Игры и игровые упражнения на формирование активного словаря у старших дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения на формирование активного словаря
у старших дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Игра «Я собрал в огороде»
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти
Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.
Игра «Угадай по описанию»
Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Набор картинок по лексической теме.
Содержание: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».
Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».
Игра «Угадай, чего не стало?»
Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование: предмет или игрушка.
Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цель: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.
Игра «Кто больше увидит?»
Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.
Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.
Содержание. Дети рассматривают картинки по теме, представляющие предметы в затрудненных для восприятия условиях. Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предмет.
Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние
Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о животных, о предметах.
Оборудование: Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела), цветные карандаши.
Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».
Игра «Что где находится?»
Цель: Уточнение представлений о местоположении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).
Оборудование: Лото «Что где находится?»
Содержание: Взрослый: «Посмотрите на ваши карты и скажите, у кого нарисован сад? Огород? Клумба? Что растет в саду? Что хранится в шкафу? Что может находится на дороге?
Демонстрируя маленькие картинки, взрослый называет их: «Это сковорода, где она находится?» Ребенок. Узнавший свой предмет, отвечает на вопрос (Сковорода находится на кухне») и берет картинку себе. Выигрывает тот, кто раньше сложит карту целиком.
Игра «О картинке я вам расскажу»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.
Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт, чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, дуб, туфля.
Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.
У этого предмета есть:
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- Нитка, бусины (бусы);
- Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
- Спинка, сиденье, ножки (стул);
- Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);
- Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
- Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
- Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
- Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);
У него есть:
- Ствол, ветки, листья, корни, кора
- Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
- Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
- Голова, туловише, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
- Голова, туловище, лапки, иголки (еж);
- Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»...
« Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
« Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»...
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием"
Научно- исследовательская разработка« Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием Создание системы со...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Обзор исследований специалистов по созданию педагогических условий эффективности формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В статье дан анализ исследований по обучению грамоте дошкольников...
Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формировани...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...