Научи меня это делать самому
проект

Еговкина Елена Владимировна

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к   детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОО приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.

Исходя из этого, в нашем ДОО возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО, что и послужило основой проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchi_menya_eto_delat_samomu.pptx1.18 МБ
Файл proekt_nauchi_menya.docx60.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» «Научи меня это делать самому» Педагог – психолог Елена Владимировна Еговкина

Слайд 2

Актуальность Ежегодно к нам в ДОО приходят от 20 до 40 малышей, из которых, по результатам мониторинга воспитателей не менее чем у 15% детей процесс адаптации протекает сложно. В целом проблема дезадаптации представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого « несадовского » (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Исходя из этого, возникла идея создания проекта «Научи меня это делать самому» , в рамках которого решено реорганизовать пространство кабинета педагога-психолога и создать «Центр самостоятельности».

Слайд 4

Цель : развитие детской самостоятельности как условие успешной адаптации и социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста. Задачи: - способствовать снижению у детей тревожности, обусловленной сложностями адаптационного периода; - развивать мелкую моторику, координацию движений, межполушарное взаимодействие ; - расширять представления педагогов о возможностях «Центра самостоятельности детей» через проведение практических мероприятий ; - развивать компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Этапы реализации проекта: Подготовительный (август-сентябрь ) 1 . Изучение и анализ передового опыт по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. 2. Реорганизация пространства кабинета педагога-психолога. 3. Разработка диагностического инструментария ( скрининговых карт). 4 . Разработка календарно-тематического планирования занятий в «Центре самостоятельности». 5. Разработка сценариев и подбор методического материала для проведения консультаций и практических мероприятий для родителей. Основной (сентябрь-апрель) 1. Проведение комплекса занятий для детей младших групп. 2. Проведение практических консультаций для родителей детей, как посещающих, как и еще не поступивших в ДОО. 3 . Презентация проекта для воспитателей, педагогов-психологов в рамках ГМО. Заключительный (май) 1. проведение скрининга; 2. анкетирование родителей младших групп; 3. подведение итогов и оформление проекта.

Слайд 6

Промежуточный результат: - реорганизовано пространство кабинета педагога-психолога; - по результатам диагностического скрининга, на 18% (в сравнении с данными 18-19 уч.г .) сократился низкий уровень адаптации детей к условиям ДОО; - представлен опыт работы по проекту в рамках «Городского родительского собрания». Предполагаемый результат: - повысится уровень сенсомоторного развития и самостоятельности детей; - систематизируются представления родителей и педагогов о возможностях «Центра самостоятельности».



Предварительный просмотр:

Еговкина Елена Владимировна

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 31 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Ачинск                                    

Развитие детской самостоятельности как условие успешной адаптации и социализации (проект «Научи меня это делать самому»)

                                               

«Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни»

Мария Монтессори

«Научи меня это делать самому!»

Психолого-педагогический проект

Актуальность

Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. В целом проблема дезадаптации представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Характер адаптации является прогностическим тестом для: характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.

Признаками дезадаптации в детском саду являются отрицательные эмоции, страхи, и страхи эти – служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:

  • Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между воспитанниками. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов.
  • Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться, «забывает» о своих возможностях. Более того, может тормозиться и речевое развитие.
  • Тревожность. На повышение тревожности, негативного отношения к детскому саду,  может повлиять неспособность ребенка самостоятельно выполнять простые бытовые поручения.

Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, это обусловлено рядом причин:

  • недостаточным уровнем профессиональной компетенции сотрудников ДОО по вопросам адаптации. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями;
  • недостаточным уровнем психолого-педагогических знаний и информационной культуры родителей. Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей;
  • недостаточным уровнем самостоятельности детей. Нередко у дошкольников, поступающих в ДОО не развиты культурно-гигиенические навыки, не сформированы умения самостоятельно выполнять простые практические бытовые задания (уборка игрушек, умение пользоваться ложкой и т.п.);
  • несформированностью навыков продуктивного взаимодействия со сверстниками, обусловленной низким уровнем речевого развития детей. Проблема коммуникации, отсутствие связной речи у дошкольников остается актуальной.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к   детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОО приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.

Исходя из этого, в нашем ДОО возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО, что и послужило основой проекта.

Цель  проекта: развитие детской самостоятельности как условия успешной адаптации и социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей, а также готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды. Такой средой может стать «Центр самостоятельности»

Задачи:

  1. Выявить детей, испытывающих трудности адаптационного периода и разработать скрининг для детей 1-ой и 2-ой младшей группы, посещающих занятия в «Центре самостоятельности».
  2. Реорганизовать пространство кабинета педагога-психолога для проведения практических занятий с детьми раннего дошкольного возраста и наполнить его специальным оборудованием и материалами.
  3. Оказывать консультативную помощь родителям в вопросах развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

  1. Разработать план работы с детьми в «Центре самостоятельности».
  2. Расширить представления педагогов о возможностях «Центра самостоятельности детей» через проведение практических мероприятий.

Целевая аудитория – педагоги, воспитанники раннего возраста, поступившие в ДОО, и их родители (законные представители).

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: август 2019 - май 2020 года.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный (август-сентябрь)

1. Изучение и анализ передового опыт по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

2. Оснащение кабинета необходимыми для работы материалами и оборудованием:

- столы с отверстиями для тазов – 2 шт., детские стулья – 4 шт.;

- разносы, пиалы, ложки, пинцеты для перекладывания зерен и бусин разного диаметра;

- стаканы разного объема, груши для переливания воды;

- метелки, совки, салфетки;

- непромокаемые фартуки;

- гладильная доска, утюг.

3. Разработка диагностического инструментария (скрининговых карт).

4. Проведение практических консультаций для родителей детей, еще не поступивших в ДОО.

Основной (сентябрь-апрель)

1. Проведение комплекса занятий для детей младших групп.

2. Разработка сценариев и подбор методического материала для проведения консультаций и практических мероприятий  для родителей.

3. Презентация проекта для воспитателей, педагогов-психологов в рамках ГМО, КМО.

Заключительный (май)

- проведение скрининга;

- анкетирование родителей младших групп;

- подведение итогов и оформление проекта.

Структура проведения мероприятий:

1. Вводная часть

Цель: создать благоприятную атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – игры-приветствия, игры с именами.

2. Основная часть

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, формирование самостоятельности детей, снижение тревожности.

Основные  процедуры:

- пальчиковая гимнастика;

- глазодвигательные упражнения;

- самостоятельная работа детей (упражнения с водой, крупой).

3. Завершающая часть

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от совместной работы. Здесь предусматривается проведение упражнений с элементами релаксации, игр-прощаний.

Ожидаемый результат:

- положительная динамика увеличения числа детей раннего возраста с лёгкой степенью адаптации;

- повышение уровня развития связной речи детей;

- повышение уровня сформированности навыков самостоятельности детей;

- расширятся представления педагогов и родителей о возможностях создания в условиях группы и дома «центров детской самостоятельности»;

- увеличится количество родителей, желающих участвовать в мероприятиях, проводимых специалистами.

Список используемой литературы:

  1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
  3. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.
  4. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
  5. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
  6. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
  7. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.

Приложение 1

План проведения мероприятий

Участники

Дата проведения

Мероприятие

Дети младших групп

Сентябрь

Наблюдение за процессом адаптации, заполнение диагностических листов, выявление детей, испытывающих трудности адаптационного периода.

Исследование уровня сформированности навыков самостоятельности детей, заполнение скрининговых карт.

Сентябрь - апрель

Проведение комплекса занятий в «Центре самостоятельности».

Май

Проведение скрининга, оценка результативности проекта.

Родители

Август

Проведение практических консультаций для родителей детей, еще не поступивших в ДОО.

Август-сентябрь

Май

Анкетирование родителей

Январь

Разработка и проведение семинара - практикума для родителей «В самостоятельности упражняемся – эффективно развиваемся!»

В течение года

Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Педагоги

В течение года (согласно годового плана)

Презентация проекта для воспитателей, педагогов-психологов в рамках ГМО, КМО.

Приложение 2

Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОО

Ф.И. ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОО

Общее количество баллов

Уровень

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношение с детьми

положительный

неустойчивый

отрицательный

активен

активен при поддержке

пассивен\реакции протеста

инициативен

принимает инициативу взрослого

 реакция протеста

инициативен

вступает в контакт при поддержке взрослого

пассивен\реакции протеста

принятие

тревожность

непринятие

баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Дата проведения: ______________________

Педагог-психолог _____________________ Е.В. Еговкина

Приложение 3

Скрининг для детей 1-ой младшей группы, посещающих занятия

в «Центре самостоятельности»

Наименование раздела и показатели

Фамилия, имя ребенка

  1. Навыки практической жизни

 

  • Вытирает за собой воду;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Переносит стульчик с некоторой помощью педагога;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Расстегивает и застегивает большие пуговицы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Самостоятельно убирает материал на место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Социализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Принимает помощь педагогов и сверстников;

  • Просит помощи, если она необходима;

 

 

 

 

 

 

 

  • Умеет дожидаться своей очереди;

 

 

 

 

 

  • Доводит до конца выбранное дело;

 

 

 

 

 

  • Может концентрировать внимание на материале не менее 7 минут;

 

 

 

  • Работает самостоятельно, не мешая другим;

 

 

  • Бережно относится к материалам;

 

 

  • Убирает материал после работы;

 

 

 

  • Выслушивает объяснения.

3.Развитие мелкой моторики

  • Переливает воду из одного сосуда в другой с помощью губки;

  • Вылавливает из воды предметы разного веса с помощью сита, ложки

  • Пересыпает зерно ложкой.

  • Сортирует мелкие и крупные зерна

  • Выполняет по подражанию движения пальчиковой гимнастики

Итого:                    

Распределение баллов:                                                                                    

0-не справляется с заданием (отказывается)                                            

1-выполнение с некоторой помощью педагога                                                                                                      

2-правильное самостоятельное выполнение задания

Дата: ___________________                             Педагог - психолог___________________ Е. В. Еговкина

Скрининг для детей 2-ой младшей группы,

посещающих занятия в «Центре самостоятельности»

Наименование раздела и показатели

Фамилия, имя ребенка

1.Навыки самостоятельности

  • Вытирает за собой (краску, воду);

  • Переносит стульчик;

  • Самостоятельно убирает материал на место.

  • Сметает за собой рассыпанную крупу.

     2. Социализация

  • Принимает помощь педагогов и сверстников;

  • Просит помощи, если она необходима;

  • Способен оказать помощь по собственной инициативе;

  • Умеет дожидаться своей очереди;

  • Доводит до конца выбранное дело;

  • Может концентрировать внимание на материале не менее 10 минут;

  • Работает самостоятельно, не мешая другим;

  • Бережно относится к материалам;

  • Убирает материал после работы;

  • Выслушивает объяснения.

3.Развитие мелкой моторики

  • Переливает воду из одного сосуда в другой грушей, шприцом;

  • Пересыпает зерно маленькой ложкой;

  • Просеивает крупу;

  • Сортирует бусины с помощью пинцета;

  • Правильно держит карандаш, ложку.

Итого:                      

Распределение баллов:  

                                                                                 

0-не справляется с заданием (отказывается)                                            

1-выполнение с некоторой помощью педагога                                                                                                      

2-правильное самостоятельное выполнение задания

Дата: ___________________                    Педагог - психолог___________________ Е. В. Еговкина

Приложение 4

Календарное планирование занятий

Сроки

Содержание деятельности

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

  1. Игра-приветствие «Ладошки»
  2. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
  3. Упражнение для формирования направленной воздушной струи «Осенние листья»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Знакомство с материалом.
  5. Урок тишины со свечой

Ноябрь

  1. Игра-приветствие «Мое имя»
  2. Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок»
  3. Упражнение для формирования направленной воздушной струи «Лети, бабочка!»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Пересыпание крупы ложкой. Пересыпание мелкой крупы через воронку.
  5. Урок тишины с водой

Декабрь

  1. Игра-приветствие «Дружные ребята»
  2. Пальчиковая гимнастика «Киска»
  3. Упражнение для формирования направленной воздушной струи «Ветерок»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Просеивание крупы. Сортировка.
  5. Урок тишины с колокольчиком

Январь

  1. Игра-приветствие «Ветерок»
  2. Пальчиковая гимнастика «Улитка»
  3. Упражнение для формирования направленной воздушной струи «Снег идет!»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Упражнения с водой. Переливание губкой.
  5. Урок тишины со свечой

Февраль

  1. Игра-приветствие с предметами (перо)
  2. Пальчиковая гимнастика «Червячки»
  3. Упражнение для развития направленной воздушной струи «Фокусник»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Упражнения с водой. Переливание грушей, пипеткой.
  5. Урок тишины с игрушкой

Март

  1. Игра-приветствие с предметами (шишка)
  2. Пальчиковая гимнастика «Шла коза по мостику»
  3. Упражнение для развития направленной воздушной струи «Мыльные пузыри»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Упражнения с водой. Рисование на пене.
  5. Урок тишины с водой

Апрель

  1. Игра-приветствие по выбору детей
  2. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
  3. Упражнение для развития направленной воздушной струи «Летите, птички!»
  4. Обучение навыкам практической жизни. Упражнения с водой и крупой по выбору детей.
  5. Урок тишины со свечой

Май

Диагностика

Приложение 5

Результаты  тест-программы для детей, посещающих «Центр самостоятельности»

1-я младшая группа «А»

Актуальный уровень развития ребенка

Первичная диагностика

(17 детей)

Конец учебного года

(19 детей)

Высокий уровень

0

0

Выше среднего          

0

4р. (21 %)

Средний уровень  

2 р. (11 %)

10 д. (53 %)

Ниже среднего  

6 д. (34 %)

3 р. (16 %)

Низкий уровень  

9 д. (55 %)

2р. (11 %)

Основные трудности: не могут усвоить названия основных цветов и геометрических фигур.

1-я младшая группа «Б»

Актуальный уровень развития ребенка

Первичная диагностика

(17 детей)

Конец учебного года

(19 детей)

Высокий уровень

0

2 р. (11 %)

Выше среднего 

1р.(6%)

5 д. (26 %)

Средний уровень  

3 р. (18 %)

8 д. (42 %)

Ниже среднего  

6 д. (35 %)

3 р. (16 %)

Низкий уровень  

7 д. (41 %)

1 р. (5 %)

Основные трудности:  неправильным захватом держат карандаш, ложку.

Приложение 6

Городское родительское собрание

Мастер-класс  «Научи меня это делать самому!»

Целевая аудитория - родители детей раннего и младшего дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации.

Задачи мастер-класса:

- ознакомить родителей с эффективными методами работы с детьми по развитию их самостоятельности;

- расширить представления родителей о вариантах использования различных материалов (воды, круп) в играх с детьми.

Актуальность (теоретическая часть)

Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. В целом проблема дезадаптации представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к   детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОО приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.

Таким условием, наряду с другими, стал "Центр самостоятельности детей", в котором у ребят есть возможность экспериментировать: пересыпать, переливать, просеивать, рисовать на пене, сортировать и придумывать свои варианты игр с предлагаемым материалом.

Благодаря тому, что все в этом центре дети делают самостоятельно (переносят разносы с материалом на стол, наливают воду, подметают, вытирают), снижается их тревожность, появляется уверенность в своих возможностях.

Выполняя с детьми дома подобные эксперименты, родители помогают детям становиться самостоятельнее.

Практическая часть

Родителям (вместе с детьми) предлагается выполнить ряд упражнений, а также предположить, какие задачи могут решаться при выполнении того или иного задания.

Упражнения:

"Пересыпание манки через воронку"

"Просеивание крупы"

"Пересыпание разными ложками в мерные стаканчики"

"Сортировка"

"Подметание на метку"

"Переливание воды грушей, пипеткой, шприцом, губкой"

"Вылавливание из воды шариков разного размера и веса"

"Рисование на пене"

"Вытирание со стола"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект "Играем сами, делаем сами"

В этом проекте затрагиваются такие темы: "нужно ли учить ребенка игре?", "что можно сделать из бросового материала", "во что поиграть с самодельными игрушками"....

"Для меня всегда герой - самый лучший папа мой!"

Сценарий праздника, посвященного дню защитника Отечества, для детей второй младшей группы (3–4 года).Подготовила: воспитатель группы №4 - Батина И.А.Цель:  Развивать эстетическое восприятие...

Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший папа мой!»

Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший папа мой!»...

Методическая разработка Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший ПАПА мой!»

Конспект развлечения во 2 младшей группе  к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший ПАПА мой!»Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию гармон...

НОД "Для меня всегда герой - самый лучший ПАПА мой!"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе, посвященной празднику "День защитника Отечества"...

проект детско-родительских отношений "Сами делаем - сами играем"

проект очень важен и педагогам, и родителям, и детям. Используйте игру как возможность обучать.Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!...