Модель центра речевого развития в ДОУ.
материал
Презентация содержит информацию по оформлению и организации центра речевого развития в ДОУ по всем возрастным группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lygoreva_g.v._.pptx | 526.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребѐнка ; - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи); - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи); - подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения); - развитие мелкой моторики и графомоторной функции; - знакомство с художественной литературой.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок). Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Возрастная группа Речевой центр Литературный центр Первая младшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный , сладкий-горький , большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг. Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам , объемом не более 5 листов. Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.). Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками). Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.). Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками. Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами.
Вторая младшая группа 1. Картинки по лексическим темам (альбомы). 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей. Книги с обычной листовой структурой. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Средняя групп а 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный , сладкий-горький , большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш) 9. Зеркало или индивидуальные зеркала. В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу). Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками. Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года». Открытки для рассматривания по произведениям. Портреты детских писателей. Оформляются тематические выставки. Материал для ремонта книг.
Старшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д ) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д ) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з ) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала. Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). Портреты детских писателей. Книги, рекомендованные программой. Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми. Энциклопедии («умные» книжки), словари. «Толстые» книжки. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе. Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов. Оформляются тематические выставки. Выставки с рисунками детей на заданную тему.
Подготови тель ная группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д ) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 4. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 5. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 6. Игры для совершенствования грамматического строя речи: «Назови ласково» «Один-много, много-один» «Составь слово из двух» «Добавь слово» и т.д. 7. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса: «Мяч бросай животных называй» «Кто чем занимается» «Горячий – холодный» При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: Классная подвижная азбука. Азбука в картинках. Дидактическая игра «Буква за буквой», Дидактическая игра «33 богатыря», Дидактическая игра «Умный телефон», Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Количество книг в уголке не регламентировано. Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.): 2-3 сказочных произведения. стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью. Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского , Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников. Добавляются книги на школьную тематику. Портреты известных детских писателей, поэтов. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре. Для центра речевого развития необходимо: свободное место для смены положения ребенка, занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. д. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры « Магазин игрушек » , « Овощной магазин » , « Веселый зоосад » , « Аптека » , « Почта » , « Магазин школьных принадлежностей » , « День рождения куклы » и др.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. д. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф . Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется в соответствие с тематикой недели (лексической темой). Атрибутом речевого уголка может быть игровой персонаж (мягкая игрушка, персонаж мультфильма и др.). Можно придумать название центра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы
Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы по восьми образовательным областям: "Социализация", "Безопасность", "Труд", "Художественной творчество", "Здоровье", "Комм...
Модель физического развития
Модель физического развития ребенка дошкольного возраста....
Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...
Наглядные модели по развитию связной речи
В презентации представлены фотографии моделей, используемых учителем-логопедом в работе по развитию связной монологической речи детей...
Авторские наглядные модели по развитию связной монологической речи детей
Внимание! Авторский материал! При копировании ссылка на автора и источник обязательна....
Модель познавательного развития во второй младшей группе.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме: «Школа»....
Модель познавательного развития в младшей группе
Познавательное развитие детей...