Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО
методическая разработка

Ольга Алексеевна Глебова

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества.

Одно из приоритетных направлений развития современного образования - создание условий для развития талантливых детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx28.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Глебова Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»

г.Мончегорск Мурманская область

Развитие музыкальной одарённости воспитанников

в условии реализации ФГОС ДО

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных. Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на системно-деятельностный подход в образовательном процессе - максимальное использование ребёнком своих способностей: умение быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. И первая, самая важная ступень - дошкольное образование.

Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.

В ходе реализации своей работы и наблюдения за детьми я выявила, что музыкально-одарённые дети - дети особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. В силу личностных особенностей они более чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления, более восприимчивы. Я заметила, что музыкально-одаренные дети склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Они легче усваивают материал, непринуждённо справляются с заданиями. Например, в танцевальной миниатюре такие дети готовы взять на себя ведущую роль- показывают движения другим; в пении солируют запев песни; в игре-драматизации играют главного персонажа и т.д. Музыкально одарённые дети любят слушать музыку, стремятся посещать творческие кружки, концерты и выступления, сочиняют свои собственные оригинальные мелодии, стремятся выразить своё настроение в танце и т.д.

Тема моей работы: «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО». Определила цель и поставила задачи работы.

Цель: выявление музыкально-одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, их самореализации в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

Обучающие:

- приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры;

- ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развивающие:

- развитие музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении;

- развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, вокально-певческих навыков,

- формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитательные:

- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;

- воспитание личности активной, творческой, способной активно участвовать в концертных досугах, фестивалях, конкурсах разного уровня.

В работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов, отражённых в Федеральном государственном образовательном стандарте:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации;

- принцип создания условий для совместной работы при минимальном участии педагога;

- принцип свободы выбора.

Работа с музыкально одаренными детьми включает в себя три основных направления, которые тесно взаимосвязаны - выявление, сохранение и развитие природной уникальности.

Система сопровождения детей способных и талантливых включает в себя следующие формы работы:

- наблюдение, выявление музыкальных способностей (диагностика);

(Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то на первом году жизни они проявляются достаточно ярко и развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. у других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. У большинства воспитанников эта способность развивается к пяти годам. Нужны постоянные наблюдения за детьми и диагностика, проводимая два раза в год.)

- планирование музыкальной деятельности;

(Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми навыками и умениями. Для того, чтобы обучение несло развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и музыкальных способностей детей.)

- подбор музыкального репертуара;

(Музыкальный материал подбираю он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является его новизна, сопровождающий аккомпанемент, аранжировка.)

- развивающая предметно-пространственная среда:

(создание музыкальных уголков, дидактических игр, декораций и прочей атрибутики творческого процесса. Доступность этих материалов детям обеспечивает постоянный интерес к музыкальной деятельности.

- индивидуальная работа (подготовка сольных номеров);

- групповая работа (подготовка ансамблевых номеров)

- проведение мероприятий: концертов, досугов, вечеров развлечений;

- участие в конкурсах, фестивалях, конкурсных программах и проектах разного уровня;

- совместная работа со специалистами ДОУ;

- участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, вебинарах;

- самообразование.

В нашем детском саду успешно внедряется модель взаимодействия с семьей, накоплен положительный опыт организации сотрудничества с родителями в контексте развития детской музыкальности. Запланирована и проводится большая работа, включающая как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества. Работа по взаимодействию с семьями воспитанников ведется по четырем направлениям.

Информационно-аналитическое, где происходит изучение семьи не только с позиции социального статуса и комплексной типологии семьи, но и с учетом позиции «включенности» каждого родителя в музыкально-образовательное пространство ДОУ.

Познавательное -это обогащение родителей знаниями в области музыкальной культуры через защиту проектов, проведение индивидуальных консультаций, круглых столов, тематических бесед: «Способности ребенка в Ваших руках», «Музыкально одаренный ребенок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома», «Ваш ребёнок и музыкальная школа» и др.

Наглядно-информационное, которое представлено в виде альбомов и портфолио музыкальных открытий и достижений ребенка, информационных уголков групп, семейных праздничных фотовернисажей.

И четвертое самое любимое и интересное, требующее серьезной подготовки и взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ – это досуговое направление.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к моему к профессиональному росту и саморазвитию и предполагает наличие следующего комплекса качеств: личностные (целеустремленность, настойчивость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность); профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности ребенка с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных развивающих программ, оценка результатов, консультативное обучение родителей); поведенческие (эмоциональная стабильность, умение создать творческую атмосферу ); креативность.

В нашем детском саду создана творческая группа «Дошколята». Цель работы группы- развитие эстетического восприятия, интереса, любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении. Здесь решаются задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности, индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).

В работе с творческой группой использую следующие виды музыкальной деятельности (упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, распевки, музыкально-ритмические движения, песни, инсценировки).

Яркими выступлениями творческой группы были: участие в III Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России»,

в международном конкурсе «Кубок содружества-2019»,

в фестивалях регионального уровня «Родина у нас одна», «Овация -2020; в фестивалях муниципального уровня «Школа-это мы», «Белка в Мончегорске», «Песни, с которыми мы победили», «Шаг к успеху», «Чистая капелька»; «Музыкальная шкатулка», в авторских проектах.

Мы стремимся, чтобы наши воспитанники смогли самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творчестве, почувствовать и прожить в детском саду «ситуацию успеха».

Благодаря взаимодействию с родителями (законными представителями) мы добились положительных результатов – искрометных и запоминающихся номеров на концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня – открытие маленьких творческих «звездочек».

В ходе работы я поняла, что к каждому музыкально одарённому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием, помочь ему вовремя проявить и развить свой талант. А если найти к таким детям правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается тема  эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...

Методический комплект по теме "Особенности музыкального воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактором, что все больше количество детей имеют отклоне...

Конкурс Педагог ДОО-2022. Программа развития музыкальной одарённости в условиях ДОУ

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА»   Пояснительна...

Удостоверение о повышении квалификации по программе "Музыкальное образование в условиях реализации ФГОС ДО и введения профессионального стандарта "Педагог"

Выдано 27.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....