Дополнительная программа
рабочая программа (средняя группа)
"Дары Фребеля"
Дополнительная программа группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dary_frebelya_-_kopiya_2.docx | 73.83 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 2 |
1.1. | Пояснительная записка | 2-3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации программы | 3-4 |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 4-5 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации программы характеристики | 5-6 |
1.1.4. | Педагогические условия реализации программы | 6-7 |
1.1.5. | Факторы успешности реализации программы | 7-8 |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | 8-9 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 9 |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 9-10 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 10-11 |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 11-12 |
2.4. | Система деятельности педагога по поддержки детской инициативы | 12-13 |
2.5. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 13-14 |
2.6. | Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей | 14 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 14 |
3.1. | Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды | 14-15 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение Программы | 15-16 |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 16-19 |
3.4. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 19 |
3.5. | Оценка результативности программы | 19-20 |
IV. | ПРИЛОЖЕНИЯ | 21 |
Приложение № 1.Учебный план | 21 | |
Приложение № 2. Планирование образовательной деятельности | 21-26 | |
Перечень литературных источников | 26 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. 1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» (далее по тексту - дополнительная общеразвивающая программа«Дары Фребеля») дошкольных групп Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0
- СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
- Устав МАОУ «КСОШ-ДС».
Образовательная деятельность дошкольных групп, строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы «Дары Фребеля»1 год. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей от 4-х лет до 5-ти лет. Данный курс состоит из 38 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в каждый четверг в 15:30ч. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого и второго года обучения. Объем программы рассчитан на 38 недель, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Цели и задачи реализации программы
Цели программы: обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, и обеспечения возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможности самовыражения детей.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1.Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2.Познавательное развитие:
- Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
- Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
- Формирование начал самопознания.
3.Речевое развитие:
- Развитие речевых способностей и умений;
- Формировать предпосылки чтения и письма;
- Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4.Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать эстетическое мировидение;
- Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
- Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
- Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5.Физическое развитие:
- Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
- Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы «Дары Фребеля».
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «Дары Фребеля».
- Реализация дополнительной общеобразовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
- Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
- 1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики .
Создание условий для дополнительного образования.
- Объекты программы
- • Дети 4-5 лет.
- • Семьи детей, посещающих детский сад.
- • Педагогический персонал детского сада.
- Методы:
- • Игровой метод (дидактические игры).
- • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Формы организации деятельности:
- • групповая;
- • подгрупповая;
- • индивидуальная.
- Принципы комплектования группы и организации работы
- • Учет интересов и способностей детей.
- • Желание родителей.
- • Добровольное участие.
- • Учет психофизических особенностей детей.
- Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
- • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- • Модуль 2 «Основные тела»
- • Модуль 3 «Куб из кубиков»
- • Модуль 4 «Куб из брусков»
- • Модуль 5 «Кубики и призмы»
- • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- • Модуль 7 «Цветные фигуры»
- • Модуль 8 «Палочки»
- • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- • Модуль 10 «Фишки»
- • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
- • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
- • Модуль 13 (5B) «Башенки»
- • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
- Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
- 1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
- 2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
- 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
- 4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
- 5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
- 6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
- Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
1.1.4. Педагогические условия реализации программы
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
- занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
1.1.5. Факторы успешности реализации программы
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
1.2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «Дары Фребеля».
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к познавательной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребенка устойчивое желание: наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний; помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- ребенок стремится следовать правилам поведения в обществе.
СПИСОК ДЕТЕЙ:
I подгруппа | II подгруппа |
1.Анисимова Яна | 1. Аскарова Милана |
2.Деменев Степан | 2. Байбулова Кира |
3.Исхакова Реана | 3.Борисенко Анастасия |
4.Зармаев Исмаил | 4. Волокитина Надежда |
5. Леготина София | 5.Губанова Карина |
6. Нургаметов Андрей | 6.Колодий Адам |
7.Портнов Дмитрий | 7.Комин Константин |
8. Секисов Семён | 8.Петров Иван |
9.Телеев Телей | 9.Рыбак Фёдор |
10.Тырпыч Давид | 10.Сюсюкин Родион |
11.Федорчук Евгений | 11.Татарханов Умахан |
12.Шитова Екатерина | 12.Фаттахов Рустам |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Дары Фребеля» состоит из обязательной части. Дополнительный образовательный процесс дошкольных групп МАОУ «КСОШ-ДС» выстроен в соответствии с рекомендациями к технологии на основе игрового пособия «Дары Фребеля».
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников
Виды детской деятельности | Формы работы |
Двигательная | игровые упражнения; |
Игровая | сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры; режиссерские игры. |
Изобразительная | мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов |
Коммуникативная | беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. |
Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице) | совместные действия; дежурство; поручение; задания. |
Познавательно-исследовательская | решение проблемных ситуаций; проектирование решения проблемы; моделирование; реализация проекта; познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);исследования объектов окружающего мира; посещение гостей; |
Конструирование | конструирование из различного материала: конструкторы, модули;. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме. |
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс с дошкольниками строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
2.4. Система деятельности педагога по поддержки детской инициативы
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическаяодаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческаяодаренность | Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимодействия с семьями воспитанников заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Основные направления и формы работы семьей:
- Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; взаимодействие с общественными организациями);
- Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией и документацией, организация работы сколлективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей);
- Организационно-педагогическое (вовлечение родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи МОАУ «КСОШ-ДС»).
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы и активные методы сотрудничества с родителями:
• родительские собрания,
• семинары,
• мастер-классы,
• тренинги,
• индивидуальные и групповые консультации,
• выпуск информационных листовок,
• совместные праздники и досуги,
• посещение праздников, концертов, тематических дней
• экологические акции,
• смотры-конкурсы,
• проектная деятельность,
• творческие домашние задания,
• совместные выставки детского творчества,
• размещение информации в родительском центре и на сайте учреждения,
• совместное благоустройство территории учреждения
2.6. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей .
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:
- анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
- составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
- организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы:
- содержательно-насыщенная, развивающая;
- трансформируется;
- полифункциональная;
- вариативна;
- доступна;
- безопасна;
- здоровьесберегающая;
- эстетически-привлекательная.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Подобная организация пространства позволяет воспитанникам группы выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
3.2.Материально-техническое обеспечение Программы
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическое обеспечение
- Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
- Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
- Игровые методы: проведение разнообразных игр; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
- Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
- При построении системы работы программы мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
- Методические материалы и средства обучения
Социально-коммуникативное направление развития детей | Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007 Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008 Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006 ФГОС Игровая деятельность в детском саду (2-7 лет) Н.Ф. Губанова В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012 В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012 |
Познавательное направление развития детей | Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие». Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012 В. Н. Журавлева «Проектная деятельность дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011 |
Речевое направление развития детей | Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. /Гербова В.В. Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005 Большая поэзия для маленьких детей. Времена года. Сборник стихотворений русских классиков. |
Художественно-эстетическое направление развития детей | Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012 |
Физическое направление развития детей | Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие». Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010 |
3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:
- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс с дошкольниками строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
3.5.Оценка результативности программы
В результате освоения программы ребенок может:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме.
- при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
- видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
- принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Учебный план
Количество и продолжительность занятий в месяц | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
4/ 80 мин. | 5/ 100 мин. | 4/ 80 мин. | 5/ 100 мин. | 3/ 60 мин | 4/ 80 мин. | 4/ 80 мин | 5/ 100 мин | 4/ 80мин |
Количество занятий в неделю - 1 | ||||||||
Количество занятий в год - 38 | ||||||||
Продолжительность 1 занятия – 20 мин | ||||||||
Продолжительность занятий в год – 760 мин. – 12,66 часов |
Приложение № 2.
Планирование образовательной нагрузки
Возраст детей | Продолжительность организованной образовательной деятельности в день | Максимально допустимый объем нагрузки во второй половине дня |
От 4 до 5 лет | 20 минут | 20 мин. |
Расписание занятий
День недели | Название деятельности | Время |
Четверг | Дары Фрёбеля | 15.30-15.50 15.50-16.10 |
Перспективно-календарный план
Месяц | № занятия/дата | Тема, цель НОД |
Сентябрь | 1/ 03.09.2020г. | Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы |
2/ 10.09.2020г. | Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков | |
3/ 17.09.2020г. | «Светофор» Цель: формирование основ безопасного поведения на улице | |
4/ 24.09.2020г. | «Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | |
Октябрь | 5/ 01.10.2020г. | «Колобок» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи |
6/ 08.10.2020г. | «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки | |
7/ 15.10.2020г. | «Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность | |
8/ 22.10.2020г. | «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
9/ 29.10.2020г. | «У нас в квартире» Цель: закрепление основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
Ноябрь | 10/ 05.11.2020г. | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
11/ 12.11.2020г. | «Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок | |
12/ 19.11.2020г. | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | |
13/ 26.11.2020г. | «Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере) | |
Декабрь | 14/ 03.12.2020г. | «Назови геометрическую фигуру» Цель: развитие элементарных математических представлений |
15/ 10.12.2020г. | «Назови геометрическую фигуру» Цель: развитие элементарных математических представлений | |
16/ 17.12.2020г. | «Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения | |
17/ 24.12.2020г. | «Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
18/ 31.12.2020г. | «Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении | |
Январь | 19/ 14.01.2021г. | «Счётные палочки» Цель: формирование элементарных математических представлений, изучение понятия «один-много» |
20/ 21.01.2021г. | «Что было раньше» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии | |
21/ 28.01.2021г. | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений | |
Февраль | 22/ 04.02.2021г. | «Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
23/ 11.02.2021г. | «Солнышко и цветок» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности | |
24/ 18.02.2021г. | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
25/ 25.02.2021г. | «Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира | |
Март | 26/ 04.03.2021г. | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
27/ 11.03.2021г. | «Умею-не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи | |
28/ 18.03.2021г. | «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | |
29/ 25.03.2021г. | «Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте | |
Апрель | 30/ 01.04.2021г. | «Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений |
31/ 08.04.2021г. | «Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице | |
32/ 15.04.2021г. | «Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения | |
33/ 22.04.2021г. | «Ручеек» Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах | |
34/ 29.04.2021г. | «За окном» Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции | |
Май | 35/ 06.05.2021г. | «Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности |
36/ 13.05.2021г. | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
37/ 20.05.2021г. | «Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности | |
38/ 27.05.2021г. | «Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере |
Перечень литературных источников
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
7.«От рождения до школы» Общеобразовательная программа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...