Семинар – практикум «Внедрение в практику работы педагогов технологий утреннего и вечернего сбора детей»
материал

Федоровская Валерия Алексеевна

«Внедрение в практику работы педагогов технологий

утреннего и вечернего сбора детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nvseminar_fedorovskaya_markova.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Внедрение в практику работы педагогов технологий

утреннего и вечернего сбора детей»

    Цель:         сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.

    Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

    Тема  семинара  обусловлена необходимостью апробацией образовательной программы в разделе «Утренний круг». 

Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т.д.), это могут быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определенного цвета колпачка на лампе и т.д.).
   
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, ( мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

1 часть. Утренний круг

   Цель: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

   Задачи:

  • сплочение детского коллектива;
  • формирование умения слушать и понимать друг друга;
  • формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
  • обсуждение планов на день, неделю, месяц;
  • развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

    В детском саду день ребенка проходит по расписанию, по определенному регламенту, которое подолгу остается без изменений. Какое положительное влияние это оказывает на ребенка?  (Подвести слушателей к мысли, что благодаря расписанию ребенок прочно и в естественной форме осваивает принятую в нашей культуре организацию дня (чередование видов деятельности) и те виды деятельности, которые повторяются изо дня в день).

    В программе  нашего учреждения  «От рождения до школы»  расписание включает утренний и вечерний круги всей группы.

Предложить всем сесть в круг.

 Вот и сели с вами в круг

Слева - друг, и справа - друг.

Только вот не слышно пенья,

Как улучшить настроенье?

    Задание: Каждый участник с помощью различных средств и приемов постарается улучшить настроение.

- создать эмоциональную положительную обстановку - задача первой части утреннего сбора, для этого можно использовать разнообразные приемы:

  • комплименты,
  • ласковое слово - “ласковушку”,
  • ласковое поглаживание,
  • передача тепла рук,
  • передача “солнечного лучика”, “улыбки”, “хорошего настроения”,
  • передача секрета, поздравления,
  • говорить комплименты друг другу и т.д.

Вопросы к аудитории:

Что из перечисленного главное?  

Что делается систематически, а что периодически?

(педагоги  могут высказать самые разнообразные предположения).

Давайте уточним методику проведения  утреннего сбора

Общие принципы:

- утренний сбор сродни хорошей производственной “летучке”: он должен быть относительно коротким, деловым и веселым;

- второстепенные и фоновые  задачи решаются (в меру возможности) до и после самого утреннего сбора

Приглашение на утренний круг

- оно должно быть ненавязчивым, незатянутым;

- персонально пригласить тех, кто чем- то увлечен;

- не ждать пока соберутся все;

- хорошо собирать детей вокруг предмета и действия: новые завлекательные предметы (книга, музыкальный инструмент, элемент одежды, мыльные пузыри) и действия (игра в паре с одним из детей, призы первым пришедшим в кружок);

- опрашивать не каждого ребенка (5 - 7 человек); важно задать модель планирования на должном уровне (степень развернутости и  глубины); остальным можно предложить подумать самостоятельно “ что и как они хотели бы сделать”.

Проводятся: 

- пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);

- словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»); ⎫

- игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»); ⎫

- игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

 

  Обмен новостями. Один из любимых частей утреннего круга – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас, развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

   Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

    На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует,/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения,/что сегодня нам предстоит,/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал. Можно использовать некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

 

  Планирование, проблемные ситуации. Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации. На данном этапе настраиваем детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию: о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);  об особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников;  о плане деятельности на текущий день.

Пример. Разберем тему: «Мой дом – детский сад»

 Вопросы могут быть следующими:

  • Где находится мой детский сад?
  • Кто в нем работает? Что они делают?
  • Как я могу им помочь и как отблагодарить?
  • Кого можно считать своим другом?
  • Есть ли у тебя друзья?
  • Как можно утешить друга?
  • Как можно помириться, если поссорился?
  • Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?
  • Как поступить с теми, кто правила нарушает?
  • Зачем людям нужны правила?
  • Какие правила ты знаешь?

2 часть – Вечерний круг.

Задается вопрос к аудитории:

Какие задачи воспитатель решает на вечернем круге?

Какие вопросы следовало бы обсуждать на вечернем круге?

Методика проведения вечернего круга

Задачи:

  • Рефлексия. ( Вспомнить с детьми прошедший день).
  • Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации ,если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).
  • Развивающий диалог. ( Предложить  тему в соответствии с программой).
  • Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).
  • Навыки общения. ( Учить детей культуре диалога).

Из каких частей состоит вечерний круг?

        А) Подведение итога дня.

        Б) Оценка своей деятельности.

        В) План на завтра.

    Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» проводится еще раз, сразу после происшествия.

Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:

- Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

- Какая часть суток сейчас?

- Что вы делаете в это время в ДОУ?

- Что делают в это время ваши близкие?

- Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

- Как выполнили свою работу?

- Какие новые слова узнали?

- Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

    Таким образом, утренний и вечерний круги –  это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

   Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в д/с, у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый просмотр занятия на городском семинаре-практикуме «Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Тематическое итоговое игра - занятие "В мире животных", позволяющее выявить уровень усвоения знаний детьми по определенной теме с использованием игровых приемов...           ...

Семинар практикум "Внедрение Су-Джок терапии"

Семинар практикум для родителей "Внедрение Су-Джок терапии"...

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»

Семинар-практикум "«Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику работы ДОУ»...

Семинар-практикум "Внедрение профстандарта педагога в практику ДОУ"

Повышение компетентности педагогических кадров...

Семинар – практикум « Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»

       Профессиональная компетентность педагогов и специалистов детского сада проявляется в различных сферах их профессиональной деятельности, в том числе в...