Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка
методическая разработка (младшая группа)

Муратова Евгения Вадимовна

Сенсомоторное развитие детей

младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка

          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Специалисты, занимающиеся профилактикой и коррекцией нарушений у детей младшего возраста пришли к единодушному мнению: сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста – фундамент речевого развития ребёнка и необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка: совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.

В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

            Все ученые изучавшие психику детей и также педагоги, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

            Работая с детьми,  обратили внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта, у поступивших в детский сад  детей плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика:  дети не знают цвет, форму, качества предмета, многие дети с трудом справляются с предложенным заданием (на лепке, рисовании), или же совсем не могут выполнить его без помощи взрослого и они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

На основе мониторинга была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Как следствие - задержка развития речи (это показало педагогическое обследование уровня развития каждого ребенка, выявления степени имеющихся отклонений в развитии мелкой моторики с целью, анализа своей профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников, а так же, создания условий для дальнейшей работы с детьми).

Мы на собственном опыте убедились в том, что современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Так как, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д.   Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.

И сейчас не каждый современный родитель может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках.  В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Также недостаточное внимание, уделяется созданию разнообразной предметно-игровой среды, как в группах, так и дома, всё это ведёт к снижению уровня сенсорного развития детей. Поэтому решили уделить большое внимание данной проблеме. Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению.

Таким образом, определилась цель работы: разработка и внедрение технологии сенсомоторного развития для детей младшего возраста. Данная технология разработана в результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 2-4 лет, является комплексной, объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одну интегрированную деятельность.

Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Цель заключается в создании условий для полноценного развития детей по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями Примерной образовательной программы.

Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является:

  • создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • создавать условия для физического развития;
  • создавать условия для творческого самовыражения;
  • создавать условия для проявления познавательной активности детей;
  • создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;
  • создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, мы ориентировались на то что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.   Гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.  Форма и дизайн предметов ориентирован на безопасность и возраст детей.

4.  Элементы декора легко сменяемы.

5.  В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

6.  Организуя среду в групповом помещении, учитывались закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7.   Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.

9.  Среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Что даёт ребёнку игра:

•          удовольствие;

•          знакомство с нормами, правилами жизни;

•          общение со сверстниками;

•          возможность выражать свои эмоции;

•          возможность выбирать игрушки (среду), средства игры (слово, движение, место);

•          внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Игры, необходимые для развития детей младшего возраста можно классифицировать.

Сенсорные игры (Сенсорика – от латинского “оsensus” – чувство, ощущение).

Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.

Моторные игры (бег, прыжки, лазание)

Моторика – двигательная активность. Не всем нам нравится, когда ребёнок много двигается. Безусловно, прежде всего, нужно подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра - «возня».   Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая не замысловатая игра, «как куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело. Пусть ребенок знакомиться с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят взрослых до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры.   Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь, как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

  • Дидактические игры по сенсорике на закрепление и знание цвета, формы, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе;
  • Пальчиковые игры: «Строим дом», «Семья», «Водичка-водичка», «Снежок» и др.;
  • Игры из подручных материалов: косточки, крышки, застежки, шнуровки, кнопки, бусинки, пуговицы, ленты, прищепки, выключатели, щеколды, шпингалетами, крючками и др.;
  • Игры с мозаикой:«Почини плюшевого мишку»,«Ваза для фруктов», «Наша елка высока»,«Белый снег », «Дождик, дождик, лей, лей...»  и др.;                                                                                                                                                                                                                                              
  • Игры с конструктором;
  • Игры с водой, песком, самомассаж: «Водичка», «Семья», «Игрушки», «Моем овощи и фрукты», «Осень», «Большая стирка», «Праздник елки», «Зима», «Ладушки», «Еду к деду», «Ноги ходят по дороге…», «Сорока-ворона  кашку варила…» и др.;
  • Игры на тактильное восприятие «Сухой бассейн»; «Волшебный мешочек», «Найди такой же предмет» и др.;
  • Игры-тренажёры (направленные на развитие мелкой моторики руки: формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить): «Бабочка», «Паровозик», «Божья коровка», «Дождик и тучки», «Грибы», «Гусеница», «Цыплята на лугу» и др.;
  • Игры с пластилином: «Украсим наш мячик», «Пластилиновый салат», «Листик», «Ваня ходит по дорожке», «Следы», «Новогодняя елка», «Как на горке снег, снег…»;

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка.

Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая…» и другие пальчиковые игры.

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти руки и психическим состоянием: «все из рук валится», «с легкой руки», «руки не доходят», «из рук вон плохо» и т. д. Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные выражения, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаешь только тогда, когда знакомишься с результатами проведенных учеными исследований и наблюдений, которые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга,  доказывают  что степень развития пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.

Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. А ведь игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Продуктивная деятельность крайне важна для развития общих способностей, которые проявляются в будущем, в любых видах деятельности. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развития интеллекта, нравственности. Разнообразные по форме и содержанию игры, помогали развивать у детей память, воображение, способствовали развитию  мелкой моторики  пальцев рук и речи. Упражнения- задания, способствовали, правильному выделению таких качеств предмета, как цвет, форма, величина, звук и т.д. 

Игры по выкладыванию узоров требовали от детей усидчивости и терпения, развивали навык выполнения действий по образу. Для детей, данного возраста, это очень серьезное занятие. Но чтобы они не теряли интерес к таким играм, предлагался им различный материал (мозаику, пуговицы, счетные палочки, макаронные изделия, семена). 

            Работа с пластилином, соленым тестом, бумагой, крупой, макаронными изделиями, природным и бросовым материалом, нитками и т.д. приносили детям не только радость, но и помогали в реализации данной темы. Дети с большим удовольствием, интересом включались в новые увлекательные задания, становились «маленькими исследователями», как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игре в группе, на прогулке, на улице и т.д. 

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский   говорил: «Ум ребенка на кончиках пальцев…», а мы говорим: «Будущее детей на кончиках пальцев».

Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие детей

младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка

          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Специалисты, занимающиеся профилактикой и коррекцией нарушений у детей младшего возраста пришли к единодушному мнению: сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста – фундамент речевого развития ребёнка и необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка: совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.

В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

               Все ученые изучавшие психику детей и также педагоги, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

        Работая с детьми,  обратили внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта, у поступивших в детский сад  детей плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика:  дети не знают цвет, форму, качества предмета, многие дети с трудом справляются с предложенным заданием (на лепке, рисовании), или же совсем не могут выполнить его без помощи взрослого и они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

На основе мониторинга была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Как следствие - задержка развития речи (это показало педагогическое обследование уровня развития каждого ребенка, выявления степени имеющихся отклонений в развитии мелкой моторики с целью, анализа своей профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников, а так же, создания условий для дальнейшей работы с детьми).

Мы на собственном опыте убедились в том, что современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Так как, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д.   Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.

И сейчас не каждый современный родитель может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках.  В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Также недостаточное внимание, уделяется созданию разнообразной предметно-игровой среды, как в группах, так и дома, всё это ведёт к снижению уровня сенсорного развития детей. Поэтому решили уделить большое внимание данной проблеме. Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению.

Таким образом, определилась цель работы: разработка и внедрение технологии сенсомоторного развития для детей младшего возраста. Данная технология разработана в результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 2-4 лет, является комплексной, объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одну интегрированную деятельность.

Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Цель заключается в создании условий для полноценного развития детей по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями Примерной образовательной программы.

Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является:

  • создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • создавать условия для физического развития;
  • создавать условия для творческого самовыражения;
  • создавать условия для проявления познавательной активности детей;
  • создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;
  • создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, мы ориентировались на то что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.   Гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.  Форма и дизайн предметов ориентирован на безопасность и возраст детей.

4.  Элементы декора легко сменяемы.

5.  В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

6.  Организуя среду в групповом помещении, учитывались закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7.   Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.

9.  Среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Что даёт ребёнку игра:

•        удовольствие;

•        знакомство с нормами, правилами жизни;

•        общение со сверстниками;

•        возможность выражать свои эмоции;

•        возможность выбирать игрушки (среду), средства игры (слово, движение, место);

•        внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Игры, необходимые для развития детей младшего возраста можно классифицировать.

Сенсорные игры (Сенсорика – от латинского “оsensus” – чувство, ощущение).

Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.

Моторные игры (бег, прыжки, лазание)

Моторика – двигательная активность. Не всем нам нравится, когда ребёнок много двигается. Безусловно, прежде всего, нужно подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра - «возня».   Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая не замысловатая игра, «как куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Именно от года до трех лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело. Пусть ребенок знакомиться с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят взрослых до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры.   Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь, как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

  • Дидактические игры по сенсорике на закрепление и знание цвета, формы, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе;
  • Пальчиковые игры: «Строим дом», «Семья», «Водичка-водичка», «Снежок» и др.;
  • Игры из подручных материалов: косточки, крышки, застежки, шнуровки, кнопки, бусинки, пуговицы, ленты, прищепки, выключатели, щеколды, шпингалетами, крючками и др.;
  • Игры с мозаикой:«Почини плюшевого мишку»,«Ваза для фруктов», «Наша елка высока»,«Белый снег », «Дождик, дождик, лей, лей...»  и др.;                                                                                                                                                                                                                                              
  • Игры с конструктором;
  • Игры с водой, песком, самомассаж: «Водичка», «Семья», «Игрушки», «Моем овощи и фрукты», «Осень», «Большая стирка», «Праздник елки», «Зима», «Ладушки», «Еду к деду», «Ноги ходят по дороге…», «Сорока-ворона  кашку варила…» и др.;
  • Игры на тактильное восприятие «Сухой бассейн»; «Волшебный мешочек», «Найди такой же предмет» и др.;
  • Игры-тренажёры (направленные на развитие мелкой моторики руки: формирование умения выполнять действия с предметами (прикрутить, открутить, прилепить, отлепить): «Бабочка», «Паровозик», «Божья коровка», «Дождик и тучки», «Грибы», «Гусеница», «Цыплята на лугу» и др.;
  • Игры с пластилином: «Украсим наш мячик», «Пластилиновый салат», «Листик», «Ваня ходит по дорожке», «Следы», «Новогодняя елка», «Как на горке снег, снег…»;

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка.

Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая…» и другие пальчиковые игры.

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти руки и психическим состоянием: «все из рук валится», «с легкой руки», «руки не доходят», «из рук вон плохо» и т. д. Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные выражения, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаешь только тогда, когда знакомишься с результатами проведенных учеными исследований и наблюдений, которые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга,  доказывают  что степень развития пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.

Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. А ведь игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Продуктивная деятельность крайне важна для развития общих способностей, которые проявляются в будущем, в любых видах деятельности. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развития интеллекта, нравственности. Разнообразные по форме и содержанию игры, помогали развивать у детей память, воображение, способствовали развитию  мелкой моторики  пальцев рук и речи. Упражнения- задания, способствовали, правильному выделению таких качеств предмета, как цвет, форма, величина, звук и т.д.  

Игры по выкладыванию узоров требовали от детей усидчивости и терпения, развивали навык выполнения действий по образу. Для детей, данного возраста, это очень серьезное занятие. Но чтобы они не теряли интерес к таким играм, предлагался им различный материал (мозаику, пуговицы, счетные палочки, макаронные изделия, семена).  

        Работа с пластилином, соленым тестом, бумагой, крупой, макаронными изделиями, природным и бросовым материалом, нитками и т.д. приносили детям не только радость, но и помогали в реализации данной темы. Дети с большим удовольствием, интересом включались в новые увлекательные задания, становились «маленькими исследователями», как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игре в группе, на прогулке, на улице и т.д.  

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский   говорил: «Ум ребенка на кончиках пальцев…», а мы говорим: «Будущее детей на кончиках пальцев».

Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...