Парциальная программа по музыкально - игровой деятельности дошкольников "Танцуем и играем"
материал
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастья и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и танцевали, подражая взрослым, реализуя свои желания и потребности. Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного (музыкального) инструмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 96.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Михайлиной Марины Павловны
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад «Алёнушка»
Парциальная программа
по музыкально – игровой деятельности дошкольников
«Танцуем и играем»
Музыкальный руководитель:
Михайлина М. П.
п. Селенгинск
2015г.
Пояснительная записка
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастья и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и танцевали, подражая взрослым, реализуя свои желания и потребности.
Музыкально – ритмические движения, являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного (музыкального) инструмента.
Игра – оптимальное психолого - педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасовой, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к целям, оценки результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.
Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры и танцы, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре и танцах. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, танца используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей – сверстников. Мало активность здорового ребёнка в отдельных видах игровой и танцевальной деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей.
Воздействие музыки в игровой и танцевальной деятельности на организм ребёнка.
Игра – оптимальное психолого – педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. В условиях ООД игра носит развивающий характер и ориентирована на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.
Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно - двигательной системы, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредствам музыки воспитываются у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре и танцах, как и в пении, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту.
Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры и разучивании танца. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре и каждом танце.
Цель программы:
Развитие ребёнка, формирование средствами музыки, игры и танцевальных движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений в играх и танцах;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие ориентировки в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в играх и танцах;
Развитие и тренировка психических процессов;
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;
- тренировка подвижности нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности;
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитывать умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
- самостоятельно находить свободное место в зале,
- перестраиваться в круг,
- становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны,
- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «спираль» и др.)
Принципы и подходы.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.).
Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Разрабатывая, программу я опиралась на методическую литературу: «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Г.И. Анисимова, программа «Коммуникативные танцы – игры для детей» А.И. Бурениной. «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Звёздная дорожка», «Ушки на макушки», «Бим! Бам! Бом!» Т.Э. Тютюнниковой, «Этот удивительный ритм » И. Каплунова, И. Новоскольцева.
Программа рассчитана на 2 года, на детей среднего и старшего возраста.
Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа «Танцуем и играем»
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
Отличительные особенности программы.
Направленность на развитие личности ребёнка
Приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций имеющего своё мнение и умеющего отстоять его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь, к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей.
Одной из главных задач, которую ставлю я в своей программе это забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности.
Направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучие каждого ребёнка, что достигается за счёт учёта индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребёнком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства.)
Программа как отдельный раздел по развитию музыкально – игровой деятельности.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, я попыталась собрать все виды музыкальных игр в одну программу.
Технологичность программы.
Большим преимуществом программы является её технологичность и успешность применения. Для реализации программы, не требуется каких – то особых условий, нестандартного материально – технического обеспечения.
Педагогическая направленность музыкальных игр и танцев.
Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации.
Мной в работе используются музыкально - развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением. Можно выделить три группы игр.
Первая группа – игры на развитие внимания.
Вторая группа – игры на развитие памяти.
Третья группа – игры на развитие мышления.
Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематичекий и речевой слух.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
Игры третей группы содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
По форме проведения игры подразделяются:
- статистические (стоя или сидя);
- игры с движением;
- -речедвигательные игры;
- игры – шутки;
- игры – песни;
- артикуляционные игры;
- игры – забавы;
- игры - загадки;
- ритмические игры.
Статистические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально – слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры – шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально – слуховых представлений.
Игры – песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции и дыхания.
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры – забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредствам укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры – загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Коммуникативные танцы – игры направлены на развитие музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, а так же на коррекционную работу с детьми. При этом могут быть реализованы следующие направления воспитательной работы:
- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
- значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
- Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» в семье, в группе).
- Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями, подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм.
- Проявляет интерес к окружающему миру природы.
- Проявляет интерес играм, танцам, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликаться на различные музыкальные произведения.
- Проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно – ролевых играх.
Особенности организации ООД
Все занятия строятся по «заповедям для взрослых». Кратко эти заповеди можно возвести в правила:
- тесно сотрудничай с ребенком во время работы;
- радуйтесь вместе с ребенком его успеху;
- никогда не подвергайте критики;
- доставляйте радость на занятии;
- чаще хвалите ребенка и ориентируйте его на успех;
- удивляйте ребенка каждым занятием;
- не давайте ребенку скучать, уставать на занятии;
- встаньте на позицию рядом с ребенком, пойми его, вовремя помоги ему, играй и дружи со своими детьми.
Перспективный план
Средняя группа
№ п/п | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | |||
1 | Игры на внимания | Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции. | Небо, воздух, земля. |
Длительность внимания, быстрота реакции на речевой сигнал | Ножками затопали. | ||
2 | Игры на развитие памяти | Ритмическая память. Воспроизведение ритмических рисунков | Повтори ритм |
Двигательная и зрительная память. Чёткие движения рук. | Заяц с барабаном | ||
3 | Игры на развитие мышления | Аналитическое, интуитивное мышление. Восприятие юмора в песне | Исправь ошибку |
Логическое мышление. Нарицательные имена существительные. Вокально – двигательная координация. | Как зовут? | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. | Игра «Начинаем играть» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. | Поиграй веселей! |
Октябрь | |||
1 | Игры на внимания | Распределение внимания. Высокий шаг, бег врассыпную. | Птицы |
Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций. Бег и прыжки на двух ногах. | Капельки | ||
2 | Игры на развитие памяти | Двигательная память. Изменение направления движений: вперёд, назад, на месте, вокруг себя. | Будь внимательным |
Визуальное запоминание. Музыкально ритмическое воображение, творчество. | Картина оживает | ||
3 | Игры на развитие мышления | Обобщающее понятие «овощи». Восприятие юмора в песне. | Лишние слова |
Умственные действия сравнений. Характер. Мажорный и минорный лад. | Воробьи | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительность. | Игра «Идём гуськом» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций. | Озорные козлики. |
Ноябрь | |||
1 | Игры на внимания | Распределение внимания. Ритмизированная речь, дикция. | Столяры |
Слуховое внимание. Плавное и отрывистое звучание. | Сорви яблоко | ||
2 | Игры на развитие памяти | Целенаправленное запоминание. Хороводный шаг, хлопки в разных направлениях. | Запомни цифру |
Целенаправленное запоминание. Координация движений рук. | Руки вниз не опускай | ||
3 | Игры на развитие мышления | Смысловое согласование существительного с прилагательным. | Играем в домино |
Наглядно – действенное мышление. Высокий шаг. Равновесие. Окончание музыкальных предложений. Плавные движения рук. | Аист | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, развитие эмоций. | Ритмическая загадка «Тюшки - тютюшки» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировка в пространстве, воспитание коммуникативных навыков. | Ай – да сапожник! |
Декабрь | |||
1 | Игры на внимания | Наблюдательность, ориентировка в пространстве. Восприятие спокойной музыки. | Сорока |
Слуховое, зрительное восприятие. Ощущение предложений, фраз. Лёгкий бег. | Назови игрушку | ||
2 | Игры на развитие памяти | Активизация зрительной памяти. Быстрота отклика на звуковой сигнал | Что изменилось |
Эмоциональная образная память. Высокий шаг. Прямой галоп. Бег врассыпную. | Всадники | ||
3 | Игры на развитие мышления | Восприятие целого музыкального построения и его отдельных частей. Ходьба и бег в колоннах. | Шаг и бег |
Предложения и фразы. Воспроизведение ритма. Мелкая моторика. | Весёлый колокольчик | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков. | Речевая игра «Мячик» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слушать музыкальные фразы, ориентировка в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков. | «Ручеёк» с платочком |
Январь | |||
1 | Игры на внимания | Наблюдательность. Быстрота движений рук: вверх, вниз, слева, справа. | Сделай наоборот |
Наблюдательность. Ориентировка в пространстве. Акцент. Бег змейкой. | Змейка | ||
2 | Игры на развитие памяти | Двигательная память. Запоминание. Ритмичность игровых действий. | Снежки |
3 | Игры на развитие мышления | Контрастное сопостовление движений. Двигаться в колоннах шагом и прыжками. | Ёж и белка |
Сравнительные действия. Чёткость метроритма в размере 2/4. | Считалка | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы. | Игра «Джон зайчик» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения. | Пляска «Приглашение» |
Февраль | |||
1 | Игры на внимания | Слуховое внимание. Речевой слух. Реакция на сигнал. | Курочки и лиса |
Слуховое внимание. Сольное и хоровое пение. | Поезд | ||
2 | Игры на развитие памяти | Образно – действенная память. Мелкая моторика. Артикуляционные упражнения. Осторожный шаг. | Кошка и котята |
3 | Игры на развитие мышления | Умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ. Восприятие вымышленных и реальных действий в песне шутливого характера. | Летает – не летает? |
Логическое мышление. Диалогическая речь. | Кто как кричит? | ||
4 | Речевые игры с звучащими жестами и инструментами | Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыка. | Игра «У кого какая песня» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развивать слуховое внимание, чувства ритма, способность различать части музыки, ориентировка в пространстве. | Весёлые пары |
Март | |||
1 | Игры на внимания | Зрительное восприятие. Координация движения. | Моем, руки. |
Тембровый слух. Выразительность интонации. Хороводный шаг. | Спор гуся и утёнка | ||
2 | Игры на развитие памяти | Наглядно – образная память | Мышки |
3 | Игры на развитие мышления | Умение сравнивать и сопоставлять действия. Воспринимать юмор в песне. | Бывает – не бывает? |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции. | Игра «Музыкальная карусель» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, способности к подражанию (зрительное внимания). Формирование навыков выразительного движения, освоение лёгкого бега, прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы. | Танец с гусеницей |
Апрель | |||
1 | Игры на внимания | Переключение внимания. | Петушок заболел |
2 | Игры на развитие памяти | Слуховая память. Восприятие содержания текста песни. | Тихо вокруг |
3 | Игры на развитие мышления | Ассоциативное мышление. Диалогическая речь. Ладовый слух. | Ёжик |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения. | Игра на инструментах. Полька М. глинка |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции. | Танец с игрушками |
Май | |||
1 | Игры на внимания | Фонематический слух. Дикция. | Составь слово |
2 | Игры на развитие памяти | Ритмическая память. Лёгкий бег змейкой. Восприятие ритма фразы и мотива. | Догони |
3 | Игры на развитие мышления | Взаимосвязь прилагательных. | Доскажи слово |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности. | Игра «Гости» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Формировать навыки перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитания, быстроты реакции, самостоятельности. | Игра с перестроениями |
Перспективный план
Старшая группа
№ п/п | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | |||
1 | Игры на внимания | Двигательно – слуховая координация. Танцевальные движения с мячом: бег, прыжки, поскоки. | Весёлые лягушки |
Зрительное и тактильное восприятие. Ощущение начала и окончания музыкального произведения. | Ветерок | ||
2 | Игры на развитие памяти | Зрительная, слуховая память. Музыкальные предложения. Плавные движения рук. Лёгкий бег. | Бабочки |
Запоминания и удержание в памяти. Лёгкий бег по счётному сигналу. | Жуки | ||
3 | Игры на развитие мышления | Произвольные действия согласованные с музыкой. Спокойный, дробный, пружинистый шаг. Прыжки на двух ногах. | По тропинке |
Наглядно – образное мышление. Плясовые, маховые образные движения. | За малиной | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умение слышать музыкальные фразы, способность к подражанию (зрительное внимание). | Играем в оркестр. «Ягодный компот» |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; формировать навыки исполнения приставного шага вправо и влево; воспитание коммуникативных навыков. | Светит месяц |
Октябрь | |||
1 | Игры на внимания | Распределение внимания. Метроритм, размеренность хлопков. | Часы |
Слуховое внимание. Соотношение четвертных и половинных длительностей. Хороводный шаг. | По водицу | ||
2 | Игры на развитие памяти | Зрительная, слуховая память. Сильная доля в размере 2/4. Ритмизация слов. | Венок |
Ритмическая память. Воспроизведение восьмых и четвертных. | Кто кого перепоёт | ||
3 | Игры на развитие мышления | Наглядно – образное мышление. Метроритм двухдольного размера. Дикция. | Лягушата |
Чувство ритма. Игровое творчество. | Мяч | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; воспитание коммуникативных навыков. | Игра с барабанами. |
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие периферического зрения; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.) | «Брейк - ммксер» |
Ноябрь | |||
1 | Игры на внимания | Переключение слухового внимания. Сильная, слабая доля в двухдольном размере. | Холодно - тепло |
Наглядно – слуховое внимание. | Рисуем квадрат | ||
2 | Игры на развитие памяти | Логическая память. Восприятие содержания песни. | Сладкоежки |
Слуховая память. Музыкально – ритмическое творчество. | Слонёнок | ||
3 | Игры на развитие мышления | Ощущение метра в размере 4/4. | Что любит делать зайчонок? |
Речевой сигнал в конце музыкального предложения. | С кем дружит зайчонок? | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.) | Игра «Волшебные барабаны» |
Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы. | Игра «Тра та - та» | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения бокового галопа; развитие произвольного внимания | «Бинго» |
Декабрь | |||
1 | Игры на внимания | Наглядно – действенное внимание. | Рисуем треугольник. |
Активизация слухового внимания | Кто быстрее? | ||
2 | Игры на развитие памяти | Направленность запоминания | Шарики летят |
Слуховая память. Танцевально – игровое творчество. | Непослушный тигр | ||
3 | Игры на развитие мышления | Восприятие в музыке образов природы. | Вьюга |
Поисковые действия. Двигательная реакция. | Пёс Шарик | ||
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения поскоков; развитие произвольного внимания. | Игра «Рондо с платочками» |
Развивать ритмический слух, умение слышать, умение исполнять несложные ритмы, умение импровизировать. | Играем в оркестр | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма. | «Ручеёк» |
Январь | |||
1 | Игры на внимания | Устойчивость внимания. Восприятие ритма. Пружинки, хлопки, притопы, шлепки. | Раз – два! |
Распределение внимания в двигательных реакциях. | Раз, два, три, четыре! | ||
2 | Игры на развитие памяти | Ритмическая память. Метрическое чувство. Спокойный шаг. Прыжки. | Прыг, прыг, скок |
Слуховая память. Игровое творчество. | Прятки | ||
3 | Игры на развитие мышления | Логическое мышление. | Какая бывает зима? |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма. | Игра «Прыг скок» |
Развивать ритмические способности ребёнка, умение импровизировать. | Игра «Весёлые инструменты» | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков. | «Ножка» |
Февраль | |||
1 | Игры на внимания | Наблюдательность, пространственная ориентация. Динамический слух. | Не опоздай! |
2 | Игры на развитие памяти | Логическая память. Предметные действия: игра с мячом. | Мячик |
Слуховая и речевая память. Логическое запоминание. Прыжки на двух ногах. | Белка | ||
3 | Игры на развитие мышления | Ассоциативное мышление. Творческое воображение. Составление рассказа. Восприятие изобразительной музыки. | Где бывали? |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков. | Игра «Весёлые барабаны» |
Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа. | Игра «Прогулка» | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие произвольного внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды». | «Перекрёстный танец» |
Март | |||
1 | Игры на внимания | Сосредоточенность, внимание, фонематический слух. Ощущение фразировки, метроритма. | За подснежниками |
2 | Игры на развитие памяти | Слуховая память. Тембровый слух. Высота голоса. | Кто пришёл в гости? |
3 | Игры на развитие мышления | Смысловая законченность предложения. Ладовый слух. | Ручей |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие произвольного внимания; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды». | Игра «Звук и тишина» |
Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки. | Игра «Весенняя телеграмма» | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков. | «Паш - паш» |
Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа. | Полька | ||
Апрель | |||
1 | Игры на внимания | Переключение слухового внимания. Метрический акцент. | Не зевай |
2 | Игры на развитие памяти | Двигательная память. Плясовые движения: дробный шаг, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку. | Топотушки |
3 | Игры на развитие мышления | Образно – действенное мышление. Игровой театр: кукольный, игрушки, пантомимы. | Кот в сапогах |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков. | «Играем в оркестр» |
Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений. | Зарядка «Хлоп - хлоп» | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений, формирование коммуникативных навыков. | «Сапожник» |
Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие перефирического зрения; формирование коммуникативных навыков. | Танец с хлопками (Португалия) | ||
Май | |||
1 | Игры на внимания | Переключение внимания. Восприятие и воспроизведение. Плавное и отрывистое звучание | Раз, два, три! |
Вокально – двигательно – слуховая координация. Лёгкий бег. Игровые подражательные действия. | Солнечные зайчики | ||
2 | Игры на развитие памяти | Визуальное запоминание. Ориентировка в пространстве. Начало и окончание музыкального произведения. | Найди куклу |
3 | Игры на развитие мышления | Слуховое внимание. Сила голоса. Вокально – слуховая координация. | Заинька - зайка |
4 | Речевые игры со звучащими жестами и инструментами | Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений | Ритмическая игра с палочками «Сапожник» |
Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений. | Игра «Кузнечик» | ||
5 | Коммуникативные танцы - игры | Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений | Танец с прыжками |
Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки. | Вальс друзей |
Методическое обеспечение программы
Игры на развитие внимания
№ игры | Название игры | Задачи приоритетные | Задачи музыкальные |
1 | Небо, воздух, земля | Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции | Размеренная ходьба |
2 | Ножками затопали | Длительность внимания, быстрота реакции на речевой сигнал | Ощущение окончания музыки |
3 | За подснежниками | Сосредоточенность внимания, фонематический слух | Ощущение фразировки |
4 | Козёл | Распределение внимания | Притопы одной ногой, ощущение метроритма |
5 | Мотылёк | Слуховое внимание, наблюдательность | Лёгкий бег, плавное движение рук |
6 | Ветерок | Зрительное и тактильное восприятие | Ощущение начала и окончания музыкального произведения |
7 | Поймай снежинку | Длительность внимания | Ладовый слух, ощущение предложений |
8 | Птицы | Распределение внимания | Высокий шаг, бег врассыпную |
9 | Капельки | Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций | Бег и прыжки на двух ногах |
10 | Весёлые лягушки | Двигательно – слуховая координация | Танцевальные движения с мячом |
11 | Столяры | Распределение внимания | Ритмизированная речь, дикция |
12 | Сорви яблоко | Слуховое внимание | Плавное и отрывистое звучание |
13 | Сорока | Наблюдательность и ориентировка в пространстве | Восприятие спокойной музыки |
14 | Назови игрушку | Слуховое и зрительное восприятие | Ощущение предложений, фраз. Лёгкий бег. |
15 | Сделай наоборот | Наблюдательность | Быстрота движений рук: вверху, внизу. справа, слева. |
16 | Змейка | Наблюдательность, ориентировка в пространстве | Акцент. Бег змейкой |
17 | Пчела | Слуховое внимание, фонематический слух | Плавные движения рук. Лёгкий бег. |
18 | А - у | Устойчивость внимания | Автоматизация звуков «А», «У». Вокализ. |
19 | Курочки и лиса | Слуховое внимание. Речевой слух. Реакция на сигнал. | Двигательно – слуховая координация. |
20 | Поезд | Слуховое внимание | Сольное и хоровое пение |
21 | Моем руки | Зрительное восприятие. Координация движения. | Метр в размере 2/4. Подвижность кисти. |
22 | Спор гуся и утёнка | Тембровый слух | Выразительность интонации. Хороводный шаг |
23 | Петушок заболел | Переключение внимания | Автоматизация звуков «А», «О» |
24 | Составь слово | Фонематический слух | Дикция |
25 | Часы | Распределение внимания | Метроритм. Размеренность хлопков. |
26 | По водицу | Слуховое внимание | Соотношение половинных и четвертных длительностей. Хороводный шаг. |
27 | Холодно - тепло | Переключение слухового внимания | Сильная, слабая доля в двухдольном размере. |
28 | Рисуем квадрат | Наглядно – слуховое внимание | Четырёхдольный размер |
29 | Рисуем треугольник | Наглядно действенное внимание | Трёхдольный размер. Пластичность рук. |
30 | Кто быстрее? | Активизация слухового внимания | Бодрый шаг в колонне, шеренге, в кругу |
31 | Раз – два! | Устойчивость внимания | Воспроизведение ритма. Пружинки, хлопки, притопы, шлепки |
32 | Раз, два, три, четыре! | Распределение внимания в двигательных реакциях | Сохранение темпа |
33 | Раз, два, три! | Переключение внимания. Восприятие | Плавное и отрывистое звучание |
34 | Не опоздай | Наблюдательность. Пространственная ориентировка | Динамический слух |
35 | Не зевай! | Переключение слухового внимания | Метрический акцент. Ритмический слух |
36 | Заинька - зайка | Слуховое внимание | Акцент в размере 2/4. Сила голоса. Вокально – слуховая координация. |
37 | Солнечные зайчики | Вокально – двигательно – слуховая координация | Лёгкий бег. Игровые, подражательные действия. |
Игры на развитие памяти
№ задачи | Название игры | Приоритетная задача | Музыкальная задача |
1. | Бабочки | Зрительная, слуховая память | Музыкальные предложения. Плавные движения рук. Лёгкий бег |
2. | Повтори ритм | Ритмическая память | Воспроизведение ритмических рисунков |
3. | Заяц с барабаном | Двигательная и зрительная память. | Чёткие движения рук |
4. | Смотри и повтори | Двигательная и зрительная память | Гимнастические, хореографические движения |
5. | Фотоаппарат | Быстрота запоминания. Зрительная память | Спокойная ходьба |
6. | Жуки | Запоминание и удержание в памяти | Лёгкий бег по счётному сигналу |
7. | Будь внимательным | Двигательная память | Изменение направления движения: вперёд, назад, на месте, вокруг себя |
8. | Картина оживает | Визуальное напоминание | Музыкально – ритмическое творчество. |
9 | Запомни цифру | Целенаправленное запоминание | Хороводный шаг, хлопки в разных направлениях. |
10. | Руки вниз опускай | Целенаправленное запоминание | Координация движения рук |
11 | Что изменилось? | Активизация зрительной памяти | Четырёхдольный размер. Быстрота отклика на звуковой сигнал. |
12. | Всадники | Эмоциональная образная память | Высокий шаг, прямой галоп, бег врассыпную. |
13. | Венок | Зрительно – слуховая память | Сильная доля в размере 2/4. ритмизация слов. |
14. | Сладкоежки | Логическая память. Объём памяти. | Восприятие содержания песни. |
15. | Мышки | Наглядно – образная память. | Плавное и отрывистое звучание. Ощущение такта. |
16. | Шарики летят | Направленность запоминания | Ощущение метра в размере 4/4. |
17. | Снежки | Двигательная память. Запоминание. | Ритмичность игровых действий. |
18. | Слонёнок | Слуховая память. | Музыкально – ритмическое творчество. |
19. | Кошка и котята | Образно – действенная память | Мелкая моторика. Артикуляционные упражнения. Осторожный шаг. |
20. | Тихо вокруг | Слуховая память | Восприятие содержания песни. |
21. | Кто кого перепоёт? | Ритмическая память | Воспроизведение восьмых, четвертных длительностей. |
22. | Песня гриба | Музыкально – двигательная координация | Вокально – двигательная координация |
23. | Непослушный тигр | Слуховая память | Танцевально игровое творчество |
24. | Прыг, прыг, скок | Ритмическая память | Метрическое чувство. Спокойный шаг. Прыжки. |
25. | Прятки | Слуховая память. | Игровое творчество. |
26. | Мячик | Логическая память. | Предметные действия: игра с мячом. |
27. | Белка | Слуховая и речевая память. Логическое запоминание. | Прыжки на двух ногах. |
28. | Найди куклу | Визуальное запоминание. Ориентировка в пространстве. | Начало и окончание музыкального произведения. |
29. | Топотушки. | Двигательная память. | Плясовые движения: Дробный шаг, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку. |
30. | Кто пришёл в гости. | Слуховая память. | Тембровый слух. Высота голоса, автоматизация звуков «Р», «Ж», «У». |
31. | Догони | Ритмическая память. | Лёгкий бег змейкой. Воспроизведение ритма, фразы, мотива. |
32. | Подружились | Понятийная память. | Дидактическая игра. |
Игры на развитие мышления
№ задачи | Название игры | Приоритетная задача | Музыкальная задача |
1. | По тропинке | Произвольное действие, согласованные с музыкой | Спокойный, дробный, пружинящий шаг. Прыжки на двух ногах. |
2 | За малиной | Наглядно образное мышление. | Плясовые, маховые, образные движения. |
3. | Исправь ошибку | Аналитическое, интуитивное мышление. | Восприятие юмора в песне. |
4. | Как их зовут? | Логическое мышление. | Вокально – двигательная координация. |
5. | По какому предмету | Сравнительные и сопоставительные действия. | Тембровый слух. Музыкальные и шумовые звуки. |
6. | Найди свой цвет | Сравнительные действия. | Быстрота двигательной реакции. |
7. | Лишние слова | Обобщающее понятие «Овощи» | Восприятие юмора в песне. |
8. | Воробьи | Умственные действия сравнений. | Характер. Мажорный и минорный. |
9. | Играем в домино | Смысловое согласование. | Предложения музыкального построения в умеренном темпе. |
10. | Лягушки | Наглядно – образное мышление. | Метроритм двухдольного размера. Дикция. |
11. | Аист | Наглядно – действенное мышление. | Высокий шаг. Равновесие. Окончание музыкальных предложений. Плавные движения рук. |
12. | Шаг и бег | Восприятие целого музыкального предложения и его отдельных частей. | Ходьба и бег в колоннах. |
13. | Весёлый колокольчик | Предложение и фразы. | Воспроизведение ритма. Мелкая моторика. |
14. | Ёж и белка | Контрастное сопоставление движений. | Двигаться в колоннах шагом и прыжками. |
15. | Считалка | Сравнительные действия. Навык сложения и вычитания на один порядок. | Чёткость метроритма в размере 2/4. |
16. | Летает – не летает | Умственные действия: сравнение, сопоставление, анализ. | Восприятие вымышленных и реальных действий в песне шутливого характера. |
17. | Кто как кричит? | Логическое мышление. Диалогическая речь. | Ладовый слух. Устойчивые звуки лада. Нисходящий звукоряд. |
18. | Бывает – не бывает? | Умение сравнивать и сопоставлять действия. | Воспринимать юмор в песне. |
19. | Жёлтые комочки | Понимать неопределённую форму глагола. | Вокально – двигательная координация. |
20. | Мяч | Часть речи «наречие». | Чувство ритма. Игровое творчество. |
21. | Какой зайчонок? | Часть речи «Прилагательное». | Длительности: четверти, половинные. |
22. | Что любит делать зайчонок? | Употребление глагола в неопределённой форме. | Ощущение метра в размере 4/4. |
23. | С кем дружит зайчонок? | Осваивать существительные. | Речевой сигнал в конце предложения. |
24. | Вьюга | Словарный запас слов на звук «В». | Восприятие в музыке образов природы. |
25. | Ручей | Смысловая законченность предложения. | Автоматизация сложных гласных «Е», «Я». Ладовый слух. |
26. | Пёс Шарик | Находить звук «Р» в словах. Поисковые действия. | Двигательная реакция. |
27. | Ёжик | Ассоциативное мышление | Ладовый слух |
28. | Где бывали? | Ассоциативное мышление. Творческое воображение. Составление рассказа. | Восприятие программной и изобразительной музыки. |
29. | Какая бывает зима? | Логическое мышление. | Сильная доля. |
30. | Доскажи словечко | Взаимосвязь прилагательных и глаголов. | Размер 4/4, ¾. |
31 | Кот - сапожник | Образно – действенное мышление. | Игровой театр: кукольный, игрушки, пантомимы. |
Речевые игры с музыкальными инструментами и звучащими жестами
1. | Начинаем играть | Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. |
2. | Идём гуськом | Развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительность. |
3. | Ритмическая загадка «Тюшки - тютюшки» | Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, развитие эмоций. |
4. | Речевая игра «Мячик» | Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков. |
5. | «Джон зайчик» | Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы. |
6. | «У кого какая песня» | Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыка. |
7. | «Музыкальная карусель» | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции. |
8. | «Играем в оркестр Ягодный компот» | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умение слышать музыкальные фразы, способность к подражанию (зрительное внимание). |
9. | Полька М.Глинка | Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения. |
10. | Игра «Гости» | Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности. |
11. | Игра с барабанами | Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; воспитание коммуникативных навыков. |
12. | «Волшебные барабаны» | Развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.) |
13. | «Рондо с платочками» | Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения поскоков; развитие произвольного внимания. |
14. | «Прыг - скок» | Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма. |
15. | «Весёлые барабаны» | Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков. |
16. | «Звук и тишина» | Развитие произвольного внимания; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды». |
17. | «Играем в оркестр» | Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков. |
18. | Ритмическая игра с палочками «Сапожник» | Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений |
19. | Зарядка «Хлоп - хлоп» | Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие перефирического зрения; формирование коммуникативных навыков. |
20. | Игра «Кузнечик» | Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений. |
21. | Игра «Прогулка» | Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа. |
22. | Игра «Весенняя телеграмма» | Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки. |
23. | Игра «Весёлые инструменты» | Развивать ритмические способности ребёнка, умение импровизировать. |
24. | Играем в оркестр | Развивать ритмический слух, умение слышать, умение исполнять несложные ритмы, умение импровизировать. |
25. | Игра «Тра – та - та» | Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы. |
Коммуникативные танцы - игры для детей
1. | Поиграем веселей! | Развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. |
2. | Весёлые дети | Развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительность. |
3. | Озорные козлики | Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма, умения различать фразы и части музыки, формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие эмоций. |
4. | Ай – да сапожник! | Развитие чувства ритма, внимания, ловкости и чёткости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков. |
5. | «Ручеёк» с платочком | Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентироваться в пространстве. Воспитывать коммуникативные навыки – умение выбрать партнёра. |
6. | Весёлые пары | Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыка, ориентировку в пространстве. |
7. | Танец – игра с игрушками | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции. |
8. | Танец с гусеницей | Развитие музыкального слуха, чувства ритма, умение слышать музыкальные фразы, способность к подражанию (зрительное внимание). Формирование навыков выразительного движения, освоение лёгкого бега, прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы и т. д. |
9. | Пляска «Приглашение» | Развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения. |
10. | Игра с перестроениями | Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности. |
11. | Светит месяц | Развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы; формировать навыки исполнения приставного шага вправо и влево; воспитание коммуникативных навыков. |
12. | «Брейк - ммксер» | Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие периферического зрения; формирование коммуникативных навыков (способность к невербальному общению, умению по взгляду понять намерения друг друга и др.) |
13. | «Бинго» | Развитие ритмического слуха; формирование навыков исполнения бокового галопа; развитие произвольного внимания. |
14. | «Ручеёк» | Развитие слухового внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма. |
15. | «Ножка» | Развитие чувства ритма; развитие координации; формирование навыков ориентировки в пространстве; формирование коммуникативных навыков. |
16. | «Перекрёстный танец» | Развитие произвольного внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие ловкости, координации движений; развитие чувства ритма; воспитание чувства «команды». |
17. | «Паш - паш» | Развитие воображения, творчества и фантазии; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков. |
18. | «Сапожник» | Развитие чувства ритма; развитие выразительности движений |
19. | Танец с хлопками (Португалия) | Развитие чувства ритма; формирование навыков ориентировки в пространстве; развитие перефирического зрения; формирование коммуникативных навыков. |
20. | Танец с прыжками | Развитие навыков ориентировки в пространстве; развитие чувства ритма; формирование коммуникативных навыков; развитие способности к импровизации движений. |
21. | Полька | Развитие чувства ритма, способности различать музыкальные фразы; развивать произвольное внимания; формировать коммуникативные навыки; формировать навыки исполнения поскоков, бокового галопа. |
22. | Вальс друзей | Развивать ритмический слух, произвольное внимание, коммуникативные навыки. |
Список средств реализации программы
Демонстрационный: Картины, игрушки, детские музыкальные инструменты.
Раздаточный материал: карточки, платочки, флажки, ленточки, султанчики, погремушки.
Визуальный: проектор, экран, видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, презентации, слайды.
Аудийный: музыкальный центр; звуковые пособия, фонограммы.
Аудиовизуальный: видеофонограммы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы.
Естественные и искусственные
Реальные и виртуальные:
Средства, направленные на развитие деятельности детей
- Игровой (игры, игрушки);
- Коммуникативной (дидактический материал);
- Познавательно – исследовательской (макеты, карты, модели, картины);
- Музыкально – художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал).
Ресурсное обеспечение Программы
Нормативно-правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенции о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Национальная образовательная инициатива: Наша новая школа на период до 2020 года;
- Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
Список литературы
- Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль Академия развития.
- А.И. Буренина Коммуникативные танцы – игры для детей «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2004
- И.В. Бодраченко Игровые досуги для детей. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» Творческий Центр Сфера Москва 2009
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям. Ярославль «Академия развития», «Академия К» 1998
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб., « ДЕТСТВО - ПРЕСС», 352 с., ил. 2007
- И. Новоскольцева, И. Каплунова «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей. Издательство «Композитор. Санкт – Петербург»
- Т.Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» сто секретов музыки для детей. Игры звуками.
- Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушки»
- Т.Э. Тютюнникова «Звёздная дорожка»
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2 –е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000, - 220с.
МАДОУ ЦРР – детский сад «Аленушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ парциальных программ по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях
Программы по музыкальному воспитанию в ДОУ...
Парциальная программа по организации театрализованной деятельности во 2 младшей группе.
Программа оформлена в связи с требованиями ФГОС ДО....
Работа по внедрению парциальной программы "Белгородоведение" в образовательную деятельность
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей л...
Парциальные программы по музыкальному развитию дошкольников
Краткий обзор парциальных программ по музыкальному развитию дошкольников, надеюсь, поможет музыкальеым руководителям, педагогам дополнительного образования (по данному направлению) и интересующи...
Парциальная программа по конструктивно-модельной деятельности
Парциальная программа «Конструктивно-модельная деятельность» для детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дош...
Парциальная программа по музыкальному воспитанию в средней группе «Звонкие голоса»
Программа написана для детей средней группы, с учётом возрастных особенностей детей этого возраста....
"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и музыкально-игровой деятельности дошкольников"
Значение музыкальных, видео игр для дошкольников. Цель. задачи, примеры, видео игры и игры на компьютере....