Парциальная программа по музыкально - игровой деятельности дошкольников "Танцуем и играем"
материал

Михайлина Марина Павловна

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастья и радость быть самим собой. Мир фантазии,  выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и танцевали,  подражая взрослым, реализуя свои желания и потребности.  Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного (музыкального) инструмента.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Михайлиной Марины Павловны

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение

             Центр развития ребёнка - детский сад «Алёнушка»

Парциальная программа

по музыкально – игровой деятельности дошкольников

«Танцуем и играем»

                                                                               

Музыкальный руководитель:

 Михайлина М. П.

п. Селенгинск

2015г.

Пояснительная записка

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастья и радость быть самим собой. Мир фантазии,  выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и танцевали,  подражая взрослым, реализуя свои желания и потребности.  

Музыкально – ритмические движения,  являются синтетическим видом деятельности, следовательно,  программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе.

Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного (музыкального) инструмента.

Игра – оптимальное психолого - педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин:  «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных   до самых сложных».

Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасовой, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к целям, оценки результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры и танцы, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре и танцах. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, танца используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей – сверстников. Мало активность здорового ребёнка в отдельных видах игровой и танцевальной деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей.

Воздействие музыки в игровой и танцевальной деятельности на организм ребёнка.

Игра – оптимальное психолого – педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. В условиях ООД игра носит развивающий характер и ориентирована на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.

Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно - двигательной системы, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект – педагогический. Посредствам музыки воспитываются у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре и танцах, как и в пении, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры и разучивании танца. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре и каждом танце.  

Цель программы:

Развитие ребёнка, формирование  средствами музыки, игры и танцевальных движений,  разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:

Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  • развитие музыкального  кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  • развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений в играх и танцах;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации: в играх и танцах;

Развитие и тренировка психических процессов;

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;
  • тренировка подвижности нервных процессов;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности;

  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Развитие умений ориентироваться в пространстве:

  • самостоятельно находить свободное место в зале,
  • перестраиваться в круг,
  • становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны,
  • самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «спираль» и др.)

Принципы и подходы.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.).

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.   Разрабатывая,  программу я опиралась на методическую литературу: «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Г.И. Анисимова, программа «Коммуникативные танцы – игры для детей» А.И. Бурениной.  «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Звёздная дорожка», «Ушки на макушки», «Бим! Бам! Бом!» Т.Э. Тютюнниковой, «Этот удивительный ритм » И. Каплунова, И. Новоскольцева.

Программа рассчитана на 2 года, на детей среднего и старшего возраста.

Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Программа «Танцуем и играем»

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

Отличительные особенности программы.

Направленность на развитие личности ребёнка

Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций имеющего своё мнение и умеющего отстоять его.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь,  к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного  интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей.

Одной из главных задач, которую ставлю я в своей программе  это забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности.

Направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Программа направлена на обеспечение эмоционального  благополучие каждого ребёнка, что достигается за счёт учёта индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребёнком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости  к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства.)

Программа как отдельный раздел по развитию музыкально – игровой деятельности.

В  действующем  ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, я попыталась собрать все виды музыкальных  игр в одну программу.

Технологичность программы.

Большим преимуществом программы является её технологичность и успешность применения. Для реализации программы,  не требуется каких – то особых условий, нестандартного материально – технического обеспечения.

Педагогическая направленность музыкальных игр и танцев.

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.

Мной в работе используются музыкально - развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением. Можно выделить три группы игр.

Первая группа – игры на развитие внимания.

Вторая группа – игры на развитие памяти.

Третья группа – игры на развитие мышления.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематичекий и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных  действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

По форме проведения игры подразделяются:

  • статистические (стоя или сидя);
  • игры с движением;
  • -речедвигательные игры;
  • игры – шутки;
  • игры – песни;
  • артикуляционные игры;
  • игры – забавы;
  • игры - загадки;
  • ритмические игры.

Статистические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально – слуховую  и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры – шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально – слуховых представлений.

Игры – песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции и дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры – забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредствам укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры – загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Коммуникативные танцы – игры направлены на развитие музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, а так же на коррекционную работу с детьми. При этом могут быть реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального  благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов  освоения образовательной  программы в виде целевых ориентиров.

  • Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости  (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» в семье, в группе).
  • Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями, подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы.
  • Проявляет интерес играм, танцам, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликаться на различные  музыкальные произведения.
  • Проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно – ролевых играх.

Особенности организации ООД

Все занятия строятся по «заповедям для взрослых». Кратко эти заповеди можно возвести в правила:

  • тесно сотрудничай с ребенком во время работы;
  • радуйтесь вместе с ребенком его успеху;
  • никогда не подвергайте  критики;
  • доставляйте радость на занятии;
  • чаще хвалите ребенка и ориентируйте его на успех;
  • удивляйте ребенка каждым занятием;
  • не давайте ребенку скучать, уставать на занятии;
  • встаньте на позицию рядом с ребенком, пойми его, вовремя помоги ему, играй и дружи со своими детьми.

Перспективный план

Средняя группа

№ п/п

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1

Игры на внимания

Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции.

Небо, воздух, земля.

Длительность внимания, быстрота реакции на речевой сигнал

Ножками затопали.

2

Игры на развитие памяти

Ритмическая память. Воспроизведение ритмических рисунков

Повтори ритм

Двигательная и зрительная память.

Чёткие движения рук.

Заяц с барабаном

3

Игры на развитие мышления

Аналитическое, интуитивное мышление. Восприятие юмора в песне

Исправь ошибку

Логическое мышление. Нарицательные имена существительные.

Вокально – двигательная координация.

Как зовут?

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы.

Игра «Начинаем играть»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы.

Поиграй веселей!

Октябрь

1

Игры на внимания

Распределение внимания. Высокий шаг, бег врассыпную.

Птицы

Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций. Бег и прыжки на двух ногах.

Капельки

2

Игры на развитие памяти

Двигательная память. Изменение направления движений: вперёд, назад, на месте, вокруг себя.

Будь внимательным

Визуальное запоминание. Музыкально ритмическое воображение, творчество.

Картина оживает

3

Игры на развитие мышления

Обобщающее понятие «овощи». Восприятие юмора в песне.

Лишние слова

Умственные действия сравнений. Характер. Мажорный и минорный лад.

Воробьи

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительность.

Игра «Идём гуськом»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.

Озорные козлики.

Ноябрь

1

Игры на внимания

Распределение внимания. Ритмизированная речь, дикция.

Столяры

Слуховое внимание. Плавное и отрывистое звучание.

Сорви яблоко

2

Игры на развитие памяти

Целенаправленное запоминание. Хороводный шаг, хлопки в разных направлениях.

Запомни цифру

Целенаправленное запоминание. Координация движений рук.

Руки вниз не опускай

3

Игры на развитие мышления

Смысловое согласование существительного с прилагательным.

Играем в домино

Наглядно – действенное мышление. Высокий шаг. Равновесие. Окончание музыкальных предложений. Плавные движения рук.

Аист

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, развитие эмоций.

Ритмическая загадка «Тюшки - тютюшки»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировка в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Ай – да сапожник!

Декабрь

1

Игры на внимания

Наблюдательность, ориентировка в пространстве. Восприятие спокойной музыки.

Сорока

Слуховое, зрительное восприятие. Ощущение предложений, фраз. Лёгкий бег.

Назови игрушку

2

Игры на развитие памяти

Активизация зрительной памяти. Быстрота отклика на звуковой сигнал

Что изменилось

Эмоциональная образная память. Высокий шаг. Прямой галоп. Бег врассыпную.

Всадники

3

Игры на развитие мышления

Восприятие целого музыкального построения и его отдельных частей. Ходьба и бег в колоннах.

Шаг и бег

Предложения и фразы. Воспроизведение ритма. Мелкая моторика.

Весёлый колокольчик

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Речевая игра «Мячик»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слушать музыкальные фразы, ориентировка в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков.

«Ручеёк» с платочком

Январь

1

Игры на внимания

Наблюдательность. Быстрота движений рук: вверх, вниз, слева, справа.

Сделай наоборот

Наблюдательность. Ориентировка в пространстве. Акцент. Бег змейкой.

Змейка

2

Игры на развитие памяти

Двигательная память. Запоминание. Ритмичность игровых действий.

Снежки

3

Игры на развитие мышления

Контрастное сопостовление движений. Двигаться в колоннах шагом и прыжками.

Ёж и белка

Сравнительные действия. Чёткость метроритма в размере 2/4.

Считалка

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы.

Игра «Джон зайчик»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

Пляска «Приглашение»

Февраль

1

Игры на внимания

Слуховое внимание. Речевой слух. Реакция на сигнал.

Курочки и лиса

Слуховое внимание. Сольное и хоровое пение.

Поезд

2

Игры на развитие памяти

Образно – действенная память. Мелкая моторика. Артикуляционные упражнения. Осторожный шаг.

Кошка и котята

3

Игры на развитие мышления

Умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ. Восприятие вымышленных и реальных действий в песне шутливого характера.

Летает – не летает?

Логическое мышление. Диалогическая речь.

Кто как кричит?

      4

Речевые игры с звучащими жестами и инструментами

Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыка.

Игра «У кого какая песня»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развивать слуховое внимание, чувства ритма, способность различать части музыки, ориентировка в пространстве.

Весёлые пары

Март

1

Игры на внимания

Зрительное восприятие. Координация движения.

Моем, руки.

Тембровый слух. Выразительность интонации. Хороводный шаг.

Спор гуся и утёнка

2

Игры на развитие памяти

Наглядно – образная память

Мышки

3

Игры на развитие мышления

Умение сравнивать и сопоставлять действия. Воспринимать юмор в песне.

Бывает – не бывает?

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

Игра «Музыкальная карусель»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, способности к подражанию (зрительное внимания). Формирование навыков выразительного движения, освоение лёгкого бега, прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы.

Танец с гусеницей

Апрель

1

Игры на внимания

Переключение внимания.

Петушок заболел

2

Игры на развитие памяти

Слуховая память. Восприятие содержания текста песни.

Тихо вокруг

3

Игры на развитие мышления

Ассоциативное мышление. Диалогическая речь. Ладовый слух.

Ёжик

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

Игра на инструментах. Полька М. глинка

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

Танец с игрушками

Май

1

Игры на внимания

Фонематический слух. Дикция.

Составь слово

2

Игры на развитие памяти

Ритмическая память. Лёгкий бег змейкой. Восприятие ритма фразы и мотива.

Догони

3

Игры на развитие мышления

Взаимосвязь прилагательных.

Доскажи слово

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

Игра «Гости»

5

Коммуникативные танцы - игры

Формировать навыки перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитания, быстроты реакции, самостоятельности.

Игра с перестроениями

Перспективный план

Старшая группа

№ п/п

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1

Игры на внимания

Двигательно – слуховая координация. Танцевальные движения с мячом: бег, прыжки, поскоки.

Весёлые лягушки

Зрительное и тактильное восприятие. Ощущение начала и окончания музыкального произведения.

Ветерок

2

Игры на развитие памяти

Зрительная, слуховая память. Музыкальные предложения. Плавные движения рук. Лёгкий бег.

Бабочки

Запоминания и удержание в памяти. Лёгкий бег по счётному сигналу.

Жуки

3

Игры на развитие мышления

Произвольные действия согласованные с музыкой. Спокойный, дробный, пружинистый шаг. Прыжки на двух ногах.

По тропинке

Наглядно – образное мышление. Плясовые, маховые образные движения.

За малиной

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умение слышать музыкальные фразы, способность к подражанию (зрительное внимание).

Играем в оркестр. «Ягодный компот»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; формировать навыки исполнения приставного шага вправо и влево; воспитание коммуникативных навыков.

Светит месяц

                Октябрь

1

Игры на внимания

Распределение внимания. Метроритм, размеренность хлопков.

Часы

Слуховое внимание. Соотношение четвертных и половинных длительностей. Хороводный шаг.

По водицу

2

Игры на развитие памяти

Зрительная, слуховая память. Сильная доля в размере 2/4. Ритмизация слов.

Венок

Ритмическая память. Воспроизведение восьмых и четвертных.

Кто кого перепоёт

3

Игры на развитие мышления

Наглядно – образное мышление. Метроритм двухдольного размера. Дикция.

Лягушата

Чувство ритма. Игровое творчество.

Мяч

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; воспитание коммуникативных навыков.

Игра с барабанами.

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие  периферического зрения; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.)

«Брейк - ммксер»

Ноябрь

1

Игры на внимания

Переключение слухового внимания. Сильная, слабая доля в двухдольном размере.

Холодно - тепло

Наглядно – слуховое внимание.

Рисуем квадрат

2

Игры на развитие памяти

Логическая память. Восприятие содержания песни.

Сладкоежки

Слуховая память. Музыкально – ритмическое творчество.

Слонёнок

3

Игры на развитие мышления

Ощущение метра в размере 4/4.

Что любит делать зайчонок?

Речевой сигнал в конце музыкального предложения.

С кем дружит зайчонок?

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.)

Игра «Волшебные барабаны»

Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы.

Игра «Тра та - та»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения бокового галопа; развитие произвольного внимания

«Бинго»

Декабрь

1

Игры на внимания

Наглядно – действенное внимание.

Рисуем треугольник.

Активизация слухового внимания

Кто быстрее?

2

Игры на развитие памяти

Направленность запоминания

Шарики летят

Слуховая память. Танцевально – игровое творчество.

Непослушный тигр

3

Игры на развитие мышления

Восприятие в музыке образов природы.

Вьюга

Поисковые действия. Двигательная реакция.

Пёс Шарик

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения поскоков; развитие произвольного внимания.

Игра «Рондо с платочками»

Развивать ритмический слух, умение слышать, умение исполнять несложные ритмы, умение импровизировать.

Играем в оркестр

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма.

«Ручеёк»

Январь

1

Игры на внимания

Устойчивость внимания. Восприятие ритма. Пружинки, хлопки, притопы, шлепки.

Раз – два!

Распределение внимания в двигательных реакциях.

Раз, два, три, четыре!

2

Игры на развитие памяти

Ритмическая память. Метрическое чувство. Спокойный шаг. Прыжки.

Прыг, прыг, скок

Слуховая память. Игровое творчество.

Прятки

3

Игры на развитие мышления

Логическое мышление.

Какая бывает зима?

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма.

Игра «Прыг скок»

Развивать ритмические способности ребёнка, умение импровизировать.

Игра «Весёлые инструменты»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков.

«Ножка»

Февраль

1

Игры на внимания

Наблюдательность, пространственная ориентация. Динамический слух.

Не опоздай!

2

Игры на развитие памяти

Логическая память. Предметные действия: игра с мячом.

Мячик

Слуховая и речевая память. Логическое запоминание. Прыжки на двух ногах.

Белка

3

Игры на развитие мышления

Ассоциативное мышление. Творческое воображение. Составление рассказа. Восприятие изобразительной музыки.

Где бывали?

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков.

Игра «Весёлые барабаны»

Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа.

Игра «Прогулка»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие произвольного внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды».

«Перекрёстный танец»

Март

1

Игры на внимания

Сосредоточенность, внимание, фонематический слух. Ощущение фразировки, метроритма.

За подснежниками

2

Игры на развитие памяти

Слуховая память. Тембровый слух. Высота голоса.

Кто пришёл в гости?

3

Игры на развитие мышления

Смысловая законченность предложения. Ладовый слух.

Ручей

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие произвольного внимания; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды».

Игра «Звук и тишина»

Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки.

Игра «Весенняя телеграмма»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков.

«Паш - паш»

Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа.

Полька

Апрель

1

Игры на внимания

Переключение слухового внимания. Метрический акцент.

Не зевай

2

Игры на развитие памяти

Двигательная память. Плясовые движения: дробный шаг, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку.

Топотушки

3

Игры на развитие мышления

Образно – действенное мышление. Игровой театр: кукольный, игрушки, пантомимы.

Кот в сапогах

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков.

«Играем в оркестр»

Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений.

Зарядка «Хлоп - хлоп»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений, формирование коммуникативных навыков.

«Сапожник»

Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие перефирического зрения; формирование коммуникативных навыков.

Танец с хлопками (Португалия)

Май

1

Игры на внимания

Переключение внимания. Восприятие и воспроизведение. Плавное и отрывистое звучание

Раз, два, три!

Вокально – двигательно – слуховая координация. Лёгкий бег. Игровые подражательные действия.

Солнечные зайчики

2

Игры на развитие памяти

Визуальное запоминание. Ориентировка в пространстве. Начало и окончание музыкального произведения.

Найди куклу

3

Игры на развитие мышления

Слуховое внимание. Сила голоса. Вокально – слуховая координация.

Заинька - зайка

4

Речевые игры со звучащими жестами и инструментами

Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений

Ритмическая игра с палочками «Сапожник»

Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений.

Игра «Кузнечик»

5

Коммуникативные танцы - игры

Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений

 Танец с прыжками

Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки.

Вальс друзей

Методическое обеспечение программы

Игры на развитие внимания

№ игры

Название игры

Задачи приоритетные

Задачи музыкальные

1

Небо, воздух, земля

Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции

Размеренная ходьба

2

Ножками затопали

Длительность внимания, быстрота реакции на речевой сигнал

Ощущение окончания музыки

3

За подснежниками

Сосредоточенность внимания, фонематический слух

Ощущение фразировки

4

Козёл

Распределение внимания

Притопы одной ногой, ощущение метроритма

5

Мотылёк

Слуховое внимание, наблюдательность

Лёгкий бег, плавное движение рук

6

Ветерок

Зрительное и тактильное восприятие

Ощущение начала и окончания музыкального произведения

7

Поймай снежинку

Длительность внимания

Ладовый слух, ощущение предложений

8

Птицы

Распределение внимания

Высокий шаг, бег врассыпную

9

Капельки

Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций

Бег и прыжки на двух ногах

10

Весёлые лягушки

Двигательно – слуховая координация

Танцевальные движения с мячом

11

Столяры

Распределение внимания

Ритмизированная речь, дикция

12

Сорви яблоко

Слуховое внимание

Плавное и отрывистое звучание

13

Сорока

Наблюдательность и ориентировка в пространстве

Восприятие спокойной музыки

14

Назови игрушку

Слуховое и зрительное восприятие

Ощущение предложений, фраз. Лёгкий бег.

15

Сделай наоборот

Наблюдательность

Быстрота движений рук: вверху, внизу. справа, слева.

16

Змейка

Наблюдательность, ориентировка в пространстве

Акцент. Бег змейкой

17

Пчела

Слуховое внимание, фонематический слух

Плавные движения рук. Лёгкий бег.

18

А - у

Устойчивость внимания

Автоматизация звуков «А», «У». Вокализ.

19

Курочки и лиса

Слуховое внимание. Речевой слух. Реакция на сигнал.

Двигательно – слуховая координация.

20

Поезд

Слуховое внимание

Сольное и хоровое пение

21

Моем руки

Зрительное восприятие. Координация движения.

Метр в размере 2/4. Подвижность кисти.

22

Спор гуся и утёнка

Тембровый слух

Выразительность интонации. Хороводный шаг

23

Петушок заболел

Переключение внимания

Автоматизация звуков «А», «О»

24

Составь слово

Фонематический слух

Дикция

25

Часы

Распределение внимания

Метроритм. Размеренность хлопков.

26

По водицу

Слуховое внимание

Соотношение половинных и четвертных длительностей. Хороводный шаг.

27

Холодно - тепло

Переключение слухового внимания

Сильная, слабая доля в двухдольном размере.

28

Рисуем квадрат

Наглядно – слуховое внимание

Четырёхдольный размер

29

Рисуем треугольник

Наглядно действенное внимание

Трёхдольный размер. Пластичность рук.

30

Кто быстрее?

Активизация слухового внимания

Бодрый шаг в колонне, шеренге, в кругу

31

Раз – два!

Устойчивость внимания

Воспроизведение ритма. Пружинки, хлопки, притопы, шлепки

32

Раз, два, три, четыре!

Распределение внимания в двигательных реакциях

Сохранение темпа

33

Раз, два, три!

Переключение внимания. Восприятие

Плавное и отрывистое звучание

34

Не опоздай

Наблюдательность.

Пространственная ориентировка

Динамический слух

35

Не зевай!

Переключение слухового внимания

Метрический акцент. Ритмический слух

36

Заинька - зайка

Слуховое внимание

Акцент в размере 2/4. Сила голоса. Вокально – слуховая координация.

37

Солнечные зайчики

Вокально – двигательно – слуховая координация

Лёгкий бег. Игровые, подражательные действия.

Игры на развитие памяти

№ задачи

Название игры

Приоритетная задача

Музыкальная задача

1.

Бабочки

Зрительная, слуховая память

Музыкальные предложения. Плавные движения рук. Лёгкий бег

2.

Повтори ритм

Ритмическая память

Воспроизведение ритмических рисунков

3.

Заяц с барабаном

Двигательная и зрительная память.

Чёткие движения рук

4.

Смотри и повтори

Двигательная и зрительная память

Гимнастические, хореографические движения

5.

Фотоаппарат

Быстрота запоминания. Зрительная память

Спокойная ходьба

6.

Жуки

Запоминание и удержание в памяти

Лёгкий бег по счётному сигналу

7.

Будь внимательным

Двигательная память

Изменение направления движения: вперёд, назад, на месте, вокруг себя

8.

Картина оживает

Визуальное напоминание

Музыкально – ритмическое творчество.

9

Запомни цифру

Целенаправленное запоминание

Хороводный шаг, хлопки в разных направлениях.

10.

Руки вниз опускай

Целенаправленное запоминание

Координация движения рук

11

Что изменилось?

Активизация зрительной памяти

Четырёхдольный размер. Быстрота отклика на звуковой сигнал.

12.

Всадники

Эмоциональная образная память

Высокий шаг, прямой галоп, бег врассыпную.

13.

Венок

Зрительно – слуховая память

Сильная доля в размере 2/4. ритмизация слов.

14.

Сладкоежки

Логическая память. Объём памяти.

Восприятие содержания песни.

15.

Мышки

Наглядно – образная память.

Плавное и отрывистое звучание. Ощущение такта.

16.

Шарики летят

Направленность запоминания

Ощущение метра в размере 4/4.

17.

Снежки

Двигательная память. Запоминание.

Ритмичность игровых действий.

18.

Слонёнок

Слуховая память.

Музыкально – ритмическое творчество.

19.

Кошка и котята

Образно – действенная память

Мелкая моторика. Артикуляционные упражнения. Осторожный шаг.

20.

Тихо вокруг

Слуховая память

Восприятие содержания песни.

21.

Кто кого перепоёт?

Ритмическая память

Воспроизведение восьмых, четвертных длительностей.

22.

Песня гриба

Музыкально – двигательная координация

Вокально – двигательная координация

23.

Непослушный тигр

Слуховая память

Танцевально игровое творчество

24.

Прыг, прыг, скок

Ритмическая память

Метрическое чувство. Спокойный шаг. Прыжки.

25.

Прятки

Слуховая память.

Игровое творчество.

26.

Мячик

Логическая память.

Предметные действия: игра с мячом.

27.

Белка

Слуховая и речевая память. Логическое запоминание.

Прыжки на двух ногах.

28.

Найди куклу

Визуальное запоминание. Ориентировка в пространстве.

Начало и окончание музыкального произведения.

29.

Топотушки.

Двигательная память.

Плясовые движения: Дробный шаг, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку.

30.

Кто пришёл в гости.

Слуховая память.

Тембровый слух. Высота голоса, автоматизация звуков «Р», «Ж», «У».

31.

Догони

Ритмическая память.

Лёгкий бег змейкой. Воспроизведение ритма, фразы, мотива.

32.

Подружились

Понятийная память.

Дидактическая игра.

Игры на развитие мышления

№ задачи

Название игры

Приоритетная задача

Музыкальная задача

1.

По тропинке

Произвольное действие, согласованные с музыкой

Спокойный, дробный, пружинящий шаг. Прыжки на двух ногах.

2

За малиной

Наглядно образное мышление.

Плясовые, маховые, образные движения.

3.

Исправь ошибку

Аналитическое, интуитивное мышление.

Восприятие юмора в песне.

4.

Как их зовут?

Логическое мышление.

Вокально – двигательная координация.

5.

По какому предмету

Сравнительные и сопоставительные действия.

Тембровый слух. Музыкальные и шумовые звуки.

6.

Найди свой цвет

Сравнительные действия.

Быстрота двигательной реакции.

7.

Лишние слова

Обобщающее понятие «Овощи»

Восприятие юмора в песне.

8.

Воробьи

Умственные действия сравнений.

Характер. Мажорный и минорный.

9.

Играем в домино

Смысловое согласование.

Предложения музыкального построения в умеренном темпе.

10.

Лягушки

Наглядно – образное мышление.

Метроритм двухдольного размера. Дикция.

11.

Аист

Наглядно – действенное мышление.

Высокий шаг. Равновесие. Окончание музыкальных предложений. Плавные движения рук.

12.

Шаг и бег

Восприятие целого музыкального предложения и его отдельных частей.

Ходьба и бег в колоннах.

13.

Весёлый колокольчик

Предложение и фразы.

Воспроизведение ритма. Мелкая моторика.

14.

Ёж и белка

Контрастное сопоставление движений.

Двигаться в колоннах шагом и прыжками.

15.

Считалка

Сравнительные действия. Навык сложения и вычитания на один порядок.

Чёткость метроритма в размере 2/4.

16.

Летает – не летает

Умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ.

Восприятие вымышленных и реальных действий в песне шутливого характера.

17.

Кто как кричит?

Логическое мышление. Диалогическая речь.

Ладовый слух. Устойчивые звуки лада. Нисходящий звукоряд.

18.

Бывает – не бывает?

Умение сравнивать и сопоставлять действия.

Воспринимать юмор в песне.

19.

Жёлтые комочки

Понимать неопределённую форму глагола.

Вокально – двигательная координация.

20.

Мяч

Часть речи «наречие».

Чувство ритма. Игровое творчество.

21.

Какой зайчонок?

Часть речи «Прилагательное».

Длительности: четверти, половинные.

22.

Что любит делать зайчонок?

Употребление глагола в неопределённой форме.

Ощущение метра в размере 4/4.

23.

С кем дружит зайчонок?

Осваивать существительные.

Речевой сигнал в конце предложения.

24.

Вьюга

Словарный запас слов на звук «В».

Восприятие в музыке образов природы.

25.

Ручей

Смысловая законченность предложения.

Автоматизация сложных гласных «Е», «Я». Ладовый слух.

26.

Пёс Шарик

Находить звук «Р» в словах. Поисковые действия.

Двигательная реакция.

27.

Ёжик

Ассоциативное мышление

Ладовый слух

28.

Где бывали?

Ассоциативное мышление. Творческое воображение. Составление рассказа.

Восприятие программной и изобразительной музыки.

29.

Какая бывает зима?

Логическое мышление.

Сильная доля.

30.

Доскажи словечко

Взаимосвязь прилагательных и глаголов.

Размер 4/4, ¾.

31

Кот - сапожник

Образно – действенное мышление.

Игровой театр: кукольный, игрушки, пантомимы.

Речевые игры с музыкальными инструментами и   звучащими жестами

1.

Начинаем играть

Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы.

2.

Идём гуськом

Развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительность.

3.

Ритмическая загадка «Тюшки - тютюшки»

Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, развитие эмоций.

4.

Речевая игра «Мячик»

Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

5.

«Джон зайчик»

Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы.

6.

«У кого какая песня»

Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыка.

7.

«Музыкальная карусель»

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

8.

«Играем в оркестр Ягодный компот»

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умение слышать музыкальные фразы, способность к подражанию (зрительное внимание).

9.

Полька М.Глинка

Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

10.

Игра «Гости»

Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

11.

Игра с барабанами

Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; воспитание коммуникативных навыков.

12.

«Волшебные барабаны»

Развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.)

13.

«Рондо с платочками»

Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения поскоков; развитие произвольного внимания.

14.

«Прыг - скок»

Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма.

15.

«Весёлые барабаны»

Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков.

16.

«Звук и тишина»

Развитие произвольного внимания; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды».

17.

«Играем в оркестр»

Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков.

18.

Ритмическая игра с палочками «Сапожник»

Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений

 19.

Зарядка «Хлоп - хлоп»

Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие перефирического зрения; формирование коммуникативных навыков.

20.

Игра «Кузнечик»

Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений.

21.

Игра «Прогулка»

Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа.

22.

Игра «Весенняя телеграмма»

Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки.

23.

Игра «Весёлые инструменты»

Развивать ритмические способности ребёнка, умение импровизировать.

24.

Играем в оркестр

Развивать ритмический слух, умение слышать, умение исполнять несложные ритмы, умение импровизировать.

25.

Игра «Тра – та - та»

Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы.

Коммуникативные танцы -  игры для детей

1.

Поиграем веселей!

Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы.

2.

Весёлые дети

Развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительность.

3.

Озорные козлики

Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций.

4.

Ай – да сапожник!

Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

5.

«Ручеёк» с платочком

Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентироваться в пространстве. Воспитывать коммуникативные навыки – умение выбрать партнёра.

6.

Весёлые пары

Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыка, ориентировку в пространстве.

7.

Танец – игра с игрушками

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

8.

Танец с гусеницей

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умение слышать музыкальные фразы, способность к подражанию (зрительное внимание). Формирование навыков выразительного движения, освоение лёгкого бега, прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы и т. д.

9.

Пляска «Приглашение»

Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

10.

Игра с перестроениями

Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

11.

Светит месяц

Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; формировать навыки исполнения приставного шага вправо и влево; воспитание коммуникативных навыков.

12.

«Брейк - ммксер»

Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие  периферического зрения; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.)

13.

«Бинго»

Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения бокового галопа; развитие произвольного внимания.

14.

«Ручеёк»

Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма.

15.

«Ножка»

Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков.

16.

«Перекрёстный танец»

Развитие произвольного внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды».

17.

«Паш - паш»

Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков.

18.

«Сапожник»

Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений

 19.

Танец с хлопками (Португалия)

Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие перефирического зрения; формирование коммуникативных навыков.

20.

Танец с прыжками

Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений.

21.

Полька

Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа.

22.

Вальс друзей

Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки.

Список средств реализации программы

Демонстрационный: Картины, игрушки, детские музыкальные инструменты.  

Раздаточный материал: карточки, платочки, флажки, ленточки, султанчики,  погремушки.

 Визуальный: проектор, экран, видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, презентации, слайды.

Аудийный: музыкальный центр; звуковые пособия, фонограммы.

Аудиовизуальный: видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы.

Естественные и искусственные

Реальные и виртуальные:

Средства,  направленные на развитие деятельности детей

  • Игровой (игры, игрушки);
  • Коммуникативной (дидактический материал);
  • Познавательно – исследовательской (макеты, карты, модели, картины);
  • Музыкально – художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал).

Ресурсное обеспечение Программы

Нормативно-правовые:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенции о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Национальная образовательная инициатива:  Наша новая школа на период до 2020 года;
  • Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

Список литературы

  1. Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль Академия развития.
  2. А.И. Буренина Коммуникативные танцы – игры для детей «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2004
  3. И.В. Бодраченко Игровые досуги для детей. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» Творческий Центр Сфера Москва 2009
  4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям. Ярославль «Академия развития», «Академия К» 1998
  5. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.,   « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 352 с., ил. 2007
  6. И. Новоскольцева, И. Каплунова «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей. Издательство «Композитор. Санкт – Петербург»
  7. Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!»  сто секретов музыки для детей. Игры звуками.
  8. Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушки»
  9. Т.Э. Тютюнникова «Звёздная дорожка»
  10. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2 –е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000, - 220с.

МАДОУ ЦРР – детский сад «Аленушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по внедрению парциальной программы "Белгородоведение" в образовательную деятельность

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей л...

Парциальные программы по музыкальному развитию дошкольников

Краткий обзор парциальных программ по музыкальному развитию дошкольников, надеюсь, поможет музыкальеым руководителям, педагогам дополнительного образования (по данному направлению) и  интересующи...

Парциальная программа по конструктивно-модельной деятельности

Парциальная программа «Конструктивно-модельная деятельность»  для детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дош...

Парциальная программа по музыкальному воспитанию в средней группе «Звонкие голоса»

Программа написана для детей средней группы, с учётом возрастных особенностей детей этого возраста....

"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и музыкально-игровой деятельности дошкольников"

Значение музыкальных,  видео игр для дошкольников. Цель. задачи, примеры, видео игры и игры на компьютере....