адаптация детей в ДОУ
консультация
Родительское собрание для родителей, основной целью которого является помощь родителям и малышам легче преодолеть адаптационный период поступления в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_v_dou.pptx | 99.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших энергетических, психических затрат и часто проходит с напряжением.
В период адаптации для ребенка характерно: проявление отрицательных эмоций (плач, страх, беспокойство по поводу неизвестности и незнакомых детей и взрослых). вспышки гнева, агрессии, депрессивное состояние. Но постепенно при хорошей проработке отрицательные эмоции будут замещаться положительными. проблемы со сном , даже если до этого их не было. Сон становится беспокойным, некоторые дети просыпаются с плачем и криками. Проблема разрешится к окончанию периода адаптации.
заметное снижение аппетита. Связано это с новым режимом и характером еды. Для детей вкус еды непривычен, а стресс блокирует вкусовые рецепторы. Показателем того, что ребенок постепенно адаптируется, является повышение аппетита. снижение словарного запаса ребенка. На начальном этапе многие дети предпочитают использовать упрощенные слова. Так проявляется защитный механизм. В скором времени происходит восстановление речевых функций и значительное увеличение слов. снижение двигательной и познавательной активности. Отмечается, что такое замедленное и заторможенное состояние постепенно нормализуется к окончанию адаптационного периода. снижается иммунитет ребенка. В этот период возможны простудные заболевания, причина которых не физиологическая, а скорее психологическая . Стресс снижает сопротивляемость организма. Достижение эмоционального равновесия нейтрализует склонность к болезням.
НА ЗАМЕТКУ: Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца.
Три уровня приспособления к садику : Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается,. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Средняя степень адаптации - в эту группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка поможет снизить врач, назначив оздоровительные мероприятия ребенку И родитель, который поспособствует нормализации психологического состояния ребенка (см.рекомендации). Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), недержание мочи, короткие вспышки температуры (адаптационные свечи); бывают сложные психические реакции организма (например: обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант. Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Ребенок может впадать в оцепенение , как манекен, выходя из него только при открывании входной двери. Или, наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта.
Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?», или раскачиваться на стуле, впадая в определенное состояние . Hо , постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или психолог! Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в два-три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Причины плохой адаптации детей
Нервная и соматическая ослабленность у ребенка в детском саду и дома Признаки Пути решения 1. Беспокоен, эмоционально переживает, повышенно чувствителен, раним. Настроение может меняться по непонятной причине. 1. Организация психологической работы по профилактике и коррекции внутрисемейных отношений (дети – родители, братья – сестры, младшие – старшие дети). 2. Легко потеет, краснеет, бледнеет. Кружится, болит голова, реакция на погоду. 2. Укрепление нервной и имунной системы ребенка. 3. Плохо и мало спит для своего возраста. Засыпает с трудом, спит чутко, просыпается. 3. Чтение сказок, прослушивание музыки перед сном. Тактильный контакт в виде успокаивающих поглаживаний. 4. Быстро утомляется и отвлекается. Плохо переносит качели, жару, поездки на автомобиле. 4. Организация спортивных и оздоровительных мероприятий. 5. Плохо и мало ест, диатез, аллергия. 5. Сажать таких детей за стол со сверстниками с хорошим аппетитом 6. Часто болеет. 6. Закаливание. 7. Вес меньше или больше нормы, бледность, вялость. 7. Предоставление ребенку отдыха в детском саду по необходимости
Невротические реакции у детей в детском саду и дома 1. Сильно переживает по поводу и без повода 1. Проявление эмоциональной отзывчивости. Обучение способам выражения своих чувств. 2. Раздражителен, с трудом сдерживается. 2. Проявление гибкости в общении с ребенком 3. Резко реагирует на замечания, обижается. 3. Демонстрирование и обучение методам бесконфликтного поведения. 4. Не уверен в себе, пуглив 4. Вера в возможности ребенка, внушение ему этого. 5. Невнимателен, быстро отвлекается. 5. Тренировка внимания. Обучение способам расслабления и снятия напряжения.
Как облегчить привыкание. Советы психолога для родителей Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям. оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года; приучение происходит постепенно . Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев; период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке; оптимально завести лист учета дней адаптации , где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению; режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома; адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка; следует окружить ребенка заботой и вниманием . Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать; проявление терпимости к детским капризам , возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка; в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку . Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;
расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро . Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок; игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения; каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта; в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка. Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации. Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....