"Использование развивающих игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников".
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_razvivayushchih_igrovyh_tehnologiy.docx | 435.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование развивающих игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра один из основных видов детской деятельности. Использование развивающих и дидактических игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
«Развивающие игры — это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Сначала предлагаются самые простые игры: «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине) «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине) «Создай образ» (по схеме)
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логикоматематических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер. «Палочки Кюизенера» это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше меньше», «право лево» между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей. Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори», «Послушай и закончи», «Скажи по-другому»). Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор» для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ
Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор»для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ Игры Воскобовича.Цель: распространение опыта ...
методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "
Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления дошколятами...
План работы по самообразованию по теме: «Использование развивающих игр Воскобовича для интеллектуального развития дошкольников»
план по самообразованию...
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».
laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...
Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника
Содоклад из опыта работы: «Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника». Педагогический совет....
Занятие по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей «Путешествие в космос» в старшей группе детского сада
Занятие развивает пространственное воображение, воспитывает интерес к математическим занятиям....