Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Попова Вера Ивановна

Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_tsentr_dlya_roditeley.docx82.45 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ на тему «Консультативный центр

для родителей (законных представителей)

детей-инвалидов, детей с ОВЗ»

г. Камень-на-Оби

2019 год

Цель:  организация социально-психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с ОВЗ, направленной на коррекцию родительских установок на воспитание и развитие детей, для их дальнейшей успешной социальной адаптации, приспособления к жизни и интеграции в общество.

Задачи:

  1. Оказать психологическую поддержку родителям
  2. Помочь близким для ребенка взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду.
  3. Создать условия для активного участия родителей в воспитании, обучении и развитии ребенка.
  4. Содействовать формированию адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

Ожидаемые результаты: оптимизация социальной адаптации, принятие болезни ребенка, выработка позитивных установок по отношению, как к самим себе, так и к своему ребенку, создание положительного психоэмоционального климата в семье.

1 этап – диагностический

Цель: Изучение особенностей семей, воспитывающих ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, посещающих ДОУ.

Мероприятия диагностического этапа:

  • Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» с целью получения первичной информации о ребенке, определения «социального паспорта» семьи, определения компетентности родителей, выяснения мотивации и потребности родителей в участии повседневной жизни ДОУ.
  • Опрос родителей с целью выявления родительских отношений к ребенку.
  • Посещение семей с целью оценить общую семейную атмосферу, особенности взаимоотношений между членами семьи, систему воспитательных воздействий на ребенка, организацию совместных форм деятельности в семье, разногласия взрослых в семейных делах, создание развивающей среды в семье.

2 этап – мотивационный

Цель: мотивировать родителей на  пересмотр своей позиции по отношению к ребенку, подготовку ребенка к реальной жизни в обществе, в коллективе сверстников.

Мероприятия мотивационного этапа:

  • Дискуссия «Зачем ребенку сверстники?»
  • Беседа «Что мой ребенок умеет делать сам?»
  • Создание альбома «Мой ребенок».

3 этап – обучающий

Мероприятия 3 этапа – тренинговая работа с родителями.

  • «Я - родитель»
  • «Учимся требовать и контролировать»
  • «Родительская любовь и как ребенку ее почувствовать»
  • «Учимся общаться с ребенком»
  • «Мир детей и мир взрослых»
  • «Счастливая семья»

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1. Общие сведения о ребенке:

ФИО ребенка____________________________________________________________

Дата рождения ___________________ Национальность_________________________

Посещение других организаций образования _________________________________

Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка?_________________

(мать, отец, бабушка, дедушка, тетя, брат, сестра и т.д.)

Есть ли у Вас трудности с воспитанием ребенка? Какие? _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития Вашего сына (дочери)? _______________________________________________________________

Достаточно ли хорошо, по Вашему мнению, Вы знаете своего ребенка? __________

Какие качества характера своего ребенка Вы считаете положительными, какие отрицательными?

«+» _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие особенности характера ребенка, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (указать)________________________________________________________

________________________________________________________________________

О чем чаще всего Вы разговариваете со свои ребенком? _______________________

________________________________________________________________________

Имеет ли Ваш ребенок друзей? _____________________________________________

(одного возраста, старше, младше)

Знакомы ли Вы с товарищами своего ребенка?________________________________

Каковы любимые занятия ребенка? _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие методы воспитания вы используете в воспитании Вашего ребенка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания и травмы перенес?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Общие сведения о семье:

ФИО мамы____________________________________________________________________

папы____________________________________________________________________

Дата рождения: мамы____________________________________________________________________

папы____________________________________________________________________

Образование: мама____________________________________________________________________

папа____________________________________________________________________

Место работы, должность: мамы____________________________________________________________________

папы____________________________________________________________________

Состав семьи (ФИО остальных членов семьи, дата рождения, национальность, где и кем работают или учатся) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените свое благополучие сегодня – как вы живете (бедно, средне, обеспеченно, очень хорошо)? ________________________________________________________________________

Ваши жилищные условия (имеете квартиру, дом, снимаете жилье, проживаете с родителями, другие варианты)______________________________________________

Есть ли у ребенка своя комната (уголок)? ____________________________________

Какие обязанности у ребенка по дому? _______________________________________

________________________________________________________________________

Ваш домашний адрес _____________________________________________________

Телефон (дом, сот.) _______________________________________________________

Кто будет сопровождать ребенка:____________________________________________

Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить (логопед, психолог, дефектолог, специалист лечебной физкультуры)? ______________________________

________________________________________________________________________

Какие темы со специалистами Вы хотели бы обсудить?_________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест-опросник

родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция: отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.Я принимаю участие в своем ребенке.

22.К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет»

— 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов

отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

 Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33,

37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

 Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

 Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

 Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

 "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- кооперация,

- симбиоз,

- контроль,

- инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о

том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку.

Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его

индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с

ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой

шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению

к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду,

ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его

будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.

Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим

педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что

взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка,

высок оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и

инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной

шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению

к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль

хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод

о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между

собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его

основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того,

что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую

дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой

взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что

взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от

него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки.

Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой

шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над

действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не

очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом

оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале

являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов —

признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и

относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли

и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует

их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем

для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив,

свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и

верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и

воспитателем.

Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко

 

Методика  позволяет  выявить  стратегии  поведения  родителей  с  ребенком,  методы  и  приемы  воспитательного  воздействия. 

 Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов брать самый предпочтительный.

 

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей свои

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей

Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.    

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.                                   

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

 

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

 

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Групповой тренинг «Я - родитель»                                            

Задачи занятия:                                                                                                                                    1. Формирование доверительных отношений.                                                                               2.  Осознание родительской позиции целей воспитания.                                                  

Структура занятия:                                                                                                                                          1. Приветствие  «Знакомство руками».                                                                                            2.  Упражнение «Пантомима».                                                                                                         3. Групповая работа  «Цели воспитания».                                                                                                   4. Упражнение  «Родитель- ребёнок».                                                                                            5.  Упражнение  «Слепой и поводырь».                                                                                        6. Упражнение  «Возрастная регрессия».                                                                                                 7.  Упражнение  «Диалог сторон моего Я».                                                                                              8.  Домашнее задание.                                                                                                                            9.  Рефлексия занятия.                                                                                                                                

Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по количеству участников.                                                                                                                                                                  

Ход занятия:                                                                                                                                                

1.  Приветствие  «Знакомство руками».                                                                                    Участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками :  «познакомиться» , «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребёнком.                                

2. Упражнение  «Пантомима».                                                                                                         Инструкция: Передать друг другу фразу  «каратист убил быка одним ударом» не вербально. Каждый по очереди записывает на бумаге , как он понял смысл и  передаёт эту фразу следующему участнику.                                                              

3.  Работа в парах. «Цели воспитания».                                                                                 Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах.  Основные моменты , одобренные группой , фиксируются на ватмане.                          

* Каковы цели вашего воспитания?                                                                                                 * Каким своего ребёнка вы хотите видеть?                                                                                    *  Что значит быть хорошим родителем и как им быть?                                                        

4.  Упражнение  «Родитель – ребёнок».                                                                         Инструкция:  договоритесь, кто  из вас будет – А, а кто – Б. В  начале А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом  в этом положении.  Что вы при этом чувствуете?  Обсудите , насколько приятно вести разговор в таких позициях.  Было время , когда  мы всё время ощущали себя в позиции человека,    который сидит на полу, в то время как все  остальные стоят. Это позиция маленького ребёнка. Опять займите позиции А и Б. Попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость.  Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать  внутреннее состояние, потребности и чувства ребёнка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознаётся. При общении с ребёнком очень важен визуальный контакт.   Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребёнка на небольшую табуретку.                                                                                        

5. Упражнение  «Слепой и поводырь».                                                                                      Участники разбиваются на пары.  В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут.                                                                                                               Обсуждение упражнения:                                                                                                                   * Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?                                * В какой роли вам было комфортнее?                                                                                *  Какие сложности вызвало данное упражнение?                                                                Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель  взаимодействия  «взрослый - ребёнок».                                                      

6. Упражнение   «Возрастная регрессия».                                                                            

Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве.  Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:                                                                      

- Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданием бежите в дом, а по ноге у вас стекает капля крови.                                                                                                                   – Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.                                                                                                               – Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.                                                            – Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.            

– Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.                                                  

Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?  

 Откройте глаза, разбейтесь парами и поделитесь впечатлениями.                                                          

7. Упражнение «Диалог сторон моего  Я».                                                                                 

В центре круга ставится два стула.                                                                                        Инструкция:  Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке два противоположных начала  и он не может разумно объединить их - преобладает то одно , то другое.  Итак, на первом стуле нужно изобразить  ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения  с ребёнком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не  раздражает неумелость ребёнка, его медлительность  и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более  никогда не применяет телесные  формы наказаний.                                                                            На  втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов – подъём, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др. ).                              

Групповое обсуждение:                                                                                                                                     * Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?                                                           * В какой ситуации вы  чувствовали себя более комфортно?                                        

* Какие выводы вы сделали для самих себя?                                                                    

8.  Домашнее задание.                                                                                                                      

Записать в дневнике  «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева вы называете  или называли своего ребёнка.  Перечеркнуть их и рядом  написать нейтральные слова , которые с одной стороны , помогают вам высвобождать свой гнев, а с другой,  не позволяют  унижать личность ребёнка. Фиксируйте в дневнике, как часто вы наказываете ребёнка и за что?  Как часто хвалите и за что?                                                          

9. Рефлексия занятия.

Групповой тренинг «Учимся требовать и контролировать».

Задачи занятия:

  1. Знакомство родителей с формами контроля за ребёнком, расширение представлений о дисциплине.
  2. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребёнком.

Структура занятия:

  1. Разминка «ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулачок».
  3. Осуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребёнком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Материалы: текст к упражнению «Испорченный телефон».

Ход занятия

  1. Разминка «Ассоциации»

Участники садятся в круг. Один называет слово, следующий по кругу называет ассоциации на это слово и т.д. пока круг не замкнётся.

  1. Упражнение «Разожми кулак»

Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.

  1. Обсуждение домашнего задания.

Групповая работа. Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребёнка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребёнком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребёнка в детский сад (школу), что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете?

Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребёнка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребёнок?

  1. Информационный блок.
  • Правила и требования, которым дети должны подчиняться.
  • Значение приобретённых знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребёнка.
  • Главные принципы дисциплины:

Принцип 1: правила (ограничения, требования, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.

Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

  1. Работа в парах «Зоны контроля».

Определить зоны действий и поступков ребёнка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:

  • Зона свободных действий ребёнка: действия по его собственному усмотрению.
  • Зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определённых границ.
  • Зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.
  • Зона запретов: действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).

Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.

  1. Упражнение «Родительские требования».

Составьте список своих требований к ребёнку.  Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребёнка? Может быть, это связанно с тревогой за безопасность ребёнка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребёнка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребёнок выполнить их? Вспомните, а что ваши родители требовали от вас.

Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:

- описание ситуации;

- ожидания родителей;

- веру в возможности ребёнка.

Следует различать конкретные и тотальные запреты. Тотальные запреты формулируются в безличной, безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности.

Конкретные запреты должны включать следующие компоненты:

- констатацию чувств и желаний ребёнка;

- четкий запрет;

- предложение альтернативного действия вместо запрещённого.

  1. Упражнение «Анализ общения матери с ребёнком».

Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.

  • Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).
  • «Дети не испачкайтесь песком», «Аккуратно играйте, а то можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайтесь песком друг в друга» (регламентация).
  • Мама их отругает и в угол поставит (наказание).
  • «Нельзя песок брать, он грязный» (запрет).
  • «Дети! Молодцы, играете дружно» (положительная оценка).
  • Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной деятельности).
  • «Зачем ты разбросала все кубики? Иди есть, а потом всё убирать» (отрицательная оценка, регламентация).
  • Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода).
  • «Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности).
  • Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит её: «Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания).
  • «Доченька, помоги мне собрать игрушки, пожалуйста» (побуждение к совместной деятельности).
  • «Давай с тобой вместе поиграем» (побуждение к совместной деятельности).
  • Мама говорит: «Ты строишь домик? Сколько этажей? Молодец, давай вместе играть» (побуждение к совместной деятельности, позитивная оценка).
  • «Не трогай тетрадку, пока не порвала» (ожидание негативного исхода детской активности).
  • «Доченька, давай с тобой почитаем» (побуждение к совместной деятельности).
  • «Зачем нам нужна эта поделка? Куда её повесим?» (игнорирование).
  • «Почему ты так измазалась? Я тебя накажу» (угроза наказания).
  • «Давай мне свою поделку, я её спрячу в сумку» (игнорирование).
  • Мама: «Откуда ты такой кораблик взял?» мальчик: «Я сделал». Мама: «Зачем ты сделал?» (игнорирование).
  • «Спасибо, очень красивый кораблик!» (позитивная оценка).
  • «Спасибо, я очень рада, давай поставим его на окошко!» (позитивная оценка).
  1. Упражнение «Испорченный телефон».

Инструкция: Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передаёт его по цепочке.

Текст «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросить передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробует на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

В конце упражнения педагог акцентирует внимание участников на том, что это упражнение демонстрирует особенности восприятия детьми требований взрослых.

  1. Домашнее задание.

Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты и с чем они были связанны?

  1.  Рефлексия.

Групповой тренинг «Родительская любовь и как ребенку ее почувствовать»

Задачи занятия:

  1. Формирование представлений о безусловном принятии, как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви.
  2. Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка.

Структура занятия:

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию»
  5. Упражнение «Искатели»
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится ….»
  7. Рефлексия.

Материалы: мяч, ластик.

Ход занятия:

Приветствие.

Участники по кругу приветствуют группу нетрадиционным способом, невербально.

Обсуждение домашнего задания.

Групповая дискуссия «Ближайшее окружение ребенка и эмоции ребенка, которые с ним связаны», анализ детских рисунков. Группа обсуждает, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции  переживает  в этой связи ребенок . Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви.

Информационный блок.

  • Условное и безусловное принятие ребенка.
  • Выражение отрицательных переживаний (ты-сообщение,  я-сообщение). Основные  принципы выражения отрицательных эмоций в адрес ребенка.

Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию»

Инструкция: передайте эмоцию по кругу (отрицательную, а затем положительную)

Упражнение «Искатели»

Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся предлагается задумать место, куда необходимо положить ластик. Сложность упражнения заключается в двух моментах:

1. ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;

2. группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения комплиментов и т.д.)

Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.

Обсуждение:

- Как вы чувствовали себя в своей роли?

- Какие чувства у вас вызывала реакция группы?

- Как вы чувствуете себя сейчас?

- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной оценки.

Упражнение «Мне в тебе нравится …..»

Участники передают мяч по кругу, завершая фразу «Мне в тебе нравится……»

Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

Групповой тренинг «Учимся общаться  с ребенком»

Задачи занятия :

  1. Введение понятия «принятие».
  2. Ознакомление с особенностями принимающего и не принимающего поведения родителей.
  3. Улучшение эмоционального состояния участников.

Структура занятия:

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Материалы:    мяч,  бумага,  краски,  мягкие модули,  цветные карандаши,  аудиозапись спокойной музыки.

Ход  занятия

  1. Приветствие  «Комплимент».

Инструкция:   бросить мяч и сказать комплимент участнику.

  1. Обсуждение домашнего задания.

Групповая  дискуссия   «Реальные ответы ребенка»,  «Что меня радует и что

огорчает   в    ребенке»:      обмен   мнениями,       чувствами,          эмоциями,  

переживаниями,   трудностями.   Актуализация   опыта   участников,   обмен

рекомендациями   или   советами.   Ведущий   должен   подвести  дискуссию

к  вопросу  о  том,   что  продолжением   достоинств  детей   часто  являются  

их  недостатки

  1. Информационный блок.

                    Введение  понятия  «принятие».

                    Ознакомление  родителей  с  зонами  принятия.

                    Относительное    принятие  ребенка   родителем.  Что  влияет  

                    (  ситуация,   личностные    свойства    родителя,   личностные  

                    качества  ребенка)  на принятие  ребенка.

                    Совместный поиск факторов, которые определяют принятие и

                    и непринятие  ребенка. Понятие о «языке  принятия» и «языке

                    непринятия».     12    барьеров   общения.      Вербальное        и

                    невербальное  выражение  принятия  и  непринятия.                        

  1. Упражнение  «Активное  слушание».

Инструкция :   необходимо   предугадать   возможную   реакцию   ребенка  на

произнесенную фразу и  правильно  ответить на проявления детских чувств.

                                                                                                                 Таблица  №  1

Ситуация и слова ребенка

Чувства  ребенка

 Ваш   ответ

ПРИМЕР:

На занятии  по  рисованию

Петя  пролил  воду   прямо

мне на  штаны,  все ребята

смеялись.

Огорчение,  обида

Ты   очень   расстроился,

 и  тебе  было обидно.

Сегодня  мы  лепили     из

пластилина,       у       всех

получилось,  а  у меня  нет.

Меня поцарапала кошка, а

я   просто    хотел  с     ней

поиграть.

Я дал игру поиграть Вове, а он ее порвал.

Я хотел достать книжку с полки,  а  ваза  упала      и

разбилась.

Смотри, какую  красивую

картинку я нарисовала.

  1. Упражнение «Никто не знает, что..».

Инструкция:     все участники сидят  в кругу на стульях.  По  сигналу  ведущего

участники  начинают перебрасывать друг другу   мяч  ( свободный выбор),   при

этом  бросающий  мяч  заканчивает  фразу:  «Никто не знает,   что  я …   (  умею

люблю,  знаю,   и  т.  п.)».  Ведущий   внимательно  следит,  чтобы  все  приняли

участие  в  игре.

  1. Упражнение  «Портрет  моего  ребенка».

Инструкция:   участникам   тренинга  предлагается  устроить  так,  чтобы  было

удобно,  используя   модули,  закрыть    глаза  и  мысленно  представить  своего

ребенка,  обратить    внимание  на      выражение     его      лица       (упражнение

выполняется    под   спокойную   музыку). Затем    родители    создают   портрет

своего ребенка  в  произвольной  форме.

Обсуждение: какие   особенности  своего  ребенка    вы   изобразили,  что    еще

Можно  добавить?

  1. Рефлексия  чувств.

Какие     приятные    и    неприятные   переживания  вы  испытали  на  занятии.

  1. Домашнее задание :

Нарисовать  круглый    стол    с  ребенком   и  попросить  ребенка  рассадить   за

праздничным столом  тех,  кого  бы  он  хотел  видеть  на  семейном  празднике.

попросить  ребенка  нарисовать,  какие  эмоции  и  чувства   вызывают  сидящие

за столом. Форма  выбирается  произвольно.

Групповой тренинг «Мир детей и мир взрослых»

Задачи занятия:

      1.Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.

      2.Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.

      3.Сплочение ребенка.

Структура занятия:

      1.Разминка «Цветок настроения».

      2.Выработка и принятие правил группы.

      3.Упражнение «Знвкомство с семьей»

      4.Самостоятельная работа с анкетой «Внутренний мир»

      5.Информативный блок

      6.Упражнение «Пойми чувства ребенка»

      7.Упражнение «Я-сообщение»

      8.Рефлексия, обратная связь

      9.Домашнее задание.

Материалы: бланки с таблицами , ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.

Ход занятия

  1. Разминка «Цветок настроения»

Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.

Материал: лепестки из цветной бумаги.

Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.

      2.Выработка и принятие правил группы.

Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы. Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать , активно участвовать в работе группы и т.д.

      3.Упражнение «Знакомство с семьей»

Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?

     4.Самостоятельная работа с анкетой «Внутренний мир».

Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы заносятся в таблицу.

                                                                                                              Таблица №1

Вопрос

Ответы за себя

Ответы за ребенка

  • Мое любимое (нелюбимое) животное.

Почему?

  • Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему?
  • Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не навится.
  • Доброго волшебника я попросил бы о …

А злого о … Почему?

  • В каких животных превратил бы волшебник меня и  членов моей семьи. Почему?

Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.

         5.Информативный блок

  • Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
  • Негативное поведение ребенка как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.
  • Побуждение родителей к актуализации своего опыта.

           6.Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Инструкция: чтобы понять чувста ребенка, вам необходимо будет встать на его место.Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

                                                                                                  Таблица №2

Ситуация и слова  ребенка

Чувства ребенка

  1. «Сегодня, когда я пришел в детский сад, мальчишка забрал у меня игрушку»
  2. Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
  3. Старший сын –маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая,  а меня никогда не жалеешь».
  4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой, моя чашечка!»
  5. (Влетает в дверь): «Мама, ты знаешь, я сегодня первый оделся после сна!»

Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства ребенка, какие трудности возникают?

      7.Упражнение «Я - сообщение».

В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает ,а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я – послание», важно именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Таблица №3

Ситуация

Ваше чувство

Я - сообщение

Ребенок шалил за столом, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

Вы входите в комнату(9 этаж)и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта ,который вы приготовили к торжеству.

Вы только что вымыли пол, сын прошел  и наследил.

Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время.

Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб.

          8.Рефлексия, обратная связь.

Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?

          9.Домашнее задание:

  • Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»
  • Заполнение таблицы:

                                                                                                             Таблица № 4

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

1.

1.

2.

2.

Групповой тренинг « Счастливая семья».

Задачи занятия:

1. Оказание эмоциональной поддержки родителям.

2.Снятие чувства напряжения и тревоги.

Структура занятия:

1. Упражнение «Ластик».

2.Упражнение «Привет».

3.Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребёнка».

4.Упражнение «Я – ребёнок».

5.Упражнение «Безоценочное воспитание».

6.Упражнение «Я забочусь…».

7.Упражнение «Я - высказывание».

8.Упражнение «Передай сигнал».

9.Арт-терапия «Мой ребёнок».

10.Музыкальная релаксация.

11.Работа по подгруппам «Права родителей и детей».

12.Рефлексия занятия. Прощание.

Материалы: ластик, бумага, ручки, краски, спокойная музыка, ватман.

Ход занятия

1.Упражнение «Ластик»

Ведущий прячет в помещении ластик (на видном месте).Участникам необходимо найти его и, не подавая вида, сообщить об этом ведущему на ухо, а затем сесть в круг. Обратная связь.

2. Упражнение «Привет»

Участники встают лицом в круг. Водящий ходит за спинами других касается кого-нибудь. Затем он должен оббежать весь круг, а тот, кого коснулись, бежит в противоположном направлении. Когда они встретятся на противоположной стороне круга, им необходимо поздороваться, обратившись по имени ( например «Привет, Ирина!»). Затем они стремятся добежать до свободного места. Тот, кто не успел, становится водящим.

3.Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребёнка»

Инструкция: разделите лист бумаги на две части. В первой части составьте список положительных качеств ребёнка. Во второй опишите те качества ребёнка, которые вам не нравятся в нём. Сравните эти два списка.

Посмотрите на список нежелательных качеств ребёнка, подумайте, какие качества можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребёнку, а какие нет.

Попытайтесь посмотреть на негативные качества по- другому,  найдите в них, что-нибудь положительное. Например, вы написали, что ребёнок очень медлительный. Что можно найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности, возможно, является то, что ребёнок всё выполняет без спешки и качественно.

Часто отвержение ребёнка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя.

4. Упражнение «Я – ребёнок»

Инструкция: выберите какой-нибудь тяжёлый период вашего детства. Каким вы видите себя – ребёнка? Он сидит, стоит…обратитесь к нему, скажите ласковые слова, посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему таким родителем, какого вы сами хотели бы иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребёнка, каким вы были. Приласкайте, побаюкайте её.

Данное упражнение следует проводить только опытному  тренеру и только в зрелой группе, т.к. оно вызывает сильные переживания, которые не всегда могут быть поняты и приняты  менее зрелой группой. Ведущий группы должен быть подготовлен к тому, чтобы помочь членам группы справиться с эмоциями.

Общение в нашей культуре поведения очень оценочно. Вспомните, сколько ярлыков мы навешиваем, говоря о ком-то: «он глупый», «она не умеет ничего делать хорошо» и т.д. Однако для психологического благополучия ребёнка важно, чтобы общение с ним было безоценочным.

5. Упражнение « Безоценочное восприятие»

Участники в парах по очереди описывают друг друга в течении 5 минут. Все характеристики должны носить безоценочный характер. Обратная связь в парах.

Затем родителям необходимо переключить внимание на своего ребёнка и постараться посмотреть на него совершенно новым взглядом.

Обсуждение:

-замечаете что-нибудь новое?

-что вы склонны оценивать в своём ребёнке, может быть вы найдёте то, за что постоянно его критикуете?

6. Упражнение «Я забочусь…»

Инструкция: представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность. Составьте свой список. Озвучивание списков. Обсуждение.

  • «Включил(а)  ли я себя в этот список?»

Многие родители вкладывают много сил и энергии  в заботу о людях и с готовностью распространяют эту заботу на кого угодно, за исключением самих себя. Разве не очевидно, что это является непосильной ношей для внутреннего «Я» любого человека?

Можно сказать, что у нас есть ешё один ребёнок, которому мы уделяем мало внимания. Этот ребёнок – ваше собственное внутреннее «Я». Не кажется ли вам, что в каком-то смысле вы похожи на мачеху из сказки, ведь вы обращаетесь  с вашим внутреннем ребёнком как с Золушкой?  Проверьте, насколько подходит для вас такого рода идея: «Я не должен (на) посвящать всего самого кому-либо ещё. Я в долгу, прежде всего, перед самим (ой) собой».

  • Какие чувства вызывают у вас следующие утверждения?

Я имею право

-побыть в одиночестве;

-на уважительное обращение;

-быть счастливым(ой);

-свободно распоряжаться своим временем.

  • Кто несёт ответственность за то, чтобы я обладал(а) этими правами? Примерьте на себе также идею: «Я должен(а) предоставить эти права своему внутреннему Я».

Нужно, чтобы вы вернули самих себя- ваши нужды, потребности и переживания – в ситуацию общения с ребёнком. Для этого надо научиться думать и говорить на языке вашего внутреннего «Я», т.е. на языке положительных Я – высказываний.

7.Упражнение «Я – высказывание»

Инструкция: прямо сейчас сформулируйте несколько я –мыслей. Закончите каждое из предложений тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые вами ощущения:

*Я чувствую себя…возбуждённым ( преисполненным надежды, озадаченным, голодным, раздосадованным).

*Я хочу…( иметь больше хороших друзей, отдохнуть, уважительного отношения  к себе).

*Я собираюсь…(пойти спать, поехать на отдых, заботиться о себе).

Возьмите за правило каждый день на следующей неделе составлять и произносить вслух, по крайней мере, по три  таких предложения: я чувствую, я люблю, я хочу.

В ситуации общения с ребёнком старайтесь ориентироваться на собственные ощущения. Ваш внутренний сигнальщик подскажет, что вам сказать и что сделать. Например, ребёнок включил очень громкую музыку. Наиболее распространённая реакция будет: «Выключи сейчас же. Можно оглохнуть!» вы выражаете своё недовольство, но не осознаёте, почему вас не устраивает эта громкая музыка. Прислушайтесь  к своим внутренним ощущениям. Может быть, вы устали  и хотели тишины? Скажите об этом « Я устала и хочу побыть в тишине».

8. Упражнение «Передай сигнал»

Участники с закрытыми глазами  встают в круг, в затылок друг к другу и очереди передают какое-либо движение. Оно должно вернуться к участнику и тогда следующий по очереди передаёт другое движение.

9. Арт -терапия « Мой ребёнок».

Инструкция: вспомните ваши ощущения, с которыми вы ожидали своего ребёнка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей техники. Для вас главное – совершенствование ваших ощущений и чувств.

Каким вы видите вашего ребёнка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Участники приступают к рисованию. Затем родители комментируют свои работы.

Психолог подводит итог: « Каким бы он ни был, он всё равно РЕБЁНОК, ваш ребёнок. Он нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были прекрасны».

10.Музыкальная релаксация.

Инструкция: займите удобное положение. Полностью расслабьтесь.

Сосредоточьтесь только на моём голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от ваших проблем. Сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова лёгкая. Она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь. Ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте  лёгкость в руках. Ваши руки лёгкие, сильные. Ощутите  расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость  ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас лёгкие, быстрые ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны, сильны (3 раза).

Ваше тело лёгкое, проворное, сильное (3 раза)…и вы отдохнули…открывайте глаза…как вы себя чувствуете?

11.Работа по подгруппам « Права родителей и детей»

Участники делятся на подгруппы, одна из которых формулирует права ребёнка, а другая права родителя. Далее происходит взаимное предъявление этих прав друг другу и утверждение всего списка при взаимном согласии. Принятые права фиксируются на листе ватмана.

12. Рефлексия занятия. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...

ПЛАН РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ на 2016- 2017 год.

Консультативный пункт создается в целях  обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания  психолого-педагогической помощи родителям (законным представит...

ПОЛОЖЕНИЕ о Консультативном пункте для родителей (законных представителей)

. Консультативный пункт может осуществлять консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:-социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;-возрастные, пси...

ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования

УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МБДОУ Д/С 9«  31  »       августа       2016   года.ПОЛОЖЕНИЕ о консультационном центре для родител...

Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике  детского дорожно-т...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ИКТ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В данной статье описывается опыт создания и функционирования на базе дошкольной образовательной организации деятельности консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающи...