Зона психологической разгрузки в группе детского сада
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.
Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями.
Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.
Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
Зона (или уголок) психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zona_psihologicheskoy_razgruzki.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Зона психологической разгрузки в детском саду.
Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.
Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями.
Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.
Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.
Зона (или уголок) психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.
При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.
Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.
Назначение уголка психологической разгрузки:
• Обучение социально приемлемым способам поведения;
• Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);
• Обучение общению, решению конфликтов;
• Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;
• Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:
• Разнообразие материалов;
• Доступность;
• Безопасность;
• Актуальность;
• Креативность.
Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки по ФГОС.
ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению зоны психологической разгрузки:
- Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
- На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.
- Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
- Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
- При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
- Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
- Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.
Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
Предметы для выражения негативных эмоций.
Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:
- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.
Для расслабления дошкольников могут использоваться:
- Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
- Красивый настольный фонтан, водопад.
- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
- Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
- Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
- Коллекции морских ракушек, магнитов.
- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
- Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
- Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Пособия для развития эмоциональной сферы.
- В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:
- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».
- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
- «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:
Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
В уголке психоэмоциональной разгрузки ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Примеры использования материалов психологического уголка.
1.Игры с клубочками.
Цель: успокоить расшалившихся детей.
2. «Мешочки настроений».
Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
3. «Коробочка примирения».
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
4. «Мыльные пузыри».
Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
5. «Варежки – мирилки»
Цель: научить разным способам примирения после ссоры.
6. «Горячие ножки» или коврик злости
Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.
7. «Стаканчики для крика».
Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.
При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Для каждой возрастной группы разработаны рекомендации по устройству уголков психологической разгрузки.
2 группа раннего возраста
| 2 группа раннего возраста
|
Младшая группа
| Младшая группа
|
Средняя группа
| Средняя группа
|
Старшая группа
| Старшая группа
|
Подготовительная к школе группа
| Подготовительная к школе группа
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок психологической разгрузки в группе детского сада
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....
Психологическая разгрузка детей в детском саду
их опыта работы...
Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...
Презентация "Уголки эмоциональной разгрузки в группе детского сада"
Презентация "Уголки эмоциональной разгрузки в группе детского сада"...
Методическая разработка для педагогов "Организация уголков психологической разгрузки в группе детского сада"
Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковрем...
Центры психологической разгрузки в группах детского сада.
Центры психологической разгрузки в группах детского сада....