«Организация работы по созданию уголка психологической разгрузки в группах ДУ»
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов. Игры, применяемые в уголке психологической разгрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_sozdaniyu_ugolka_psihologicheskoy_razgruzki_v_gruppah_du.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД№ 6 «ЛУКОМОРЬЕ»)
Консультация для воспитателей
«Организация работы по созданию уголка психологической разгрузки в группах ДУ»
Подготовила:
педагог-психолог
Лопатина Е.Н.
г. Нефтеюганск, 2018
Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов.
Задачи:
1. Активизировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников.
2. Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
3. Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
5. Способствовать снятию эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть одному. Наблюдать за действиями ребенка, выявляя его индивидуальные особенности (гиперактивность, агрессия, тревожность, застенчивость).
Зона для психологической разгрузки включает:
1.Уголок для уединения позволяет «спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный альбом (палатка, шатер, мягкая мебель, ширмы для уголка уединения и т.д.)
2.Оборудование:
- фотоальбомы (семейные, групповые фото);
-мягкие игрушки;
- стимулы для развития слухового, тактильного, зрительного, обонятельного анализаторов («музыка ветра», различные виды покрытий, песок, вода, фонтанчики, аквариумы, камни, цветы, свечи, ароматы и т.д.);
-наличие игрушек, предметов, мебели для регуляции двигательной активности детей (подушки, мячи, кресло, обруч, мягкие игрушки и т.д.).
-наличие картотеки с упражнениями по развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и играми, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и коммуникативной сфер.
- Обучение агрессивных детей способам управления гневом в приемлемой форме (помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть энергию) - боксерская груша, мягкая подушка, стаканчик для крика, куклы Би-ба-бо, мишени…
-Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – аудиозаписи различных видов шумов, музыки для отдыха и релаксации, световые лампы, световые клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка), мешочки настроений, коробочки добрых дел.
- Обучение детей бесконфликтному общению – дидактическая игра «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др., Коврик дружбы, Подушка примирения, Варежки примирения, Доска настроений.
- Повышение самооценки для тревожных, не уверенных в себе детей – подиум, медали, сонные подушки.
- Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям (развитие ловкости, эмоциональной отзывчивости, умения действовать в команде) – «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик», «Коврик дружбы».
-Уголок рисования (воспитание эстетических чувств, возможность показать свои чувства на бумаге)
-свободный доступ
-образцы работ
-мольберт и другое.
Оснащение психологического уголка
Назначение | Материалы |
Зона для психологической разгрузки | Уголок для уединения (шатер, палатка и т.д.), мягкая мебель: мягкие кресла, пуфики в виде животных; фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки. |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, «Попробуй порви», «Коробочку гнева и раздражения», пластилин. |
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции | Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, картотека релаксаций), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.), свечи, фонтаны (для созерцания), игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «мешочки настроений», «Коробочки добрых дел», «Мешочки плохого и хорошего настроения» |
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр | «Азбука настроения», «Коврик дружбы», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», настольные дидактические игры «Что такое хорошо», шкатулка с маленькими человечками, «подушка примирения», «коробочка примирения», «Доска настроений». Картотека мирилок. |
Формирование положительного самопринятия и толерантности | Подборка психогимнастических игр. |
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей | Подиум, медали, «Сонные игрушки», «Звезда дня», «Книга рекордов», «Волшебный дуб». |
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде | «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик», «Копилка добрых дел», «Коробочка добрых дел». |
Дидактические гры на изучение эмоциональных состояний. | «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках», «Чувства и эмоции», «Определи эмоцию», типа «Что такое хорошо, что такое плохо?»; –«Азбука настроений»; |
Назначение психологического уголка:
–Зона психологической разгрузки;
–Обучение социально приемлемым способам поведения;
–Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);
–Обучение общению, решению конфликтов;
–Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;
–Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Игры, применяемые в уголке психологической разгрузки.
Игра «Коврик злости».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: «коврик злости» - это обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью.
Программное содержание. Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным, к окружающим или потерял контроль над собой, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку надо разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малыш не захочется улыбнуться.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: «волшебный мешочек» - это маленький мешочек с завязочками.
Программное содержание: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед
входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке. В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте. входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
Игра «История про Обидок и Грустинок».
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали.
Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: фломастеры, бумага, ножницы.
Программное содержание: переключение ребёнка на положительные эмоции. С этой целью отвести его в тихий уголок, и после выяснения причин грусти («почему ты грустишь? Что произошло с тобой?), рассказать ему историю про Обидок ит Грустинок.
Ход игры. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были очень липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками.
Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинке были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Я обращаюсь к ребенку.) Вот там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка на – правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».
Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев яркими карандашами. Затем вместе с ребенком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть.
Когда ребенок упрямиться или проявляет физическую агрессию и негативизм, то я его прошу помочь мне справиться с «упрямой подушкой, которая есть у меня в кабинете (подушка с темной наволочкой).
Игра «Упрямая подушка».
Цель: снятие негативизма и упрямства, общей агрессии.
Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: подушка
Программное содержание: ребенка вводят в игру – сказку, для выброса агрессии социально – приемлемым способом.
Ход игры. «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, ка волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат.
Упражнение «Порхание бабочки».
Цель: расслабление, снятие напряжение и усталости, успокоение.
Возрастная группа: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Необходимое оборудование: ковёр.
Программное содержание. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.
Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день.
Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза».
Упражнение «Волшебный дуб».
Его цель: поднимать самооценку ребёнку, формирование уверенности. Для этого ребенку предлагают присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, комплименты, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному дубу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».
Игра «Подушка с упрямками».
«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют мешочек для крика.
Для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния у детей раннего возраста на этапе адаптации используются игры, направлены на развитие мелкой моторики рук, потешки, при произнесения которых, дети могут прикоснуться и погладить того или иное лесного жителя в зоне «Добрых ласковых друзей», сопровождая потешкой.
Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка.
Успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции можно в «Зоне спокойных игр и секретов», здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является знакомства детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства – «Зеркальное озеро». Оно имеет форму озера на стене, рядом с которым располагается трава, камушки, лягушки, черепашки. Например, для активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, можно рассказать какую – либо историю.
В зависимости от состояния детей ваш уголок может быть и «Уголком гнева»
Его цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать:
- «Коврик злости» вытирая ноги, о который дети могут потоптаться и избавиться от плохого настроения.
- выплеснуть накопившуюся энергию помогают боксёрские груши, подушки для битья, мишени, стаканчики для крика.
«Мешочки плохого и хорошего настроения»
А ещё злость, раздражение можно спрятать в мешочек с плохим настроением, а из мешочка хорошего настроения взять улыбки и смех. Можно сделать «Коробочку гнева и раздражения» - «Спрячь всё плохое» - куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
Коробочку «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры.
«Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», «Шар настроения», «Волшебные бутылочки», пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно.
Не секрет, что в группе детского сада бывают ссоры, научить детей бесконфликтному общению помогают различные дидактические игры, а помириться им помогают «Подушки примирения», «Коврики дружбы», «Коробочки примирения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"
Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижени...
"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"
В статье описана подробная поэтапная разработка проекта модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.
Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....
“Использование уголка психологической разгрузки в работе с детьми с ОВЗ”
В работе описан инновационный опыт работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и специального психолога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии....
ВИДЕО. Опыт работы по созданию «Центра психологической разгрузки» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Ссылка на видео https://drive.google.com/file/d/1ZLEg31bD8KXRmuaahtw6jVWMXnQAcMEf/view?usp=sharing...
Методическая разработка для педагогов "Организация уголков психологической разгрузки в группе детского сада"
Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковрем...
Шпаргалка для педагогов "Как организовать уголки психологической разгрузки в группе"
Педагогам будет интересно узнать о составных частях уголков психологической разгрузки и о принципах, которых нужно придерживаться организуя данное простраство: «гибкости и управляемости среды&ra...