Научи меня это делать самому
проект
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОО приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.
Исходя из этого, в нашем ДОО возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО, что и послужило основой проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchi_menya_eto_delat_samomu.pptx | 1.18 МБ |
proekt_nauchi_menya.docx | 60.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Ежегодно к нам в ДОО приходят от 20 до 40 малышей, из которых, по результатам мониторинга воспитателей не менее чем у 15% детей процесс адаптации протекает сложно. В целом проблема дезадаптации представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого « несадовского » (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Исходя из этого, возникла идея создания проекта «Научи меня это делать самому» , в рамках которого решено реорганизовать пространство кабинета педагога-психолога и создать «Центр самостоятельности».
Цель : развитие детской самостоятельности как условие успешной адаптации и социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста. Задачи: - способствовать снижению у детей тревожности, обусловленной сложностями адаптационного периода; - развивать мелкую моторику, координацию движений, межполушарное взаимодействие ; - расширять представления педагогов о возможностях «Центра самостоятельности детей» через проведение практических мероприятий ; - развивать компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта: Подготовительный (август-сентябрь ) 1 . Изучение и анализ передового опыт по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. 2. Реорганизация пространства кабинета педагога-психолога. 3. Разработка диагностического инструментария ( скрининговых карт). 4 . Разработка календарно-тематического планирования занятий в «Центре самостоятельности». 5. Разработка сценариев и подбор методического материала для проведения консультаций и практических мероприятий для родителей. Основной (сентябрь-апрель) 1. Проведение комплекса занятий для детей младших групп. 2. Проведение практических консультаций для родителей детей, как посещающих, как и еще не поступивших в ДОО. 3 . Презентация проекта для воспитателей, педагогов-психологов в рамках ГМО. Заключительный (май) 1. проведение скрининга; 2. анкетирование родителей младших групп; 3. подведение итогов и оформление проекта.
Промежуточный результат: - реорганизовано пространство кабинета педагога-психолога; - по результатам диагностического скрининга, на 18% (в сравнении с данными 18-19 уч.г .) сократился низкий уровень адаптации детей к условиям ДОО; - представлен опыт работы по проекту в рамках «Городского родительского собрания». Предполагаемый результат: - повысится уровень сенсомоторного развития и самостоятельности детей; - систематизируются представления родителей и педагогов о возможностях «Центра самостоятельности».
Предварительный просмотр:
Еговкина Елена Владимировна педагог-психолог Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 31 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Ачинск |
Развитие детской самостоятельности как условие успешной адаптации и социализации (проект «Научи меня это делать самому»)
«Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни»
Мария Монтессори
«Научи меня это делать самому!»
Психолого-педагогический проект
Актуальность
Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. В целом проблема дезадаптации представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Характер адаптации является прогностическим тестом для: характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.
Признаками дезадаптации в детском саду являются отрицательные эмоции, страхи, и страхи эти – служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:
- Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между воспитанниками. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов.
- Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться, «забывает» о своих возможностях. Более того, может тормозиться и речевое развитие.
- Тревожность. На повышение тревожности, негативного отношения к детскому саду, может повлиять неспособность ребенка самостоятельно выполнять простые бытовые поручения.
Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, это обусловлено рядом причин:
- недостаточным уровнем профессиональной компетенции сотрудников ДОО по вопросам адаптации. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями;
- недостаточным уровнем психолого-педагогических знаний и информационной культуры родителей. Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей;
- недостаточным уровнем самостоятельности детей. Нередко у дошкольников, поступающих в ДОО не развиты культурно-гигиенические навыки, не сформированы умения самостоятельно выполнять простые практические бытовые задания (уборка игрушек, умение пользоваться ложкой и т.п.);
- несформированностью навыков продуктивного взаимодействия со сверстниками, обусловленной низким уровнем речевого развития детей. Проблема коммуникации, отсутствие связной речи у дошкольников остается актуальной.
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОО приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.
Исходя из этого, в нашем ДОО возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО, что и послужило основой проекта.
Цель проекта: развитие детской самостоятельности как условия успешной адаптации и социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей, а также готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды. Такой средой может стать «Центр самостоятельности»
Задачи:
- Выявить детей, испытывающих трудности адаптационного периода и разработать скрининг для детей 1-ой и 2-ой младшей группы, посещающих занятия в «Центре самостоятельности».
- Реорганизовать пространство кабинета педагога-психолога для проведения практических занятий с детьми раннего дошкольного возраста и наполнить его специальным оборудованием и материалами.
- Оказывать консультативную помощь родителям в вопросах развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Разработать план работы с детьми в «Центре самостоятельности».
- Расширить представления педагогов о возможностях «Центра самостоятельности детей» через проведение практических мероприятий.
Целевая аудитория – педагоги, воспитанники раннего возраста, поступившие в ДОО, и их родители (законные представители).
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: август 2019 - май 2020 года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (август-сентябрь)
1. Изучение и анализ передового опыт по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
2. Оснащение кабинета необходимыми для работы материалами и оборудованием:
- столы с отверстиями для тазов – 2 шт., детские стулья – 4 шт.;
- разносы, пиалы, ложки, пинцеты для перекладывания зерен и бусин разного диаметра;
- стаканы разного объема, груши для переливания воды;
- метелки, совки, салфетки;
- непромокаемые фартуки;
- гладильная доска, утюг.
3. Разработка диагностического инструментария (скрининговых карт).
4. Проведение практических консультаций для родителей детей, еще не поступивших в ДОО.
Основной (сентябрь-апрель)
1. Проведение комплекса занятий для детей младших групп.
2. Разработка сценариев и подбор методического материала для проведения консультаций и практических мероприятий для родителей.
3. Презентация проекта для воспитателей, педагогов-психологов в рамках ГМО, КМО.
Заключительный (май)
- проведение скрининга;
- анкетирование родителей младших групп;
- подведение итогов и оформление проекта.
Структура проведения мероприятий:
1. Вводная часть
Цель: создать благоприятную атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – игры-приветствия, игры с именами.
2. Основная часть
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, формирование самостоятельности детей, снижение тревожности.
Основные процедуры:
- пальчиковая гимнастика;
- глазодвигательные упражнения;
- самостоятельная работа детей (упражнения с водой, крупой).
3. Завершающая часть
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от совместной работы. Здесь предусматривается проведение упражнений с элементами релаксации, игр-прощаний.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика увеличения числа детей раннего возраста с лёгкой степенью адаптации;
- повышение уровня развития связной речи детей;
- повышение уровня сформированности навыков самостоятельности детей;
- расширятся представления педагогов и родителей о возможностях создания в условиях группы и дома «центров детской самостоятельности»;
- увеличится количество родителей, желающих участвовать в мероприятиях, проводимых специалистами.
Список используемой литературы:
- Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
- Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.
- Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
- Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
- Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.
Приложение 1
План проведения мероприятий
Участники | Дата проведения | Мероприятие |
Дети младших групп | Сентябрь | Наблюдение за процессом адаптации, заполнение диагностических листов, выявление детей, испытывающих трудности адаптационного периода. |
Исследование уровня сформированности навыков самостоятельности детей, заполнение скрининговых карт. | ||
Сентябрь - апрель | Проведение комплекса занятий в «Центре самостоятельности». | |
Май | Проведение скрининга, оценка результативности проекта. | |
Родители | Август | Проведение практических консультаций для родителей детей, еще не поступивших в ДОО. |
Август-сентябрь Май | Анкетирование родителей | |
Январь | Разработка и проведение семинара - практикума для родителей «В самостоятельности упражняемся – эффективно развиваемся!» | |
В течение года | Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. | |
Педагоги | В течение года (согласно годового плана) | Презентация проекта для воспитателей, педагогов-психологов в рамках ГМО, КМО. |
Приложение 2
Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОО
Ф.И. ребенка | Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОО | Общее количество баллов | Уровень | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношение с детьми | |||||||||||||||
положительный | неустойчивый | отрицательный | активен | активен при поддержке | пассивен\реакции протеста | инициативен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста | инициативен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен\реакции протеста | принятие | тревожность | непринятие | |||
баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | ||
Дата проведения: ______________________
Педагог-психолог _____________________ Е.В. Еговкина
Приложение 3
Скрининг для детей 1-ой младшей группы, посещающих занятия
в «Центре самостоятельности»
Наименование раздела и показатели | Фамилия, имя ребенка | ||||||||
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Социализация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||
| |||||||||
3.Развитие мелкой моторики | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Итого: |
Распределение баллов:
0-не справляется с заданием (отказывается)
1-выполнение с некоторой помощью педагога
2-правильное самостоятельное выполнение задания
Дата: ___________________ Педагог - психолог___________________ Е. В. Еговкина
Скрининг для детей 2-ой младшей группы,
посещающих занятия в «Центре самостоятельности»
Наименование раздела и показатели | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||
1.Навыки самостоятельности | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
2. Социализация | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
3.Развитие мелкой моторики | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
Итого: |
Распределение баллов:
0-не справляется с заданием (отказывается)
1-выполнение с некоторой помощью педагога
2-правильное самостоятельное выполнение задания
Дата: ___________________ Педагог - психолог___________________ Е. В. Еговкина
Приложение 4
Календарное планирование занятий
Сроки | Содержание деятельности |
Сентябрь | Диагностика |
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май | Диагностика |
Приложение 5
Результаты тест-программы для детей, посещающих «Центр самостоятельности»
1-я младшая группа «А»
Актуальный уровень развития ребенка | Первичная диагностика (17 детей) | Конец учебного года (19 детей) |
Высокий уровень | 0 | 0 |
Выше среднего | 0 | 4р. (21 %) |
Средний уровень | 2 р. (11 %) | 10 д. (53 %) |
Ниже среднего | 6 д. (34 %) | 3 р. (16 %) |
Низкий уровень | 9 д. (55 %) | 2р. (11 %) |
Основные трудности: не могут усвоить названия основных цветов и геометрических фигур.
1-я младшая группа «Б»
Актуальный уровень развития ребенка | Первичная диагностика (17 детей) | Конец учебного года (19 детей) |
Высокий уровень | 0 | 2 р. (11 %) |
Выше среднего | 1р.(6%) | 5 д. (26 %) |
Средний уровень | 3 р. (18 %) | 8 д. (42 %) |
Ниже среднего | 6 д. (35 %) | 3 р. (16 %) |
Низкий уровень | 7 д. (41 %) | 1 р. (5 %) |
Основные трудности: неправильным захватом держат карандаш, ложку.
Приложение 6
Городское родительское собрание
Мастер-класс «Научи меня это делать самому!»
Целевая аудитория - родители детей раннего и младшего дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации.
Задачи мастер-класса:
- ознакомить родителей с эффективными методами работы с детьми по развитию их самостоятельности;
- расширить представления родителей о вариантах использования различных материалов (воды, круп) в играх с детьми.
Актуальность (теоретическая часть)
Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОО сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. В целом проблема дезадаптации представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОО приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.
Таким условием, наряду с другими, стал "Центр самостоятельности детей", в котором у ребят есть возможность экспериментировать: пересыпать, переливать, просеивать, рисовать на пене, сортировать и придумывать свои варианты игр с предлагаемым материалом.
Благодаря тому, что все в этом центре дети делают самостоятельно (переносят разносы с материалом на стол, наливают воду, подметают, вытирают), снижается их тревожность, появляется уверенность в своих возможностях.
Выполняя с детьми дома подобные эксперименты, родители помогают детям становиться самостоятельнее.
Практическая часть
Родителям (вместе с детьми) предлагается выполнить ряд упражнений, а также предположить, какие задачи могут решаться при выполнении того или иного задания.
Упражнения:
"Пересыпание манки через воронку"
"Просеивание крупы"
"Пересыпание разными ложками в мерные стаканчики"
"Сортировка"
"Подметание на метку"
"Переливание воды грушей, пипеткой, шприцом, губкой"
"Вылавливание из воды шариков разного размера и веса"
"Рисование на пене"
"Вытирание со стола"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект "Играем сами, делаем сами"
В этом проекте затрагиваются такие темы: "нужно ли учить ребенка игре?", "что можно сделать из бросового материала", "во что поиграть с самодельными игрушками"....
Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший ПАПА мой!»
...
"Для меня всегда герой - самый лучший папа мой!"
Сценарий праздника, посвященного дню защитника Отечества, для детей второй младшей группы (3–4 года).Подготовила: воспитатель группы №4 - Батина И.А.Цель: Развивать эстетическое восприятие...
Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший папа мой!»
Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший папа мой!»...
Методическая разработка Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший ПАПА мой!»
Конспект развлечения во 2 младшей группе к 23 февраля «Для меня всегда герой самый лучший ПАПА мой!»Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию гармон...
НОД "Для меня всегда герой - самый лучший ПАПА мой!"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в младшей группе, посвященной празднику "День защитника Отечества"...
проект детско-родительских отношений "Сами делаем - сами играем"
проект очень важен и педагогам, и родителям, и детям. Используйте игру как возможность обучать.Играйте с детьми! И тогда наши дети будут счастливыми!...