Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника
учебно-методический материал
Содоклад из опыта работы: «Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника». Педагогический совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodoklad_2022_rab.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Содоклад из опыта работы: «Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника»
Воспитатель: Тухбатуллина Н.А.
Слайд 2 (не читать) начало выступления
«Без игры нет, и не может быть
Полноценного умственного развития
Игра — это искра, зажигающая огонёк
Пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство — это безгранично значимый период в жизни человека, начало старта и вместе с тем его вершина. Дошкольный возраст не просто период детства, а один из чрезвычайно важных этапов развития человека.
Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте имеет максимальный потенциал развития, накопленный в увлекательный и интереснейший преддошкольный период; у него сформирован фундамент эффективного развития и основательно укреплен фундамент его личного совершенствования. Все это способствует тому, что в первый класс придет ребенок, который хочет учиться и может учиться.
Слайд 3
Сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Хороший пример того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Игра, учение и труд как основные и взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся человеческой личности, одновременно выступают и как главные ступени лестницы детской жизни.
Слайд 4
Мы все понимаем, что для интеллектуального развития дошкольников на современном этапе необходимо применение игровых технологий. В своей работе мы применяем логические блоки Дьеныша (развивают логическое и аналитическое мышление: анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение), палочки Кюизнера (способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей).
Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.
Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно.
Слайд 5
Начну с палочек Кюизнера. Непосредственное знакомство с цветными палочками начинаем с того, что дети рассматривают, сравнивают и раскладывают их по цвету и длине. На данном этапе проводятся операции классификации по цвету, размеру и форме.
Слайд 6
Тем самым подвожу детей к основным выводам:
‒ палочки разноцветные и четырехгранные;
‒ самая маленькая (короткая) палочка белого цвета, она напоминает кубик;
‒ палочки одного размера (длины) окрашены одним цветом;
‒ в наборе палочки 10 цветов.
Слайд 7
На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.
Слайд 8
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов.
Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине, выкладывают лесенки от большего к меньшему; выполняют такие задания и игры как:
«Сортер». Можно взять цветной картон и предложить ребенку рассортировать палочки по цветам. На красный лист надо положить все красные, на желтый – желтые, «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной», «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?».
«Угадай какая». Спрячьте палочку в кулаке, скажите, что держите ту, которая больше розовой, но меньше красной. Какая палочка в кулаке? Голубая, верно! Продолжайте играть, задавая подобные вопросы.
Слайд 9
Из палочек детям очень нравиться строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Она развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения.
Все игры с использованием данной технологии должны проводиться с педагогом. Если же просто вручить ребенку разноцветные палочки, то эффект будет сведен к нулю.
Детям предлагаю выложить «лесенку» из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот, а затем пройтись пальчиками по ступенькам «лесенки». Можно посчитать вслух от одного до десяти и обратно. Педагог должен подметить, что «шагая по лестнице» вверх — числа увеличиваются, а, спускаясь вниз — уменьшаются, таким образом начинают понимать порядок следования.
Слайд 10
В работе с детьми используются рабочие листы. Выкладывая палочками изображения на картинках у детей формируется первоначальное представление об объеме. В данной работе большим подспорьем для педагога являются игры с рабочими листами «На золотом крыльце…», «Посудная лавка». Данные игры дополняют возможности технологии.
Слайд 11
Следует отметить, что кроме освоения математических действий, палочки Киюзенера являются помощником в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно:
‒ обозначать ударения в словах;
‒ познакомиться с начертанием букв, выкладывая их из палочек (а так же выкладывание слов по схеме);
‒ выстраивать ритмический рисунок предложения (короткая палочка — короткая пауза на запятой, длинная палочка — длинная пауза, например, тире);
‒ делить слова на слоги.
А, кроме того, занимаясь развитием речи, дети используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним.
Слайд 12
В данной технологии активно используется проблемно-поисковый метод. Педагог просит детей «расколдовать» числа путем приложения заданной палочки к нужному количеству белых кубиков (условных мерок). Так дети знакомятся с числовым значением, отмечая, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения. А, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Слайд 13
Еще одна многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша». Эта игра помогает наиболее доступно и интересным образом выяснить свойства фигур, способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений. Основная цель игры – научить детей решать логические задачи на различие фигур по свойствам, т.е выявить их, назвать и удержать в памяти 1,2,3,4 свойства по цвету, размеру, форме и толщине.
Слайд 14
Начинаем обучение с ознакомления с фигурами по 2 признакам, потом по 3, и наконец освоили все 4 признака. Задания могут быть самыми разными. Например, выложить цепочку фигур так, чтобы рядом не оказалось фигур одинакового цвета (одинаковой формы, одинакового размера и одинаковой толщины).
Используя «Блоки Дъенеша» на занятиях по развитию речи, предлагаем выбрать любую фигуру и рассказать о ней, или загадать загадку-описание о фигуре, которую ребенок спрячет, а пришедший на занятие герой ее должен отгадать. Для успешного освоения игры используем карточки, которые помогают детям ориентироваться во всем разнообразие предлагаемых фигур.
Слайд 15
В свободной игровой деятельности дети строят из фигур «Блоки Дьенеша» объемные сооружения (дома, мосты, ворота).
Все выше перечисленные игры мы используем в работе с детьми в системе, в разные режимные моменты: в утренние и вечерние часы, в НОД, в свободной деятельности. Игры находятся в уголке развивающих и дидактических игр.
Слайд 16
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, способствовала совместная работа с родителями. Для этого мы старалась заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы. До пандемии, например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являлись мастер-классы по использованию игровых технологий в формировании математических представлений. Родители видели динамику при просмотре итоговой образовательной деятельности. После этого проводилось обсуждение просмотренного, родители делились впечатлениями. Опыт работы показал, что родители с большим удовольствием посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.
Слайд 17
И немного о результатах. Мы с детьми принимаем участие в во Всероссийских интеллектуальных олимпиадах и занимаем призовые места («Ребус» - всероссийский математический конкурс для дошкольников – 2 участника, 1 место, 2020 г.; XXX Всероссийская олимпиада для детей дошкольного возраста «Математика для всех» 2022 год 3 участника – призовые места)
Слайд 18
Поскольку в ходе реализации педагогической технологии развивающих игр очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр, хочется дать методические советы, которые помогут любому педагогу эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою работу:
- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности.
- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
-Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
- Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
Слайд 19
И в заключении хочу сказать словами Чарльза Дикенса «Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов». Творческих нам всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "
Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления дошколятами...
"Использование развивающих игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников".
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление обобщения, простых умозаключений, переход от практического мышлени...
Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».
laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...
Занятие по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей «Путешествие в космос» в старшей группе детского сада
Занятие развивает пространственное воображение, воспитывает интерес к математическим занятиям....
Конспект занятия с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего возраста «Космическое путешествие»
Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.Закрепить знания о последовател...