ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
методическая разработка

Колесник Наталья Николаевна

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки цикла занятий и адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Разработанная мной игровые занятия нацелены на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогают предотвратить или снизить заболеваемость, создают положительный эмоциональный настрой в группе, способствуют налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивают общий кругозор малышей, формируют сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priyomy.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ  ПРИЁМОВ  В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки цикла занятий и адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Разработанная мной игровые занятия нацелены на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогают предотвратить или снизить заболеваемость, создают положительный эмоциональный настрой в группе, способствуют налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивают общий кругозор малышей, формируют сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семьях.

Цель занятий: создание условий для успешной адаптации и развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи занятий:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой моторики;
  • педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты для детей:

  • положительная адаптация к условиям детского сада;
  • сформированные навыки взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками;
  • созданы благополучные условия для психического здоровья ребенка;
  • сформированы начальные формы произвольного поведения;
  • развитые игровые навыки.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • положительное эмоционально-личностное отношение к детскому саду;
  • стремление к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОО;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам детского развития, воспитания, обучения;
  • осознанное отношение родителей к полноценному личностному развитию детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты для воспитателей:

  • тесное взаимодействие со специалистами детского сада в решении проблем адаптации детей;
  • повышение уровня компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Структура занятий

  1. Ритуал приветствия:

  • приветствие педагога-психолога с детьми с помощью различных музыкальных инструментов (бубенцы, колокольчики, бубны, шейкеры);
  • приветствие новых героев сказки.

Цель: социализация, снятие напряжения, налаживание контакта.

  1. Основная часть:

  • слушание сказки (театрализация);
  • потешки – двигательно-речевые        игры        - развитие        координации движений, ориентации в пространстве и речевой компонент;
  • продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).
  1. Ритуал прощания:

  • прощание с героями (попрощаться ручками, песенкой, ножками и т.п.);
  • прощание с педагогом-психологом – коллективное прощание (чувство единства) с использованием музыкальных инструментов (чувство ритма).

Цель: социализация, развитие коммуникативных навыков, формирование нравственных понятий (вежливость).

Занятие 1

«Муха-Горюха и теремок»

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, ориентации на собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование: ширма «Теремок», игрушка, либо картинка – Муха-Горюха; три корзинки: зеленая, желтая, красная; листья клёна: зеленые, желтые, красные; колокольчик.

Процедура проведения

  1. Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня я пришла к вам в гости, но не одна, а со сказкой. Все вы любите сказочки? Но, прежде чем сказка войдет в нашу дверь, давайте мы с вами познакомимся. Знакомиться мы будем необычно: у меня есть веселый звонкий колокольчик, мы будем брать его по очереди, называть свое имя, а потом громко звенеть в колокольчик (дети по очереди звенят в колокольчик и называют свое имя).Замечательно, ребята, вот мы с вами и познакомились. Теперь давайте знакомиться со сказкой? (психолог идет к двери и вносит Муху-Горюху в группу, начав рассказывать сказку и обыгрывая сюжет).

Сказка:

Однажды летела Муха-Горюха через лес. Долго летела муха и устала. Только подумала: «Вот бы где-нибудь отдохнуть, чаю выпить», как смотрит и видит – стоит на опушке теремок: весь деревянный, ставни расписные да в несколько этажей. Подлетела Муха-Горюха к теремку, постучала в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.

Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру, я буду читать стихотворение и показывать вам движения, вы будете повторять за мной слова и делать движения, слушайте внимательно:

Потешка «Муха»

Муха возле нас летала (дети часто взмахивают ручками)

И тихонечко жужжала,

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» (детки жужжат)

Я на щечке посижу (на носике, на лобике и т.п. – дети берутся за названную часть тела)

Игра «Теремок в порядок…»

Вошла Муха-Горюха в теремок, смотрит – никто в нем не живет уже очень давно: пыль кругом, паутина, и листьев осенних навалило много-много. Надо убраться, подумала муха.

Да вот только маленькая она, а работы много. Ребята, давайте поможем мухе прибрать в теремочке?

  • Сначала мы полетаем и соберем крылышками паутину и пыль

смахнем (детки изображают полет по группе, делая вид, что смахивают пыль с различных поверхностей)

- А теперь давайте поможем мухе листья осенние собрать: желтые, зеленые и красные (психолог разбрасывает листья по полу, а детки подбирают их и раскладывают в корзинки соответствующих цветов).

- Ой, ребята, посмотрите – какие мы молодцы убрали мы в теремочке, теперь здесь чисто и уютно. Муха-Горюха нам очень благодарна (психолог подносит игрушку, либо картинку мухи к деткам и благодарит каждого ребенка за помощь, потом муха улетает).

Вошла Муха –Горюха в самую маленькую комнатку в теремочке и стала там жить.

  1. Прощание

Позже к мухе присоединяться много новых и веселых соседей, но продолжение этой истории мы послушаем позже. А сегодня нам пора прощаться. Давайте я буду звонить в колокольчик, и мы дружно пропоем.

«До-сви-да-ни-я!» (психолог машет деткам рукой и уходит за дверь).

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. А адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Список используемых источников

  1. Бадина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание– № 5, 2007. – С.100 - 102
  2. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  3. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание –№ 10, 2006. - С. 45-46
  4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. –СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  5. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
  6. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада //Дошкольное воспитание

- №7, 2004. – С. 66-68

  1. Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
  2. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 2006. –№1.
  3. Лагздынь, Г. Потешки малышам / Гайда Лагздынь. – Тверь: Высшая школа, 2016. – 66 с.
  4. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском саду. – 2006

– №4.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  2. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
  3. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина.  –  М.: Книголюб, 2003. –  72 с.

14.Теплюк,        С.        Улыбка        малыша        в        период        адаптации.        //Дошкольное воспитание № 3, 2006 г., С. 29 – 35

15.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с.

16.Хомякова, К. Потешки/ К. Хомякова, А. Козырь. – М.: «С-Трейд», 2015. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» для благополучной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Технология «Сказочные лабиринты игры - Фиолетовый лес» полностью соответствует ФГОС ДО и возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет, поэтому хорошо подходит  и активно исполь...

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...