«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

 

Цель:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по реализации в практике системы патриотического воспитания средствами музыки.

Задачи:

  • Определение важности приобщения детей дошкольного возраста к патриотическому воспитанию, актуальность темы.
  • Представление системы работы, методов и приёмов с детьми по патриотическому воспитанию.
  • Реализация методов и приёмов на практике.

Участники:  музыкальные руководители и воспитатели ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx515.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городское управление образования Администрации города Абакана

Профессиональный конкурс педагогов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений

 «Педагог дошкольного образовательного учреждения – 2019»

Номинация  «Музыкальный руководитель

дошкольного образовательного учреждения – 2019»

Мастер-класс

«Патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки»

Автор: Дорошенко Наталья Геннадьевна,

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребенка - детский сад «Ивушка» 

Абакан, 2019

Мастер-класс                                  

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Цель:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по реализации в практике системы патриотического воспитания средствами музыки.

Задачи:

  • Определение важности приобщения детей дошкольного возраста к патриотическому воспитанию, актуальность темы.
  • Представление системы работы, методов и приёмов с детьми по патриотическому воспитанию.
  • Реализация методов и приёмов на практике.

Участники:  музыкальные руководители и воспитатели ДОУ.

Ход мастер – класса:

1.Теоретическая часть.

 (слайд №1)

Мы дарим друг другу богатства земные.

И вместе стремимся к далёким мирам.

Мы – люди России, а значит родные:

И вместе, и радость, и труд – пополам!

   

        Добрый день,  уважаемые  члены жюри, добрый день  уважаемые коллеги и гости!  Разрешите представиться: меня зовут  Дорошенко Наталья Геннадьевна, я работаю музыкальный руководителем  в «Центре развития ребенка -  детском саду «Ивушка».

Мне очень приятно видеть всех вас  в этом зале.

       Свой мастер - класс я бы хотела начать со слов отечественного классика Василия Александровича Сухомлинского:

«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».                                                                                                                  

(слайд №2)

 Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, я думаю, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.


   У меня, как и у многих педагогов   возникает тревога по поводу того, что мы теряем поколения молодежи как поколения культурных людей. Сейчас особенно чувствуется, что  вседозволенность, жажда обогащения любой ценой, связаны именно с потерей культурных корней, с утратой нравственных ценностей.  Тенденции разобщенности, разрыва между ценностями поколений стали реальной угрозой культурной самобытности нашей страны. Нам необходимы точки опоры, духовные, нравственные.

    Почему я взяла тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»? Всё очень просто! Эта тема близка мне по духу, это кладезь возможностей, познаний и открытий, как для меня, так и для ребёнка. Кроме того, это изучение культуры и традиций наших предков,  воспитание чувства  любви, гордости и уважения к Земле, на  которой мы живём; это любовь к родным и близким людям, которые нас окружают, и, наконец, -  это формирование качеств коллективизма, любви к своему дому и бережного отношения к природе…  

(слайд№3)

    Попытки найти такие точки опоры привели меня  к творческому наследию

Д.С. Лихачева. Академик Лихачёв отличается от тысяч других учёных-гуманитариев не только масштабами своих работ, но и их особым нравственным, гражданским стержнем.

     Можно назвать более ста работ академика, которые полностью или частично раскрывают актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России.  Работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы,  отличаются обращенностью к человеку, его исторической памяти, культуре, гражданственности и нравственным ценностям, тем самым в них заложен огромный воспитательный потенциал.

     Наиболее ценными для меня стали теоретические положения, представленные  

Д.С. Лихачѐвым в книгах: «Заметки о русском» (1981), «Земля родная» (1983), «Письма о добром (и прекрасном)» (1985), «Прошлое – будущему» (1985), «Раздумья о России» (1999), «Заветное» (2006) и др.

      В письмах, адресованных молодому поколению, академик Лихачев рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира. Обращение к каждому молодому человеку с просьбой задуматься о том, зачем он пришел на эту Землю и как нужно прожить эту, в сущности, очень короткую жизнь, роднит его  с великими педагогами-гуманистами К.Д. Ушинским, Я. Корчаком,

В.А. Сухомлинским,  и  педагогом – классиком в области музыкального воспитания

 Д.Б. Кабалевским.

(слайд №4)

   Что такое патриотизм в  моём понимании?

  Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества.

(слайд№5)

    Воспитание патриотизма мы начинаем, прежде всего,  с любви к своей семье, к своему дому,  к своему городу,  и это не исключает любви ко всей стране...   Любовь к Родине,  начиная с родного дома,   постепенно растет.

 С возрастом она становится также любовью к своему городу,  к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой  любовью к своей стране и ее народу. В этом непрерывном системном процессе воспитания нельзя перескочить через какое-либо звено, ибо  очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.

 (слайд№6)

    А так как музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка - она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.

    Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и  специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше включить в систему календарно – тематического планирования и в какой форме преподнести детям.

(слайд№7)

     Вместе с педагогами нам удалось выстроить направления системы патриотического воспитания (которые представлены на слайде).  Мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, чтобы эти произведения затронули струнки души ребёнка, стали для него запоминающимися, понятными и любимыми. Образы, к которым привлекается внимание детей, стремимся создать  яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.    

    Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые мною в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают,  что позволяет  использовать их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

(слайд№8)

Данный слайд иллюстрирует задачи, решаемые в ходе реализации одного из направлений образовательной программы – «Тропинка в мир музыки».

Целью  данного блока стало формирование средствами музыкального искусства

музыкальной культуры дошкольников как части общей культуры личности.

 (слайд№9)

    Программа разработана в форме воображаемого путешествия по Музыкальному

Миру и состоит из нескольких тематических блоков:

Для детей 3-5 лет. «Музыкальные маршруты»:

- «Музыкальный мир природы»;

- «Музыкальный мир родного дома»;

- «Музыкальный мир родного города»;

- «Музыкальный мир разных стран»;

- «Сказочный мир музыки».

Для детей 5-7 лет. «Музыкальные находки»:

- «Музыкальная азбука»;

- «Музыкальный календарь»;

- «Музыкальные часы»;

- «Музыкальный глобус».

 

    Таким образом, Программа открывает широкие возможности для участия  и родителей вместе с детьми в музыкальных играх и драматизациях, в выполнении совместно с детьми

музыкальных проектов и творческих заданий, связанных, прежде всего, с календарно – тематическими праздниками.

     В нашем коллективе сложились добрые традиции, в которых я принимаю самое непосредственное участие:

  • Участие в городском шествии «Бессмертного полка»;
  • Посещение Мемориала Славы вместе с учащимися СОШ №25 в День Победы (на городском  кладбище №1);
  • Подготовка концертных программ для Ветеранов ВОВ и труда ко дню Пожилого человека, к Международному женскому дню, Дню Матери;
  • Участие с концертными программами в выставочном зале «Чылтыс» при открытии выставочных проектов и др.

  Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс даёт ощутимые результаты:

  • музыка своей Родины  прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
  • дети знакомятся с русскими  народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки;
  •  дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.

 2. Практическая часть.

   Сейчас, мне бы хотелось представить вашему вниманию, небольшую музыкальную викторину. Мы часто с детьми играем в игру «Угадай мелодию».  Это способствует развитию детской памяти. Произведения звучат по - разному. В некоторых случаях я играю их сама, в некоторых  - мы слушаем их в грамзаписи.

Викторина «Угадай мелодию».

Викторина включает в себя 12 музыкальных произведений. После угаданной мелодии, одно из произведений – исполняется участниками мастер – класса.

Так как  наша викторина закончилась русской народной песней «На горе – то калина…»,  мне бы хотелось предложить вам авторскую игру, составленную и  разработанную  на основе русских народных закличек  о Солнышке.  

Проводится авторская игра «Солнышко» (разучивание):

Выбирается ребенок – солнышко, у него обруч, на который навязаны ленточки-лучики. Ребенок – Солнышко в кругу, приседает. Дети стоят  в хороводе.

 На первое четверостишие  идут в круг к Солнышку, проговаривают слова, возвращаются назад.   Ребенок-Солнышко медленно поднимается,  держа в руках обруч  с лентами.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Идут по кругу и поют:

Свети, свети солнышко

Красное ведрышко

Рано- рано ты вставай

Своих деток согревай.

Останавливаются и, хлопая в ладоши,  говорят слова:

Солнышко не хмурится,

С нас не сводит глаз.

Потому что Солнышку

Нравится у нас.  

Звучит  веселая мелодия, участники  весело танцуют (кружатся на носочках). По окончанию музыки   - подбегают  к Солнышку.  Каждый играющий должен быстро взять один «лучик - ленточку».  Кто остался без ленточки  - Солнышко.  Игра повторяется.

(Звучит музыка)

Улыбнулась мне в жизни удача,

Благодарна за это судьбе.

Знаю я, не могло быть иначе

В этом мире, на этой Земле.

Ведь профессий так много на свете

Важных, нужных и деловых.

Но меня привлекают дети

И не мыслю я жизни без них.

Вместе с ними мечтаем, играем,

Слышим музыку в каплях дождя.

И в шуршании листьев осенних,

И в звучанье лесного ручья.

Я пою вместе с ними песни,

И учу детей танцевать.

И профессии нет чудесней.

Это твёрдо могу я сказать.

Жить без музыки, скучно на свете.

Её нужно во всём замечать!

Ну а главная музыка – ДЕТИ!

Я об этом хотела сказать.

Уважаемые коллеги! Я благодарю каждого из вас за помощь, участие  и моральную поддержку! А насколько вам было со мной интересно, я бы хотела определить по вашим аплодисментам. Спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание средствами музыки».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки.

Основные моменты в работе музыкального руководителя  по нравственно-патриотическому   воспитанию дошкольников. ...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"

Конспект НОД   по   патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...

Нравственно патриотическое воспитание средствами музыки

Моя  малая  Родина! У  каждого  человека  она  своя, но  для  всех  является  той  путеводной  звездой, которая  на  протяжении...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание посредством музыки"

laquo;Патриотическое воспитание посредством музыки».Консультация музыкального руководителя Щербаковой С.А.         Воспитание чувства патриотизма у ...

Военно- патриотическое воспитание посредством музыки

Очень важно с самого раннего детства начинать патриотическое воспитание детей,  В этой статье говорится как с помощью музыки осуществлять воанно- патриотическое воспитмние детей в ДОУ...

Консультация для педагогов "Военно-патриотическое воспитание средствами музыки»

Как всем нам известно, дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.Во...