Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
материал

Степанова Ольга Ивановна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_rpps_wecompress.com_.docx616.34 КБ

Предварительный просмотр:

Построение развивающей предметно-пространственной среды

в средней группе «Аленушка» в соответствии с ФГОС ДО

Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности дляего всестороннего развитии.

        Развивающая предметно-пространственная средаорганизована в соответствии с требованиями ООП ДО, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, использовано несколько вариантов ее построения:

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

В центрах активности детей чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная,
  2. познавательная,
  3. речевая,
  4. художественно-эстетическая,
  5. физическая.

Наполнение детских центров активности осуществлялось на основе следующих характеристик детского сообщества:

- в соответствии с возрастом;

- с психологической характеристикой группы;

- исходя из количественного соотношения мальчиков и девочек.

Поскольку у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении и познании, то развивающую среду группы организовала так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

        Для каждой детской деятельности оформлены центры активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр  логико-математический «Развивайка»

Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время.

        В центре есть наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурками, набор счетных палочек для каждого ребенка. Представлены цифровое лото, домино, мозаика. Достаточно широкий выбор игр на логическое мышление: «Сортер», кубики Никитина, игровой набор «Развивающая головоломка»; для развития мелкой моторики руки: «Тактильные книги», различные шнуровки,  дидактические игры («Мы считаем», «Часть и целое», «Какого цвета?» и др)., игры с прищепками, бизиборды.

20181224_172605.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-b371baf49c9684ff0c40bd56f30e1c99-V.jpg

до

после

Центр патриотического воспитания «Россияночка»

 Центр нравственно-патриотического воспитания создан для решения таких задач каквоспитание любви к родной стране и малой Родине, ознакомление детей с символами России, приобщение к русским народным традициям, знакомство с государственными праздниками.

 В нем размещены  наборы открыток достопримечательностей и предприятий города Назарово, подобран материал о поэтах и художниках, как нашего города, так и Красноярского края, оформлены альбомы, «Моя семья», «Мой город», «Профессии наших родителей», «Наша дружная семья», «Природа родного города».

20181224_151435.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-abf6db05c41340d584c2e9ebf2ce69e3-V.jpg

до

после

Центр экспериментальной деятельности и природы «Солнышко»

Центр решает следующие задачи: развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание и т. д.) посредством наблюдения, формирование элементарных экологических навыков, трудовых навыков по уходу за растениями; обогащение представлений об окружающем мире, о природе родного города; воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе.

В центре размещен необходимый инвентарь по уходу за растениями: лейки, клеёнка, фартуки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизатор, с помощью которого в процессе трудовых действий детей знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за всходами. Собраны различные коллекции: семена, природный материал, камни. Для познавательного развития подобрана специальная  детская литература(книжки-малышки). Здесь представлены игры по темам: «Растительный и животный мир», «Фрукты, овощи»;серия картин «Времена года», «Домашние животные», «Животные и их детеныши», «Дикие  животные».Также имеются макет аквариума, лэпбук, модуль для игр с водой, муляжи овощей, фруктов, домашних и диких животных, лупы, ёмкости, трубочки, палочки и пр.

В этом центре дети наблюдают за изменениями в природе, учатся систематизировать и обобщать свои знания. Календарь погоды помогает детям познакомиться с такими понятиями, как времена года, месяц, день недели.

20181224_180753.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-0c2bcaa2b2c3890f321c06ec47cab0b4-V.jpgD:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-9959289ecfdcf470d0c6d131fdb4998c-V.jpg

до

после

Центр конструирования «Умные пальчики»

В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов:

- Конструкторы строительные: деревянный строительный конструктор «Город», пластмассовый большой конструктор, игрушки для обыгрывания построек

- Конструкторы технические (для моделирования): конструкторы из серии «Лего», объемные конструкторы

- Плоскостные конструкторы: мозаики, геометрические мозаики, мягкий конструктор,  развивающий плоскостной конструктор, развивающий объемный конструктор.

Задачи центра: формирование навыка создания построек по индивидуальному и совместному замыслу;развитие творчества, изобретательности, эстетического вкуса в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки,совершенствование элементарных навыков пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине).

В данном центре обеспечивается игровая, познавательная, творческая активность детей, а также двигательная активность, развитие мелкой моторики. Оснащение центра конструирования способствует эмоциональному благополучию детей в группе, дает детям возможность для самовыражения. Все материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности их использования.

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-c09e784450484dea4681a2dfdaf891e5-V.jpg

до

после

Центр безопасности (ОБЖ, ППБ и ПДД) «Пешеходик»

Задачи центра:  познакомить детей  с правилами и нормами безопасного поведенияпо ППБ и ПДД, сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

Центр отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет дороги (можно перемещать по всей группе). В центре находится костюм полицейского, макеты домов, дорожных знаков, «Светофорик», книги, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм (рули, жезл), лото, плакаты, лэпбук.

20181224_155214.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-b9b42d210d823f4959e39ec0acdf489e-V.jpg

до

после

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр правильной речи и моторики «Говорунок»

Задачи: формировать навыки общения; развивать  речь и расширять словарный запас  детей, знакомить с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями, с классиками детской литературы,  развиватьпамять и фантазию; прививать любовь к литературе.

В центре накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, дидактические игры. Пособия, способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, в том числе книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки (созданные детьми совместно с родителями).

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-bcddfa02f7292d54f724d730e9deb505-V.jpg

до

после

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр театрально-музыкальный «Матрешка»

Задачи: приобщение к словесному искусству;развитие литературной речи, театрально-музыкальных и актерских способностей.

Центр представлен различными  видами театров (настольный картонажный театр,  настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, шапочки с изображением сказочных героев, атрибуты для разыгрывания сказок, ширма, домик для показа сказки, экран для теневого театра, элементы костюмов для персонажей. Музыкальные инструменты: бубны, деревянные ложки, свистульки, барабан, дудочки, маракасы, погремушки, колокольчики, дидактические игры, а так же музыкальные инструменты, сделанные из неоформленного материала.

20181224_164007.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-291e6c3e51572f60c959300f6510b7f6-V.jpg

до

после

Центр продуктивной и творческой деятельности «Цветные ладошки»

Задачи: развитие творческой продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

Оборудование и материалы центра: наборы цветных карандашей, фломастеров, альбомы, акварельные краски, гуашь, цветные и восковые  мелки, кисточки (толстые, тонкие, тычки), непроливайки, ватные палочки, диски, трафареты, раскраски по теме недели, пластилин, доски для лепки, стеки, клей, ножницы (фигурные, обычные), цветная бумага, картон, мольберт,  В центре так же находятся папки с образцами декоративной росписи,образцы декоративно-прикладного искусства,скульптуры малых форм,разнообразный природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки, шишки и пр.). Оформлено выставочное пространство для работ детей.

В центре созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, что позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

20181224_153941.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-8aa0a1563f576adae24e6b743e18c913-V.jpg

до

после

Образовательная область «Физическое развитие»

Центр двигательной активности «Здоровейка»

Задачи: создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время  бодрствования, способствовать развитию волевых усилий, обогащение двигательного опыта, формирование двигательных навыков с использований пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т. д.), развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, группы мышц, формировать начальные представления о здоровом образе жизни;

Материалы и оборудование центра: мячи, кегли, хопы, ленточки,  кольцеброс,  дартс, ростомер, флажки, платочки, косички, маски для подвижных игр, мешочки для равновесии. Картотеки подвижных игр, утренней гимнастики, корригирующей гимнастики, дорожки из неоформленного материала для корригирующей гимнастики, нестандартное физкультурное оборудование.

20181224_182503.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-2e55ffc4b016928917dddfbfff299731-V.jpg

до

после

Образовательная область «Социально- личностное развитие»

Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка»

Задачи: создать условия для формирования коммуникативных навыков; развития умения выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

Оборудование и материалы центра: куклы, кукольная мебель для комнаты и кухни, кровати с набором постельных принадлежностей, утюг, касса, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, весы, сумки, корзинки для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», одежда для ряженья.

Вся мебель и игровые модули передвигаются в зависимости от сюжета игры. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).

20181228_163502.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-5c7eb44cb7ddc319afed49e0254d47b8-V.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-65d94aa8c17740feb01f8324b4e50ee6-V.jpg

                      до

                                            после

Центр уединения и релаксации «Я в домике»

Задачи: создание благоприятных  условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.

Оборудование и материалы центра: куклы, сшитые и связанные в ручную, мягкие игрушки, массажные мячи, подушки, игрушка-телефон, подушки-обнимушки, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.), тактильные книги,корзинка с клубочками разного цвета и фактуры,  альбом «Эмоции».

Уютный центр уединения помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и дает  ощущение безопасности.

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-96624c53881caeb78a4e77f30f2a2254-V.jpg

D:\Пользовательские данные\Downloads\IMG-a7a55e6fa5c0efe9a8b52840be238a9b-V.jpg

до

после


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...