"Дошкольное детство-важный период формирования первых чувств патриотизма" (папка-раскладушка) 27.10.2020
материал

"Дошкольное детство-важный период формирования первых чувств патриотизма" (папка-раскладушка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство-важный период формирования первых чувств патриотизма

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Дошкольный возраст - период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач нашего времени.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности:

-Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

-Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

- Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это  доброта, щедрость, оптимизм. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков,  гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

- Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

- В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

 Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое

воспитание»

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность
ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Задачи патриотического воспитания:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников

-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),

-к детскому саду (воспитателям, друзьям),

-к родному городу,

-к родной стране (ее столицы, символики).

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Средства патриотического воспитания

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

1) аудиальный  - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;

3) кинестетический - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.

Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Метод воспитания - способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений.

Основные методы патриотического воспитания:

1) Методы воспитания патриотических убеждений (доказательство, поисковый метод, дискуссионный метод),

2) Методы воспитания привычного поведения и формирования традиций патриотического поведения (эпизодическое ситуационное упражнение, приучение, педагогическая организация жизнедеятельности, общественное поручение),

3) Методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств (личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, перспектива будущих дел, требование, сравнение, соревнование, доверие).

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту):

  • Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
  • Чтение сказок.
  • Работа в книжном уголке
  • Ручной труд.
  • Изготовление подарков.
  • Выставки и экспозиции.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Совместная проектная деятельность.
  • «Уроки доброты».
  • Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
  • Инсценировки, театрализации.
  • Коллажи,  посвященные Великой Отечественной войне.
  • Создание фотоальбомов.

Большое значение имеет работа с семьей, среди которой можно выделить следующие формы:

  • Консультации и беседы.
  • Круглые столы.
  • Организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии», и т.п.)
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
  • Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).
  • Организация встреч с «интересными людьми».
  • Родительский клуб.
  • Оформление информационных стендов.
  • Семейные экскурсии по району, городу.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

• инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы

взаимоотношений в детском саду и в семье;

• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;

• хороводные игры, игры-имитации;

• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением

семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее

радостное настроение;

• рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

• этические беседы о городе, родной стране, мире;

• экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными

событиями;

• рассматривание иллюстраций об особенностях природы России,

разных стран;

• знакомство с элементами национальной культуры;

• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и

горожан.

В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются следующие методы:

• знакомство с российской символикой;

• игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города,

отражая на ней достопримечательности;

• рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;

• стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

• придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного

города;

• совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

• рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных

сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,  представления  о  добре,  красоте,  правде,

храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

Рекомендации для педагогов  

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
  2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
  5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
  6. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  7. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
  8. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете на тему: «Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма»

Сообщение на педсовете на тему: «Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма»...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...

Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста на тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников».

Конспект открытого занятия по формированию патриотических чувств у дошкольников(вторая младшая группа)Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста.З...

2024 г Статья "Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте"

Статья посвящена обсуждению сущности понятия "патриотическое воспитание" в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания в ...

2024 г Выступление на РМО "Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте"

Невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Все мы знаем, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, ...

«Социально - нравственно воспитание детей раннего дошкольного возраста как предпосылки формирования патриотических чувств».

laquo;Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут слу...