Конспект НОД по экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Чудо магнит»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство сотрудничества, взаимопомощи, интерес к экспериментированию с магнитом; осторожность и аккуратность во время выполнения опытов.
Развивающие:
- Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнит, полюса, притягивается, отталкивается).
Образовательные:
- Знакомить детей с понятием «магнит»;
- Формировать представления о свойствах магнита и его предназначение.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: магнит, маленький самолёт из бумаги, булавка, скотч, картон (футбольное поле), футболист, гайка, автомобиль из картона.
Демонстрационный материал:
демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), три магнита разной формы, три магнита разного размера, линейка, монеты, стакан с водой.
Для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).
Ход занятия
Воспитатель в группе привлекает внимание детей вопросом
– Ребята, посмотрите, что у нас нового появилось в группе?
Дети: Какой-то странный чемодан.
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, что это за чемодан. Посмотрите чемодан закрыт – что нам нужно сделать, чтобы открыть его? Обратите внимание на картинку, которая нарисована на чемодане (Ребус - ключ).
Дети (отгадывают ребус и открывают чемодан. В чемодане лежат белые халаты по количеству детей и письмо.
Дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: А теперь, посмотрим, что же написано у нас в письме.
«Здравствуйте, ребята. Вас приветствует профессор «Почемучкин». Раз вы слышите меня – значит вы открыли мой чемодан. Молодцы!
В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в чемодане в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и с помощью различных предметов вы можете создать маленькую лабораторию, в которой вы будите знакомиться со свойствами этого камня, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».
Воспитатель (вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).
Воспитатель: Свойства различных предметов изучают ученые в лабораториях. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, свои опыты и исследования они проводят в лабораториях. Вот и мы сегодня с вами в нашей небольшой лаборатории будет исследовать волшебный камень, наденьте, пожалуйста халаты. Потрогайте его, ребята, какой он на ощупь, (холодный, твердый, шероховатый) какого цвета камень (черный), из чего он сделан? (из металла). Ребята, на что похож камень? (На магнит).
Воспитатель: Как можно доказать, что это магнит? (Если это магнит, то, он притягивает к себе другие металлические предметы).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, откуда произошло слово МАГНИТ? Слово «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Воспитатель предлагает детям (по одному) подойти к своему демонстрационному столу и взять любой предмет, сделанный из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).
Воспитатель: Вам знакомы материалы, из которых изготовлены эти предметы? (Ответы детей) Как вы думаете, к каким предметам притянется магнит?
Дети: Магнит притянется к железным предметам.
ВЫВОД: магнит притягивается только к предметам, сделанным из железа
Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит притягивать другие предметы на расстоянии?
Дети: (варианты ответов).
Воспитатель: Давайте проверим это с помощью опыта «Парящий самолет».
ОПЫТ №1 «Парящий самолёт»
Перед вами лежат формы из бумаги на булавке и нитка. Что нужно сделать, чтобы получился бумажный самолет?
Правильно привязать нитку к булавке. Медленно поднимаем нитку вверх, пока самолёт не повиснет в воздухе. Самолёт может оставаться в воздухе пока находится близко к магниту.
Воспитатель: какой же можно сделать вывод?
Дети: отвечают (магнитная сила притягивает булавку даже на расстоянии и приводит в движение самолёт).
Воспитатель показывает детям карточку со схематичным изображением этого свойства магнита и закрепляет ее на мольберте.
Воспитатель: Мы с вами определили, что магнит может притягивать металлические предметы на расстоянии. Как выяснить, от чего же зависит сила магнита? В этом нам поможет опыт «Сравнение сил разных магнитов»
ОПЫТ №2 «Сравнение сил разных магнитов»
У меня на мольберте закреплены вряд магниты разной величины.
- Какой они формы?
Мне нужны два помощника, которые будут держать линейку. Я кладу вплотную к линейке одинаковые монетки, но на достаточном расстоянии от магнитов. Затем потихоньку подталкиваем линейку с монетками в сторону магнитов.
Что же происходит?
Дети: отвечают (одни монеты притягиваются к магниту сразу же, другие-только тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние).
Воспитатель: Правильно, ребята. Магниты притягивают монеты, даже на расстоянии. К какому магниту монетка притянулась быстрее? (Ответы детей) Магнит большего размера имеет больше силу притяжения.
Воспитатель предлагает ребенку выбрать карточку со схематичным изображением данного свойства.
Хотите, я расскажу еще об одном свойстве магнита? На силу притяжения также влияет форма магнита.
(воспитатель демонстрирует опыт с магнитами разной формы – в виде подковы, прямоугольный и круглый) Подковообразные магниты сильнее прямоугольных, те, в свою очередь, сильнее, чем круглые.
Какой схемой можно изобразить это свойство магнита? (Ребенок выбирает схему и располагает ее на мольберте)
Воспитатель: Возьмите в руки магнит. Повернитесь друг к другу, попробуйте соединить ваши магниты. Что вы чувствуете, что происходит с магнитами?
Дети: Наши магниты притягиваются. А наши отталкиваются.
Воспитатель: Верно. Поднимите руки те, у кого магниты притягиваются друг к другу. А теперь, поднимите руки те, у кого магниты отталкиваются друг от друга. Хотите узнать, почему это происходит?
Потому, что магнит имеет два полюса «северный» и «южный». Северный и южный полюс притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса – отталкиваются.
Давайте проведем эксперимент и увидим, как же отталкиваются магниты.
ОПЫТ №3«Управление автомобилем»
Прикрепите магнит к скотчу на бумажном автомобиле.
Другим магнитом будем пользоваться, двигая автомобиль по столу.
Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад. Почему?
Подойди, Саша, выбери схему, которая соответствует этому свойству магнита.
Такое свойство магнитов используют на железных дорогах в Китае и Японии. (Фото заставка) Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости. Хотите попробовать, как двигаются эти поезда. Вы все – вагоны с разными полюсами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ВАГОНЧИКИ»
Каждый ребенок со спинки стула снимает табличку с изображением квадратов синего и красного цвета. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.
Воспитатель: Когда я зажгу красный свет – «южный полюс», - ко мне притягиваются вагоны с синими квадратами. А когда загорится синий свет – «Северный полюс» - квадраты поменяются местами
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и роняет ключ в кувшин с водой.
Воспитатель: Ой, ребята, я случайно уронила наш волшебный ключ в воду. Что же делать? А как можно достать ключ, не замочив рук?
(Дети предлагают)
Опыт №4 «Магнит преграды не боится».
Дети: отвечают (прислонить магнит к стакану).
Воспитатель: Правильно и после того как магнит притянул ключик к стенке стакана, мы медленно поднимаем магнит по стенке стакана, почему это происходит?
ВЫВОД: магнит преграды не боится.
Обратите внимание, магнитная сила действует через стекло, и сквозь воду.
А как вы думаете, будет ли она действовать через картон? Давайте попробуем.
ОПЫТ№5 «Футбольное поле»
Перед вами футбольное поле из картона и футболист. Что нужно сделать, чтобы футболист двигался по полю?
Дети предлагают и пробуют.
Воспитатель: Молодцы ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: магнитная сила может проходить через картон?
Воспитатель: У нас осталась последняя схема – помощница для нашего профессора. (Дети закрепляют ее на мольберте).
Воспитатель: Ребята, сколько мы всего узнали о магните. Давайте вспомним свойства магнита.
Ответы детей: …………
Воспитатель: Теперь мы должны отправить наши исследования профессору Почемучкину в научную лабораторию по электронной почте.
Ребята, вы оказали профессору помощь в исследовании магнита, и он благодарит вас. Я думаю и вам очень понравились наши опыты, мы еще вернемся в нашу лабораторию.
Дети оставляют халаты в мини лаборатории и возвращаются в группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_magnit.docx | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности
для детей подготовительной к школе группе
«Чудо магнит»
Цель: — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство сотрудничества, взаимопомощи, интерес к экспериментированию с магнитом; осторожность и аккуратность во время выполнения опытов.
Развивающие:
- Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнит, полюса, притягивается, отталкивается).
Образовательные:
- Знакомить детей с понятием «магнит»;
- Формировать представления о свойствах магнита и его предназначение.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: магнит, маленький самолёт из бумаги, булавка, скотч, картон (футбольное поле), футболист, гайка, автомобиль из картона.
Демонстрационный материал:
демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), три магнита разной формы, три магнита разного размера, линейка, монеты, стакан с водой.
Для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).
Ход занятия
Воспитатель в группе привлекает внимание детей вопросом
– Ребята, посмотрите, что у нас нового появилось в группе?
Дети: Какой-то странный чемодан.
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, что это за чемодан. Посмотрите чемодан закрыт – что нам нужно сделать, чтобы открыть его? Обратите внимание на картинку, которая нарисована на чемодане (Ребус - ключ).
Дети (отгадывают ребус и открывают чемодан. В чемодане лежат белые халаты по количеству детей и письмо.
Дети рассаживаются по своим местам.
Воспитатель: А теперь, посмотрим, что же написано у нас в письме.
«Здравствуйте, ребята. Вас приветствует профессор «Почемучкин». Раз вы слышите меня – значит вы открыли мой чемодан. Молодцы!
В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в чемодане в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и с помощью различных предметов вы можете создать маленькую лабораторию, в которой вы будите знакомиться со свойствами этого камня, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».
Воспитатель (вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).
Воспитатель: Свойства различных предметов изучают ученые в лабораториях. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, свои опыты и исследования они проводят в лабораториях. Вот и мы сегодня с вами в нашей небольшой лаборатории будет исследовать волшебный камень, наденьте, пожалуйста халаты. Потрогайте его, ребята, какой он на ощупь, (холодный, твердый, шероховатый) какого цвета камень (черный), из чего он сделан? (из металла). Ребята, на что похож камень? (На магнит).
Воспитатель: Как можно доказать, что это магнит? (Если это магнит, то, он притягивает к себе другие металлические предметы).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, откуда произошло слово МАГНИТ? Слово «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Воспитатель предлагает детям (по одному) подойти к своему демонстрационному столу и взять любой предмет, сделанный из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).
Воспитатель: Вам знакомы материалы, из которых изготовлены эти предметы? (Ответы детей) Как вы думаете, к каким предметам притянется магнит?
Дети: Магнит притянется к железным предметам.
ВЫВОД: магнит притягивается только к предметам, сделанным из железа
Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит притягивать другие предметы на расстоянии?
Дети: (варианты ответов).
Воспитатель: Давайте проверим это с помощью опыта «Парящий самолет».
ОПЫТ №1 «Парящий самолёт»
Перед вами лежат формы из бумаги на булавке и нитка. Что нужно сделать, чтобы получился бумажный самолет?
Правильно привязать нитку к булавке. Медленно поднимаем нитку вверх, пока самолёт не повиснет в воздухе. Самолёт может оставаться в воздухе пока находится близко к магниту.
Воспитатель: какой же можно сделать вывод?
Дети: отвечают (магнитная сила притягивает булавку даже на расстоянии и приводит в движение самолёт).
Воспитатель показывает детям карточку со схематичным изображением этого свойства магнита и закрепляет ее на мольберте.
Воспитатель: Мы с вами определили, что магнит может притягивать металлические предметы на расстоянии. Как выяснить, от чего же зависит сила магнита? В этом нам поможет опыт «Сравнение сил разных магнитов»
ОПЫТ №2 «Сравнение сил разных магнитов»
У меня на мольберте закреплены вряд магниты разной величины.
- Какой они формы?
Мне нужны два помощника, которые будут держать линейку. Я кладу вплотную к линейке одинаковые монетки, но на достаточном расстоянии от магнитов. Затем потихоньку подталкиваем линейку с монетками в сторону магнитов.
Что же происходит?
Дети: отвечают (одни монеты притягиваются к магниту сразу же, другие-только тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние).
Воспитатель: Правильно, ребята. Магниты притягивают монеты, даже на расстоянии. К какому магниту монетка притянулась быстрее? (Ответы детей) Магнит большего размера имеет больше силу притяжения.
Воспитатель предлагает ребенку выбрать карточку со схематичным изображением данного свойства.
Хотите, я расскажу еще об одном свойстве магнита? На силу притяжения также влияет форма магнита.
(воспитатель демонстрирует опыт с магнитами разной формы – в виде подковы, прямоугольный и круглый) Подковообразные магниты сильнее прямоугольных, те, в свою очередь, сильнее, чем круглые.
Какой схемой можно изобразить это свойство магнита? (Ребенок выбирает схему и располагает ее на мольберте)
Воспитатель: Возьмите в руки магнит. Повернитесь друг к другу, попробуйте соединить ваши магниты. Что вы чувствуете, что происходит с магнитами?
Дети: Наши магниты притягиваются. А наши отталкиваются.
Воспитатель: Верно. Поднимите руки те, у кого магниты притягиваются друг к другу. А теперь, поднимите руки те, у кого магниты отталкиваются друг от друга. Хотите узнать, почему это происходит?
Потому, что магнит имеет два полюса «северный» и «южный». Северный и южный полюс притягиваются друг к другу, а одинаковые полюса – отталкиваются.
Давайте проведем эксперимент и увидим, как же отталкиваются магниты.
ОПЫТ №3«Управление автомобилем»
Прикрепите магнит к скотчу на бумажном автомобиле.
Другим магнитом будем пользоваться, двигая автомобиль по столу.
Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад. Почему?
Подойди, Саша, выбери схему, которая соответствует этому свойству магнита.
Такое свойство магнитов используют на железных дорогах в Китае и Японии. (Фото заставка) Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости. Хотите попробовать, как двигаются эти поезда. Вы все – вагоны с разными полюсами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ВАГОНЧИКИ»
Каждый ребенок со спинки стула снимает табличку с изображением квадратов синего и красного цвета. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.
Воспитатель: Когда я зажгу красный свет – «южный полюс», - ко мне притягиваются вагоны с синими квадратами. А когда загорится синий свет – «Северный полюс» - квадраты поменяются местами
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и роняет ключ в кувшин с водой.
Воспитатель: Ой, ребята, я случайно уронила наш волшебный ключ в воду. Что же делать? А как можно достать ключ, не замочив рук?
(Дети предлагают)
Опыт №4 «Магнит преграды не боится».
Дети: отвечают (прислонить магнит к стакану).
Воспитатель: Правильно и после того как магнит притянул ключик к стенке стакана, мы медленно поднимаем магнит по стенке стакана, почему это происходит?
ВЫВОД: магнит преграды не боится.
Обратите внимание, магнитная сила действует через стекло, и сквозь воду.
А как вы думаете, будет ли она действовать через картон? Давайте попробуем.
ОПЫТ№5 «Футбольное поле»
Перед вами футбольное поле из картона и футболист. Что нужно сделать, чтобы футболист двигался по полю?
Дети предлагают и пробуют.
Воспитатель: Молодцы ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: магнитная сила может проходить через картон?
Воспитатель: У нас осталась последняя схема – помощница для нашего профессора. (Дети закрепляют ее на мольберте).
Воспитатель: Ребята, сколько мы всего узнали о магните. Давайте вспомним свойства магнита.
Ответы детей: …………
Воспитатель: Теперь мы должны отправить наши исследования профессору Почемучкину в научную лабораторию по электронной почте.
Ребята, вы оказали профессору помощь в исследовании магнита, и он благодарит вас. Я думаю и вам очень понравились наши опыты, мы еще вернемся в нашу лабораторию.
Дети оставляют халаты в мини лаборатории и возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Чудо магнит».
Иследование в минилаборатории свойств магнита....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе Тема: "Беседа о картофеле"
Тема: Беседа о картофеле...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Воздух-невидимка"
Задачи: - заЗадачи: - закрепить и уточнить представления о свойствах воздуха на основе элементарных опытов;- развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать...
Конспект ОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Царственная осанка: может ли её иметь каждый?»
Конспект ОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Царственная осанка: может ли её иметь каждый?»...
Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».
Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...
Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как поймать электричество?»
В игровой форме дети узнают о том, где живет электричество, как оно помогает человеку. Познакомяться с причиной появления статического электричества..как сделать так, чтобы ток стал другом. Опытным пу...
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Радуга» в подготовительной к школе группы 6 группы
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Радуга» в подготовительной к школе группы 6 группы...