Дополнительная программа
рабочая программа (средняя группа)

Баженова Юлия Валерьевна

"Дары Фребеля"

Дополнительная программа группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_frebelya_-_kopiya_2.docx73.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2

1.1.

Пояснительная записка

2-3

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы

3-4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

4-5

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

5-6

1.1.4.

Педагогические условия реализации программы

6-7

1.1.5.

Факторы успешности реализации программы

7-8

1.2

Планируемые результаты освоения программы

8-9

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

9

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

9-10

 2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

10-11

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

11-12

2.4.

Система деятельности педагога по поддержки детской инициативы

12-13

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

13-14

2.6.

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

14

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

14

3.1.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

14-15

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

15-16

3.3.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

16-19

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

19

3.5.

Оценка результативности программы

19-20

IV.

ПРИЛОЖЕНИЯ

21

Приложение № 1.Учебный план

21

Приложение № 2. Планирование образовательной деятельности

21-26

Перечень  литературных источников

26

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. 1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» (далее по тексту - дополнительная общеразвивающая программа«Дары Фребеля») дошкольных групп Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения «Комплекс средняя общеобразовательная  школа-детский сад» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  • Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
  • Устав МАОУ «КСОШ-ДС».

Образовательная деятельность дошкольных групп, строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы «Дары Фребеля»1 год. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей от 4-х лет до 5-ти лет.  Данный курс состоит из 38 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в каждый четверг в 15:30ч. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого и второго года обучения. Объем программы рассчитан на 38 недель, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность  непрерывной  непосредственно образовательной деятельности для детей от  4 до 5 лет - не более 20 минут. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цели программы: обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, и обеспечения возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможности самовыражения детей.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать игровую деятельность детей;
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2.Познавательное развитие: 

  • Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
  • Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
  • Формирование начал самопознания.

3.Речевое развитие: 

  • Развитие речевых способностей и умений;
  • Формировать предпосылки чтения и письма;
  • Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

4.Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эстетическое мировидение;
  • Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
  • Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
  • Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.

5.Физическое развитие: 

  • Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
  • Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию  программы «Дары Фребеля».

В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «Дары Фребеля».

  • Реализация дополнительной общеобразовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
  • Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
  • 1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики .

Создание условий для дополнительного образования.

  • Объекты программы
  • • Дети 4-5 лет.
  • • Семьи детей, посещающих детский сад.
  • • Педагогический персонал детского сада.
  • Методы:
  • • Игровой метод (дидактические игры).
  • • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
  • Формы организации деятельности:
  • • групповая;
  • • подгрупповая;
  • • индивидуальная.
  • Принципы комплектования группы и организации работы
  • • Учет интересов и способностей детей.
  • • Желание родителей.
  • • Добровольное участие.
  • • Учет психофизических особенностей детей.

  • Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
  • • Модуль 1 «Шерстяные мячики»
  • • Модуль 2 «Основные тела»
  • • Модуль 3 «Куб из кубиков»
  • • Модуль 4 «Куб из брусков»
  • • Модуль 5 «Кубики и призмы»
  • • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
  • • Модуль 7 «Цветные фигуры»
  • • Модуль 8 «Палочки»
  • • Модуль 9 «Кольца и полукольца»
  • • Модуль 10 «Фишки»
  • • Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
  • • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  • • Модуль 13 (5B) «Башенки»
  • • Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
  • Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
  • 1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
  • 2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
  • 3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
  • 4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
  • 5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
  • 6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
  • Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

1.1.4. Педагогические условия реализации программы

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

1.1.5. Факторы успешности реализации программы

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

1.2.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «Дары Фребеля».

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к познавательной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребенка устойчивое желание: наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний; помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • ребенок стремится следовать правилам поведения в обществе.

СПИСОК ДЕТЕЙ:

I подгруппа

II подгруппа

1.Анисимова Яна

1. Аскарова Милана

2.Деменев Степан

2. Байбулова Кира

3.Исхакова Реана

3.Борисенко Анастасия

4.Зармаев Исмаил

4. Волокитина Надежда

5. Леготина София

5.Губанова Карина

6. Нургаметов Андрей

6.Колодий Адам

7.Портнов Дмитрий

7.Комин Константин

8. Секисов Семён

8.Петров Иван

9.Телеев Телей

9.Рыбак Фёдор

10.Тырпыч Давид

10.Сюсюкин Родион

11.Федорчук Евгений

11.Татарханов Умахан

12.Шитова Екатерина

12.Фаттахов Рустам

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Дары Фребеля» состоит из обязательной части. Дополнительный образовательный процесс дошкольных групп МАОУ «КСОШ-ДС» выстроен в соответствии с рекомендациями к технологии на основе игрового пособия «Дары Фребеля».

Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

игровые упражнения;

Игровая

сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры; режиссерские игры.

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов

Коммуникативная

беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице)

совместные действия;  дежурство; поручение; задания.

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций;  проектирование решения проблемы; моделирование;  реализация проекта;  познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);исследования объектов окружающего мира; посещение гостей;

Конструирование

конструирование из различного материала: конструкторы, модули;. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме.

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:

- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

Дополнительный образовательный процесс с дошкольниками строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника

Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе  занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

2.4. Система деятельности педагога по поддержки детской инициативы

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Виды одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическаяодаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческаяодаренность

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

 Взаимодействия с семьями воспитанников заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Основные направления и формы работы семьей:

  • Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; взаимодействие с общественными организациями);
  • Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией и документацией, организация работы сколлективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей);
  • Организационно-педагогическое (вовлечение родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи МОАУ «КСОШ-ДС»).

- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Формы и активные методы сотрудничества с родителями:

• родительские собрания,

• семинары,

• мастер-классы,

• тренинги,        

• индивидуальные и групповые консультации,

• выпуск информационных листовок,

• совместные праздники и досуги,

• посещение праздников, концертов, тематических дней

• экологические акции,

• смотры-конкурсы,

• проектная деятельность,

• творческие домашние задания,

• совместные выставки детского творчества,

• размещение информации в родительском центре и на сайте учреждения,

• совместное благоустройство территории учреждения

2.6. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей .

Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа с данными детьми строиться по следующему алгоритму:

  • анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
  • составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи,
  • организация совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды  

Развивающая предметно-пространственная среда группы выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Основные требования к организации среды

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы:

- содержательно-насыщенная, развивающая;

- трансформируется;

- полифункциональная;

- вариативна;

- доступна;

- безопасна;

- здоровьесберегающая;

- эстетически-привлекательная.

Основные принципы организации среды

Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Подобная организация пространства позволяет воспитанникам группы выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

3.2.Материально-техническое обеспечение Программы

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

• Модуль 1 «Шерстяные мячики»

• Модуль 2 «Основные тела»

• Модуль 3 «Куб из кубиков»

• Модуль 4 «Куб из брусков»

• Модуль 5 «Кубики и призмы»

• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

• Модуль 7 «Цветные фигуры»

• Модуль 8 «Палочки»

• Модуль 9 «Кольца и полукольца»

• Модуль 10 «Фишки»

• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

• Модуль 13 (5B) «Башенки»

• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое обеспечение

  • Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
  • Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • Игровые методы: проведение разнообразных игр; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
  • Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;  постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
  • При построении системы работы программы мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
  • Методические материалы и средства обучения

Социально-коммуникативное направление развития детей

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009.

Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007

Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006

ФГОС Игровая деятельность в детском саду (2-7 лет) Н.Ф. Губанова

В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012

В. А. Деркунская  «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012  

Познавательное направление развития детей

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012

В. Н. Журавлева «Проектная деятельность дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2011

Речевое направление развития детей

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. /Гербова В.В.

Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005

Большая поэзия для маленьких детей. Времена года. Сборник стихотворений русских классиков.

Художественно-эстетическое направление развития детей

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».Т. И. Гризик «Умелые пальчики»  5-7 лет - М., Просвещение, 2012

Физическое направление развития детей

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7  лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и включает в себя:

- совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

Дополнительный образовательный процесс с дошкольниками строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника

Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе  занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

3.5.Оценка результативности программы

В результате освоения программы ребенок может:

  • группировать предметы по цвету, размеру, форме.
  • при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
  • видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
  • различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
  • принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Учебный план

Количество и продолжительность занятий в месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4/

80 мин.

5/

100 мин.

4/

80 мин.

5/

100 мин.

3/

60 мин

4/

80 мин.

4/

80 мин

5/

100 мин

4/

80мин

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в год - 38

Продолжительность 1 занятия – 20 мин

Продолжительность  занятий в год – 760 мин. – 12,66 часов

Приложение № 2.

Планирование образовательной нагрузки

Возраст детей

Продолжительность организованной образовательной деятельности в день

Максимально допустимый объем нагрузки во второй половине дня

От 4 до 5 лет

20 минут

20 мин.

Расписание занятий

День недели

Название деятельности

Время

Четверг

Дары Фрёбеля

15.30-15.50

15.50-16.10

Перспективно-календарный план

Месяц

№ занятия/дата

Тема, цель НОД

Сентябрь

1/

03.09.2020г.

Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы

2/

10.09.2020г.

Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

 Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков

3/

17.09.2020г.

«Светофор»

Цель: формирование основ безопасного поведения на улице

4/

24.09.2020г.

«Что в мешочке?»

Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

Октябрь

5/

01.10.2020г.

«Колобок»

Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи

6/

08.10.2020г.

 «Три поросенка»

Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки

7/

15.10.2020г.

«Лови-лови»

Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность

8/

22.10.2020г.

«У нас в квартире»

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира

9/

29.10.2020г.

«У нас в квартире»

Цель: закрепление основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира

Ноябрь

10/

05.11.2020г.

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений

11/

12.11.2020г.

«Теремок из кубов»

Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок

12/

19.11.2020г.

«Воздушный футбол»

Цель:  учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений

13/

26.11.2020г.

«Хозяюшка»

Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере)

Декабрь

14/

03.12.2020г.

«Назови геометрическую фигуру»

Цель: развитие элементарных математических представлений

15/

10.12.2020г.

«Назови геометрическую фигуру»

Цель: развитие элементарных математических представлений

16/

17.12.2020г.

«Угадай песню»

Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения

17/

24.12.2020г.

«Обводим глазками фигуры»

Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

18/

31.12.2020г.

«Весёлый и грустный»

Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Январь

19/

14.01.2021г.

«Счётные палочки»

Цель: формирование элементарных математических представлений, изучение понятия «один-много»

20/

21.01.2021г.

«Что было раньше»

Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии

21/

28.01.2021г.

«Воздушный футбол»

Цель:  учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений

Февраль

22/

04.02.2021г.

«Приглашаем в гости»

Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности

23/

11.02.2021г.

«Солнышко и цветок»

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности

24/

18.02.2021г.

«Веселая карусель»

Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

25/

25.02.2021г.

«Золушка»

Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира

Март

26/

04.03.2021г.

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений

27/

11.03.2021г.

«Умею-не умею»

Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи

28/

18.03.2021г.

«Магазин»

Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности

29/

25.03.2021г.

«Пианино»

Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте

Апрель

30/

01.04.2021г.

«Мышки, берегите хвостик»

Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений

31/

08.04.2021г.

«Дорожное движение»

Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице

32/

15.04.2021г.

«Аукцион»

Цель: учить владеть речью как средством общения

33/

22.04.2021г.

«Ручеек»

Цель:  развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах

34/

29.04.2021г.

«За окном»

Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции

Май

35/

06.05.2021г.

«Кот, Петух и Лиса»

Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности

36/

13.05.2021г.

«Веселая карусель»

Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

37/

20.05.2021г.

«Волшебники»

Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности

38/

27.05.2021г.

«Эстафета»

Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере

Перечень  литературных источников

1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

7.«От рождения до школы» Общеобразовательная программа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)

Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...