Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО
методическая разработка
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества.
Одно из приоритетных направлений развития современного образования - создание условий для развития талантливых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnost.docx | 28.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Глебова Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»
г.Мончегорск Мурманская область
Развитие музыкальной одарённости воспитанников
в условии реализации ФГОС ДО
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных. Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на системно-деятельностный подход в образовательном процессе - максимальное использование ребёнком своих способностей: умение быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. И первая, самая важная ступень - дошкольное образование.
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.
В ходе реализации своей работы и наблюдения за детьми я выявила, что музыкально-одарённые дети - дети особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. В силу личностных особенностей они более чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления, более восприимчивы. Я заметила, что музыкально-одаренные дети склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Они легче усваивают материал, непринуждённо справляются с заданиями. Например, в танцевальной миниатюре такие дети готовы взять на себя ведущую роль- показывают движения другим; в пении солируют запев песни; в игре-драматизации играют главного персонажа и т.д. Музыкально одарённые дети любят слушать музыку, стремятся посещать творческие кружки, концерты и выступления, сочиняют свои собственные оригинальные мелодии, стремятся выразить своё настроение в танце и т.д.
Тема моей работы: «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО». Определила цель и поставила задачи работы.
Цель: выявление музыкально-одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, их самореализации в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
Обучающие:
- приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры;
- ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развивающие:
- развитие музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении;
- развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, вокально-певческих навыков,
- формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитательные:
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;
- воспитание личности активной, творческой, способной активно участвовать в концертных досугах, фестивалях, конкурсах разного уровня.
В работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов, отражённых в Федеральном государственном образовательном стандарте:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип создания условий для совместной работы при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора.
Работа с музыкально одаренными детьми включает в себя три основных направления, которые тесно взаимосвязаны - выявление, сохранение и развитие природной уникальности.
Система сопровождения детей способных и талантливых включает в себя следующие формы работы:
- наблюдение, выявление музыкальных способностей (диагностика);
(Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то на первом году жизни они проявляются достаточно ярко и развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. у других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. У большинства воспитанников эта способность развивается к пяти годам. Нужны постоянные наблюдения за детьми и диагностика, проводимая два раза в год.)
- планирование музыкальной деятельности;
(Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми навыками и умениями. Для того, чтобы обучение несло развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и музыкальных способностей детей.)
- подбор музыкального репертуара;
(Музыкальный материал подбираю он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является его новизна, сопровождающий аккомпанемент, аранжировка.)
- развивающая предметно-пространственная среда:
(создание музыкальных уголков, дидактических игр, декораций и прочей атрибутики творческого процесса. Доступность этих материалов детям обеспечивает постоянный интерес к музыкальной деятельности.
- индивидуальная работа (подготовка сольных номеров);
- групповая работа (подготовка ансамблевых номеров)
- проведение мероприятий: концертов, досугов, вечеров развлечений;
- участие в конкурсах, фестивалях, конкурсных программах и проектах разного уровня;
- совместная работа со специалистами ДОУ;
- участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, вебинарах;
- самообразование.
В нашем детском саду успешно внедряется модель взаимодействия с семьей, накоплен положительный опыт организации сотрудничества с родителями в контексте развития детской музыкальности. Запланирована и проводится большая работа, включающая как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества. Работа по взаимодействию с семьями воспитанников ведется по четырем направлениям.
Информационно-аналитическое, где происходит изучение семьи не только с позиции социального статуса и комплексной типологии семьи, но и с учетом позиции «включенности» каждого родителя в музыкально-образовательное пространство ДОУ.
Познавательное -это обогащение родителей знаниями в области музыкальной культуры через защиту проектов, проведение индивидуальных консультаций, круглых столов, тематических бесед: «Способности ребенка в Ваших руках», «Музыкально одаренный ребенок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома», «Ваш ребёнок и музыкальная школа» и др.
Наглядно-информационное, которое представлено в виде альбомов и портфолио музыкальных открытий и достижений ребенка, информационных уголков групп, семейных праздничных фотовернисажей.
И четвертое самое любимое и интересное, требующее серьезной подготовки и взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ – это досуговое направление.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к моему к профессиональному росту и саморазвитию и предполагает наличие следующего комплекса качеств: личностные (целеустремленность, настойчивость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность); профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности ребенка с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных развивающих программ, оценка результатов, консультативное обучение родителей); поведенческие (эмоциональная стабильность, умение создать творческую атмосферу ); креативность.
В нашем детском саду создана творческая группа «Дошколята». Цель работы группы- развитие эстетического восприятия, интереса, любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении. Здесь решаются задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности, индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).
В работе с творческой группой использую следующие виды музыкальной деятельности (упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, распевки, музыкально-ритмические движения, песни, инсценировки).
Яркими выступлениями творческой группы были: участие в III Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России»,
в международном конкурсе «Кубок содружества-2019»,
в фестивалях регионального уровня «Родина у нас одна», «Овация -2020; в фестивалях муниципального уровня «Школа-это мы», «Белка в Мончегорске», «Песни, с которыми мы победили», «Шаг к успеху», «Чистая капелька»; «Музыкальная шкатулка», в авторских проектах.
Мы стремимся, чтобы наши воспитанники смогли самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творчестве, почувствовать и прожить в детском саду «ситуацию успеха».
Благодаря взаимодействию с родителями (законными представителями) мы добились положительных результатов – искрометных и запоминающихся номеров на концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня – открытие маленьких творческих «звездочек».
В ходе работы я поняла, что к каждому музыкально одарённому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием, помочь ему вовремя проявить и развить свой талант. А если найти к таким детям правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной деятельности в условия реализации ФГОС ДО».
Выстепление перед коллегами на педагогическом совете....
Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности в условия реализации ФГОС ДО».
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при организации музыкальной деятельности...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье рассматривается тема эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...
Методический комплект по теме "Особенности музыкального воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактором, что все больше количество детей имеют отклоне...
Конкурс Педагог ДОО-2022. Программа развития музыкальной одарённости в условиях ДОУ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА» Пояснительна...
Удостоверение о повышении квалификации по программе "Музыкальное образование в условиях реализации ФГОС ДО и введения профессионального стандарта "Педагог"
Выдано 27.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....