Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
материал
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_rpps_wecompress.com_.docx | 616.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение развивающей предметно-пространственной среды
в средней группе «Аленушка» в соответствии с ФГОС ДО
Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности дляего всестороннего развитии.
Развивающая предметно-пространственная средаорганизована в соответствии с требованиями ООП ДО, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
При организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в группе, использовано несколько вариантов ее построения:
- Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
В центрах активности детей чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
- социально-коммуникативная,
- познавательная,
- речевая,
- художественно-эстетическая,
- физическая.
Наполнение детских центров активности осуществлялось на основе следующих характеристик детского сообщества:
- в соответствии с возрастом;
- с психологической характеристикой группы;
- исходя из количественного соотношения мальчиков и девочек.
Поскольку у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении и познании, то развивающую среду группы организовала так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Для каждой детской деятельности оформлены центры активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Центр логико-математический «Развивайка»
Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время.
В центре есть наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурками, набор счетных палочек для каждого ребенка. Представлены цифровое лото, домино, мозаика. Достаточно широкий выбор игр на логическое мышление: «Сортер», кубики Никитина, игровой набор «Развивающая головоломка»; для развития мелкой моторики руки: «Тактильные книги», различные шнуровки, дидактические игры («Мы считаем», «Часть и целое», «Какого цвета?» и др)., игры с прищепками, бизиборды.
до | после |
Центр патриотического воспитания «Россияночка»
Центр нравственно-патриотического воспитания создан для решения таких задач как: воспитание любви к родной стране и малой Родине, ознакомление детей с символами России, приобщение к русским народным традициям, знакомство с государственными праздниками.
В нем размещены наборы открыток достопримечательностей и предприятий города Назарово, подобран материал о поэтах и художниках, как нашего города, так и Красноярского края, оформлены альбомы, «Моя семья», «Мой город», «Профессии наших родителей», «Наша дружная семья», «Природа родного города».
до | после |
Центр экспериментальной деятельности и природы «Солнышко»
Центр решает следующие задачи: развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание и т. д.) посредством наблюдения, формирование элементарных экологических навыков, трудовых навыков по уходу за растениями; обогащение представлений об окружающем мире, о природе родного города; воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе.
В центре размещен необходимый инвентарь по уходу за растениями: лейки, клеёнка, фартуки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизатор, с помощью которого в процессе трудовых действий детей знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за всходами. Собраны различные коллекции: семена, природный материал, камни. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература(книжки-малышки). Здесь представлены игры по темам: «Растительный и животный мир», «Фрукты, овощи»;серия картин «Времена года», «Домашние животные», «Животные и их детеныши», «Дикие животные».Также имеются макет аквариума, лэпбук, модуль для игр с водой, муляжи овощей, фруктов, домашних и диких животных, лупы, ёмкости, трубочки, палочки и пр.
В этом центре дети наблюдают за изменениями в природе, учатся систематизировать и обобщать свои знания. Календарь погоды помогает детям познакомиться с такими понятиями, как времена года, месяц, день недели.
до | после |
Центр конструирования «Умные пальчики»
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов:
- Конструкторы строительные: деревянный строительный конструктор «Город», пластмассовый большой конструктор, игрушки для обыгрывания построек
- Конструкторы технические (для моделирования): конструкторы из серии «Лего», объемные конструкторы
- Плоскостные конструкторы: мозаики, геометрические мозаики, мягкий конструктор, развивающий плоскостной конструктор, развивающий объемный конструктор.
Задачи центра: формирование навыка создания построек по индивидуальному и совместному замыслу;развитие творчества, изобретательности, эстетического вкуса в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки,совершенствование элементарных навыков пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине).
В данном центре обеспечивается игровая, познавательная, творческая активность детей, а также двигательная активность, развитие мелкой моторики. Оснащение центра конструирования способствует эмоциональному благополучию детей в группе, дает детям возможность для самовыражения. Все материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности их использования.
до | после |
Центр безопасности (ОБЖ, ППБ и ПДД) «Пешеходик»
Задачи центра: познакомить детей с правилами и нормами безопасного поведенияпо ППБ и ПДД, сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
Центр отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет дороги (можно перемещать по всей группе). В центре находится костюм полицейского, макеты домов, дорожных знаков, «Светофорик», книги, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм (рули, жезл), лото, плакаты, лэпбук.
до | после |
Образовательная область «Речевое развитие»
Центр правильной речи и моторики «Говорунок»
Задачи: формировать навыки общения; развивать речь и расширять словарный запас детей, знакомить с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями, с классиками детской литературы, развиватьпамять и фантазию; прививать любовь к литературе.
В центре накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, дидактические игры. Пособия, способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, в том числе книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки (созданные детьми совместно с родителями).
до | после |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Центр театрально-музыкальный «Матрешка»
Задачи: приобщение к словесному искусству;развитие литературной речи, театрально-музыкальных и актерских способностей.
Центр представлен различными видами театров (настольный картонажный театр, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, шапочки с изображением сказочных героев, атрибуты для разыгрывания сказок, ширма, домик для показа сказки, экран для теневого театра, элементы костюмов для персонажей. Музыкальные инструменты: бубны, деревянные ложки, свистульки, барабан, дудочки, маракасы, погремушки, колокольчики, дидактические игры, а так же музыкальные инструменты, сделанные из неоформленного материала.
до | после |
Центр продуктивной и творческой деятельности «Цветные ладошки»
Задачи: развитие творческой продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)
Оборудование и материалы центра: наборы цветных карандашей, фломастеров, альбомы, акварельные краски, гуашь, цветные и восковые мелки, кисточки (толстые, тонкие, тычки), непроливайки, ватные палочки, диски, трафареты, раскраски по теме недели, пластилин, доски для лепки, стеки, клей, ножницы (фигурные, обычные), цветная бумага, картон, мольберт, В центре так же находятся папки с образцами декоративной росписи,образцы декоративно-прикладного искусства,скульптуры малых форм,разнообразный природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки, шишки и пр.). Оформлено выставочное пространство для работ детей.
В центре созданы благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, что позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
до | после |
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр двигательной активности «Здоровейка»
Задачи: создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время бодрствования, способствовать развитию волевых усилий, обогащение двигательного опыта, формирование двигательных навыков с использований пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т. д.), развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, группы мышц, формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
Материалы и оборудование центра: мячи, кегли, хопы, ленточки, кольцеброс, дартс, ростомер, флажки, платочки, косички, маски для подвижных игр, мешочки для равновесии. Картотеки подвижных игр, утренней гимнастики, корригирующей гимнастики, дорожки из неоформленного материала для корригирующей гимнастики, нестандартное физкультурное оборудование.
до | после |
Образовательная область «Социально- личностное развитие»
Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка»
Задачи: создать условия для формирования коммуникативных навыков; развития умения выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
Оборудование и материалы центра: куклы, кукольная мебель для комнаты и кухни, кровати с набором постельных принадлежностей, утюг, касса, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, весы, сумки, корзинки для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», одежда для ряженья.
Вся мебель и игровые модули передвигаются в зависимости от сюжета игры. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).
до | после |
Центр уединения и релаксации «Я в домике»
Задачи: создание благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.
Оборудование и материалы центра: куклы, сшитые и связанные в ручную, мягкие игрушки, массажные мячи, подушки, игрушка-телефон, подушки-обнимушки, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.), тактильные книги,корзинка с клубочками разного цвета и фактуры, альбом «Эмоции».
Уютный центр уединения помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и дает ощущение безопасности.
до | после |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...