Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
материал на тему

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Воспитатель МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

Богатырёва Е.И.

Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка. В настоящее время большое значение уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей данного возраста есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного нравственного воспитания. Именно в этом возрасте, идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.

За последние 20 лет, вследствие продолжающихся кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу, многих воспитателей дошкольных учреждений, вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим на сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые аспекты и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса становления личности. В дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному селу. Все это составляет понятие «патриотизм».

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ к основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся:

‒ формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

‒ формирование духовно-нравственных отношений;

‒ формирование любви к культурному наследию своего народа;

          ‒ воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

          ‒ чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

        ‒ толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело к изменению содержания и методологического основания образования. Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию стало создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачами педагогического сопровождения развития чувства патриотизма у дошкольников являются:

‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

 ‒ сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

 ‒ формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

 ‒ обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

 ‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

 ‒ обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

‒ обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

          ‒ определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными. Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т. к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых. Значимым является вывод исследователей о том, что вся система воспитания должна быть направлена на использование этих знаний для формирования положительных оценок чувств и отношений.

Воспитание у дошкольников  патриотических чувств является педагогической задачей не менее, а в каком-то смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и окружающей предметной действительности.

Чувство патриотизма не возникает на уровне теоретических знаний о стране. Оно появится лишь в ходе « прикосновения к истории» на практике.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Сложность решения задач патриотического воспитания  заключается в том, что чувства ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процессе накопления знаний о своей семье, детском саде, районе, городе, стране, о труде людей на благо Родины, ее защитниках, природе родного края, национальных традициях. Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагог строит собственные отношения с детьми на основе уважения личности каждого ребенка. Это значит, создаются условия для проявления детьми собственной воли и реализации волевых условий. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к совей стране.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Еще К. Ушинский писал: «Ребенку нечего страдать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и призрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

В  нашем детском саду патриотическое воспитание  осуществляется через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы, выставки, беседы…

К данному виду воспитания  привлекаются  родители, так как они являются главными субъектами воспитания и образования детей. Дети совместно с родителями  проводили  исследовательские работы про свою фамилию, родословную, профессии своих родителей, название улицы, на которой живет ребенок, достопримечательности  села,  участвовали в акции «Бессмертный полк». Приобщение детей  к русскому народному творчеству и культуре  происходит  через посещение музея ДОУ.  Кроме того, в нашем детском саду проводятся русские православные праздники: Масленица, Пасха, Рождество, Троица. Это позволяет лучше узнать историю России.

Таким образом, в условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования процесс нравственно-патриотического воспитания означает «педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию.

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он не будет любить свою страну, свое село, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личность воспитателя, писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Только заинтересованный в этом воспитатель сможет доходчиво все объяснить, донести основную мысль до детей, своим примером показать значимость той или иной деятельности.

         Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Эта статья о патриотическом воспитании детей, о том как важно его развивать с детства, о том что дошкольный период - важнейший период станов...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста ...

Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через технологию проектирования

В статье представлен опыт работы по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Через технологию проектирования отражена работа по ознакомлению детей с малой родиной: городом...

Патриотизм в дошкольном возрасте

Патриотическое воспитание дошкольников...

Консультация для педагогов "Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через проектирование, квест, интерактивные технологии»

Материал может быть полезен для педагогов :повысить  компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников  посредством использовании инновационных технологий....

2024 г Статья "Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте"

Статья посвящена обсуждению сущности понятия "патриотическое воспитание" в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания в ...

2024 г Выступление на РМО "Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте"

Невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Все мы знаем, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, ...