Работа по внедрению парциальной программы "Белгородоведение" в образовательную деятельность
методическая разработка (старшая группа) на тему
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.
Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_belgorodovedeniyu.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.
Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Особое значение уделяется использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны. Для познавательного развития дошкольников среднего, старшего и подготовительного возраста в ДОУ используется парциальная программа для дошкольных образовательных организаций «Белгородоведение». Которую, с 2015года было рекомендовано ввести в образовательные программы дошкольных учреждений.
Учебно-методическое пособие «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста авторов-составителей Т.М.Стручаевой, Н.Д.Епанчинцевой, О.А.Брытковой, Я.Н.Колесниковой, В.В.Лепетюхи– это поиск новых путей и подходов, нового содержания и форм образовательной деятельности с детьми, целью которых является возрождение отечественных традиций и обычаев на основе изучения культуры и истории своего народа, обеспечивающих процесс социализации и становления ребенка как личности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и является инновационной разработкой (документом) для дошкольных учреждений Белгородской области. Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми в рамках изучения курса «Белгородоведение», которая обеспечивает эффективное развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащения их представлений об истории, культуре, природе родного края.
Целью краеведческой работы является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья.
Работа по краеведению реализует следующие задачи:
-формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
-приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;
- формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;
-приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;
- воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.
Ведущими концептуальными подходами к реализации программы являются:
1. Системный подход, представленный на следующих уровнях:
- окружающий мир - как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;
- усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор деятельность человека);
- усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
2. Диалектический подход - обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса).
У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
3. Культурологический (культурно-исторический) подход - подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
5. Деятельностный подход является основой, средством и решающим условием развития личности. Деятельность связана с преобразованием человеком себя и окружающей действительности. Важнейшими сторонами деятельности являются предметная деятельность и общение, играющими ключевую роль в дошкольном детстве.
6. Компетентностный подход в дошкольный период связан формированием и развитием важнейших умений и навыков детей, характерных и сензитивных для данного возрастного периода. 4. Личностно ориентированный подход утверждает представление о социальной, деятельностной и творческой сущности личности.
7.Этнопедагогический подход ориентирует педагога на воспитание у детей духовно-нравственных качеств в единстве общечеловеческого, национального и индивидуального.
7. Антропологический подход предполагает системное использование данных физиологии, психологии, педагогики, социологии о человеке, о детях дошкольного возраста при осуществлении педагогического процесса.
Краеведческое воспитание реализуется через содержательные модули: «Моя Родина», «Семья», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада», Мой родной край – Белогорье. История края», « Времена года», «Природа родного Белогорья», «Будущее нашего края».
Особенностью организации образовательного процесса по краеведению является динамичность еѐ форм. Занятие из группового помещения переносится в ту среду, которая изучается: парк, лес, водоѐм, участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и др. Необходимо проводить как можно больше экскурсий, прогулок, походов, игр и праздников на воздухе. В краеведческой работе эффективно использование игровых технологий, краеведческо-туристических и проектных технологий.
Основной формой организации педагогической работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста являются занятия как фронтальные, так и подгрупповые. Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом ФГОС ДО:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;
- комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса (включает в свое содержание разнородные задания, направленные на решение нескольких задач, чередование разных видов деятельности, активизацию разных видов восприятия информации - зрительного, слухового, тактильного, пространственного);
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста (все задания связаны между собой тематически и сюжетно: каждое вытекает из предыдущего, выполнение каждого задания является необходимым условием дальнейшего разворачивания сюжета);
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая деятельность - игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, настольно-печатная, подвижная, народная);
- систематичность и последовательность применения методов и приемов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
При организации совместной деятельности педагога с детьми уделяется огромное внимание: знакомству с предметами быта русского народа; экскурсиям по групповой комнате, детскому саду, в ближайшем окружении, в музее, к памятникам и т.д.; целевым прогулкам; развлечениям; праздникам; тематическим неделям; развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным); индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем; работе с родителями; деятельности детей по их собственной инициативе.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребѐнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребѐнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьѐй. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
В группе созданы краеведческие уголки, посвященный белгородской символике. Воспитанники знакомятся здесь с картой России и Белгородской области, «Гербы Белгорода и Белгородской области», альбомом «Наш город». Буклеты, наборы открыток рассказывают о третьем ратном поле России, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы, памятниках родного города. Уголок содержит большое количество краеведческой литературы, дидактических игр.
Предметно-пространственная развивающая среда строится с соблюдением педагогических принципов:
• Проявления уважения к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития. Ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса.
• Конструировать пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.
• Создать условия для демонстрации продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых.
В группах МБДОУ ДС №52 созданы мини-музеи по Белгородоведению и краеведческому воспитанию, которые являются выходом проектов по краеведению, реализованных в 2015-2016 году усилиями воспитанников педагогов и родителей. Также собрана картотека презентаций памятных и значимых мест Белгородской области.
Успешность освоения представлений об историческом и культурном прошлом края, определяется не только и не столько информированностью детей о цифрах, датах, именах, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать эмоционально - ориентированный материал. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края. Приобщая маленьких детей к миру культуры родного края, педагоги решают проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививают им лучшие качества маленького гражданина. Понятно, что и сами педагоги, и родители, как неотъемлемая часть образовательного процесса с интересом и вниманием относятся к культуре прошлого: традициям, старинным праздникам, предметам материальной культуры, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Рекомендуемая законодательная база и
общепедагогическая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Просвещение, 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.
Стратегия развития дошкольного, основного и дополнительного образования в Белгородской области на 2013-2020 гг.
Закон об образовании в Белгородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"...
Педагогический проект «Внедрение ИКТ в образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи»
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование мы обогатили образовательную среду ДОУ современными техническими средствами и стали использовать ИКТ как ...
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...
внедрения ФГОС в образовательную деятельность
оброзовательная деятельность...
Статья на тему «Внедрение ИКТ в образовательную деятельность ДОУ »
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты пользы внедрения ИКТ в образовательную деятельность ДОУ....