Подборка занятий с применением современных психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО, в том числе в рамках консультативных центров для родителей (законных представителей) и детей с задержкой психического развития
методическая разработка
В проекте подобраны занятия для детей с задержкой психического развития и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ovz.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подборка занятий с применением современных психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО, в том числе в рамках консультативных центров для родителей (законных представителей) и детей с задержкой психического развития (дети 5-6 лет)
Цель Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении; вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям, оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развить навыки общения с детьми – инвалидами; способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Ожидаемые результаты Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня; уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов; наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками; возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия; формирование навыков общения с детьми – инвалидами; развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Нормативная база Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг. Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании». Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Актуальность Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия. В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
«Заяц в гости к нам пришел»
Цель Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи Создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей и взрослых, закрепления навыков неконфликтного поведения и расширения позитивного социального опыта. Развивать творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки участников группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями. Способствовать сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.
Предварительная работа Разучивание песни «Зайчик»
Организация: подгрупповое взаимодействие детей и родителей. Оборудование: игрушка-зайчик, домик, экран мультимедиа с изображением леса, чудесный мешочек, муляжи овощей, корзина, кусочки настоящей моркови в маленьком контейнере, платок для игры в прятки, столы и материалы для аппликации, музыкальные инструменты, аудиозапись «Игровой гимнастики» Е. Железновой, подарки от зайчика детям.
Методы и приемы Словесный, наглядный, игровой; Беседа, демонстрация.
Ход занятия Дети вместе с родителями входят в зал. Они свободно общаются, размещаясь на стульях полукругом. Психолог приветствует всех и сообщает, что сегодня к нам придёт гость, о котором говорится в загадке: Психолог: — Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто же это? (Дети отвечают.) Правильно! Зайчик. Психолог предлагает всем посмотреть на экран мультимедиа с изображением леса и стоящим рядом с ним домиком. Звучит тихая музыка. Психолог заходит за домик, возвращается вместе с зайчиком. Зайчик приветствует присутствующих и сообщает, что его зовут Пушок, живёт он в этом домике и очень хочет познакомиться со всеми: — Я зайчик Пушок, Я по лесу прыг да скок. Я на месте не сижу, И со всеми я дружу. Сначала зайчик лапкой здоровается с каждым ребёнком, повторяет его имя и внимательно слушает ответ («Здравствуй, Паша!» «Здравствуй, Пушок!»). Затем переходит к приветствию взрослых: «Здравствуйте, родители». («Здравствуй, Пушок!»)
Проводится игра «Помоги зайчику собрать овощи». Для игры понадобятся муляжи овощей: морковь, картофель, огурец, помидор. Психолог предлагает всем встать в круг и сообщает, что зайчик принёс с собой волшебный мешочек (все его внимательно рассматривают), а что находится в нём – нужно отгадать. Зайчик подходит к каждому ребёнку, и тот на ощупь пытается определить, какой овощ в чудесном мешочке достался именно ему. Остальные участники группы наблюдают, проверяя правильность ответа. Каждый овощ вынимается, всеми внимательно рассматривается и размещается в центре круга на импровизированной грядке. Психолог: — Как одним общим словом можно назвать морковь, картофель, огурец, помидор? (Дети отвечают.) Правильно, это овощи. Их очень любит наш зайчик. Давайте поможем ему сложить их по одному в корзину! Сделаем это под музыку. Всем участникам предлагается взяться за руки и идти по кругу под негромкую музыку. Психолог: — Зайка шёл, шёл, шёл и морковку (картошку, огурчик, помидор) нашёл… Музыка замолкает. Детям по очереди предлагается найти названный овощ и положить его в корзину. После того, как ребёнок выполнит действие, зайчик благодарит его. Игра повторяется с каждым из детей. Постепенно все овощи оказываются собранными в корзину.
Психолог: — Ребята, а что из этих овощей больше всего любит зайчик? (Дети отвечают.) Правильно! Морковку. А как выглядит морковка? Дети: — Она оранжевая, гладкая, твёрдая. Морковка вынимается из корзины и внимательно рассматривается, ощупывается. Зайчик: — А вы знаете, какая она на вкус? Дети: — Сладкая и сочная. Зайчик угощает детей небольшими кусочками морковки и сообщает, что она ещё очень полезная. Психолог обобщает ответы детей. Психолог: — Вот какой замечательный овощ – морковка: оранжевая, гладкая, твёрдая, сладкая, сочная, полезная. Не зря зайчик так её любит. Вы молодцы, ребята, отвечали правильно. Зайчик очень доволен и предлагает вместе поиграть. Проводится игра «Прятки». Все участники группы садятся на стульчики, расположенные кругом. Прятаться будет тот, кому зайчик даст в руки морковку. Психолог накрывает этого ребёнка платком и говорит: — Вы ребята не зевайте, поскорее отгадайте: Раз.., два.., три… Кто там спрятался внутри? Все участники группы хором называют имя спрятавшегося ребёнка.
Психолог: — Сейчас проверим. Егор, покажись, пожалуйста, нам! Ребёнок с помощью зайчика снимает платок, возвращает ему зайчику. Игра повторяется со всеми детьми группы по очереди. Психолог благодарит зайчика за необычную и интересную игру, предлагает детям тоже сделать нашему гостю подарок на память: красивые морковки-аппликации. Дети делают аппликацию «Морковки». Все участники группы садятся за столы, где приготовлены подносы с необходимыми материалами (клей-карандаш, заготовки оранжевых морковок и зелёной ботвы из бумаги, листы голубого цвета формата А4 для фона, салфетки, простые карандаши). Каждый старается для зайчика сделать самую красивую морковку. В процессе выполнения аппликации зайчик подходит к каждому ребёнку, подбадривает его. Родители тоже участвуют в работе (рисуют простым карандашом чёрточки на морковках, чтобы те выглядели как настоящие, при необходимости оказывают помощь детям). По завершении аппликации дети встают, задвигают за собой стульчики и вручают зайчику свои работы. Зайчик внимательно рассматривает каждую, аккуратно кладёт в чудесный мешочек, благодарит.
Зайчик: — Спасибо, ребята, теперь эти замечательные морковки будут радовать меня всю зиму. Я и своим лесным друзьям их покажу. Мне так понравились ваши подарки — аппликации, что хочется вместе с вами петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Вставайте, пожалуйста, в круг. Совместная музыкальная деятельность в кругу. Зайчик с помощью психолога раздаёт участникам группы музыкальные инструменты, называя их: барабан, трещотки, колокольчик, колотушки, бубен. Дети повторяют. Зайчик: — Я буду сейчас петь свою любимую песенку, а вы, пожалуйста, мне подыгрывайте! Музыкальный руководитель аккомпанирует на пианино. Зайчик: — Я маленький зайчишка, на месте не сижу, С ребятами танцую и песенку пою. Участники группы все вместе играют на музыкальных инструментах. Зайчик танцует. Психолог: — Давайте сейчас сыграем громко. (Аккомпанемент звучит громче.) А теперь сыграем тихо. (Аккомпанемент звучит тише.) Ребята, давайте поменяемся друг с другом инструментами. А теперь отложим наши музыкальные инструменты и сами споём песенку для зайчика.
Песенка «Зайчик» Мы играли и гуляли, Мы зайчишку повстречали, Зайка, зайка, мы друзья. Дай погладим мы тебя. Участники группы сопровождают слова песенки действиями (гладят зайчика, ему от этого очень приятно). Песенка продолжается: Мы гуляли далеко, мы гуляли близко, Мы летали высоко, мы летали низко. Участники группы вместе с зайчиком сопровождают слова действиями (расширяют и сужают хоровод, поднимают руки вверх и опускают вниз). Зайчик благодарит всех за совместное пение и игру на музыкальных инструментах, вспоминает, что ему пора возвращаться домой. Психолог предлагает детям его проводить.
Проводится физминутка «Тропинка» под аудио сопровождение. Участники группы, рассматривая экран мультимедиа с изображением леса, выполняют действия в соответствии с речевой инструкцией (идут на месте медленно и быстро, останавливаются, приседают, поворачиваются в стороны). Обращаясь к зайчику, они говорят вслед за психологом: До свиданья, до свиданья, Приходи ты к нам опять. До свиданья, до свиданья, Будем вместе мы играть. Зайчик прощается с участниками группы, машет лапкой и уходит к себе. Психолог отводит его в домик, помогая нести корзину с овощами и чудесный мешочек. Проводив гостя, он возвращается с подарками от него (маленькими пакетиками — «морковками» с леденцами внутри). Психолог (обращается к детям): — Кто приходил сегодня к нам в гости? Как его звали? Понравилось ли вам с ним играть? Подводя итог встречи, психолог благодарит всех участников и вручает каждому ребёнку подарок от зайчика. Родителям в качестве домашнего задания предлагается подобрать загадки об овощах и вместе с детьми выучить одну из них.
«Волшебные перевоплощения»
Цель Создать условия для реализации творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи - Формировать умение перевоплощаться, с помощью выразительных средства: мимики, жестов, интонации; - Формировать умение понимать и передавать эмоциональное состояние героя, использовать разную интонацию голоса в соответствии с целью высказывания. - Учить инсценировать знакомый сказочный сюжет, согласовывать свои действия с действиями других детей; - Развивать координацию движений, пространственное восприятие; - Развивать образное и логическое мышление, память, воображение, внимание, фантазию, воображение; - Активизировать речевую активность детей, обогащать словарь, развивать слуховое внимание монологическую и диалогическую речь. - Работать над сценической речью: ритмом, темпом, дыханием, силой голоса, четкостью произношения, координацией речи с движением; - Развивать высотный диапазон голоса, изменять тембр голоса. - Развивать чувство ритма и рифмы. - Формировать нравственные качества: учить доброму отношению к другому, дружбе, умению сопереживать, уступать, оказывать помощь, быть не равнодушным к чужой беде. - Развивать у детей способность преодолевать сценическое волнение.
Предварительная работа Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку из серии картинок», просмотр мультфильма по сказке «Грибок – теремок», беседа по прочитанному и просмотренному. Обогащение знаний об окружающем, о временах года. Беседы о животных, их повадках, особенностях поведения, о грибах, условиях их роста и т. д. Индивидуальная работа по исполнению роли, действий в соответствии с текстом. Упражнения на развитие интонационной выразительности, умения перевоплощаться.
Материалы и оборудование Картинки «Времена года», импровизированная сцена - лесная поляна, ёлочки, грибы, игрушки белка, заяц, птичка, два гриба из фанеры: маленький и большой. Шапочки, накидки, крылышки для каждого персонажа сказки, стулья для зрителей и актёров. Фонограмма «шум дождя», фонограмма песни "Где водятся волшебники" Ю. Энтина и М. Минкова, пиктограммы настроения, печенье Chocoboy для угощения.
Методы и приемы Словесный, наглядный, игровой; Беседа, демонстрация.
Ход занятия Дети входят в группу под фонограмму песни "Где водятся волшебники". - Здравствуйте, ребята! - Давайте поиграем сегодня с нашей фантазией и воображением. Они нам помогут перевоплощаться в разных героев и перемещаться, куда захотим! В мир фантазий, превращений Мы сегодня попадём. Дружим мы с воображеньем, С ним до сказки мы дойдём! - Предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие! В нашем воображении можно выбрать любое время года. Давайте решим, когда лучше отправиться в дорогу. Отгадайте мою загадку! Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) (Выставляется картинка «Осень») Развитие умения передавать эмоции, настроение с помощью мимики и выразительных движений.
- Хорошо ли путешествовать осенью? Почему? Ответы и рассуждения детей (осенью хмуро, сыро, пасмурно, часто идут дожди, грустная, унылая пора). Как осеннее настроение можно передать с помощью мимики, показать на лице? Покажите (грустные лица детей). - После осени наступает… зима. (Выставляется картинка «Зима») - Может быть, зима лучшее время для путешествий? Рассуждения детей (зимой очень красиво, всюду белый снег, он искрится, сверкает, много веселых игр и праздников, но на улице очень холодно, мороз, дует ледяной ветер). Передайте зимнее настроение жестами, движениями. (дети ёжатся от холода, потирают руки, плечи, дрожат, закрывают лицо руками от ветра, зажмуриваются). - Зиму сменяет…весна. (Выставляется картинка «Весна») Дети рассуждают о весенних изменениях в природе, в настроении. С каждым днем становится теплее, радостнее (мимика на лице), всюду тает снег и кругом вода, лужи, грязь, как это можно показать? (дети стоят, приподнимая то одну, то другую ногу, стряхивая воду и грязь). - Но вот приходит …лето. (Выставляется картинка «Лето») Становится солнечно, тепло, радостно, распускаются цветы, поют птицы, дети и взрослые нежатся на солнышке. Передайте летнее радостное настроение мимикой и жестами (дети улыбаются, подставляют щёчки солнечным лучам, прыгают, хлопают в ладоши). Так, когда же лучшее время для путешествий? (единодушный ответ: летом) Итак, отправляемся! - Закрой глаза, вокруг себя обернись И в чудесном лесу очутись! (Выставляется картинка «Лес»), на ковре появляются декорации елочки. Под елочкой игрушечный заяц, на ветке белочка, на другой ёлке птичка, на полу муляжи грибов.
Пластический этюд «В лесу». - Открывайте глаза. Посмотрите, мы в волшебном лесу! Вокруг высокая трава, идем, высоко поднимая колени, раздвигаем ветки деревьев. Смотрите, упавшее дерево! Дальше можно пройти только по узкому стволу. (Идём, как по бревну стопа к стопе). Ой, лужа у нас на пути! (перепрыгиваем). Ну вот, наконец-то вышли на открытую полянку. Посмотрите, красотища-то какая! - Чего много в лесу? Ответы детей: деревьев, веток, листьев, белок, птиц, цветов, ягод, грибов. Давайте будем грибы собирать! Вон их сколько выросло! Но сначала потренируем дыхание. Развитие направленного, продолжительного речевого выдоха и силы голоса. - Сделать вдох под счёт (раз, два, три). Произнести 1-ю строчку потешки , затем незаметно добрать немного воздуха и досказать вторую строчку. Раз-два-три-четыре-пять , Мы идём грибы искать! (Дети под музыку собирают грибы. Берут только съедобные, кладут в корзинку, называя каждый гриб.) Молодцы! Сколько грибов набрали! Но грибы в лесу не только мы собираем. Лесные жители тоже любят ими полакомиться. Развитие пластики, умения использовать выразительные движения, расширение высотного диапазона голоса, изменение тембра голоса.
Игра «Волшебные превращения». - Маша, вокруг себя обернись и в медведя превратись! (на голову ребёнка надевается соответствующая шапочка). - Кем ты стала? (Медведем) - Какой он? (косолапый, неуклюжий) - Покажи, как он ходит. - Как медведь говорит? (низким грубым голосом, басом, протяжно) - Произнеси потешку медвежьим голосом. Педагог «превращает» несколько детей в разных животных и просит изобразить их пантомимой и голосом, произнося потешку : Раз-два-три-четыре-пять , Я иду грибы искать! Заяц говорит испуганным, высоким, дрожащим голосом, прыгает на прямых ногах, прижав «лапки» Лиса говорит ласковым, вкрадчивым голосом, нежно, протяжно, идет плавными движениями рук и ног. Белка – быстро тараторит высоким голосом, прыгает, низко приседая. Волк говорит низким голосом, завывая, быстро бежит, выбрасывая руки – «лапы» вперёд. Ёжик говорит отрывисто, фыркая, делит фразу на слова, семенит ножками – «лапками». Мышка – пищит тонким голоском, тихо, быстро бегает, пригнувшись, шустрая.
Развитие понимания эмоций, умения передавать эмоции с помощью мимики. Детям, которые не участвовали в игре «волшебные превращения» предлагается представить, что они в лесу увидели настоящего медведя, зайца, крокодила и т.д. - Каким станет выражение лица? Объясните, покажите! Медведь, волк вызывают эмоцию страха, ужаса; Белка, ёжик, заяц – радость, умиление; Слон, крокодил в нашем лесу – удивление; Никого не встретили – грусть, разочарование. Подкрепить выражение эмоционального состояния показом пиктограмм: страх, радость, удивление, грусть. Как много всего интересного в лесу! Включается фонограмма «шум дождя» - Ой, кажется, дождь начинается! Прячьтесь! (дети садятся на стульчики) Формирование восприятия и отработка навыка использования в речи вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации. - Как вы думаете, это хорошо или плохо? Ответы, рассуждения детей. - Если часто идёт дождь, то плохо: сыро, пасмурно. А, если давно не было дождя – трава и цветы вянут, животные и птицы хотят пить, земля трескается, речки пересыхают, то хорошо. Давайте произнесём слова «Дождь начинается» с радостью, восклицательной интонацией. (для зрительной опоры показывается восклицательный знак) - Дождь начинается!
С вопросительной интонацией (для зрительной опоры показывается вопросительный знак) - Дождь начинается? С повествовательной интонацией с эмоцией грусти (для зрительной опоры показывается точка) - Дождь начинается. Развитие чувства ритма и рифмы Звучит песня Дождик Е.А. Алябьева
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» А вы помните, что однажды произошло в лесу во время дождя? Смотрите, какой гриб стоит на полянке! А под ним сундучок. Интересно, что в нем? Да тут костюмы к сказке! Педагог подзывает детей, надевает шапочки и крылышки. Вы узнали, из какой сказки эти герои? - Правильно! Это сказка Владимира Сутеева «Под грибом». - Давайте её разыграем! Зрители и артисты садятся на стульчики. Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку! Звучит фонограмма «Шум дождя» Слова автора читает педагог. Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Муравей (испуганно оглядываясь): Куда спрятаться? - Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. - Сидит под грибом — дождь пережидает. - А дождь идёт всё сильнее и сильнее… - Ползёт к грибу мокрая Бабочка: Бабочка (жалобно, плача): Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
Муравей (с недоумением): куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. Бабочка (упрашивая): Ничего! В тесноте, да не в обиде. - Пустил Муравей Бабочку под грибок. - А дождь ещё сильнее идёт… - Бежит мимо Мышка: Мышка (жалобно пища): Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. Мышка (пища): Потеснитесь немножко! - Потеснились — пустили Мышку под грибок. - А дождь всё льёт и не перестаёт… - Мимо гриба Воробей скачет и плачет: Воробей (охрипшим, простуженным голосом, кашляя): Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! Муравей: Тут и места нет. Воробей (жалобно): Подвиньтесь, пожалуйста! Все (доброжелательно): Ладно. - Подвинулись — нашлось Воробью место. - А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб. Заяц (испуганно кричит, оглядываясь): Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. Муравей (с сожалением): Жалко Зайца, давайте ещё потеснимся. - Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
Лиса (вкрадчивым голосом): Зайца не видели? Все (дружно, громко): Не видели. - Подошла Лиса поближе, понюхала: Лиса: Не тут ли он спрятался? Муравей (уверенно): Где ему тут спрятаться! - Махнула Лиса хвостом и ушла. - К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются. - Муравей задумался и говорит: Муравей (задумчиво, размышляя): Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось! Лягушка (весело): Ква-ха-ха ! Ква-ха-ха ! - Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: Лягушка (весело): Эх, вы! Гриб-то… - Не досказала и ускакала. - Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. - А вы догадались? Артисты берутся за руки и кланяются зрителям. Зрители аплодируют.
Рефлексия - Ну, вот мы и вернулись. Что нам сегодня помогало путешествовать? (Фантазия, воображение, умение перевоплощаться) - Вы сегодня очень хорошо потрудились и постарались! - Вы были настоящими актёрами. Молодцы! - Вам понравилась наша игра? - Ой! Смотрите, из леса-то мы вернулись, а ёлочки остались - чудеса! И после дождя под нашей ёлочкой тоже грибы выросли! (Педагог достаёт из-под ёлки корзиночку с шоколадными грибочками и предлагает детям помыть руки для угощения) - До встречи! Звучит песня "Где водятся волшебники"
«Волшебный песочек»
Цель Дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.
Задачи - развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь). - развитие процессов саморегуляции ; - развитие сенсорно-перцептивной сферы, - формирование творческого потенциала ребенка; - тренировать мелкую моторику рук; - формировать установку на положительное отношение к себе. - снижение тревожности и психофизического напряжения
Предварительная работа Знакомство с животными, насекомыми, окружающим миром, упражнение «змейка», песок сухой, сыпучий, теплый, мокрый.
Оборудование Кабинет песочной терапии столы с подсветкой наполненные песком.
Словарная работа Вредные дети, узоры, петельки, мудрый.
Методы и приемы Наглядный, словесный, игровой.
Ход занятия «Здравствуй, песок!» Психолог: «Добрый день ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в Волшебный песочный мир, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком: «Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!» ( Цель: Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах) -«В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю: 1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки. «Итак, Добро пожаловать в Песочный Мир…» 2Упражнение "Волшебные следы" ( Цель: развитие тактильной чувствительности). – «В нашем песочном мире живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось. А теперь подумаем какая природа их окружает?» (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение. - «Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он?» (Сухой, сыпучий. теплый и др.)
3 Упражнение "Змейки" Цель : снять эмоциональное напряжение Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: - «В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки. «Змейки на песке играли Письма не прочесть никак! И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах? За узором шли петельки - Что случилось? Где? И как? Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник! Но пронесся ветерок Напиши скорей слова, И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства»
-«Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок на одном столе, а на втором песок остается сухим. Психолог показывает, как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком. Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др , принимаем все высказывания детей». Ритуал «выхода» из Песочной страны : «В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты нам смелее стать помог!
Рефлексия -Ну вот, ребята, мы и побывали в гостях в волшебной стране, Вам понравилось? -А что понравилось больше всего? С каким песком понравилось больше играть сухим или мокрым? - Придем в гости еще?
Работа с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения «Школы эффективного родителя» в группе для детей с задержкой психического развития
План проведения «Школы эффективного родителя» в группе для детей с задержкой психического развития...
Консультация для родителей "Развиваем память у детей с задержкой психического развития"
Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и...
Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ....
Применение современных психолого- педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО с детьми ОВЗ
Презентация опыта для педагогов и родителей "Применени современных психолого - педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО с детьми ОВЗ...
Семинар «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам применения современных психолого - педагогических технологий....
Семинар Тема: «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
Данный материал актуален для старших воспитателей ДОО....
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.
Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быт...