Доклад на тему "Уголок психологической разгрузки в группе ДОУ" 25 февраля 2016 г.
методическая разработка
Районный обучающий семинар "Разработка комплекса мероприятий по профилактической работе с детьми, имеющими повышенный риск развития патологических форм нарушений поведения, как средство позитивной социализации и успешной интеграции ребенка с обществом" (г.о. Клин)
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа над созданием психологической комфортной среды в группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_psiholog_razgruzki.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Районный обучающий семинар
"Разработка комплекса мероприятий по профилактической работе с детьми, имеющими повышенный риск развития патологических форм нарушений поведения, как средство позитивной социализации и успешной интеграции ребенка с обществом" (г.о. Клин).
Доклад на тему
"Уголок психологической разгрузки в группе ДОУ"
Подготовила Суханова О.П. – воспитатель высшей
квалификационной категории
Уголок психологической разгрузки в группе детского сада
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа над созданием психологической комфортной среды в группе детского сада.
Проблема неспособности современного ребёнка дошкольного возраста выражать чувство раздражения, гнева, обиды надлежащим образом с каждым годом возникает всё чаще и чаще.
Всё чаще и чаще именно с этой проблемой обращаются к психологу родители и педагоги.
Агрессивному ребёнку сложно понять, что раздражение и гнев – чувства нормальные и вполне допустимые, но их вовсе необязательно проявлять в агрессии.
Важнейшей задачей взрослых является обучение ребёнка адекватным способам выражения собственных чувств через взаимодействие с реальными объектами, не причиняя угрозы для окружающих людей.
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трёх – пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что в дошкольный период надо особенно правильно относиться к поведению агрессивного ребёнка.
Агрессивное поведение, нередко приносит ощутимые результаты. Человеку удаётся силой отстоять свои интересы и заставить других подчиняться. Но в долговременном плане это тупиковый путь. Столкнувшись с агрессивным поведением человека, люди составляют о нём нелестное мнение и стремится такого человека избегать, а иногда просто боятся. Он никогда не бывает любим.
Агрессивный человек - в конце концов; остаётся одиноким, окружённым страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хочет, чтобы его ребёнок рос беспомощным и зависимым. Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают.
Конечно, ребёнок должен за себя постоять. Но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошёл, привычно приняв боевую стойку.
Каковы источники человеческой агрессивности? Как и во многих иных случаях, на этот счёт есть несколько мнений.
С одной стороны – это врождённая черта, обусловленная самой природой. С другой стороны – любые поведенческие реакции формируются, усваиваются в результате научения и примера. Если условия становления человека располагают к агрессивным реакциям и такое поведение поощряется, то агрессивность неизбежно закрепится как черта характера.
Исследователи заметили, что агрессивными чаще бывают дети тех родителей, которые сами не стремятся сдерживать своих враждебных проявлений. Большинство, однако, умеет себя держать в руках и находить приемлемые пути поведения. Детям в усвоении такого навыка надо помочь. Если о них, повзрослевших скажут, что они плохо воспитаны, то это - упрёк нам, ибо воспитаны они нами.
В последнее время родители и педагоги всё чаще обращаются с вопросами о том, что делать, если ребёнок: дерется, обзывается, конфликтует, не играет со сверстниками, не может устоять на месте и пяти минуты. Список вопросов расширяется.
Поэтому на сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей. Наблюдая за поведением детей в повседневной жизни агрессивные дети, на наш взгляд особенно нуждаются в психологической помощи: они не умеют владеть собой, у них слабо развиты коммуникативные навыки, не владеют навыками бесконфликтного общения.
В работе с такими детьми используем различные формы:
-беседа: практический разбор подобных ситуаций;
- чтение художественной литературы, рассказы – загадки о хороших и плохих поступках, работу по картинкам с аналогичным сюжетом;
- сказка – терапию;
- сюжетно – ролевые игры;
- упражнения, которые обучают конструктивному разрешению конфликтов ;
- обучение саморегуляции;
- релаксацию;
- йоговскую гимнастику для малышей.
Не малую роль отводится плановой работе по устранению отрицательных воздействий у детей с родителями:
-Индивидуальные консультации;
-Тренинги;
-Мастер – классы;
-Семинары;
-Брифинги;
-Практикумы;
-Игры.
Но, на наш взгляд этой работы было недостаточно, требовались эффективные приёмы воздействия на детей с агрессивной формой поведения. Родилась идея создать в группе психологический уголок с использованием материалов уголка в повседневной деятельности, для психологической разгрузки дошкольника, чтобы дети не только в кабинете психолога имели возможность учиться конструктивным приёмам управления своими эмоциями, но и в группе, в течение дня, как только возникнет такая потребность.
Известно, что чем больше в группе уделено внимания развивающей среде, тем успешнее и эффективнее происходит обучение и развитие детей.
Уголок психологической разгрузки в условиях группового помещения детского сада – является адаптированным вариантом и не требует особых материальных затрат и приобретения дорогостоящего оборудования.
При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.
Желательно, что бы дизайн уголка соответствовал и дополнял общее оформление группы.
Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка . Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.
Уголок психологической разгрузки используется в воспитательно – образовательном процессе как на организованной непосредственной деятельности, так и на коррекционной и самостоятельной игровой, поисково - экспериментальной деятельности дошкольников.
Материалами служат вовсе не дорогостоящие материалы и оборудование, а в полнее доступные средства:
-Поролоновые подушки;
- Стаканчики для крика;
- Цветные клубочки;
-Мешочки настроений;
- Коробочка примирения;
- Пособие «Горячие ножки»;
-Волшебные перчатки – « мирилки».
Реализация пособий происходит через игры:
Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.
1.Игры с клубочками.
Цель: успокоить расшалившихся детей.
2.Игра «Мешочки настроений».
Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
3.Игра «Коробочка примирения».
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
4.Игра «Подушка примирения».
Цель: научить разным способам примирения после ссоры.
5.Игра «Перчатки – мирилки»
Цель: научить разным способам примирения после ссоры.
6.Пособие «Горячие ножки».
Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.
7.Пособие «Стаканчики для крика».
Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
8.Игра «Каскад желаний».
Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
9.Игра «Мыльные пузыри».
Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
10.Игра «Гвозди – перевёртыши».
Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.
Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:
-Разнообразие материалов;
-Доступность;
-Безопасность;
-Актуальность;
-Креативность.
В нашем дошкольном учреждении разработана и опробирована система работы с агрессивными детьми приемлемыми и доступными способами.
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – в первую очередь включает в себя:
- изучение литературы по данной проблеме;
-подбор упражнений и игр по снятию агрессии по возрастным группам;
-практическая отработка игр и приёмов с родителями и педагогами;
-изготовление и пополнение инструментария для оформления и оборудования уголка в группе.
2.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП – включает:
-Метод наблюдения за конкретным ребёнком;
-Сбор анамнестических данных;
-Анкетирование родителей «Эмоциональное развитие ребёнка»;
-Анкетирование родителей и педагогов «Критерии агрессивности» у ребёнка;
-Анкета – опросник: виды, направленность, чувствительность к присутствию других;
-Тест «Сказка» - формирование выводов об особенностях переживаний (тревожность, агрессивность) , и источниках, которые вызывают эти переживания, на основании предложенного испытуемым продолжения сказки;
-Методика «Кактус» - М.А.Панфилова Определение эмоционального состояния дошкольника, а так же степень его агрессивности;
-Проективная методика «Несуществующее животное»;
-Тест тревожности Ч.Д.Спилберга – Ю.Л.Ханина – метод оценки уровня ситуативной (реактивной) и личностной тревожности;
-Методика измерения уровня тревожности Тейлора – определение уровня личной тревожности.
Так, на основании анкетирования, наблюдения, запросов родителей и педагогов на начало учебного года было выявлено 9 детей - 5% с ярко выраженной – открытой агрессией.
Из проведённой дополнительно проективной методике «Несуществующее животное» - выявилось дополнительно 7 детей – 2% со скрытым проявлением агрессии.
И того: 16 детей – 7%.
Показатели агрессивности детей начало года К концу учебного года после апробации данной системы и использования уголка психологической разгрузки в группе, ситуация изменилась следующим образом:
-дети с ярко выраженной агрессией – 2%;
-дети со скрытой агрессией – 1%
Анализ проведённой диагностики показывает, что данная система и использование уголка психологической разгрузки в группе детского сада несёт положительную динамику в работе с агрессивными детьми.
Этот факт указывает на необходимость использования данной системы в группах имеющих детей с открытой и скрытой агрессией проявляющейся в поведении дошкольников в группе детского сада.
Система работы должна предусматривать создание условий для развития данной функции и разработку комплекса практических мероприятий для внедрения в педагогический процесс.
3.ЭТАП ОПРОБАЦИИ – содержит практические мероприятия по снятию агрессии, и обучению различным методам саморегуляции поведения дошколят нашего учреждения. И включает следующие мероприятия:
-«Игромания против агрессии» - проект с участием всех участников образовательного процесса (воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей);
-«Уголок психологической разгрузки» - проект по созданию в группе детского сада уголка психологической разгрузки (по запросам) с определением места и авторской концепции оформления уголка, с учётом существующих развивающих мест в группе.
Также на этапе апробации были проведены следующие тренинги, семинары, брифинги, мастер – классы для родителей, специалистов дополнительного образования, педагогов и психологов дошкольного учреждения и города (Приложение№2).
ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ:
-«Портрет агрессивного малыша»;
-«Что такое агрессивность?»;
-«Как помочь агрессивному ребёнку?»;
-«Поведение родителей с агрессивным ребёнком»;
-«Психологические шпаргалки в работе с агрессивными детьми»;
-«Доброкачественная и злокачественная агрессия»;
-«Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком»;
-«Психолого – педагогическое сопровождение агрессивных детей дошкольного возраста»;
-«Игры на коррекцию агрессии»;
-«Как работать с родителями агрессивного ребёнка»;
-Групповые и индивидуальные консультации для воспитателей и родителей по созданию уголка психологической разгрузки в приемлемой форме.
СЕМИНАРЫ, ПРАКТИКУМЫ, БРИФИНГИ, МАСТЕР – КЛАССЫ, ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, КВНы:
-«Мы поссоримся и помиримся»;
-«Всё покажем и расскажем»;
-«Волшебное свойство сказки»;
-«Йоговская гимнастика для малышей»;
-«Давайте жить дружно»;
-«Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду»;
-«Алгоритмы против агрессии»;
-«Психологическое здоровье детей»;
-«Избавляемся от агрессии с помощью игры»;
-«Игромания против агрессии»;
-«Психологическая саморегуляция»;
-«Мир глазами агрессивного ребёнка»;
-«Конструктивные способы выражения агрессии».
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС:
-«Лучший уголок психологической разгрузки в детском саду».
4. ЭТАП АНАЛИЗА – включает в себя анализ проведённой работы – методической, психологической, практической, экспериментальной.
-Проведение методических советов «Психологическое здоровье», «Маленький агрессор или практическое руководство в работе с агрессивными детьми в группе».
-Проведение конкурса «Лучший дизайнер уголка психологической разгрузки в детском саду».
-Открытые семинары, практикумы, мастер – классы, деловые игры, КВНы для родителей, педагогов, специалистов городских и районных ДОУ.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ УГОЛКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ:
-повторение одной игры не более 1 – 2х раз;
-игры и упражнения должны носить разнообразный характер;
- количество игр в одном комплексе 3 -5 (в зависимости от степени агрессивности ребёнка);
-после каждого блока игр рекомендуются релаксациионные, психогимнастические или йоговские упражнения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УГОЛКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА:
-Фотографии эмоций (грусть, радость, гнев, удивление, обида, страх, скука, интерес, восхищение, отвращение, удовольствие, стыд и.т.д), коврик «Горячие ножки», клубочки ниток (разного цвета и диаметра), стаканчики для крика, мыльные пузыри, коробка для примирения, волшебные перчатки, поролоновые подушки, «Гвозди перевёртыши», «Каскад желаний», мешочки настроений, пластилин, бумага
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок психологической разгрузки в группе детского сада
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...
Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"
Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижени...
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....
Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...
«Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...
Зона психологической разгрузки в группе детского сада
Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на ос...
«Организация работы по созданию уголка психологической разгрузки в группах ДУ»
Создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов. Игр...