План образовательного терренкура "Чудо - огород"
материал

Романова Мария Владимировна

Примеры работы разных возрастных группах в огороде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_terrenkura.doc910.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа

детский сад№3 «Умка» комбинированного вида

План образовательного терренкура

«Чудо – огород»

«Затейники»

https://img2.freepng.ru/20180318/pbw/kisspng-harvest-ant-autumn-farmer-illustration-harvest-a-good-season-for-pumpkin-5aaefd50a24501.4965190415214175526647.jpg

Подготовили: Романова М.В.

Семенихина Н.В.

Киселевск, 2020г.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11a0/0012611f-6942ea06/img1.jpghttps://mypresentation.ru/documents/a03af329fe733a1d8f1e7b50a9ede40c/img12.jpg

Примеры работы разных возрастных группах в огороде

Примечание: При переходе от станции к станции дети выполняют упражнения на восстановление дыхания и двигательные упражнения.(Материал разрабатывает учитель - логопед)

Тема маршрута

Оборудование

Маршрут/содержание деятельности

2-я младшая группа

«Лето жаркое»

Природный и бросовый материал, ведерко, совок, сито, лейка с водой, лупа (по количеству детей),

Станция «Огород».

Наблюдение за ромашкой лекарственной.

Цель: закрепить знания об основных частях цветка, его лекарственных свойствах, воспитывать бережное отношение к растениям.

В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

Средняя группа

«Безопасный огород»

Перчатки, фартучки, маски, кепки, сапоги

Станция «Огород». Наблюдение за лекарственными растениями. Цель: закрепить знания о пользе лекарственных растений, развивать умения узнавать и называть их.

1. В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.

2.В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.

Старшая группа

«Вот оно какое, наше лето»

Семена растений, совок и лейка (по количеству детей), костюм доктора Айболита, медицинские атрибуты, маски животных, мячи (2 шт.), обручи (6 шт.), канат, игрушки - корабль, лодка; ракушки, морские камни, другой природный и бросовый материал

Станция «Огород». Посадка семян (Салат, огурец,  помидор).

Цель: сформировать навыки элементарного бытового труда, знания

о посадке, выращивании растений из семян.

 «Зеленая аптека». Театрализованная постановка «Добрый доктор

Цель: развивать творческие способности детей, умения передавать образ героя с помощью выразительных средств речи, жестов, мимики.

 «Птичья столовая».

Наблюдение за поведением птиц на огороде, прослушивание птичьих голосов.

Цель: обогатить представления о птицах, развивать умение соотносить пение птицы с ее образом.

«Цветочный сад».

 Составление рассказа с опорой на наблюдения за живой природой.

Цель: учить составлять описательный рассказ, опираясь на наблюдения за живой природой, развивать словесно-логическое мышление, умение высказываться и внимательно слушать других.

1. В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.

Подготовительная к школе группа

«Лето

красное,

будь

со мной»

Музыкальный центр, колонки, обручи (2 шт.), мячи (2 шт.), деревянные палочки (по количеству детей), велосипеды (3 шт.), игрушечные машины (2 шт.), природный и бросовый материал, мольберты, бумага для рисования, кисти, краски, восковые мелки, карандаши

Станция «Огород». Опытно-экспериментальная деятельность «Рост овощных культур в тени, на солнце».

Цель: закрепить представления об условиях, необходимых для роста растений.

«Цветочный сад». 

Исполнение пластического этюда «Цветочная композиция».

Цель: развивать творческое воображение, формировать способность импровизировать под музыку, самостоятельно находить способы передачи музыкальных образов в движениях, поддерживать детскую инициативу.

«Птичья столовая». 

Изготовление чучела от ворон и других птиц.

 Цель: сформировать опыт рабаты из подручного материала.

1. В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде:

Содержание труда на огородетоже будет зависеть от возраста детей:

• В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.

• В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.

• В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Приложение 1

Конспект терренкура

Образовательный терренкур для детей подготовительной группы с элементами экспериментирования «Путешествуем и познаём»

Цель: Создание положительного эмоционально-психологического настроения, получение запаса бодрости. Расширение представления об окружающем мире.

Задачи: Совершенствовать двигательные способности детей, направленные

на укрепление здоровья. Закреплять знания о пользе прогулок. Формировать представления о влиянии окружающей среды на организм человека, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивать быстроту, ловкость, внимание во время ходьбы, в прыжках, в подвижных играх.

Развивать наблюдательность, мышление, слуховое внимание, диалогическую речь. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Побуждать соблюдать правила безопасного поведения во время игр и наблюдений.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное

развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 Предварительная работа: наблюдения на прогулке за живой и неживой природой; беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Правила безопасного поведения на прогулке летом», «Овощи и фрукты – полезные продукты»; труд на участке и в огороде детского сада; экспериментирования с водой, с песком, с воздухом, с растениями.

Оборудование: рюкзак, карта территории детского сада, картинки-подсказки, картинки с изображением растений в «Волшебном сундуке», мыльные пузыри по количеству детей, бутылочка, стаканчик, платок, уголь, песок, загрязнённая и кипячёная вода, одноразовые стаканчики по количеству детей, деревянная палочка, лейки, кусочки овощей и фруктов, ложки для каждого ребёнка, антибактериальные салфетки, вода для мытья рук.

Продолжительность: 90 минут.

Ход терренкура:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить на прогулку?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, полезны ли прогулки для здоровья?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие и подтвердить, что прогулки полезны для здоровья. Как вы думаете, что нам поможет ориентироваться на местности?

Дети: Карта. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает им ответить).

Воспитатель: Ещё нам помогут подсказки, которые мы найдём по карте. Куда мы отправимся сейчас, в карте отмечено цифрой 1.

  • находят на карте спортивную площадку. Вместе с воспитателем дети проходят на спортивную площадку.

 На спортивной площадке.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам сделать разминку, подготовиться к долгому пути, стройтесь друг за другом, запоминайте, кто за кем стоял, потом становитесь врассыпную на площадке.

 И.П. Основная стойка (пятки вместе, носки врозь), руки вдоль туловища.

  • теперь на месте шаг.
    Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
    Плечи выше поднимаем,
    потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
    Руки перед грудью ставим.
    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) (Каждое упражнение выполнить по 8 раз) 
    И. п. — основная стойка, руки на пояс. Десять раз подпрыгнуть нужно,
    Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
    Мы колени поднимаем —
    Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
    От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
    И на место вновь вернулись. (8 минут)

 Воспитатель: Вы чувствуете бодрость в теле? (Дети отвечают) Как вы думаете, разминка на прогулке полезна для здоровья? Сейчас внимательно посмотрите на карту и вокруг и найдите на площадке картинку с изображением разминки (на обратной стороне картинки буква «З».) Это первая подсказка. Положим подсказку в рюкзак и отправимся дальше, но сначала мы послушаем звуки природы.

Игровое упражнение: «Угадай звуки природы». «Птичья Столовая»

  • Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки природы вы услышали? Дети отвечают. (Пение птиц, дуновение ветра, шелест листьев и т. д.) Воспитатель: Молодцы! Вы умеете слушать звуки природы. В окружающей природе все заняты своим делом. Можно ли кому-то мешать и почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: посмотрите на карту и найдите следующее место нашей остановки, оно отмечено цифрой 2.

Дети находят на карте участок группы «Ладушки».

Воспитатель отправляемся на этот участок по «Змейке», нарисованной на асфальте (ходьба), а потом по «Лесенке», шесть линий, нарисованных на асфальте на расстоянии друг от друга в тридцати сантиметрах (прыжки на двух ногах, руки на поясе).

На участке группы «Солнышко».

Вот мы на участке, отгадайте загадку:

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое.

(Солнце)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Найдите на участке теневую и солнечную стороны и определите, на какой стороне участка предметы нагрелись больше. Объясните, почему?

Что может произойти, если очень долго находиться на солнце?

Какие правила нужно соблюдать во время прогулки в жаркий солнечный день, чтобы не нанести организму вред?

Дети отвечают.

Прыжки на одной и двух ногах (чередуя) по классикам с названием «Солнышко».

Воспитатель: Найдите на участке с помощью карты картинку с изображением солнца (на обратной стороне картинки буква «Д»). Это вторая подсказка. Наш путь дальше найдите на карте под цифрой 3.

Дети: Мы идём на участок группы «Божьи коровки»»

Ходьба в среднем темпе по разноцветным «Следам», стараясь точнее наступить в них,

следить за осанкой, не толкать друг друга.

Подвижная игра: «Мы весёлые ребята».

Ход игры: Выбирается ловишка. Дети располагаются на одной стороне площадки, ловишка на средней части площадки. Дети говорят хором:

«Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать,

Но попробуй нас поймать».

После этих слов все стараются перебежать на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Пойманные дети не играют 1 раз, а потом присоединяются к остальным.

Игра повторяется несколько раз (3мин).

Подвижная игра: «Затейники».

Ход игры: Выбирается ведущий с помощью считалочки. Все идут по кругу и повторяют слова: «Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг, друг за другом ровным кругом сделаем вот так». Ведущий показывает какое-то движение и все повторяют за ним (3мин).

Ходьба по «Спиральке», нарисованной на асфальте, приставляя пятку одной ноги к носку другой, спина ровная, руки в стороны.

На участке группы «Затейники».

Упражнение на дыхание «Журавли»: Основная стойка. Медленная ходьба на месте. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опустить руки вниз с длительным произношением звука «У-у-у» (1-2 мин).

Воспитатель: Подвижные игры на прогулке полезны для здоровья? Почему? (Дети отвечают). Найдите на участке с помощью карты картинку с изображением детей, играющих в подвижные игры. (На обратной стороне картинки буква «О»).

 Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

Он нам нужен каждый час,

Но невидим он для нас.

(Воздух)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Как вы думаете, постоянно ли нас окружает воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы в этом убедиться, помашите руками возле своего лица. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Лёгкий ветерок, который вы почувствовали и есть воздух.

Может ли человек жить без воздуха?

Ответы детей.

Закройте нос и попробуйте не дышать. Трудно это сделать? Вы убедились, что человеку, как и всему живому на земле, необходим воздух. Скажите, полезны ли прогулки на свежем воздухе?

Ответы детей.

А если воздух загрязнён, полезен он для здоровья?

Ответы детей.

  • с помощью карты на участке подсказку, где изображены пузыри с воздухом. (На обратной стороне картинки буква «Р»).

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с мыльными пузырями и убедиться, что воздух всегда внутри нас.

Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: Если бы внутри нас не было воздуха, смогли бы мы надуть мыльные пузыри?

Ответы детей.

Вам понравилось играть?

Ответы детей.

Игра «Угадай и назови». Дети с воспитателем проходят на веранду группы «Зайки» и находят там «Волшебный сундук», на замке сундука загадка, если её отгадать, сундук откроется:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Сейчас посмотрим, что же лежит в «Волшебном сундучке».

Дети по одному подходят к сундуку, вынимают из сундука по одной картинке, на которой нарисован листик дерева, растущего на участке или рядом с участком группы «Зайки», говорят название дерева. У нескольких детей могут быть одинаковые картинки.

Воспитатель: А теперь найдите эти деревья на территории детского сада (растут близко к участку).

Воспитатель: Как вы думаете, почему на территории детского сада много деревьев?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, деревья добавляют красоты и уюта и очищают воздух, поэтому надо бережно к ним относиться. Найдите на участке «Солнышко» с помощью карты картинку с изображением дерева. (С обратной стороны картинки буква «О»).

Переходя на другой участок дети выполняют упражнения на воздушную струю.

На участке группы «Бусинки».

 Воспитатель: А сейчас отгадайте новую загадку:

Живою может быть и мёртвой,

И жидкою и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться!

(Вода)

Дети отгадывают.

Воспитатель: Мы уже долго путешествуем, и уже всем хочется пить. Скажите, можно ли пить из любого водоёма и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, эта вода грязная, но её можно очистить. Для этого нам понадобится бутылочка, носовой платок, уголь, песок и неочищенная вода. На верхнюю часть бутылочки кладём, сложенный вчетверо, носовой платок, сверху кладём уголь, на уголь кладём песок, а сейчас заливаем неочищенную воду через получившийся фильтр в бутылочку. Вода очистилась. Можно ли её пить? Нет. Потому что в ней могут быть вредные микробы. Воду обязательно нужно прокипятить. Если вы на природе, это можно сделать на костре, соблюдая правила безопасности. Повторите, какие это правила.

Дети: Аккуратно пользоваться спичками. Не находиться очень близко возле костра. Не держать над огнём пластмассовые, бумажные предметы, ткань. Обязательно тушить костёр перед уходом.

Воспитатель: Полезна ли очищенная вода для организма и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот у меня кипячённая вода, давайте попьём.

Каждый ребёнок пьёт воду из индивидуального одноразового стаканчика.

Воспитатель: Найдите с помощью карты картинку с нарисованным стаканом с водой (На обратной стороне буквы «В», «Ь»). Найдите на карте место, куда мы отправимся дальше, оно обозначено цифрой 4. Да, это огород.

Ходьба к огороду друг за другом по «Дорожке – ёлочке».

На огороде.

Воспитатель: Вот и огород. Скажите, что растёт на огороде, назовите одним словом.

Дети: Овощи.

Воспитатель: Какие условия нужны для того, чтобы овощи выросли?

Дети: Растениям необходимы воздух, солнце и вода.

Воспитатель: Значит, растениям, как всему живому на земле также необходимы. солнце, воздух и вода. Давайте определим, нуждаются ли растения на огороде в поливе, что для этого нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам полить растения на грядках, будьте аккуратными, не затопчите посадки.

 Воспитатель: Наше путешествие длится долго и пора нам подкрепиться. Расскажите мне, какие продукты полезны для здоровья и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, какими полезными продукты лежат в нашем рюкзаке:

Эти загадки выросли на деревьях в саду и в огороде на грядке.

(Овощи и фрукты)

Ответы детей.

 Игра «Угадай на вкус».

Воспитатель: Сейчас я тщательно помою руки и буду каждого угощать кусочком овоща или фрукта, а вы закроете глаза и будете отгадывать и называть, что это за овощ или фрукт.

Каждый кусочек берется отдельной ложкой или вилкой.

Воспитатель: Найдите с помощью карты на участке картинку с изображением овощей или фруктов. (На обратной стороне изображена буква «Е»). Это последняя подсказка.

Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие. Давайте достанем из рюкзака наши подсказки.

«З» - разминка,

«Д» - солнце,

«О» - подвижные игры,

«Р» - воздух,

«О» - растения,

«В», «Ь» - вода,

«Е» - овощи и фрукты.

Переверните картинки и прочитайте слово.

Рефлексия.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось? Что вы узнали? Полезна ли эта увлекательная прогулка для нашего здоровья? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Впереди нас ждёт много увлекательных путешествий, полезных для здоровья. А сейчас нам пора в детский сад.

План – конспект прогулки с использованием терренкура в средней группе.

Цели:

  • Укреплять здоровье детей по средствам подвижных игр, игровых упражнений, Развивать физические качества. Формировать ответственность за себя и за сверстников.
  • Способствовать физ. Развитию через спортивные игры и упражнения, подвижные игры с элементами развития речи, дидактические игры с элементами подвижной игры, здоровье сберегающих технологий (дыхательная гимнастика).
  • Совершенствовать навыки прыжков в длину с места, развивая координацию движений, глазомер, ловкость, быстроту, выносливость.
  • Вызывать у детей положительные эмоции по средствам привлечения их в совместную деятельность, содействовать развитию навыков культурного общения между сверстниками. Играть, соблюдая правила игры, реагировать на замечания и пояснения педагога.
  • Вызывать патриотические чувства, путем общения детей с природой родного края: закреплять названия лекарственных, овощей и фруктов, животных и насекомых.
  • Воспитывать бережное отношение к живой природе, чувство гордости за красоту и разнообразие природы родного края.

Дети встают в круг на участке перед  «Пчелкин рай».

-Ребят, какое время года наступило?

-Осень.

-Правильно! И все мы знаем, что некоторые животные ложатся в спячку, насекомые прячутся, а многие птицы улетают в теплые края. На нашем участке живет Павлин, и он тоже улетает в теплые края, но пока мы с ним не попрощаемся, он не сможет улететь! Но что бы нам попрощаться с павлином, нам так же нужно проводить на зиму и других жителей нашего детского сада. Вы согласны?

Играет звук «жужжание пчел»

-Откуда доносится это жужжание? Аааа, это же наши пчелки, пойдемте скорее к ним! Ребят, посмотрите, Пчелки уже собрали весь нектар с цветочков и заготовили на зиму мед, теперь они смогут перезимовать зиму. А давайте мы с ними поиграем?!

Игра «пчела»

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелек

И веселый матылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза

Пожужжали, полетали

От усталости упали!

После этого игра начинается снова.

Пчелки угощают детей медом.

-Давайте скажем пчелкам «спасибо»  и  «до свидания!»

-Посмотрите, здесь еще следы есть! Давайте посмотрим, куда они ведут. По следам дети идут до беседки, заходят на нее и спрыгивают. Перелезают по гимнастической лестнице.  Проходя под тактильным душем. По следам дети подходят к «Три медведя». Встают полукругом.

-А вот и три медведя! Ребята, маленький медвежонок заболел и поэтому они не могут лечь в спячку, пока не вылечат маленького мишутку. Поможем? - Да!

Посмотрите, здесь растут лекарственные растения! Какие? (дети перечисляют) А что нам поможет вылечить мишутку? Чай с мятой, конечно! Хотите  узнать, как пахнет мята? (оторвать по листочку и раздать деткам), а давайте я вам покажу как собираются семена растений, а вы мне в этом поможете, чтобы  посадить их весной в следующем году!(показываю).

Ребят, нас же пчелки угостили медом, а мед нам поможет вылечить медвежонка! Давайте его угостим. ( хороводная игра «Медвежонок Жак простужен..»

Медвежонок Жак простужен

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что, мы с ним дружим.

 Вот мы и вылечили медвежонка, теперь они смогут лечь в спячку на всю зиму! Давайте скажем медведям «До свидания!».

-Ну что ж, продолжим наш путь! Но путь наш не простой, с препятствиями.

(от трех медведей до огорода бабушки Маруси мы проходим препятствия).

-Вот мы с вами и пришли на «Огород бабушки Маруси». А что осенью делают на огороде? Правильно, собирают урожай! Давайте и мы поможем бабушке Маруси собрать урожай.

Игра: «Собери овощи и фрукты»

По 4 человека, 2-е собирают только фрукты, 2-е собирают только овощи. Игра повторяется 2-3 раза.

-Какие вы молодцы! Помогли бабушке собрать весь урожай! Давайте скажем ей «До свидания!»

Осень, осень к нам пришла, букет из листьев принесла! Букет из листьев соберем, в гости к, реченьке - реке, мы пойдем! И листочки золотые вместе дружно соберём. (дети собирают листочки и идут к ручью). В - лево, в - право ветерок, покачайся мой листок. Листик в речку опускайте и в кораблик превращайте (играет журчание воды, дети сдувают листья с рук) мой кораблик золотой, ты плыви, плыви, плыви, в гости к осени приди!

Наступила осень и в водоёмах вода стала совсем холодной и скоро вовсе замерзнет.

Но пока осень нас радует своим теплом, мы поиграем водицей – волшебницей! Вода имеет очень интересное св-во менять свой цвет, давайте с вами посмотрим как это будет происходить (дети встают полукругом перед лавочкой со столиком). Ёмкости с водой, красители(зеленка, марганцовка, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску).

-Вот такая волшебная вода!

Переход к петушку

Крик петуха

-Ребята, посмотрите, петушок тоже готовится к зиме, строит себе домик на зиму из тоненьких соломинок и веточек. Давайте ему поможем, наберем для него веточек (дети собирают веточки).

 -Какие молодцы! А давайте поиграем с петушком.

Игра: «Петушок»

Дети вместе с воспитателем ходят на площадке. Воспитатель поет песенку:

петушок, петушок

Золотой гребешок

По двору идёт, курочек зовёт.

Курочек зовёт: «Ко-ко-ко,

Курочки-хохлатки,

Бегите без оглядки.

Петушок вам зёрнышко нашел!»

На слова «бегите без оглядки» дети бегут за воспитателем.

Давайте скажем петушку «До свидания!»

-Ой, ребята! Посмотрите, какая то странная тропинка! Здесь живет Хозяйка Медной Горы, она хранит в своих сокровищницах в самых недрах земли-матушки. Несметные сокровища-полезные ископаемые (показываю кусочек угля) Как вы думаете что это? Это уголь, а что же делают с углем? Скоро зима и в домах будут топить печку углем, т.к. уголь хорошо горит и дает тепло! Давайте мы свами погреем ручки, подышим на них (дых. гимнастика). Согрелись? А теперь скажем хозяйке медной горы «до свидания!» и пойдем дальше!

-Ребят, у нас снова на пути препятствия:

(Когда идем по кочкам, называем животных)

Вот мы с вами и пришли в «Райский сад», где живет наш павлин! Пришла осень, стало холодать и нашему павлину пора улетать в теплые края. Давайте мы с вами пройдем по райскому саду, и скажем павлину «до свидания!». А весной он снова к нам прилетит! (дети походят по тропе под дугами, гладят павлина). Теперь павлин спокойно может улететь в теплые края. «До свиданья птичка - певчая, мы прощаемся с тобой, прилетай к нам весной-веснушкой, а на крылышках принеси тепло с собой!!!!!»

-Ну вот, мы  с вами попрощались с жителями нашего детского сада и помогли им. А весной мы снова с ними увидимся.(Исполнить любую осеннюю песенку)

Разработка маршрута

образовательного терренкура по территории ДОУ с детьми 3-5 лет

 «Путешествие в мир насекомых»

Цель:

 -  оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности и познавательно-исследовательская деятельность детей.

Задачи:

  - воспитывать любознательность, ответственное отношение к прогулкам на природе,

- развитие физического развития детей дошкольного возраста;

- упражнять детей в основных движениях;

- создание благоприятных условий для полноценного физического и психического  развития детей дошкольного возраста,  

- использование оздоровительных гимнастик (дыхательная, зрительная);

Материал:

формочки и совочки для песка, резиновые игрушки («Насекомые»), цветные крышки, прут длиной - 1-1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром, карточки с изображением насекомых.

Структура:

- сбор и движение до последующих остановок «терренкура»;

- остановки,  познавательно-исследовательская деятельность детей;

- комплекс подвижных игр и физических упражнений;

- самостоятельная деятельность детей;

- сбор дошкольников и возвращение в группу.

1. Сбор

Начинается маршрут с построения детей.

Педагог: 

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

-Ребята, о ком это стихотворение? (о насекомых).

Ребята вы любите путешествовать? Мы  отправимся в путешествие. Мы будем преодолевать разные препятствия, и превращаться в разных  насекомых.  Мы поиграем, попрыгаем, побегаем, только вы, конечно, знаете: чтобы преодолеть все препятствия на нашем пути, надо быть очень внимательным и ловким, и не забывать помогать друзьям в преодолении препятствий.

Будем мы  с тобой гулять…..  бегать, прыгать и играть….

2. Разминка 

Упражнение «Перед тем, как вылетать…»

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот.

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

Вправо-влево наклонились,

И вперед-назад прогнулись.

По команде приседаем –

Раз, два, три, четыре, пять,

Упражнение выполнять (Дети выполняют движения по тексту).

3. Дорожка

«Мостик»

Мы по мостику идем

На носочках босиком (ходьба на носочках).

«Обрыв»

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно нам ровнее встать,

Чтоб по узенькой дорожке

Нам пройти и не упасть.        

 (Приставным шагом,  боком)

4. Экспериментальная площадка (участок группы)

«Песочная мозаика»

Дети лепят «насекомых» из песка с использованием формочек – бабочки, божья коровка, муравейник для муравья, гусеница.

«Насекомые»

Дети выкладывают цветные крышки по силуэту насекомого (божья коровка) и украшают цветными крышками силуэт  насекомого (бабочка).

5. Дорожка

«Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг-скок,

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко! 

«Речка»

Дети перепрыгивают («перелетают») речку.

«Извилистая дорожка»

Дети идут по узенькой, извилистой дорожке друг за другом.

6. Спортивная площадка

Раз, два, три, четыре, пять

на площадку все пришли

начинаем мы играть.

Игра «Бабочки на цветах»

 «Спал цветок и вдруг проснулся, (сидят на корточках).

Больше спать не захотел (открывают глазки).

Шевельнулся, потянулся, (поднимаются и потягиваются)

Взвился вверх и полетел. ( разбегаются)

На поляне размещаются цветы – это цветочная полянка. Дети получают бабочку и сами становятся бабочками, которые порхают по полянке от цветка к цветку.

По сигналу  «Найди цветок», дети подбегают к цветочку.

Игра «День и ночь» 
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.). По сигналу «День» - дети бегают врассыпную, по сигналу «Ночь» - приседают.

Игра «Поймай комара»

Дети        становятся по кругу. Взрослый  находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной - 1-1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура - 50 см. Взрослый обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать.

7. Зона отдыха

На полянку мы пришли…. Отдохнуть решили….. (дети садятся на скамейки).

Игра «Отгадай загадку»

  Шевелились у цветка

Все четыре лепестка, 

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Чернокожий карапуз  

Не по росту тянет груз.

(Муравей)

В темном уголке живет, 

Шелковую нить плетет,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(Паук)

Имя взял у кузнеца, 

Цвет – у огурца,

Крылья – у морошки,

Ножки – у блошки.

(Кузнечик)

Не зверь, не птица,  

Нос как спица.

(Комар)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

Дыхательная гимнастика

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

(поднимают руки через стороны  вверх, делая вдох через нос)

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

(Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «ф-ф-ф…..»)

8. Улитка

Кто ползёт тут по дорожке? – Улитка.

Как-то вздумалось улитке  погулять за той калиткой.

 Три часа ползла, ползла

 Наконец-то приползла.

 Обнаружила улитка,

 что закрыта та калитка

 и отправилась назад,

 возвратилась снова в сад.

 Два часа ползла, ползла,

 Оглянулась, поняла,

 что могла бы под калиткой

 проползти гулять улитка (ходьба по спирали в одну сторону и обратно).

9. Сороконожка

Кто шагает по дорожке
В разноцветных босоножках:
Пара синих на застежках,
Пара розовых в горошек?..
А всего их... Скажем - много,
Ведь шагает многоного
Не паук, не жук, не мошка,
Не червяк - cороконожка!

Дети становятся в ряд, друг за другом и начинают движение вперед. Ведущий дает «сороконожке» задание:

Тот, кто шёл последним,

Пусть бежит вперед

И самым первым в голове встает.

   10. Игра «Слушай внимательно»

Возвращение в первоначальную точку (сбор).

Педагог показывает детям карточки с изображением насекомых.

Если с насекомым знакомились во время путешествия, то дети хлопают, если нет – топают.

Сценарий образовательного терренкура во второй младшей группе

«В поисках друзей Мишки»

Цель: Оздоровление и укрепление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:

  • Формировать у детей представления о ветре и его свойствах;
  • Закреплять навыки детей в ходьбе, беге, прыжках, развивать координацию движений;
  • Вовлекать детей в активное «подражание» повадкам животных;
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.


Дети выходят на улицу( подходя к участку, видят под деревом мишку)

Воспитатель: Миша, а что ты тут сидишь и почему такой грустный?

Мишка: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуй Миша.

Мишка: Мы играли с друзьями в прятки и я потерялся.

Воспитатель:- Ребята, что делать? (ответы детей)

               -А где живет медведь? (в лесу)

              - Как нам быть? Мы не знаем дороги?

             - Что нам поможет найти дорогу к мишке? (рассматриваем карту)

              -В лес пойти все вместе можем и медведю мы поможем! И в летнем лесу развеем Мишкину тоску!

  Воспитатель: Тогда мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, только дорога трудная, поэтому мы должны хорошо подготовиться.

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся, потянись!

Воспитатель: Закончилась зарядка,

                        Вдох и выдох, все в порядке?

Дети: Да

Воспитатель: Вот теперь мы готовы идти в лес и найти друзей  Мишки.

                        Готовы? Вперёд!


Воспитатель:  Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне  по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

1.Станция «Пальчики»

Воспитатель: Стоит  в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,
А на двери весит замок. (на закрытом окошке загадка)
Загадка: Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет,
Туда все несет.

Воспитатель: Кто же в этом теремке живет? (ответы детей)
(воспитатель снимает замок с теремка, открывает окошко, а там мышка)

Воспитатель:  Верно, в этом домике живет мышка.

Пальчиковая игра «Мышь»

Мышь полезла в первый раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком.

Мишка: Спасибо ребята, вы нашли мою подружку мышку.

Воспитатель: А много у тебя друзей?

Мишка: Много.

Воспитатель: Тогда мы отправляемся дальше в путешествие (берут мышку и мишку)

Воспитатель:  Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне  по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

  1. Станция «Исследовательская»
    Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок
    Он не низок не высок, не высок,
    Кто же в этом теремочке живет?
    Кто же в этом невысоком живет?
    Загадка: Я зеленая квакушка,
    На болоте я живу,
    Песенку свою пою

Дети:  Лягушка.
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там лягушка.

Воспитатель: Лягушка нам приготовила задание.

Воспитатель: Она хочет узнать, что такое ветер?
- Это движение воздуха, а воздух везде!

Воспитатель: Воздух необходим всем живым существам. Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим.
Ребята, посмотрите вокруг себя, вы воздух видите? Нет, он не видим, он прозрачный.
- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать.
Возьмите полиэтиленовый пакет, и наберите  в пакет воздух, закрутите пакет.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас.
Вывод: Воздух прозрачный.
Воспитатель: Воздух имеет запах?
Дети нюхают воздух, который находится в мешочке.

Дети: Нет, воздух не имеет запаха.

Воспитатель каждому ребенку кладет в мешочек полоски смоченные в ароматическом масле  (апельсин)

Воспитатель: А теперь, воздух в мешочке  пахнет? Чем?
Дети: Пахнет апельсином.

Вывод: Воздух не имеет запаха, но приобретает запах от его источника.

Воспитатель: Ребята, что это?

(воспитатель показывает два воздушных шарика)
Дети: Воздушные шары, один надутый, другой нет.

Воспитатель: А что  находится внутри воздушного шарика?
Дети: Воздух.

Воспитатель: Если я его развяжу и отпущу, он улетит?
Ответ детей: Да, улетит!

Воспитатель: Значит, воздух  какой?
Дети: Легкий.

Воспитатель: А имеет ли форму воздух? (ответы детей)

Воспитатель: Воздух занял всё место в шарике  и принял его форму.
Вывод: Воздух легкий, и приобретает форму того или иного предмета куда его помещают.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру  «Пузырь»
 Раздувайся,  пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Лягушка: Молодцы ребята, все задания выполнили.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. (берут с собой мишку, мышку, лягушку)

- Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне  по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

Дети с воспитателем переходят к следующей станции

3. Станция «Спортивная»
Воспитатель:
 Стоит в поле теремок, теремок,
                          Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?

                          Кто же в этом невысоком живет?
Загадка: Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку

Дети: Заяц.
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там зайка.

Заяц: Здравствуете ребята!

Дети: Здравствуй!

Заяц: Я очень спортивный заяц и люблю играть. А вы, занимаетесь спортом.

Дети: Да

Воспитатель: А давайте мы покажем нашим новым друзьям, какие мы спортивные ребята.

  • 1.Эстафета «Принеси морковку зайчику»
    Дети делятся на две команды. Возле каждой команды в обруче лежит морковь, на каждого ребенка. Первый участник берет морковь из обруча, добегает до корзинки, кладет морковь в корзинку и возвращается к своей команде.
  • 2.Эстафета » Зайка — попрыгай-ка»
    Дети делятся на две команды. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.

Воспитатель: Молодцы. Мы отправляемся дальше. (Берут мишку, мышку, лягушку, зайца)

- Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне  по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

Дети с воспитателем переходят к следующей станции

  4.Станция  «Огород»

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
                          Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее … (лиса)
Воспитатель подводит детей к огороду который огорожен заборчиком, на территории огорода есть зона отдыха там сидит лиса и ждет гостей которые ей помогут собрать урожай.. (Лиса и ребята приветствуют друг друга)
Воспитатель: Лисичка приглашает гостей подойти к грядкам с овощами.   После сбора овощей лиса предлагает поиграть.                            

 «Зайцы и лиса»
Роль лисы на себя берет ребенок (по желанию детей).
Ребенку на голову одевается маска лисы, остальные дети зайцы.

(берут зверей и отправляются дальше)

- Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне  по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

Дети с воспитателем переходят к следующей станции

 5.Станция «Следы»

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
                          Он не низок не высок, не высок.
Кто же в этом теремочке живет?
Кто же в этом невысоком живет?
Загадка: Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк)
Воспитатель открывает окошечко в теремке, там волчок.(Волк и ребята приветствуют друг друга)

Воспитатель: Волк приготовил нам задание «Угадай, чей след»
Воспитатель показывает след изображенный на бумажном листе, дети называют, чей след.

Воспитатель: Волчок решил с нами поиграть, выложил следы на дорожку.
Нам нужно след в след друг за другом  пойдем к  другому теремку (дети идут друг за другом наступая на картонные следы).
(Пришли к теремку)

 Воспитатель: Ребята, посмотрите,  куда мы с вами пришли?

Дети: Ответы

Воспитатель: Вы наверно догадались из какой сказки эти звери?

Дети: Ответы

Воспитатель: Мишка всех друзей мы нашли?

Мишка: Да. Спасибо ребята.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в любимую игру медведя.

Подвижная игра «У медведя во бору»
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
В роли «медведя»- ребенок. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, ягоды при этом приговаривая слова текста. После слов, «медведь» с рычанием догоняет детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора возвращаться в детский садик.

Дети: До свидания.

Звери: Спасибо ребята, до свидания.

- Друг за другом мы встаем,
В сказку весело идем (ходьба в колонне  по одному)
На носочки встали, змейкой побежали

(бег змейкой через кубики)
Мы шагали и бежали и ни сколько не устали!

(обычная ходьба)

6.Станция «Отдых»

Дети проходят на веранду и рассаживаются.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать в сказке?

 - А кому мы помогали

 - Кого нашли
— Как называется сказка, в которой мы путешествовали?
— Что понравилось больше всего?
— Что нового узнали?

Приложение 2

Картотека игр для детей дошкольного возраста по теме «Сад и огород»

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) .Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры:. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать«Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

Дидактическая игра «Садовник».

Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.) 

Яблони белили мы

Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.) 

Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.) 

Завели мы разговор:

— Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.) 

- Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Дидактическая игра «От какого дерева лист?»

Цель: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

Цель: закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

Ход игры. На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

Цель: развитие речи, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.

Ход игры. Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель — называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа«Огурец можно есть в сыром виде»«Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?»

Цельразвивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

Дидактическая игра «С какой ветки детки»

Цель: развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например«Как называется дерево, на котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.

Ход игры. Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами — в другую. Дети должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом.

Педагог раздает картинки с нарисованными ягодами, предлагает играющим картинки с лесными и садовыми ягодами разделить по группам, перечислить, назвать их обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и в саду.

Педагог раздает картинки с нарисованными фруктами, предлагает играющим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких стран, перечислить их, назвать обобщающим словом.

Приложение 3

Подвижные игры

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски).

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох(Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох(Приседают)

Ох! Уродился он густой(Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы).

Игра малой подвижности «Огородник»

Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу)Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- За чем пришел?

- За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Подвижная игра «Огород»

Цель: Развитие координации движений, умения действовать по команде.

Ход игры: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород". В огороде у ребят есть морковка и салат,

Все для ребят, Все для ребят!

Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".) 

Старый дедушка устал,

 Сел на травку, задремал.

Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.) 

Курочки бегут, бегут

 И цыплят к себе зовут

Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-"курочки" выбегают на носочках.)

 Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал.

 Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш!

Подвижная игра «Посади и собери картофель»

Цель: развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по плану.

Ход игры. Дети распределяются на 3—4 команды с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12—20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первой закончившая задание. Картофель должен лежать в лунке (круге). Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на места. Игра повторяется 3—4 раза.

Подвижная игра «Яблонька»

Цель: закрепить умение детей не ловить, а салить друг друга.

Участники игры образуют круг, в середину его выходит девочка - яблонька. Она изображает движениями то, о чем рассказывается в песне.

Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

1. Мы посадим яблоньку на горе, на горе

Наша яблонька расцветет на заре, на заре

2. Вырастай, яблонька вот такой вышины,

Распускайся, яблонька, вот такой ширины.

3. Расти, расти, яблонька, в добрый час

Потанцуй-ка, Машенька, ты для нас

4. Ой, как наша Машенька закружилась

Ой, как наша яблонька распустилась.

5. А мы нашу яблоньку все трясти будем

А мы сладки яблочки собирать будем.

6. А мы нашу яблоньку все пощиплем.

Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают. Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место ведущей и игра продолжается.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Цель: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.

Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.

Приложение 4

Театрализованные игры

Театрализованная игра «Огород»

Ожидаемый результат: дети должны уметь выразительно передавать образ, взаимодействовать с партнерами в мизансцене; читать стихи об овощах, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать роль.

Цели: развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка.

Материалы: шапочки с изображением овощей.

Разыгрывается сценка «Будем знакомы!»

Педагог:

Приходи, честной народ,

На веселый огород!

Овощей здесь целый воз!

Кто полезней? Вот вопрос.

1-й ребенок:

И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки!

Я, капуста, не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

2-й ребенок:

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не варят.

Не готовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

3-й ребенок:

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

4-й ребенок:

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец —

Крепкий, вкусный огурец?

5-й ребенок:

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто — лук.

Дети (хором):

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам —

И большим и малышам!

Приложение 5

Сюжетно – ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия фруктовых соков (яблочный, грушевый, сливовый, вишневый, лимонный, абрикосовый, апельсиновый, персиковый, мандариновый, варенья, джемов, мороженого/тортов и пр. ; вступать в ролевое взаимодействие, Строить диалоги со сверстниками и педагогом, как с равным игровым партнером, взяв на себя роли официанта, бармена, посетителя, мамы, папы, ребенка, организатора развлечений; использовать меню с символами и текстом для читающих детей для выбора блюд и их заказа; активно использовать песенный репертуар для караоке; придумывать новый сюжет, роли и действия.

Цели: развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр; воспитывать социально активную личность.

Материалы: коробки из-под соков, муляжи тортов, муссов, желе, картинки с изображением банок с вареньем, джемом, повидлом или пластмассовые баночки с наклейками, папки с меню, игровое панно — караоке и др.

Сюжетно – ролевая игра «Увозим урожай с дачи»

Цель: уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая на даче и отъезда семьи в город.

Материал: корзинки, коробки, сумки, предметы заместители.

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Приложение 6

Пальчиковые гимнастики

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот:

Будем яблоки крошить(имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить. (Имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок (Имитируют движения, отжимают)

Слив положим и песок. (Имитируют движения)

Варим, варим мы компот (“варят” и мешают”.)

Угостим честной народ. (Угощают)

Приложение 7

Терренкур.

Пояснительная записка

Изначально понятие «терренкур» представляет собой ходьбу по горным и равнинным местностям. Вместе с тем, терренкур предоставляет  возможность обучения детей основным видам движений и формированию у них определенных физических качеств и повышает интерес к активным видам деятельности. Наличие достаточно обширной территории, организованной и ухоженной «Тропы здоровья» и обустроенной инфраструктуры открытых спортивных сооружений позволяет спланировать деятельность на протяжении учебного года.

Цель программы состоит в охране и укреплении  здоровья детей, созданием благоприятных условий для нормального физического развития. Укрепление здоровья ребенка путём совершенствования функциональных систем его организма, повышение работоспособности,   защитных сил, устойчивости и сопротивляемости к     различным    неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды, создание благоприятных условий для полноценного физического и психического  развития детей дошкольного возраста, развитие умений детей владеть своим  телом, воспитание интереса к физической культуре.

 Актуальность программы состоит в том, что на первый план выдвигается  физкультурно-оздоровительная работа, обеспечивающая становление здорового ребёнка и повышающая интерес к физической культуре, развивающая способности детей, благоприятно влияющая на развитие познавательных способностей детей.

Задачи программы:

  - физическое развитие детей дошкольного возраста;

- обучение основным движениям;

- закрепление разученных  основных движений;

- художественно-эстетическое и социально-личностное развитие;

       - способствование приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств

       - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- интеграция с другими образовательными областями

Терренкур используется, как одна из составляющих работы  по укреплению здоровья детей, создания у них психологического комфорта, содействие успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения, один из способов решения задач воспитания и обучения.

           

  Оздоровительное и воспитательное значение терренкура:

Терренкур оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка, вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Терренкур вызывает активные действия крупных мышечных групп, способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Движение на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм.

Также терренкур положительно влияет на формирование свода стопы, оказывает благоприятное влияние на формирование осанки, с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения помогает ребенку сравнительно легко овладевать видами физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений. Для детей дошкольного возраста естественно стремление к конкретной и увлекательной деятельности, к достижению определенных, конкретных целей.

 Планируемые результаты освоения программы:

1.Закрепляются элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью человеку,

2.Обогащение двигательного опыта ребенка (объем освоенных основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений);

3.Формирование потребности в двигательной деятельности и физическом совершенствовании;

4.Мотивирование на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его людей; умение практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения

                     5.Формирование адекватного самоконтроля и самооценки;

                     6. Расширение представлений о некоторых видах спорта;

Средняя группа

Месяц

Содержание

Сентябрь

«Юные исследователи» - ознакомительная экскурсия по территории детского сада.

Октябрь

«Тропа здоровья» - прохождение по Тропе здоровья с заданиями на внимание.    

Ноябрь

«Наша гимназия» - ознакомительная экскурсия по территории гимназии.

Декабрь

«Зимние потехи» - маршрут по возвышенностям и склонам, катание с горки.

Январь

«Лабиринт» - прохождение по протоптанному в сугробе лабиринту.

Февраль

«Поиски сокровищ» - игра с поиском мячей в сугробах, ориентировка между станциями по фотографиям мест.

Март

«Весенние забавы» - игры с бумажными корабликами по весенним ручейкам (предварительная подготовка по складыванию корабликов на занятии по конструированию)

Апрель

«Спортивный лес» - путешествие по Тропе здоровья с заданиями по основным видам движений.

Май

«Туристы» - поход с пикником в еловые насаждения, игровые задания.

Июнь

«Знатоки деревьев» и «Огород»- командная игра, в ходе прохождения маршрута, команды по очереди просят игроков назвать указанное дерево и ростение.

Старшая группа

Месяц

Содержание

Сентябрь

«Лучший букет» - прохождение по территории гимназии с составлением букета из осенних листьев в ходе маршрута.

Октябрь

«Тропа здоровья» - прохождение по Тропе здоровья с заданиями на внимание.    

Ноябрь

«Наша гимназия» - ознакомительная экскурсия по территории гимназии. Поисковая игра «Потерянное письмо»

Декабрь

«Зимние потехи» - маршрут по возвышенностям и склонам, катание с горки.

Январь

«Лабиринт» - прохождение по протоптанному в сугробе лабиринту.

Февраль

«Поиски сокровищ» - игра с поиском мячей в сугробах, ориентировка между станциями по фотографиям мест.

Март

«Весенние забавы» - игры с бумажными корабликами по весенним ручейкам (предварительная подготовка по складыванию корабликов на занятии по конструированию).

Апрель

«Спортивный лес» - путешествие по Тропе здоровья с заданиями по основным видам движений.

Май

«Туристы» - поход с пикником в еловые насаждения, игровые задания.

Июнь

«Знатоки деревьев»и «Огород» - командная игра, в ходе прохождения маршрута, команды по очереди просят игроков назвать указанное дерево и посадка огорода.

Подготовительная группа

Месяц

Содержание

Сентябрь

«Лучший букет» - прохождение по территории гимназии с составлением букета из осенних листьев в ходе маршрута.

Октябрь

«Тропа здоровья» - прохождение по Тропе здоровья с заданиями на внимание.    

Ноябрь

«Наша гимназия» - ознакомительная экскурсия по территории гимназии. Поисковая игра «Потерянное письмо»

Декабрь

«Зимние потехи» - маршрут по возвышенностям и склонам, катание с горки.

Январь

«Лабиринт» - прохождение по протоптанному в сугробе лабиринту.

Февраль

«Поиски сокровищ» - игра с поиском мячей в сугробах, ориентировка между станциями по фотографиям мест.

Март

«Весенние забавы» - игры с бумажными корабликами по весенним ручейкам (предварительная подготовка по складыванию корабликов на занятии по конструированию).

Апрель

«Альпинисты» - путешествие по территории гимназии с заданиями на преодоление препятствий.

Май

«Туристы» - поход с пикником в еловые насаждения, игровые задания.

Июнь

«Знатоки деревьев» «Огород» - командная игра, в ходе прохождения маршрута, команды по очереди просят игроков назвать указанное дерево разметка грядок и  посадка огорода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственная образовательная деятельность "Огород на окне"

Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и э...

Образовательный проект «Огород на подоконнике» для детей 1 младшей группы

Образовательный проект «Огород на подоконнике» для детей 1 младшей группы...

Образовательный проект "Огород на окне" для детей раннего возраста от 1 года до 2 лет

Образовательный проект по экологическому развитию воспитанников раннего возраста от 1 года до 2 лет...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: «Огород.Овощи»

Данная презентация является демонстрационным материалом для проведения НОД по лексической теме "Огород.Овощи".Посмотреть презентацию можно по ссылке:https://docs.google.com/file/d/1RIdTUKEJd...

План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности по теме "Огород и сад в порядке - урожай созрел ребятки!"

План образовательной работы с детьми старшей группы комбинированной направленности.Тема: «Огород и сад в порядке – урожай созрел ребятки!» Цель: расширение представлений об осен...

Календарно-тематический план по теме "Огород. Овощи"

Календарно-тематический план предназначен для воспитателей. в плане указаны беседы, темы знятий....