"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и музыкально-игровой деятельности дошкольников"
видеоурок по музыке (подготовительная группа)
Значение музыкальных, видео игр для дошкольников. Цель. задачи, примеры, видео игры и игры на компьютере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-interaktivnye_igry_v_detskom_sadu.docx | 19.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Музыкальные интерактивные игры в образовательной и
музыкально-игровой деятельности дошкольников"
Музыка сопровождает человека с рождения и до самой старости,
особенно влияя на формирование личности и развитие когнитивных и
социальных функций в детском возрасте. На развивающих музыкальных
занятиях дети начинают знакомство с музыкой с простых ритмов и несложных
детских песен. Взаимодействие ребенка с музыкой положительно влияет
на развитие речи и мышление ребенка, улучшает творческие способности,
развивает его эмоциональную сферу и улучшает его отношения со сверстниками.
Занятия музыкой развивают интеллект детей, влияют на коммуникативное и эмоциональное развитие, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают речь. В целом, музыка учит тело и разум работать сообща. В раннем детстве звуки музыки стимулируют слух младенца и готовят его к появлению речи, позже подключаются танцы, благодаря которым дети активно развивают ловкость и координацию. Даже младенцы живо отзываются на музыку: они улыбаются, начинают двигать руками и ногами. К тому же и взрослым, и детям музыка создаёт настроение. Она позволяет настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и отдохнуть. Бодрые утренние мелодии позволяют поскорее проснуться, а спокойные вечерние способствуют быстрому засыпанию.
Дошкольники с удовольствием танцуют и поют. Они еще не стесняются и не оценивают, насколько хорошо или плохо у них получается та или иная песня. Они всё так же любят песни с повторяющимися строками и напевами. Малыши прекрасно подключаются к импровизированным оркестрам, в которых можно использовать всевозможные трещотки, ложки, колокольчики и другие несложные инструменты, чтобы подыгрывать основной мелодии. В этом возрасте уже появляются музыкальные предпочтения, малыши могут проявить интерес к музыкальному образованию.
Основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.
Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Рассматривая предназначение музыкальных игр в широком смысле формирования личности дошкольника; музыкальные игры формируют у ребёнка интерес к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности восприятия, развитие музыкальных способностей, коммуникативных и других личностных качеств.
Кроме того, музыкальные игры развивают: эмоциональность, коммуникативность, познавательный интерес и формируют навыки сотрудничества.
Целью музыкальной игры является эмоциональный и двигательный отклик.
При выполнении заданий идёт процесс узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
Вырабатывается: - умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки;
- ощущать фразировку;
- такты;
- метроритм;
- интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодий.
-Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка
• быстроту реакции на звуковое раздражение,
• формирование музыкальных и двигательных навыков,
• активацию чувств, воображения и мышления.
Задачи музыкальной игры
Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата;
Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
Эстетическое отношение к окружающему;
Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
Познавательную активность;
Устойчивый интерес к действию;
Само регуляцию и самоконтроль;
Внимание, память, мышление;
Ориентировку в пространстве.
По форме проведения игры подразделяются на:
1.Статистические (стоя или сидя. Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий)
2. Подвижные (танцевальные) игры (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности)
3. Игры с речью (развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма)
4. Игры- песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания)
5.Артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти)
6.Ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку)
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, которое способствует формированию человека современного общества. Чтобы образовательная деятельность для ребенка стала интересней, насыщенней, нужно давать детям возможность принимать активное участие в процессе познания и творчества. В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности и для развития методов и организационных форм музыкального воспитания. Сегодня трудно кого-то удивить наличием в детском саду компьютера, интерактивной доски или мультимедийного проектора. Эта техника уже становится необходимым и незаменимым средством повышения качества воспитательного и образовательного процесса. Инновации в работе ДОУ с использованием интерактивных технологий повышают интерес и внимание дошкольников. Именно поэтому в образовательный процесс с детьми можно внедрять музыкальные интерактивные игры на различные темы.
Интерактивные игры – это информационно-коммуникационное средство, направленное на деятельность дошкольника, происходящее в онлайн режиме. Наравне с традиционными методами обучения, такими как использование дидактических игр - мультимедийные интерактивные игры позволяют детям с особым интересом знакомиться с новым материалом, закреплять ранее изученный материал, а также способствовать в наиболее доступной и привлекательной игровой форме развивать логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного процесса.
Возможности интерактивных игр:
использование разнообразных способов представления информации (графика, анимация, видео и звук);
организация интерактивного взаимодействия между ребенком и компьютером, телевизором, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
организация групповой образовательной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий;
использование интерактивных игр в учебной и досуговой деятельности, в детском саду и дома.
Представленные интерактивные игры отвечают различным образовательным и воспитательным задачам:
развитие речевой активности;
развитие двигательной активности;
познание окружающего мира;
формирование творческой инициативы, в том числе и музыкальной.
Музыкальные интерактивные игры – мультимедийные игры, в процессе которых воспитанник развивает ритмический слух, музыкальное восприятие, знакомится с различными видами музыкальных жанров, что способствует обогащению словарного запаса ребенка музыкальными терминами. На музыкальных занятиях и в досуговое время можно использовать компьютерные обучающие и развивающие игры, ориентированные на тот или иной возраст дошкольников, тем самым, вызывая интерес к данной образовательной области и развивая творческие и интеллектуальные способности детей. Интересное звуковое сопровождение и яркая графика открывает перед детьми новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Преимущество музыкально-дидактических и интерактивных игр состоит в том, что ребенок может самостоятельно принимать участие в игре. Запустив игру, дошкольник полностью следует её звуковой инструкции, которая в нужный момент исправит ошибки и поощрит за успешное выполнение задания.
Использование интерактивных музыкально-дидактических игр обогащает методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей. Способствуют воспитанию интереса к музыкальной культуре и развитию музыкально-сенсорных способностей детей. Поэтому использование музыкально-дидактических игр очень важно в образовательной деятельности ДОУ.
Примеры использования интерактивных музыкальных игр:
«Танцевальные игры-танцы с видео героями».
Дети танцуют или играют с видео героями, повторяя движения или выполняя задания. Задания даются как всем, так и отдельно взятой группе (например, девочкам или мальчикам)
«Веселый оркестр»
Эта интерактивная игра предназначена для детей возрастом от 4 до 7 лет. Под веселую музыку ребенок играет на тех инструментах, которые показаны на слайдах. Является прекрасным средством для развития ритмического слуха, а также творческого импровизационного мышления. Способствует знакомству с музыкальными инструментами в процессе игры на них. Ребенок может играть самостоятельно, взяв на себя роль всего оркестра, играя поочередно на музыкальных инструментах, а может позвать своих друзей для совместной игры.
«Что делают в домике»
Занимательная интерактивная игра для самостоятельного пользования детьми 4-7 лет. Задача прослушать произведения в записи и определить жанр.
«Музыкальные загадки»
Музыкальная интерактивная игра предназначена для детей от 5 лет для самостоятельного пользования, и от 3 лет для игры с помощью взрослого. Задача для ребенка следующая: прослушать как звучит определенный инструмент и с помощью мыши выбрать правильный ответ. Служит отличным дидактическим средством для закрепления знаний о музыкальных инструментах и их звучании.
«Музыкальное лото»
Данная интерактивная игра создана для детей 5 - 7 лет с целью закрепления знаний о группах инструментов (духовые, ударные, клавишные, струнные). Задача играющего самостоятельно прослушать задание и распределить инструменты в соответствующие ячейки.
«Найди лишнее»
Целью этой игры является закрепление умения классифицировать музыкальные инструменты духовые, ударные, клавишные, струнные). Ребенок должен определить лишний музыкальный инструмент и убрать его из группы
«Музыкальный сундучок»
Игра предназначена для закрепления детьми знаний о музыкальных инструментах, стимулировать слуховое внимание.
Детям предлагается послушать фрагмент звучания музыкального инструмента, и выбрать его на экране.
«Домик - крошечка»
Предназначена для детей 5-7 лет на развитие звуковысотного слуха
Дети прослушивают мелодию, предполагают, куда направляется герой, а затем, после щелчка мышки узнают, правильно ли они ответили.
«Вот так зайцы»
Для детей младшего возраста
Программное содержание: Развивать умение детей различать контрастный
характер музыки, музыкальную память.
Ход игры: На занятии дети слушают музыку «Плясовая», «Колыбельная», Марш. (видео). На следующих занятиях используется презентация «Вот так зайцы»
Педагог: Как хорошо в лесу! Приглашает детей в домик, где у речки живут зайчики.
Никого нет? Трусишки, спрятались, но мы все равно узнаем, что они делают: спят, пляшут, или маршируют?
Звучит колыбельная, марш или танцевальная музыка, дети определяют ее название, характер и показывают движениями, что делают зайчики.
На последующих занятиях видео не используется. Дети на слух определяют название, характер музыки, жанр, показывая движениями, что делают зайчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальные игры-средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"
Опыт работы....
"Музыкально дидактические игры в образовательной деятельности"
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей....
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности дошкольников»
Труд воспитателя всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Им придется совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. ...
Музыкальные интерактивные игры для дошкольников
Музыкальные интерактивные игры для дошкольников...
«Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Исследовательский проект....
Интерактивная музыкально-дидактическая игра "Зимние ритмы." Ритмические загадки для дошкольников.
Ритмические загадки для дошкольников.Задание1. Прохлопай и произнеси ритмослогами ритмические картинки. 2. Щёлкни мышкой – проговори стихи со звучащими жестами. 3. Сыграй ритм на музык...
Консультация для родителей: "Музыкальные интерактивные игры, в которые можно играть с ребенком дома."
Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок....