"Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога"
статья
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи и роли педагога-психолога в образовательном процессе. Усиление воспитательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. Главная идея статьи состоит в том что, «семья и дошкольное учреждение- два важных социальных института социализации ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_organizatsiivzaimodeystviya_dou_i_semi_v_rabote_pedagoga-_psihologa.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
В статье 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».
Перечисленные документы определяют роль педагога-психолога в образовательном процессе и обеспечении психологического благополучия каждого ребенка, создании благоприятных условий для участия семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: 1) работа педагогического коллектива детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; 2) педагогической культуры родителей; 3) вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы: 1) установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника; 2) объединить усилия для развития и воспитания детей; 3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; 4) поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи
- Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а также реальных потребностей и интересов родителей.
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
В своей педагогической деятельности использую:
Информационно-аналитические - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование «Взаимодействие родителей и педагогов»; «Почта доверия», сочинение родителей на тему «Мой ребёнок», анализ детских рисунков).
Наглядно-информационные - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний, просвещение родителей (родительские клубы «Мы вместе»; мини-библиотека; информационные стенды «Психологическая полянка»; выпуск газеты «Советчик семьи», фотовыставки «Досуг в семье»).
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также посылают в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты помогают каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи извещают педагогов об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Познавательные формы направлены - на обогащение педагогического опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания (детско- родительские гостиные «Семейная гостиная»; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы «Вокруг нас»; семинары-практикумы «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; тренинги «Сказочный калейдоскоп: жить в ладу с собой»; педагогический брифинг «Портрет идеального родителя»; педагогическая гостиная «Будущий первоклассник»; «Мозговой штурм»; проекты «Я люблю свою семью», «Метод мандала», деловая игра «Семейная игротека», исследовательская деятельность «Лаборатория профессора Почемучкина»).
Включаю методы взаимодействия:
• Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания.
• Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
• Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии («Автопортрет», «Портрет моего детства»).
• Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
• Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
• Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.
Собрания-встречи проходят в разных формах и носят интригующие названия («Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Встречи отцов/ мам»).
«Родительский университет». В нем работают разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства», «Кафедра семейных традиций», «Кафедра ответственного родительства».
Досуговые – они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения (праздники «День хорошего настроения»; совместные досуги «Семейные интеллектуальные игры»; акции; участие родителей в конкурсах, выставках, дни открытых дверей «Неделя психологии», клубы по интересам «Семь Я», «В мире интересного», «Здоровички»).
«Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребенка в детском саду. Для этого использую специальные методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор без умолку» и др.
Дистанционные формы сотрудничества с семьей - оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации (сайт ДОУ, социальные сети, электронная почта, персональная страница педагога, электронный банк мультимедиа). В нашем дошкольном учреждении создан электронный банк мультимедиа: видео, презентации, игровые задания, познавательный и иллюстративный материал, развивающие упражнения, материалы для взаимодействия с семьями воспитанников.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...
Статья "Формы результативного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Макаренко А. С.В статье помещен материал о формах взаимодействия ...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Взаимодействие родителей с дошкольным учреждением....
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Статья в рамках научно-практической конференции с международным участием "Парадигмальный подход в отечественном педагогическом знании"...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...
"Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики"
А. А. Труфанова Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на ...
Опыт работы "Дистанционные встречи как нетрадиционная форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективног...