Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которые выступают наиболее сильными эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации его духовной сферы. Это определяет необходимость психологической поддержки детей. Поэтому в своей работе большое внимание я уделяю именно профилактике психологических нарушений. Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, я решила организовать уголок психологической разгрузки в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №17 «Машенька»
Ступинского муниципального района
_________________________________________________________________
МАСТЕР-КЛАСС
для воспитателей дошкольных образовательных организаций
«Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела: воспитатель
Сергеева Вероника Сергеевна
Ступино 2014г.
«Величайшая красота, сила и богатство в
действительности бесполезны; но доброе
сердце превосходит все на свете»
Б. Франклин
Мастер-класс «Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста»
Цель: освоение и последующее активное применение оборудования для уголка психологической разгрузки в практической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о различных зонах уголка психологической разгрузки, таких как, уголок уединения, уголок настроения, остров дружбы и мн.др.;
- Поиск педагогических идей по формированию эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с помощью оборудования уголка психологической разгрузки;
- Построение модели уголка психологической разгрузки детей старшего дошкольного возраста, отвечающей современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.
Участники: воспитатели дошкольных образовательных организаций.
Материалы и оборудование: большая магнитная доска, магнитофон с дисками с расслабляющей и спокойной музыкой.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса: выделение проблемы –вводное слово мастера, описание принципов, содержания зон уголка психологической разгрузки, используемых в работе мастером, представление результатов работы, обсуждение и корректировка результатов работы.
Ожидаемые результаты: воспитатели на практике будут использовать оборудования для уголка психологической разгрузки.
Действия участников мастер-класса: каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и приклеивает на «дерево» на доске.
Актуальность мастер-класса
Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения побудили направить внимание педагогов на формирование эмоционально устойчивой, социально адаптивной, творческой личности, способной осуществлять демократические преобразования, адекватно переносить противоречивость нынешней социокультурной ситуации. Темп, динамика и ритм современной жизни, социальное разделение и национально-политические конфликты приводят к усилению раздражительности, повышению агрессивности, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости личности уже в дошкольном детстве. Именно в этот возрастной период формируется мир эмоций и чувств человека, обозначаются его устремления, закладывается базис личной культуры, включающей ценности переживания.
Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития, а с другой стороны, наблюдается резкое падение интересов к духовной жизни общества, к культуре и искусству, которые выступают наиболее сильными эмоциональным фактором в становлении личности ребенка и стабилизации его духовной сферы. Это определяет необходимость психологической поддержки детей. Поэтому в своей работе большое внимание я уделяю именно профилактике психологических нарушений. Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, я решила организовать уголок психологической разгрузки в группе.
Ход мастер-класса
Пришла пора весенняя,
И солнце, посмотрите!
А, значит, настроение
Хорошее, весеннее!
Внимание соберите
И на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Зеленые листочки.
Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю вам сохранить его до конца нашего занятия!
Тема нашего мастер – класса - «Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста».
Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала слова Бенджамина Франклина: «Величайшая красота, сила и богатство в действительности бесполезны; но доброе сердце превосходит все на свете».
Уважаемые коллеги! Хочется представить вам свой опыт по созданию уголка психологической разгрузки для детей старшего дошкольного возраста.
Уголок психологической разгрузки - реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение всего дня.
Материалы для уголка подбираются с учетом их основного назначения, а именно:
• Для психологической разгрузки воспитанников;
• Для формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе;
• Для обеспечения эмоционального комфорта детей с ООП (тревожных,
гиперактивных, агрессивных)
Так, например, наличие в уголке зонтика позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Спрятаться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию помогают подушки для битья. Разнообразные волшебные предметы: палочка, шляпа волшебника, корона, помогают совершать чудесные превращения, позабыв про негатив, а кукла- подружка пережить тревогу и личные переживания.
Таким образом, в уголок психологической разгрузки должны входить следующие зоны и оборудование:
- Уголок уединения. Он выполнен в виде зонта, там полутемно, тесновато и комфортно. Это место где нужно отсиделся, успокоится, а потом снова включиться в общую суету.
- Мягкий диван, подушки. Например, игра «Волшебный диван», для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы использую эту игру. Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.
- Телефон для игры «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней.
- Мягко набивная «подушка-колотушка». Например, игра
«Выбиваем пыль», когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку, очистив ее от зимней пыли очень даже можно.
- «Кукла - подружка», подушка - «плакушка», подушка «Доброе сердце», обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
- Уголок. Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
- Набор бумаги для разрывания или листки – гнева.
- Коврик злости. Дети знают, что если они злятся, нужно с силой вытереть об него гневные ножки и злость пройдет.
- Стаканчик для крика, грубых слов, злобы и т.д. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.
- Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей.
- Цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции.
- Мягкая проволока большого диаметра - для снятия агрессивных проявлений.
- «Остров дружбы» помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом.
- «Полянка радости». Дети раскладывают по-своему усмотрению различные цветы, бабочек и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребенку избавиться от плохого настроения.
- Дидактические игры «Собери бусы», «Найди игрушку» берут на себя функцию умиротворения.
- Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Мои чувства». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребенок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаю ребенку поиграть в ту или иную игру.
- Игра «Твистер». Да, игра американских детей невероятно увлекла наших детей, с превеликим удовольствием, сопровождающимся визгом и самыми невероятными позами, почти ежедневно расстилающих клеенку с цветными пятнами на полу и крутящими стрелку. Три игрока, выполняющих задания, постоянно окружены плотным кольцом жаждущих своей очереди поиграть. Тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и позволяет им быть ближе друг к другу.
- «Шар настроения» позволяет снять мышечное напряжение.
- Волшебные предметы: шляпа волшебника, волшебная палочка, короны, медаль, «Волшебные бобы». Служат для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
- «Зеркало моего настроения». Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.
- Волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться.
- Массажные мячи - «ежики». Я обучаю детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
- «Сухой бассейн» с различным наполнением. Играя с «сухим бассейном», ребенок получает полезный массаж для пальчиков, развивает координацию, получает массу незабываемых впечатлений и отличное настроение.
- «Сухой дождь». Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.
- Различные светильники на батарейках, плеер и наушники с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).
- Аромалампа с набором аромамасел. Самый доступный и популярный способ применения эфирных масел во всем спектре их свойств. Они наполняют группу неповторимой атмосферой, создают волшебное настроение, ненавязчиво «пропитывая» пространство нежнейшим и тонким ароматом. При этом их воздействие отнюдь не ограничивается ароматизацией помещения, их можно применять для коррекции эмоционально-психологических состояний, профилактики инфекций.
- Пальчиковый театр. Направлен на формирование уверенности в себе, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.
- «Добрая корзинка». Направлена на создание благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе, способствует установлению контакта между детьми.
Следует не забывать про необходимые функциональные критерии:
- наличие материала по потребностям (для агрессивных, тревожных, гиперактивных детей)
- эстетичность и оригинальность оформления (пространство не терпит вызывающих красок, всё должно быть в спокойном, постельном тоне)
- авторская идея, творческий подход.
Итог:
Широкое использование разнообразных материалов и оборудования в уголке психологической разгрузки группы способствует своевременному социальному развитию, формированию эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
1. Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? (Возможные ответы участников – радость, легкость, приятно…)
2. Что понравилось вам больше всего?
3. Что запомнилось?
Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-291107-1381394787.jpg)
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/05/picture-463541-1407252362.png)
Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-579679-1422965102.png)
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/28/picture-637691-1432790645.jpg)
Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)
Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...
мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-630905-1475084919.jpg)
Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-203252-1480234469.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
Мастер - класс для педагогов ДОУ с участием детей 6 - 7 лет....