Программа по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ
рабочая программа
Разработанные программы педагога-психолога успешно реализуется в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по сопровождению адаптационного периода | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цели и задачи рабочей программы.
1.3.Нормативные документы…………………………………………………..... 4
1.4.Возрастные особенностей детей 2-3 лет…………………………..…..…....4
1.5. Планируемые результаты освоения программы……………………...……6
1.6.Оценка результатов освоения рабочей программы.
1.7. Методики, технологии, средства воспитания……………………………...7
1.8.Содержание совместной деятельности психолога с детьми………………9
II Содержательный раздел
2.1.Формы и приемы работы педагога-психолога с учетом структуры образовательного процесса в период адаптации………………….……….………..12
2.2. Национально-региональный компонент………………………………...17
2.3. Формы работы педагога-психолога с семьями воспитанников……...…18
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения…………………....…19
3.2. Особенности и организация предметно-развивающей среды……………19
3.3. Учебно-методический комплекс к программе ………………..………...20
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – программа) разработан в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детского сада комбинированного вида «Сайзанак» сумона Хайыраканский и отражает особенностью содержания и организации адаптационного процесса в группах младшего возраста (1-3 лет). Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы
- помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
-создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства.
-создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств ребенка.
Задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- обеспечение психолого - педагогическкой поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепление здоровья у детей.
Принципы программы:
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.3.С использованием следующих нормативов:
- Приказ Министерство Образования и науки РФ от 30 августа 2013 года. №1014 «Об утверждении Порядка организации для осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
1.4. Возрастные особенностей детей 2-3 лет.
Для детей 2-3 летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
В возрасте 2-3 лет совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
По результатам успешной адаптации ребенка к ДОУ у ребенка формируются такие качества как доброжелательность, общительность, инициативности, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества в процессе пребывания в группе с другими детьми.
Целенаправленное формирование у ребенка соответствующих его возрасту форму общения со взрослыми и со сверстниками.
Развитие в игровой деятельности с предметами, с заместителями
Ребенок научиться пользоваться предметами обихода, постепенно приучать к самообслуживанию
Предоставление ему возможности самостоятельных действий.
Расширение круга общения будет воспитывать у ребенка доверчивость, открытость, умение ладить с людьми.
Открывается возможность для развития познавательной сферы ребенка.
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка. Задачи воспитания на адаптационный период
-создать для детей атмосферу психологического комфорта.
-организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
-формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
-воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
1.6. Оценка результатов освоения рабочей программы.
- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- проявляет интерес к сверстникам; и наблюдает за их действиями и подражает им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома на улице и старается соблюдать их.
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
1.7. Методики, технологии, средства воспитания.
Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
-игру повторяют в течение дня несколько раз;
-при введение новой игры знакомые игры повторяют;
-знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;
-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;
-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ГДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания детей вгруппе.
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности.
1.8. Содержание совместной деятельности психолога с детьми. .
Основная задача игр в этот период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к друг другу, воспитателю, психологу .
Ребенок должен увидеть в воспитателе и психологе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места и время их проведения
«Иди ко мне». Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, врослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел !Игра повторяется.
«Прячем мишку». Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
«Солнышко и дождик».Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко»(отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется
.
«Поезд». Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Взрослый ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
«Хоровод с куклой». Материал. Кукла средних размеров. Ход игры. Психолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
« Собирание сокровищ». Материал. Корзина. Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребёнком сокровища (камешки, веточки, стручки, листья и т.д.) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.
«Игра с кистями рук». Ход игры. (Выполняя движения, врослый просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, психолог создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.
«Покатаемся на лошадке». Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени). Ход игры.Педагог сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Айдана едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку». Материал. Воздушный шарик, вертушка. Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Психолог показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.
«Соберем игрушки». Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
«Передай колокольчик». Материал. Колокольчик. Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
«Позови». Материал. Мяч. Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Саглааной. Найдан, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Анриан, иди играть». После игры Андриан садится на место, а Саша зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки.
«Мяч». Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а психолог, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
II Содержательный раздел.
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сайзанак» функционирует в режиме 10,00 – часов пребывания воспитанников в период с 7-00 до 18-00 при 5-ти дневной рабочей неделе. Данная рабочая программа реализуется в утреннее время и во второй половине дня. Игры проводятся в течении 5-10 минут, занятия 10-15 минут.
2.1.Формы и приемы работы педагога-психолога с учетом структуры образовательного процесса в период адаптации
№ | Мероприятие | Цель | Время проведен. | Сроки реализа-ии |
1 | Игра «Куколка Катюша» | установление доверительных отношений со взрослыми | утро | 1-я неделя сентября |
2 | Пальчиковая игра «Сорока-белобока» | развитие навыков общения | утро | |
3 | Игра «Наши уточки» | развивать желание совершать подражательные и самостоятельные игровые действия | II половина дня | |
4 | Игра «Прилетела птичка» | развитие внимания к сверстникам | II половина дня | |
5 | Подвижная игра «Мячик» | развитие двигательной активности | утро | 2-я неделя сентября (повтор.) |
6 | Игра «Разноцветные клубочки» | коррекция эмоциональной сферы | II половина дня | |
7 | Игра «Зайка» | доверительных отношений со сверстниками | утро | |
8 | Игра «Топ-Топ» | развитие умения подражания, улучшение настроения | утро | 3-я неделя сентября |
9 | Пальчиковая игра «Катаем шарик» | развитие умения обмениваться со сверстниками предметами | II половина дня | |
10 | Игра «Наши игрушки» | Побуждать принимать воображаемую ситуацию, соблюдая правила | утро | |
11 | Психогимн-ка «Злая кошка, добрая кошка» | Развитие эмоциональной сферы | II половина дня | |
12 | Этюд «Солнышко» | Настрой на доброжелательный лад | утро | 4-я неделя сентября (повтор.) |
13 | Игра «Чудесный мешочек» | Развитие внимания, речи | II половина дня | |
14 | Пальчиковая игра «Моя семья» | Развитие мелкой моторики рук, коррекция эмоциональной сферы | утро | |
15 | Дыхательная гимнастика «Ветерок» | улучшение функций внешнего дыхания | утро | 1-я неделя октября |
16 | Релаксация «Звуки природы» | коррекция эмоциональной сферы, сплочение детского коллектива | II половина дня | |
17 | Игра «Мишка –косолапый» | развитие доверительных отношений, умения играть в группе | утро | |
18 | Игра «Чего не стало» | развитие зрительного внимания | утро | |
19 | Игра «Гусеница» | формирование чувства доверия и уверенности в себе | II половина дня | 2-я неделя октября (повтор.) |
20 | Психогимн-ка «Разные настроения» | снятие эмоционального напряжения и коррекция настроения | утро | |
21 | Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» | расслабление мышц рта, снятие телесных зажимов | утро | |
22 | Тренинг «Радость» | знакомство детей с эмоцией радости, внимания, воображения | II половина дня | 3-я неделя октября (повтор.) |
23 | Пальчиковая игра «Теремок» | снятие физического напряжения, улучшение настроения | утро | |
24 | Упражнение «Вежливые слова» | развитие навыков эффективного общения, сплочение группы | II половина дня | |
25 | Игра «Прикосно вения» | помощь психическому и мышечному расслаблению, повышение тактильной восприимчивости | утро | 4-я неделя октября |
26 | Пантомима «Смелый заяц» | коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы | утро | |
27 | Психогимн-ка «Смешинка» | обогащение эмоциональной сферы детей путем позитивных переживаний | утро | |
28 | Тренинг «Грусть» | знакомство с эмоцией грусти, научить определять эмоции на иллюстрациях, развитие эмпатии | II половина дня | |
29 | Игра «Паровозик» | сплочение группы детей, развитие речи | утро | 1-я неделя ноября (повтор.) |
30 | Пальчиковая игра «Колечки» | Развитие внимания, моторики рук | утро | |
31 | Игра «Передай апельсин» | Коррекция настроения после сна | II половина дня | |
32 | Релаксация «Солнечный зайчик» | Улучшение настроения, развитие доверительных отношений к взрослым | утро | 2-я неделя ноября (повтор.) |
33 | Игра «Строим домик для Тузика» | Развитие внимания, эмпатии, воображения | II половина дня | |
34 | Игра «В гостях» | корреция тревожности | утро | |
35 | Упражнение «Тух-тиби-тух» | коррекция агрессии, развитие эмоциональной сферы | утро | 3-я неделя ноября |
36 | Игра «Собираем пирамидки» | Развитие сенсорного восприятия, внимания, речи | утро | |
37 | Игра «Колокольчик» | развитие слухового внимания, речи | II половина дня | |
38 | Игра «Рисуем каракули» | развитие фантазии, моторики рук | утро | |
39 | Занятие «Матрешки-крошки» | развитие речи, движения, воспитывать чувство сопереживания | Первая половина дня | 4-я неделя ноября |
40 | Подвижные игры «Догонялки» «Лови мяч» | развитие координации движений, умения слушать команды | II половина дня | |
41 | Пальчиковые игра «Строим домики и мостик» | улучшение настроения, развитие мелкой моторики рук и речи. | утро | |
42 | Релаксация «Шум моря» | коррекция эмоциональной сферы | II половина дня | |
2.2. Национально-региональный компонент.
Месяц | Физическое развитие | Социально- Коммуникатив. развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно- Эстетическое развитие |
С Сентября по май месяцы | Национальные игры «Каттап чиир» «Селбер хава» «Ак булут Кара булут» «Арбай-Хоор» «Бомбук» | Беседы «С кем я живу» «Моя семья» «Моя улица» Рассматривание альбомов «Я радостный и грустный» «Мои друзья» «Моя группа» «Мой детский сад» | Сказки «Анайжыгаш биле кымыскаяк» Стихи А.Алдын-оол «Тааннар» «Семдер хава» Сувакпит О. «Сугжугаш» | Песенки «Бора-Хокпеш» Э.Кечил-оол. «Бопуктар» Е.Танова. Наблюдение за проведением праздничных мероприятий |
2.3. Формы работы педагога-психолог с семьями воспитанников.
Свою работу с родителями выстроила в нетрадиционной форме общения. Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В этих формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
При взаимодействия с родителя ми отводится время для
-социологическим опросам родителей;
-анкетированию родителей;
-тестированию родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Наглядно-информационные формы организации общения психолога,педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность психолога и педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение с родителями производить через наглядно – информационную пропаганду, индивидуальные и групповые консультации, совместные тренинги и игротренинги, знакомства. встречи, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей, педагогов и психолога в условиях ДОУ носят характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, учитывается и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.
III Организационный раздел
3.1. Описание материально- технического обеспечения
1. Просторное, светлое помещение для совместных игр
2. Кабинет психолога для консультаций родителей
3.Стол
4. Стулья детские
5. Мягкие ковровые покрытия для релаксаций
6 Светомузыка с магнитолой
3.2. Особенности организации предметно - развивающей среды.
1. Картотека релаксаций
2. Картотека подвижных игр
3. Картотека психогимнастик
4. Картотека психологических упражнений
5. Картотека дыхательных упражнений
6. Картотека адаптационных игр
7. Различные конструкторы
8. Мягкие игрушки
9 Диски с записями шума моря, природы, пения птиц
10. Картотека мультиков
11 Шары разных размеров
12. Мячи
13. Картотека тренингов для детей и родителей
14. Наборы для рисования, лепки
15. Игрушки для развития сенсорики
3.3. Учебно – методический комплекс к программе.
1. Н.Е.Веракса.,Т.С.Комарова.,М.А.Васильева. «От рождения до школы».
2. Г.А.Широкова «Практикум для детского психолога».
3.Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. «Практический психолог в детском саду»
Психолог в детском дошкольном учреждении. / Т.В.Лаврентьева - M.: 1996. -240с
4.Место адаптации в процессе социализации. / К.С.Лебединская - М.: 1999. - 218с.
5. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. / Л.В.Белкина - Воронеж, 2004.- 189с
6.О психическом развитии ребенка. / Е.А.Бондаренко - С.-П., 1994. - 342с. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. / Н.Д.Ватутина - М., 1983. - 158с
7.Ребенок пришел в детский сад. 2-е изд., / Н.Д.Ватутина - М.,1999. - 230с.
8. Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ. / Г.Г.Григорьева, И.П.Кочетова - М. .-Просвещение, 2007. - 207с.
9. Методика формирования начального детского лексикона. / О.Е.Громова - М., 2003.-276 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Педагогическое сопровождение детей в период ознакомления с условиями санатория
Данная работа рассказывает о том,как ребёнку легче адаптироваться в новых условиях учреждения, в коллективе сверстников...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"
Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению....
Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ
СодержаниеI Целевой раздел…&hell...
Программа психологического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ
Данная программа определяет содержание и организацию деятельности педагога – психолога ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в период адаптации....