ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
методическая разработка
Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.
Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки цикла занятий и адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Разработанная мной игровые занятия нацелены на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогают предотвратить или снизить заболеваемость, создают положительный эмоциональный настрой в группе, способствуют налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивают общий кругозор малышей, формируют сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priyomy.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.
Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.
Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки цикла занятий и адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Разработанная мной игровые занятия нацелены на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогают предотвратить или снизить заболеваемость, создают положительный эмоциональный настрой в группе, способствуют налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивают общий кругозор малышей, формируют сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семьях.
Цель занятий: создание условий для успешной адаптации и развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи занятий:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой моторики;
- педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты для детей:
- положительная адаптация к условиям детского сада;
- сформированные навыки взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками;
- созданы благополучные условия для психического здоровья ребенка;
- сформированы начальные формы произвольного поведения;
- развитые игровые навыки.
Ожидаемые результаты для родителей:
- положительное эмоционально-личностное отношение к детскому саду;
- стремление к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОО;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам детского развития, воспитания, обучения;
- осознанное отношение родителей к полноценному личностному развитию детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты для воспитателей:
- тесное взаимодействие со специалистами детского сада в решении проблем адаптации детей;
- повышение уровня компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Структура занятий
Ритуал приветствия:
- приветствие педагога-психолога с детьми с помощью различных музыкальных инструментов (бубенцы, колокольчики, бубны, шейкеры);
- приветствие новых героев сказки.
Цель: социализация, снятие напряжения, налаживание контакта.
Основная часть:
- слушание сказки (театрализация);
- потешки – двигательно-речевые игры - развитие координации движений, ориентации в пространстве и речевой компонент;
- продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).
Ритуал прощания:
- прощание с героями (попрощаться ручками, песенкой, ножками и т.п.);
- прощание с педагогом-психологом – коллективное прощание (чувство единства) с использованием музыкальных инструментов (чувство ритма).
Цель: социализация, развитие коммуникативных навыков, формирование нравственных понятий (вежливость).
Занятие 1
«Муха-Горюха и теремок»
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие координации движений, ориентации на собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
- развитие внимания, речи и воображения.
Оборудование: ширма «Теремок», игрушка, либо картинка – Муха-Горюха; три корзинки: зеленая, желтая, красная; листья клёна: зеленые, желтые, красные; колокольчик.
Процедура проведения
- Приветствие
Здравствуйте ребята! Сегодня я пришла к вам в гости, но не одна, а со сказкой. Все вы любите сказочки? Но, прежде чем сказка войдет в нашу дверь, давайте мы с вами познакомимся. Знакомиться мы будем необычно: у меня есть веселый звонкий колокольчик, мы будем брать его по очереди, называть свое имя, а потом громко звенеть в колокольчик (дети по очереди звенят в колокольчик и называют свое имя).Замечательно, ребята, вот мы с вами и познакомились. Теперь давайте знакомиться со сказкой? (психолог идет к двери и вносит Муху-Горюху в группу, начав рассказывать сказку и обыгрывая сюжет).
Сказка:
Однажды летела Муха-Горюха через лес. Долго летела муха и устала. Только подумала: «Вот бы где-нибудь отдохнуть, чаю выпить», как смотрит и видит – стоит на опушке теремок: весь деревянный, ставни расписные да в несколько этажей. Подлетела Муха-Горюха к теремку, постучала в дверь и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.
Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру, я буду читать стихотворение и показывать вам движения, вы будете повторять за мной слова и делать движения, слушайте внимательно:
Потешка «Муха»
Муха возле нас летала (дети часто взмахивают ручками)
И тихонечко жужжала,
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» (детки жужжат)
Я на щечке посижу (на носике, на лобике и т.п. – дети берутся за названную часть тела)
Игра «Теремок в порядок…»
Вошла Муха-Горюха в теремок, смотрит – никто в нем не живет уже очень давно: пыль кругом, паутина, и листьев осенних навалило много-много. Надо убраться, подумала муха.
Да вот только маленькая она, а работы много. Ребята, давайте поможем мухе прибрать в теремочке?
- Сначала мы полетаем и соберем крылышками паутину и пыль
смахнем (детки изображают полет по группе, делая вид, что смахивают пыль с различных поверхностей)
- А теперь давайте поможем мухе листья осенние собрать: желтые, зеленые и красные (психолог разбрасывает листья по полу, а детки подбирают их и раскладывают в корзинки соответствующих цветов).
- Ой, ребята, посмотрите – какие мы молодцы убрали мы в теремочке, теперь здесь чисто и уютно. Муха-Горюха нам очень благодарна (психолог подносит игрушку, либо картинку мухи к деткам и благодарит каждого ребенка за помощь, потом муха улетает).
Вошла Муха –Горюха в самую маленькую комнатку в теремочке и стала там жить.
Прощание
Позже к мухе присоединяться много новых и веселых соседей, но продолжение этой истории мы послушаем позже. А сегодня нам пора прощаться. Давайте я буду звонить в колокольчик, и мы дружно пропоем.
«До-сви-да-ни-я!» (психолог машет деткам рукой и уходит за дверь).
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. А адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Список используемых источников
- Бадина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание– № 5, 2007. – С.100 - 102
- Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
- Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание –№ 10, 2006. - С. 45-46
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. –СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
- Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада //Дошкольное воспитание
- №7, 2004. – С. 66-68
- Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
- Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 2006. –№1.
- Лагздынь, Г. Потешки малышам / Гайда Лагздынь. – Тверь: Высшая школа, 2016. – 66 с.
- Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском саду. – 2006
– №4.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
- Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 72 с.
14.Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации. //Дошкольное воспитание № 3, 2006 г., С. 29 – 35
15.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с.
16.Хомякова, К. Потешки/ К. Хомякова, А. Козырь. – М.: «С-Трейд», 2015. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин
Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...
Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....
Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» для благополучной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Технология «Сказочные лабиринты игры - Фиолетовый лес» полностью соответствует ФГОС ДО и возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет, поэтому хорошо подходит и активно исполь...
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...