Консультация для педагогов. Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
консультация по психологии

Шепарнева Анна Викторовна

Консультация адресована воспитателям образовательных учреждений, работающим в группах с детьми раннего возраста, реализующим программы дошкольного образования "Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 102»

Консультация для педагогов

Тема:

 

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Подготовила:

Педагог – психолог

Шепарнева А.В.

Краснодар, 2022

Консультация для педагогов

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

         Адаптация (от лат. Adaptere – приспособлять) - процесс приспособления организма к новым условиям, то есть, это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

                  Для ребенка детский сад и есть такая среда с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями, новыми условиями. Ранний возраст считается особенно уязвимым для процесса адаптации, так как дети, в силу своих возрастных особенностей очень привязаны к родителям и близким родственникам и менее приспособлены к разлуке с ними. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми, становятся возбудимыми, ранимыми, плаксивыми.  Во время адаптации ребенок находится в постоянном нервно – психическом напряжении, что в свою очередь повышает риск возникновения соматических заболеваний, нежелательных привычек, нарушения эмоционального состояния, небольшой потере веса. Поэтому находиться в состоянии длительного стресса нельзя.

         Социальная адаптация – вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Процесс адаптации имеет разные степени сложности/успешности:

         Легкая степень адаптации – поведение и эмоциональное состояние нормализуются в течение10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного. Как правило, почти половина детей составляют данную благополучную группу. Поведение ребенка при приходе в группу спокойное, он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

         Средняя степень адаптации - ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки стресса, может наступить заболевание длительностью 5 – 7 дней. Поведение и эмоциональное состояние нормализуются в течение 20-30 дней. Это дети без каких – либо нервных расстройств, но наблюдается небольшая учащённость заболеваний ОРЗ после того, как стали посещать детский сад. Причем, простудные заболевания протекают без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. Поведение ребенка по завершению адаптационного периода спокойное, он вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

         Тяжелая степень адаптации – длится от 2 до 6 месяцев. Дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант. Эмоциональное состояние ребенка в детском саду неустойчивое, вступить с ним в контакт бывает затруднительно (часто через родителей). Игрушки не вызывают стойкий интерес, часто переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Основные особенности нормально текущего процесса адаптации.

Нарушение настроения: слезливость, капризность, подавленное состояние, агрессивные проявления и т.п. (продолжительность до полутора месяцев).

Нарушение сна: плач перед сном, долгое засыпание вечером, трудности с утренним пробуждением, невозможность уснуть в детском саду и т.п. (от 1 до 2 месяцев).

Нарушение аппетита: плохой аппетит в детском саду и дома. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью может привести к кратковременным желудочно – кишечным расстройствам в виде болей в животе, икоте, рвоте (продолжительность от 1 недели до 1 месяца).

Понижение иммунитета: в следствии стресса страдает иммунная система и учащаются заболевания ОРВИ, ОРЗ, детский организм чаще реагирует на охлаждение, перегревание, сквозняки, чем в раньше (от 2 до 10 месяцев, но у некоторых детей еще дольше).

Нарушение поведения: «возвращение» на предыдущие ступени развития, иногда наблюдается частичная утрата навыков самообслуживания: перестают проситься на горшок, испытывают затруднения при умывании и.т.п. Игровая деятельность становится более примитивной. Некоторые дети начинают бояться чужих людей, не могут оторваться от мамы даже дома (продолжительность – от1 недели до 2 месяцев).

Психолого – педагогические условия реализуемые воспитателем для обеспечения процесса адаптации.

  1. Взаимодействие с родителями. Очень важно установить доверительные, доброжелательные отношения с родителями. Совместными усилиями можно достичь эмоционального комфорта для каждого малыша. Следует предварительно пригласить родителей на осмотр группового помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
  2. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Воспитатель создает атмосферу тепла, уюта и доброжелательности, тем самым формируя у ребенка положительную установку и желание посещать детский сад. 
  3. Режим дня. В период адаптации следует обеспечить гибкий режим дня, чтобы помочь каждому ребенку привыкнуть к новому режиму и правилам группового распорядка. Например, во время укладывания на дневной сон следует ласкать ребенка, если он плачет: гладить ему ручки, ножки, спинку. Исполнять колыбельные песни перед сном. 
  4. Организация группового пространства: мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. В групповом помещении рекомендуется организовать «домик», место для уединения, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Игровой материал должен соответствовать возрастным особенностям детей раннего возраста, потребностям детей.
  5. Организация игр и развлечений. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает воспитатель. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. В данный период, воспитателям важно проводить игры на установление эмоционального контакта и доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование навыков общения. Игры должны сопровождаться элементами телесной терапии (поглаживания, объятия), это способствует снижению тревожности, действует на детей успокаивающе.
  6. Формирование навыков самообслуживания и привитие культурно – гигиенических навыков. Навыки самостоятельного приема пищи, самостоятельного одевания/раздевания, самостоятельного высаживания на горшок являются одними из важных факторов успешной адаптации и облегчает привыкание к условиям в детском саду.

         Одними из главных психолого –педагогических условий сопровождения процесса адаптации является - не принуждать ребенка и никогда не жаловаться на него родителям. Воспитателю следует постоянно помнить, что с поступлением в ясли все проблемы ребенка становятся профессиональными проблемами педагога. Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

         Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации является индивидуальным процессом и зависит от уровня развития и состояния здоровья конкретного ребенка.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Содержание1.Понятие об адаптации2. Основные особенности нормально текущего периода адаптации3. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада3.1.Фазы адаптационного периода3.2.Факторы, от к...

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

В консультации размещён материал для родителей по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителейпо теме:«Адаптация детей раннего возрастак условиям детского сада»...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация раскрывает основные причины плохой адаптации детей к ДОУ детьми раннего дошкольного возраста и  находит способы их устраниея....

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.Наличие у ребенка своеобразных привычек.Неумение занять себя игрушкой.Несформированность э...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...