«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по реализации в практике системы патриотического воспитания средствами музыки.
Задачи:
- Определение важности приобщения детей дошкольного возраста к патриотическому воспитанию, актуальность темы.
- Представление системы работы, методов и приёмов с детьми по патриотическому воспитанию.
- Реализация методов и приёмов на практике.
Участники: музыкальные руководители и воспитатели ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 515.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городское управление образования Администрации города Абакана
Профессиональный конкурс педагогов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений
«Педагог дошкольного образовательного учреждения – 2019»
Номинация «Музыкальный руководитель
дошкольного образовательного учреждения – 2019»
Мастер-класс
«Патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки»
Автор: Дорошенко Наталья Геннадьевна,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребенка - детский сад «Ивушка»
Абакан, 2019
Мастер-класс
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по реализации в практике системы патриотического воспитания средствами музыки.
Задачи:
- Определение важности приобщения детей дошкольного возраста к патриотическому воспитанию, актуальность темы.
- Представление системы работы, методов и приёмов с детьми по патриотическому воспитанию.
- Реализация методов и приёмов на практике.
Участники: музыкальные руководители и воспитатели ДОУ.
Ход мастер – класса:
1.Теоретическая часть.
(слайд №1)
Мы дарим друг другу богатства земные.
И вместе стремимся к далёким мирам.
Мы – люди России, а значит родные:
И вместе, и радость, и труд – пополам!
Добрый день, уважаемые члены жюри, добрый день уважаемые коллеги и гости! Разрешите представиться: меня зовут Дорошенко Наталья Геннадьевна, я работаю музыкальный руководителем в «Центре развития ребенка - детском саду «Ивушка».
Мне очень приятно видеть всех вас в этом зале.
Свой мастер - класс я бы хотела начать со слов отечественного классика Василия Александровича Сухомлинского:
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
(слайд №2)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, я думаю, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
У меня, как и у многих педагогов возникает тревога по поводу того, что мы теряем поколения молодежи как поколения культурных людей. Сейчас особенно чувствуется, что вседозволенность, жажда обогащения любой ценой, связаны именно с потерей культурных корней, с утратой нравственных ценностей. Тенденции разобщенности, разрыва между ценностями поколений стали реальной угрозой культурной самобытности нашей страны. Нам необходимы точки опоры, духовные, нравственные.
Почему я взяла тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»? Всё очень просто! Эта тема близка мне по духу, это кладезь возможностей, познаний и открытий, как для меня, так и для ребёнка. Кроме того, это изучение культуры и традиций наших предков, воспитание чувства любви, гордости и уважения к Земле, на которой мы живём; это любовь к родным и близким людям, которые нас окружают, и, наконец, - это формирование качеств коллективизма, любви к своему дому и бережного отношения к природе…
(слайд№3)
Попытки найти такие точки опоры привели меня к творческому наследию
Д.С. Лихачева. Академик Лихачёв отличается от тысяч других учёных-гуманитариев не только масштабами своих работ, но и их особым нравственным, гражданским стержнем.
Можно назвать более ста работ академика, которые полностью или частично раскрывают актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России. Работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы, отличаются обращенностью к человеку, его исторической памяти, культуре, гражданственности и нравственным ценностям, тем самым в них заложен огромный воспитательный потенциал.
Наиболее ценными для меня стали теоретические положения, представленные
Д.С. Лихачѐвым в книгах: «Заметки о русском» (1981), «Земля родная» (1983), «Письма о добром (и прекрасном)» (1985), «Прошлое – будущему» (1985), «Раздумья о России» (1999), «Заветное» (2006) и др.
В письмах, адресованных молодому поколению, академик Лихачев рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира. Обращение к каждому молодому человеку с просьбой задуматься о том, зачем он пришел на эту Землю и как нужно прожить эту, в сущности, очень короткую жизнь, роднит его с великими педагогами-гуманистами К.Д. Ушинским, Я. Корчаком,
В.А. Сухомлинским, и педагогом – классиком в области музыкального воспитания
Д.Б. Кабалевским.
(слайд №4)
Что такое патриотизм в моём понимании?
Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества.
(слайд№5)
Воспитание патриотизма мы начинаем, прежде всего, с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу, и это не исключает любви ко всей стране... Любовь к Родине, начиная с родного дома, постепенно растет.
С возрастом она становится также любовью к своему городу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой любовью к своей стране и ее народу. В этом непрерывном системном процессе воспитания нельзя перескочить через какое-либо звено, ибо очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.
(слайд№6)
А так как музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка - она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше включить в систему календарно – тематического планирования и в какой форме преподнести детям.
(слайд№7)
Вместе с педагогами нам удалось выстроить направления системы патриотического воспитания (которые представлены на слайде). Мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, чтобы эти произведения затронули струнки души ребёнка, стали для него запоминающимися, понятными и любимыми. Образы, к которым привлекается внимание детей, стремимся создать яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые мною в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают, что позволяет использовать их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
(слайд№8)
Данный слайд иллюстрирует задачи, решаемые в ходе реализации одного из направлений образовательной программы – «Тропинка в мир музыки».
Целью данного блока стало формирование средствами музыкального искусства
музыкальной культуры дошкольников как части общей культуры личности.
(слайд№9)
Программа разработана в форме воображаемого путешествия по Музыкальному
Миру и состоит из нескольких тематических блоков:
Для детей 3-5 лет. «Музыкальные маршруты»:
- «Музыкальный мир природы»;
- «Музыкальный мир родного дома»;
- «Музыкальный мир родного города»;
- «Музыкальный мир разных стран»;
- «Сказочный мир музыки».
Для детей 5-7 лет. «Музыкальные находки»:
- «Музыкальная азбука»;
- «Музыкальный календарь»;
- «Музыкальные часы»;
- «Музыкальный глобус».
Таким образом, Программа открывает широкие возможности для участия и родителей вместе с детьми в музыкальных играх и драматизациях, в выполнении совместно с детьми
музыкальных проектов и творческих заданий, связанных, прежде всего, с календарно – тематическими праздниками.
В нашем коллективе сложились добрые традиции, в которых я принимаю самое непосредственное участие:
- Участие в городском шествии «Бессмертного полка»;
- Посещение Мемориала Славы вместе с учащимися СОШ №25 в День Победы (на городском кладбище №1);
- Подготовка концертных программ для Ветеранов ВОВ и труда ко дню Пожилого человека, к Международному женскому дню, Дню Матери;
- Участие с концертными программами в выставочном зале «Чылтыс» при открытии выставочных проектов и др.
Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс даёт ощутимые результаты:
- музыка своей Родины прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
- дети знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки;
- дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.
2. Практическая часть.
Сейчас, мне бы хотелось представить вашему вниманию, небольшую музыкальную викторину. Мы часто с детьми играем в игру «Угадай мелодию». Это способствует развитию детской памяти. Произведения звучат по - разному. В некоторых случаях я играю их сама, в некоторых - мы слушаем их в грамзаписи.
Викторина «Угадай мелодию».
Викторина включает в себя 12 музыкальных произведений. После угаданной мелодии, одно из произведений – исполняется участниками мастер – класса.
Так как наша викторина закончилась русской народной песней «На горе – то калина…», мне бы хотелось предложить вам авторскую игру, составленную и разработанную на основе русских народных закличек о Солнышке.
Проводится авторская игра «Солнышко» (разучивание):
Выбирается ребенок – солнышко, у него обруч, на который навязаны ленточки-лучики. Ребенок – Солнышко в кругу, приседает. Дети стоят в хороводе.
На первое четверостишие идут в круг к Солнышку, проговаривают слова, возвращаются назад. Ребенок-Солнышко медленно поднимается, держа в руках обруч с лентами.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
Идут по кругу и поют:
Свети, свети солнышко
Красное ведрышко
Рано- рано ты вставай
Своих деток согревай.
Останавливаются и, хлопая в ладоши, говорят слова:
Солнышко не хмурится,
С нас не сводит глаз.
Потому что Солнышку
Нравится у нас.
Звучит веселая мелодия, участники весело танцуют (кружатся на носочках). По окончанию музыки - подбегают к Солнышку. Каждый играющий должен быстро взять один «лучик - ленточку». Кто остался без ленточки - Солнышко. Игра повторяется.
(Звучит музыка)
Улыбнулась мне в жизни удача,
Благодарна за это судьбе.
Знаю я, не могло быть иначе
В этом мире, на этой Земле.
Ведь профессий так много на свете
Важных, нужных и деловых.
Но меня привлекают дети
И не мыслю я жизни без них.
Вместе с ними мечтаем, играем,
Слышим музыку в каплях дождя.
И в шуршании листьев осенних,
И в звучанье лесного ручья.
Я пою вместе с ними песни,
И учу детей танцевать.
И профессии нет чудесней.
Это твёрдо могу я сказать.
Жить без музыки, скучно на свете.
Её нужно во всём замечать!
Ну а главная музыка – ДЕТИ!
Я об этом хотела сказать.
Уважаемые коллеги! Я благодарю каждого из вас за помощь, участие и моральную поддержку! А насколько вам было со мной интересно, я бы хотела определить по вашим аплодисментам. Спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание средствами музыки».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки.
Основные моменты в работе музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. ...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...
Нравственно патриотическое воспитание средствами музыки
Моя малая Родина! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении...
Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание посредством музыки"
laquo;Патриотическое воспитание посредством музыки».Консультация музыкального руководителя Щербаковой С.А. Воспитание чувства патриотизма у ...
Военно- патриотическое воспитание посредством музыки
Очень важно с самого раннего детства начинать патриотическое воспитание детей, В этой статье говорится как с помощью музыки осуществлять воанно- патриотическое воспитмние детей в ДОУ...
Консультация для педагогов "Военно-патриотическое воспитание средствами музыки»
Как всем нам известно, дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.Во...