Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"
рабочая программа (младшая группа) по теме
Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_babayan_m.e.pptx | 90.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей, создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде. Программа предусматривает несколько блоков: работа с детьми, работа с родителями, взаимосвязь с узкими специалистами.
Задачи программы: 1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации. 2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние. 3.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье. 4.Создание оптимальных условий для развития ребенка. 5.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.
Блок: Работа с детьми 1. Знакомство с ребенком на основе документов. 2. Антропометрия в начале и конце адаптационного периода. 3. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка. 4. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми (психическое здоровье). 5. Формирование навыков общения. 6. Педагогическая диагностика.
Блок: Работа с родителями 1. Встречи, беседы с родителями. 2.Сбор недостающих данных. 3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка. 4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода, переводе ребенка на общий режим. 5. Встречи и консультации с учителем – логопедом, медицинским работником
Блок: Взаимосвязь со специалистами 1 . Консультации, консилиумы, семинары для воспитателей 2 . Заполнение индивидуальных листов адаптации в период адаптации. Результат: 1.Консультации и рекомендации для воспитателей и родителей. 2. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку 3. Проведение работы. 4. Заключение о периоде адаптации. 5.Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством взаимосвязи всех блоков.
Этап Ι Подготовительный Работа с родителями и детьми: 1) знакомство с группой во время постановки на очередь; 2) ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей. 3) знакомство с особенностями адаптационного периода 4) предварительное знакомство с детьми группы Этап ΙΙ Наблюдений 1) Поэтапный прием детей в группу 2)постепенное увеличение времени пребывания детей в группе 3) наблюдение за поведением детей 4) консультирование родителей 5) оформление листов адаптации Этап III Анализ и выводы 1)Обработка результатов: -анализ адаптивных листов, инд. карт развития 2) Выявление детей с тяжелой степенью адаптации 3) Индивидуальная работа с детьми 4) Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно – развивающих занятий Реализация адаптационной программы ДОУ Реализация программы происходит поэтапно в три этапа и захватывает 3 месяца (сентябрь – октябрь - ноябрь).
Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детском саду: Легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1-2 недель Средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита. Тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, возникает стойкий энурез, появляются патологические привычки. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он «несадовский» ребенок.
Факторы, влияющие на адаптацию это: - Возраст ребенка; - Состояние здоровья; - Уровень развития; - Характеристика нервной системы; - Умение общаться со взрослыми и сверстниками; - Сформированность предметной и игровой деятельности; - Приближенность домашнего режима к режиму детского сада
Основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации: эмоциональное состояние поведение ребенка в момент расставания и встречи родных; особенности аппетита; особенности периода засыпания и сна; отношение к предметному миру и игрушкам; речевая активность; двигательная активность; общее состояние организма; взаимодействие с взрослыми; взаимодействие со сверстниками.
Цель Работа с детьми Результат Познакомить детей с группой. Познакомить с правилами поведения в группе. Познакомить с младшим воспитателем. Познакомить детей друг с другом, персоналом ДОУ Экскурсия в группе -Познакомить с атрибутами сюжетно - ролевых игр - Познакомить с красочными яркими игрушками (дидактическим материалом, музыкально – театральным оборудованием, уголок по сенсорики и т.д.) Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем 1.Заполнение листа адаптации ребенка 2. Изучение медицинских карт развития ребенка. 3. Индивидуальный подход к ребенку 4. Посещение детского сада с интересом, удовольствием 5. Ребенок увлечен игрой, является организатором игр 6. Быстрое, с покойное засыпание, сон глубокий и продолжительный; Деятельность воспитателя в адаптационный период
Деятельность воспитателя с родителями в адаптационный период Цель Работа с родителями Результат Познакомиться с родителями. Познакомить родителей с организацией Воспитательно - образовательной работы в адаптационный период ребенка. Преемственность и оказание помощи родителям «Семья – детский сад» и «детский сад – семья» Сбор сведений о родителях, а нкетирование, индивидуальные беседы, Экскурсия родителей в группу и по ДОУ, познакомить с режимом дня в адаптационный период, познакомить с общеобразовательной программой ДОУ, знакомство с предметно – развивающей средой группы, консультации. Анализ анкетирования родителей, Знание родителей общеобразовательной Программы, Соблюдение родителями воспитанников режима ребенка в ДОУ и в домашних условиях
Примерные игры в адаптационный период. Название игр, цель. 1.«Дай ручку! » Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. 2. «Котёнок» Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок. 3. «Как меня зовут» Дети с воспитателем и психологом становятся в круг и по очереди передают мяч (по кругу). Тот, у кого мяч называет как его зовут (при необходимости психолог или воспитатель помогает ребенку) 4. «Змейка» Ведущий становится во главе “змейки” которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий идет по причудливой траектории, делая повороты и закручивая “змейку”
Список литературы Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006 Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010 Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб . - СПб.: Речь, 2005 Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ . пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006 Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / a вт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград:Учитель , 2008 – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная записка Поступление ребенка...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы. Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...
«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»
В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе....