ручки»(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)срок реализации 1 год....