Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
материал

Семкина Олеся Михайловна

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить педагогам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

- развивать творческие способности участников мастер-класса;

- активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему: 
«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить педагогам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

- развивать творческие способности участников мастер-класса;

- активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

 

Ход мастер-класса

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», -утверждают педагоги-практики.

Обращение к педагогам:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе! Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «Да-нет»:

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, предлагаю вам для начала вспомнить какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Детство-это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры (можно дать возможность педагогам самим выстроить последовательность детского экспериментирования)

  •  определение и постановка проблемы;
  •  поиск и предложение возможных вариантов решения;
  •  непосредственное проведение эксперимента;
  •  обобщение полученных данных;
  •  вывод.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа;

- по месту проведения: группа, участок, в природе;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические;

- по продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям всё известно, а эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

«В природе нет ничего бесполезного» - писал философ Мишель Монтень. Для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов способствует общему развитию и познанию дошкольников.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге.

А сейчас, я хочу Вам показать некоторые виды экспериментирования. Для этого приглашаю Вас в волшебную лабораторию, где Вы сами станете немного волшебниками. Хотите? Тогда закрываем глаза и скажем такие слова!

Чики-чики-чикалочка,

Игра превращалочка!

Вокруг себя повернись

И в волшебника превратись!

(Звучит музыка, педагоги переодеваются в волшебников.)

Опыт №1 «Пизанская башня»

Материал: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг

на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы

вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку

(не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься

основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать

следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Объяснение: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды

проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с

ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же

молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им

подниматься вверх по башне.

Опыт №2 «Чудесные спички!»

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Объяснение: причина этого явления, которое называется «капиллярность», в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Опыт №3 «Огнеупорный шарик»

Материал: 2 шарика, свечка, спички, вода, воронка.

Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать ребенку, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана с помощью воронки, надуйте шарик, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Опыт №4 «Шарик сдался!»

Материал: надутый шарик, цедра апельсина.

Интересно, а что произойдет если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?

Чистим апельсин, надуваем шарик и выжимаем цедру апельсина над шариком. Невероятно, но он просто лопнул! Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!

Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть вместе с ребёнком.

Что произошло?
Сок, который мы выдавливаем из цедры апельсина, содержит особое вещество - лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Лимонен используют при производстве косметики, он придает парфюмерной композиции хвойный и лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики.

- Ой, волшебники, мы так с Вами увлеклись, что и не заметили, как прошло время возвращаться в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне, уроки волшебства в моей лаборатории Вам понравились? А что больше всего запомнилось?

- Ну, а теперь попрошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся.

Чики-чики-чикалочка,

Игра превращалочка!

Вокруг себя повернись

И в педагога опять превратись!

(Звучит музыка, волшебники опять становятся педагогами.)

С помощью таких занимательных экспериментов Вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, веселым, максимально познавательным! Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учебе, будем развивать любознательность и усидчивость.

Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей. Организация детского экспериментирования в домашних условиях.

Мастер - класс для родителей.Организация детского экспериментирования в домашних условиях....

Мастер-класс (для молодых педагогов) "Экспериментирование"

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование в работеприемов  экспериментированияс детьми младшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для детей и родителей "Экспериментирование с водой"

Мастер-класс для детей и родителей "Экспериментирование с водой". Фестиваль межрайонного совета директоров №32 "Наши общие возможности- наши общие результаты"....

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с р...

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию...