Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znayka.docx | 307.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Пояснительная записка _____________________________________ 2
Направленность программы 2
Новизна 3
Актуальность 3
Педагогическая целесообразность 4
Организационно-педагогические условия 4
Цель и задачи реализации программы 7
Планируемые результаты освоения программы _______________________________________________________9
Формы аттестации ______________________________________________________________________________10
Оценочные материалы 10
Оценка качества освоения программ 15
2.Учебныйплан 17
Учебно-тематический план 18
Календарный учебный график 24
3. Содержание программы 25
Методика проведения занятий 29
Описание тем 31
4. Методическое обеспечение программы 46
Описание форм и методов 47
Материально-техническое обеспечение 48
Наглядно-дидактический материал 48
Фонотека 49
5.Списо литературы 51
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Знайка» для детей 5-7 лет по функциальному предназначению является учебно-познавательная. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Направленность программы.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы. Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Знайка», разработана в соответствии с ФГОС, основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках. «Готовим пальчики к письму», «Развивающая программа по подготовке к школе» (Е.А.Максимова и др.), «Обучение дошкольников грамоте» (Н.С. Варенцова), «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников.
Программа «Знайка»:
- создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по обучению грамоте, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи, обучению грамоте и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Созданы условия, способствующие развитию звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом. Развитие математических представлений. Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к школьному образованию. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка детей к школьному обучению является одним из самых сложных этапов. Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана дополнительная общеобразовательная программа по подготовке детей к школе (обучение грамоте, развитие математических представлений, мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом).
Педагогическая целесообразность программы.
Принципы и подходы к формированию кружковой деятельности. Содержание кружковой деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, принципам и подходам, определённым ФГОС, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир, получать удовлетворение от занятий.
Организационно-педагогические условия.
К организационным условиям относятся: ориентация на учебную деятельность и формированиеие мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.
Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 72 академических часов (периодичность занятий – с сентября по май).
Время проведение занятий: 2 раза в неделю не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет, количество детей в одной группе -8.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Знайка» для детей 5-7 лет» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для них составляется по необходимости адаптированная программа.
Принципы реализации программы
- принцип простоты и эффективности;
- комплексный подход – использование целого комплекса различных методик и приемов, при организации образовательной среды;
- принцип индивидуальности посредством учета потребностей данного возраста и опору на игровую (ведущую) деятельность;
- принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений;
- принцип результативности;
- принцип вариативности - предоставляет ребенку право собственного выбора действия; предполагает разнообразие содержания, форм и методов;
- позитивный подход – опора на сильные стороны личности, поведения ребенка и позитивная ориентация на ребенка.
- принцип поддержки разнообразия детства;
- принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
- принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
- принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Для решения цели и задач в программе используется:
- Тематическое планирование содержания занятий.
- Основные разделы занятий группируются вокруг единой темы,
- Здоровьесберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
- Пальчиковая гимнастика для обеих рук, при условии систематического выполнения, помогут пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным предметам.
- Нетрадиционные технологии;
Здоровьесберегающие методы и приемы (технология В.Ф Базарного):
- с детьми старшего дошкольного возраста - игровые задания в режиме дальнего зрения с использованием офтальмотренажёров, сюжетных и предметных картинок, дидактических игр для формирования остроты зрения и увеличения двигательной активности детей.
Структура организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по технологии Базарного:
1)рассматривание детьми сюжетной картины и предметных картинок с использованием держателя,
2) упражнения для снятия напряжения глаз и пальчиковая гимнастика,
3)звукобуквенный анализ,
4)штриховка, печатание букв, цифр;
- используется специальное пособие «Аквариум» (технология А. Шулешко), где предлагают детям различные задания по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии. Использование современных информационных технологий позволит существенно повысить мотивацию детей к обучению. Наглядный дидактический материал. Увлекательные слайд-шоу.
Формы обучения по данной программе:
Наглядные;
Словесные;
Практические;
Групповые;
Индивидуальные;
Проблемные ситуации;
Моделирование;
Использование схем, символов, знаков;
Дидактические игры.
Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально. Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, конкурс, викторина, творческая встреча, праздник, путешествие, открытое занятие, практическое занятие.
Данные формы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Цель и задачи реализации программы
Цель: Формирование у дошкольников основных необходимые навыков учебной деятельности, развивать познавательные интересы, мыслительные процессы с использованием развивающих игр и упражнений.
Задачи:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Совершенствовать развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей;
3. Совершенствовать пространственные представления;
- ориентация на листе;
- ориентация в пространстве на примере собственного тела;
4. Развитие школьно-значимых функций старших дошкольников
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи:
- контроль за собственными действиями
Отличительные особенности заключаются в том, что данная дополнительная общеобразовательная программа предлагает материал по подготовке детей к школе, побуждающий дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учётом его возрастных особенностей. В работе используются разные подходы:
- организация работы с семьёй;
- взаимодействие с социумом;
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Для достижения желаемого результата предполагается работа с детьми в трёх блоках.
- Блок специально организованного обучения в форме занятия (систематическая постановка перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей). Взрослый инициатор.
- Блок совместной деятельности педагога с детьми (развитие социальных навыков освоения разных видов деятельности, создать микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребёнком. Взрослый партнёр - инициатор.
- Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам. Взрослый наблюдает за процессом, обеспечивая предметную среду для детей. Взрослый потенциальный партнёр.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения по программе «Знайка» воспитанники будут:
- знать буквы русского алфавита
- уметь писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- уметь пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
- Проводить звуковой анализ слов
- Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
По разделу: «Развитие математических представлений и логики»
- знать как выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Находить части целого и целое по известным частям.
- Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Формы промежуточной аттестации
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Знайка»-открытое занятие для родителей.
К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя практическое занятие, презентация потрфолио детей и др. Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист. Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год. Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол.
Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень».
Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания. Объём знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «средний уровень» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее и достаточное понимание материала, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.
Контрольный лист текущего контроля
по реализации
дополнительной общеразвивающей программы
на 20___ 20____уч.год
Название учебного объединения
_________________________________________________________________
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации
_________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_____________________________________
_________________________________________________________________
Год обучения _____________________________________________________
п/п | Фамилия имя обучающегося | Форма проведения (выставка, концерт, конкурс. Соревнование, итоговое занятие и т.п.) | Дата проведения | Результат |
1. |
|
|
| |
2. |
|
|
|
ПРОТОКОЛ №
Результатов промежуточной аттестации
________ учебный год
Название учебного объединения _______________________________________________________________________________
Вид аттестации__ (промежуточная, итоговая) ____________________________________________________________________
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации
_________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_____________________________________________________________________________________
Дата проведения _______________________________________________________________________________________________
Год обучения _____________________________________________________________________________________________________
Форма проведения _____________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) ________
п/п | Фамилия имя обучающегося | Форма проведения | Результат аттестации |
1. |
|
|
|
По разделу «Развитие речи и обучение грамоте»:
В рамках реализации первого раздела программы «Развитие речи и обучение грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника. Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем). Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв. Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат. На последующих занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным. Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.
Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующих занятия дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости /глухости.
После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физминуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).
По разделу: «Развитие математических представлений и логики»
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ.
Прямой и обратный счет. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел, точками на отрезке прямой. Состав числа.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин.
Методика проведения занятий
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. продумывается методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Выполняются все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствуется в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Подготовка педагога к занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
На всех этапах обучения у детей будут развиваться - внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Описание тем
Месяц | Тема | Программное содержание | Предполагаемый результат | Форма | Дидактический материал, техническое оснащение |
Сентябрь | Звуки и буквы Числа-цифры | Познакомить детей с историей возникновения речи у человека, о способах общения между людьми; дать детям характеристику звука и буквы, помочь в различении этих понятий; познакомить с гласным звуком и буквой А; упражнять в определении звука в словах. познакомить с согласным звуком и буквой М; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слогов и слов из букв, чтении их; помочь в овладении звукобуквенным анализом слова "мама". Закреплять: знания о числах квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетрадях в клетку; умение писать цифры; Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек; учить сужать поле поиска объекта, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | У детей обогащена речь, за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире -развит фонематический слух; сформировано графо моторные навыки и умения. Второго раздела: - имеют математические представления о числах и цифрах -знакомы с математическими знаками. - интересуются окружающим миром математического содержания. | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий
| помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр; игры со словами
|
Октябрь | Звуки и буквы Числа-цифры | познакомить с гласным звуком и буквой У; развивать слуховое восприятие; научить определять место звука и количество слогов в словах. познакомить с гласным звуком и буквой О; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при допрессовывании букв; научить определять место звука и количество слогов в словах. познакомить с согласным звуком и буквой С; учить определять место звука в трех позициях; упражнять в сравнении слов "сама" и "сам"; закрепить деление слов на слоги. закрепить изученные звуки, а также буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов по разрезной азбуке и слоговой таблице. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | -определяют звук в словах, называют гласные звуки, называют количество слогов. Второго раздела: - развитие математических представлений о числах и цифрах -знакомство с математическими знаками интересуются окружающим миром математического содержания. | Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки).
Практические: - выполнение заданий.
| помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр; игры со звуками, с математическим содержанием |
Ноябрь | Звуки и буквы Арифметические задачи | Развивать умение давать характеристику звука и буквы Н; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице. познакомить с согласным звуком и буквой Х; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах; упражнять в звуковом анализе слов, подборе антонимов. Закреплять знания о знаках, умение писать их, сравнивать величину предметов, записывать результаты. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Формировать учебную задачу, сужать поле поиска объекта. | Дают характеристику звукам, составляют слова из букв, читают слова по таблице. Второго раздела: - освоили представления о числах и цифрах -знакомы с математическими знаками | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр |
Декабрь | Звуки и буквы Арифметические задачи | Познакомить с характеристикой звука и буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице. познакомить с согласным звуком и буквой Х; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах; упражнять в звуковом анализе слов, подборе антонимов продолжать учить звуковому анализу слов; закреплять умение называть слова с заданным звуком; упражнять в составлении прямых и обратных слогов из букв разрезной азбуки, трехбуквенных слов. познакомить с согласным звуком и буквой Ш; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; | Определяют место звука в словах, называют слова с заданным звуком. Решают и составляют арифметические задачи | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий
| помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр |
Январь | Звуки и буквы Арифметические задачи
| продолжать учить звуковому анализу слов; закреплять умение называть слова с заданным звуком; упражнять в составлении прямых и обратных слогов из букв разрезной азбуки, трехбуквенных слов познакомить с согласным звуком и буквой Ш; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <,>; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку; знания о составе числа из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Учить сужать поле поиска объекта. | Составляют прямые и обратные слоги из букв разрезной азбуки, трехбуквенные слова. Составляют предложение по заданному слову. Понимают отношения между числами, записывают эти отношения с помощью знаков <,>; устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; рисуют треугольники, трапеции в тетради в клетку; составляют числа из двух меньших чисел. | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий
| помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланели граф; \индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр |
Февраль | Звуки и буквы Арифметические задачи | показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: упражнять в чтении слогов и нахождении слов по таблице. закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении познакомить с согласным звуком и буквой Л; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. Систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах; развивать воображение, логическое мышление; активизировать в речи прилагательные и глаголы; Продолжать учить понимать отношения между числами, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о днях недели; продолжать учить решать логическую задачу; закреплять умение определять, словом, положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Дети различают произношение звуков; развит фонематический слух, интонационная выразительность речи: читают слоги и находят слова по таблице. Используют знания о звуках, буквах, слогах; Устанавливают соответствие между количеством предметов и цифрой; знают о днях недели; решают логическую задачу; | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. |
Март | Звуки и буквы Логические задачи | познакомить с согласным звуком и буквой Р; развивать фонематический слух; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову. показать различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: закреплять умение читать слоги и находить слова по таблице; упражнять в согласовании существительных и прилагательных. познакомить с согласным звуком и буквой К; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и давать смысловую характеристику слова; упражнять в звуковом анализе слов. Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Упражнять детей в выявлении заданного признака. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением | Читают слоги и складывают слова из букв; составляют предложение по заданному слову. Находят различия в произношении звуков; согласовывают существительные и прилагательные. Определяют место звука в словах и дают смысловую характеристику слова; Соотносят количество предметов с цифрой; составляют вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечают на них, записывают цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывают математическую загадку, записывают ее решение с помощью знаков и цифр; понимают учебную задачу и выполняют ее самостоятельно. Знакомы с часами, их разнообразием и назначением | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. |
Апрель | Звуки и буквы Логические задачи
| познакомить с согласным звуком и буквой П; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и находить новые слова в заданном слове; упражнять в звуковом анализе слов. закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении. упражнять в составлении предложений с разными интонационными знаками в конце. Знакомить: с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 13. Решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить сужать поле поиска объекта. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. | Дети читают по слогам, составляют самостоятельно схемы звукового анализа слов. У детей развит фонематический слух, графо моторные навыки и умение решать логические задачи математического содержания. Решают арифметическую задачу, записывают условие задачи, читают запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисуют символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр. |
Май | Звуки и буквы Арифметические задачи | Познакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками; развивать умение быстро схватывать смысл услышанного; упражнять в наращивании слов, умении составлять предложения, строить высказывания формировать знания детей о графическом образе, букв, упражнять в складывании букв из различных материалов, рисовании и лепке их; развивать интеллект, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. познакомить детей с алфавитом, знать, из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова; развивать слуховое восприятие, память, внимание; упражнять в коллективном чтении небольшого текста. обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепить навык звуко-слогового анализа слова, умение преобразовывать глаголы с помощью приставок, существительные –суффиксов), Продолжать учить: решать арифметические задачи записывать решение с помощью цифр и знаков; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; измерять линейкой, записывать результаты измерения. Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры; навыки самоконтроля и самооценки. | Дети умеют наращивают слов, составляют предложение, строят высказывания. Знают о графическом образе, букв, складывают буквы из различных материалов, рисовании и лепке. У детей развит интеллект, мелкая моторика, координация движений пальцев рук. Дети знают алфавит, знают, из чего состоят слова, выкладывают слова из букв, меняют первую букву и читать новые слова; Ориентируются в понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; решают арифметические задачи записывают решение с помощью цифр и знаков; понимают учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; измеряют линейкой, записывают результаты измерения. Ориентируются на листе бумаги; решают примеры. | Игровые: использование игр и игровых персонажей
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры)
Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки)
Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. |
- Методическое обеспечение программы.
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Средства информационно-коммуникационных технологий (компьютер, проектор, интерактивная доска , тетрадь в клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, панно "Звуко-буквенный ряд", панно "Теремок", панно "Азбука", атрибуты к играм "Буквоед", "Буква потерялась", "Кечелов", "Ребусы", "Анаграммы", "Слоговое лото" , бумага офисная, набор воскового пластилина, папка скоросшиватель, файлы, альбом для рисования, стомпоминос "Русский алфавит, набор для творческва "Виток за витком", пальчиковые краски. -
- Полоски-схемы звукового состава слов
- Фишки-карточки
- Касса букв
- Демонстрационный и раздаточный материал к занятиям
- Наглядно-методический материал
- Индивидуальные рабочие тетради для детей
- Индивидуальные тетради в клетку
- Индивидуальные тетради в линейку
- Цветные карандаши
- Простой карандаш
- Письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик
- Счетные палочки
- Геометрическое лото
- Демонстрационный и раздаточный материал к занятиям
- Индивидуальные рабочие тетради для детей
Описание форм и методов проведения занятий
1. Словесные методы обучения:
-беседа;
-рассказ;
-объяснение;
-разъяснение;
-вопросы проблемного и исследовательского характера;
-словесные игры.
2. Наглядные методы обучения:
-показ видеоматериалов, иллюстраций;
-показ, исполнение педагогом;
-наблюдение;
-работа по образцу.
3. Практические методы обучения:
-тренинг;
- подвижные, пальчиковые развивающие игры
- изготовление детских работ
- загадки.
Материально-техническое обеспечение
- 4 стола на 6 посадочных мест;
- 12 детских стульев;
- компьютерный стол;
- проектор, экран;
- компьютер;
- стол взрослый;
Наглядный, демонстрационный материал:
- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, --, =,>, <;
- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
- карточки и таблицы;
- модели ("числовая лесенка", календарь и др.);
-логические блоки;
- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
- оборудование для проведения дидактических игр;
- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).
Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.
К раздаточным материалам относятся:
- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- таблицы и модели;
- счетные палочки и т. д.
- пособия для обучения детей счету;
- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
- пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
- пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
- специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры "Танграм" требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Фонотека:
-сборник классической музыки «Музыкальная орбита»;
-шедевры инструментальной музыки «Прибой у скал»;
-сборник инструментальной музыки «Рояль в ночи»;
-сборник детских песен «Вместе весело шагать»;
-шедевры классической музыки «Золотая классика».
5. Список литературы
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «Детство-Пресс», 2012
- Волина В. Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996.
- Варенцова Н. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г.
- Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. – М.: Сфера, 2015.
- Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Будущему первокласснику. Учимся читать. Учимся писать. КОГУБ «Кировская типография», 2001.
- Дурова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей. - М.: Школьная Пресса, 2010.
- Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. - СПб: Детство-Пресс, 2011.
- Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2013.
9.Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». «Астрель», Москва; 2007 г.
10. Жукова Р. А. «Как научить ребенка читать». «Корифей» издательско-торговый дом, Волгоград; 2010 г.
11.Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет/ Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М: Вентана-Граф, 2013.
12. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. – М.: Сфера, 2008.
13. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Владос, 1999.Максимова Е.А. «Готовим пальчики к письму» - Москва, Обруч, 2011 год
14. Обучение дошкольников грамоте/ Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - М.: Школьная Пресса, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет
2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».
Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса». ...
Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».
Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности для детей 3-4 лет "Речевичок".Срок реализации 1 год.
Содержание программы: актуальность, условия реализации, цель, задачи, принципы, практическая значимость, ожидаемые результаты, учебно-тематиеское планирование, литература, преспективное планирование, ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4-5 лет «Азбука безопасности»
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил пожарной безопасности поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной критической ситуации м...