Мастер-класс (для молодых педагогов) "Экспериментирование"
консультация на тему

Харченко Наталия Николаевна

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.odt17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи: 
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: 1. Стакан, газировка, виноградинка. 2. 4 стакана воды, соль, сахар, мука, свежее яйцо. 3. пакетик сухих дрожжей, теплая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик. 4.  Цветы из бумаги, карандаш, таз с водой. 5. Лист бумаги А4, розетка с молоком, ватные палочки, электрическая лампочка или свечка.  

Участники мастер-класса: Педагоги МБДОУ.

«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица

        Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

        Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

        Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой щенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Лесовичку можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
        Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. 

        Эксперимент №1

Подводная лодка из винограда

Материалы: Стакан, газировка, виноградинка.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

        Эксперимент №2

Плавающее яйцо. В каких жидкостях яйцо будет плавать?

Материалы: 4 стакана воды, соль, сахар, мука, свежее яйцо

1. Наполни каждый стакан водой на 3 четверти.

2. Размешай в одном из стаканов несколько столовых ложек соли до полного рас-творения.

3. Размешай такое же количество сахара во втором стакане с водой.

4. Такое же количество муки в третьем стакане с водой.

5. В четвёртом стакане оставь простую воду.

Подумай, в стакане с какой жидкостью яйцо будет плавать. Теперь все их испы-тай!

 Например, яйцо более плотное, чем простая вода, поэтому оно тонет. Солёная вода, однако, более плотная, чем яйцо, поэтому яйцо плавает! А ты плотнее морской воды?

        Эксперимент №3

Волшебный шарик. Надуй шарик газом, полученным из дрожжей.

Материалы: пакетик сухих дрожжей, теплая вода, сахар, чайная ложка, прозрачная пластиковая бутылка, воздушный шарик

1. Насыпь сухие дрожжи в пластиковую бутылку.

2. Затем добавь в бутылку немного тёплой воды и чайную ложку сахарного песка. Покрути бутылку.

3. Надень шарик на горлышко бутылки так, чтобы оно было закрыто полностью и не оставалось зазоров.

4. Поставь бутылку с шариком на тёплый подоконник или помести бутылку в миску с тёплой водой.

5. Наблюдай за «волшебным» надуванием шарика!

Это кажется удивительным трюком, но на самом деле это не волшебство. При добавле-нии сахара и нагреве дрожжи растут и производят газ, который называется углекислым. Этот газ поднимается в бутылке и заполняет воздушный шарик.

        Эксперимент №4

Цветы лотоса

Материалы: Цветы из бумаги, карандаш, таз с водой.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

        Эксперимент №5

Секретное письмо

Материалы: Лист бумаги А4, розетка с молоком, ватные палочки, электрическая лампочка или свечка.

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

        Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Для этого взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы:  

- постепенное усложнение,

- организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,

- использование проблемных, ситуаций.

Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Экспериментирование в детском саду"

Мастер - класс для педагогов по повышению уровня мастерства в экспериментальной деятельности, в процессе активного педагогического общения....

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование"

laquo;Экспериментирование  – одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей"...

Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование в дошкольном возрасте"

Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование в дошкольном возрасте"...

Мастер- класс для педагогов «Экспериментирование по сказкам»

Мастер- класс по организации опытно- экспериментальной деятельности с использованием сказок для педагогов ДОУ...

Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...