Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
статья на тему
Предварительный просмотр:
Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Опубликованная в 1989 году “Концепция дошкольного воспитания” В.В. Давыдов и В.А. Петровский и др. положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Семья для ребенка - это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, - неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, - является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями.
Значение и сущность педагогической помощи семье в новой социокультурной ситуации, деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей раскрыты в работах Н.М. Бутыриной, Г.В. Глушковой, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, А.В. Меренкова. Авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на развитии детей.
Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах И.В. Гребенникова, Г.И. Легенького, А.М.Низовой, Н.П.Харитоновой и др. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...
Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В. А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоян...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Проблемы и перспективы сотрудничества семьи и ДОУ в воспитании здорового поколения....
Статья "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как педагогическая проблема"
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что требует сотрудничества родителей и воспитателя. Главной сотрудничества является помощь семье в создани...
Проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учрежден...