Прогулки Старшая группа. Октябрь.
картотека (старшая группа)

Шеина Наталья Александровна

Прогулки в старшей группе в октябре (наблюдения, приметы, пословицы,дидактические игры, подвижные игры)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКА 1

Цели: познакомить с особенностями второго периода осени – золотой осенью; продолжать знакомство с многообразием растительного мира, с приспособлением растений к холодному времени года; прививать любовь к природе, развивать наблюдательность и любознательность.

Наблюдение за растениями на участке

Педагог обращает внимание на растительный покров: из чего он состоит, просит назвать знакомые растения (одуванчик, дикий виноград, береза, сирень, жасмин и т. д.); форму (дерево, кустарник, травянистое растение). Отмечают изменения, которые произошли с растениями за первый месяц осени. (Многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.)

Вывод: растения по-разному приспосабливаются к наступающей зиме.

Приметы: лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро; журавль на юг не отбудет – мороза не будет.

Стихотворение:

ОСЕНЬ

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть – стесняется.

В. Степанов

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «Ловушка».

Цель: закреплять в словаре существительные по темам: «Дикие животные», «Птицы»; развивать быстроту, гибкость движений.

Ход игры. Дети делятся на группы. 4–5 человек берутся за руки и образуют круг – «ловушку». «Охотник» – 1 ребенок, остальные дети – обитатели леса. Они бегают и прыгают через «ловушку» и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!» – неожиданно говорит «охотник». Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», – продолжает «охотник». Дети, попавшие в «ловушку», движением и голосами подражают зверям и птицам. «Охотник» отгадывает, кто это. Если угадал, то ребенок садится на скамейку, а если нет, то «зверек» изображает «ловушку».

Наблюдение за однолетними и многолетними растениями

Педагог вместе с детьми ведет наблюдение за многолетними и однолетними растениями. (У однолетних растений осенью отмирают стебли и корни, сохраняются лишь семена. Зародыши в семенах окружены питательными веществами и от сильного охлаждения и длительной засухи защищены плотной кожурой семени. У многолетних травянистых растений осенью отмирают все наземные части. Жизнь сохраняется в подземных, видоизмененных побегах, в корневищах, луковицах, которые служат «складом» питательных веществ.) Приводятся примеры.

Стихотворение:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарный запас детей.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает детям загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает детям загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Башкирская народная игра «Стрелок».

ПРОГУЛКА 2

Цели: учить устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха; закреплять знания о домашних животных; развивать логическое мышление, память; воспитывать доброе, чуткое отношение к животным.

Наблюдение за изменением освещенности дня

По тени от столба и по освещенности определенного предмета (ориентира), например отдельно растущего дерева или куста, ежедневно отмечается путь солнца утром, днем и вечером (в течение двух недель: солнце уже не поднимается высоко, как летом).

Вывод: путь солнца укорачивается, день уменьшается.

Примета: солнце в туман садится – к дождю.

Поговорки и пословицы: «От осени к лету – поворота нету»; «Без воды зима не станет».

Стихотворение:

ОСЕНЬ

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

И. Мазнин

Загадка:

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет.

Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце.)

Дидактическая игра «Ищи».

Подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Наблюдение за кошкой*

Педагог обращает внимание на кошку, ее внешний вид. (Шерсть у кошки полиняла, стала гуще, теплее, это позволит животному легче переносить морозы.) Знакомство с легендами о приручении человеком кошки.

Приметы: кошка жмется к батарее – к похолоданию; кошка прячет нос под лапой – к морозу.


Стихотворение:

КОШКА

Вы со мной знакомы близко.

Я – приветливая киска.

Кверху – кисточки на ушках,

Когти спрятаны в подушках.

Чистоплотна, аккуратна,

Если гладят – мне приятно.

Не таю своих привычек –

Я люблю мышей и птичек.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно –

Я царапаюсь ужасно!

В. Стоянов

Загадка:

Эта загадка, зажмурившись сладко,

Любит рассказывать сказки,

Ходить возле коляски,

Хвостик – пушистый шнур,

Слушаешь сказку? Мур-р-р. (Кошка.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

ПРОГУЛКА 3

Цели: дать представление о том, что солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Наблюдение за продолжительностью дня и ночи

Педагог вместе с детьми проводит наблюдение за перемещением солнца в течение дня.

Вывод: долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния над горизонтом.

Поговорка: «В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима».

Стихотворение А. Фета «Осенью».

Загадки:

В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод:

Сеет, веет, крутит, студит, свищет, вьюжит, сверху льет.

(Октябрь.)

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью.)

Дидактические игры «Ищи», «И я».

Подвижная игра «Ловушка».

Подвижная игра «Волк во рву».

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры. Посередине зала проводятся две параллельные черты на расстоянии 80–100 см – это «ров». На одной стороне стоят «козы». «Волк» становится в «ров». По сигналу: «Волк во рву!» – «козы» бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через «ров», а «волк» старается их поймать. Пойманная «коза» становится «волком».

ПРОГУЛКА 4

Цели: формировать представления о том, как ветер формирует облака; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Наблюдение за облачностью

Вопросы: Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? Что делает ветер с облаками?

Поговорки и пословицы: «Знать, осень в октябре по грязи»; «В октябре на одном часу и дождь, и снег».

Дидактическая игра «Сколько предметов?».

Цель: обучать предметному счету; развивать количественные представления, умение понимать и называть числительные.

Задание: найти и назвать предметы (два-три), а затем те, которые встречаются по одному. Задание может быть изменено: найти как можно больше одинаковых предметов.

Подвижная игра «Удочка».

Труд на участке.

Наблюдение за облаками вечером

Вопросы: Как изменились облака? Какова их форма?

Загадка:

Посмотрел я утром ввысь – горы в небо поднялись!

Эти горы не стоят, а летят, летят, летят… (Облака.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Цель: учить понимать смысл предложения.

Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, дети должны их исправить.

Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Дорога идет по машине. Гена разбил стеклом мяч. И т. д.

Подвижная игра «Не оставайся на полу».

Цель: развивать умение правильно спрыгивать с возвышения на обе ноги, сгибая колени и мягко приземляясь.

Ход игры. В различных местах зала находятся предметы высотой 25–30 см. Выбирается «ловишка». Ему надевают на руку повязку. Под удары бубна дети спрыгивают с предметов и бегают или прыгают по залу. «Ловишка» принимает участие в беге. По сигналу: «Лови!» – дети снова взбираются на предметы. «Ловишка» ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение, и те ребята выбывают из игры.

ПРОГУЛКА 5

Цели: расширять знания о небесных светилах; воспитывать любознательность; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.

Наблюдение за небесными светилами

Педагог обращает внимание детей на небесное светило, которое каждое утро появляется на небе и каждый вечер уходит за горизонт. Обсуждение роли Солнца для всех живых организмов: что произойдет, если Солнце перестанет светить и обогревать нашу Землю? Определение связи между уменьшением продолжительности дня и понижением температуры окружающего воздуха.

Примета: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится.

Поговорки и пословицы: «Осень велика, зима долга»; «День прозевал – урожай потерял».

Стихотворение: «Солнце отдыхает» Ю. Марцикявичуса.

Загадка:

Не огонь, а больно жжет;

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце.)

Дидактическая игра «Вспомни разные слова».

Цель: учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через 3 круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Цель: развивать умение действовать по сигналу, залезать на возвышение.

Ход игры. Играющие делятся на две неравные группы: группа поменьше – «пчелы», побольше – «медведи». «Пчелы» находятся на возвышении. По сигналу «пчелы» летят на «луг» за медом и жужжат. Как только «пчелы» улетели, «медведи» влезают на возвышение – в «улей» и лакомятся медом. По сигналу: «Медведи!» – «пчелы» летят и жалят не успевших убежать в «лес». Ужаленный «медведь» больше не выходит за медом.

Наблюдение за ночными небесными светилами

Педагог беседует с детьми:

– Чем темнее небосвод, тем ярче на нем поздним вечером будут видны звезды и Луна. Луна имеет несколько видов (фаз). В какой она находится в данное время? Педагог обращает внимание на месторасположение Луны, отмечает ее движение по небу. Чем Луна отличается от Солнца? Почему ее называют «ночным светилом»? На что похожа Луна? А месяц?

Приметы: ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна скрыта за облаками – возможно ненастье.

Загадка:

Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно.

Какое? Не знаю… Но лишь добавляю,

Что было блестящим и ярким оно. (Звезды.)

Дидактическая игра «Сколько предметов?».

Подвижная игра «Космонавты».

Цель: развивать у детей ловкость, воображение.

По залу разложены обручи, их на одну штуку меньше, чем игроков. Посередине площадки дети («космонавты»), взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

        Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

        На какую захотим, на такую полетим!

        Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах», те, кто не успел, остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где они пролетают и что видят из «иллюминаторов».

ПРОГУЛКА 6

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; продолжать упражнять детей в умении выделять и описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за осадками

Педагог вместе с детьми наблюдает ненастье за окном.

Небо покрыто дождевыми, тяжелыми, свинцовыми тучами, дует ветер, качая ветви деревьев. Понаблюдать, как стучит дождь по окнам, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи.

Вопросы: Какая погода? (Дождливая, ненастная.) Какой дождь? (Мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.) Сравните его с летним дождем. Что меняется в природе, когда идет дождь? (Птицы спрятались в укрытия, они притихли, не слышно их голосов. Многие цветочные растения закрыли свои цветки.) Для чего? (Чтобы не замочить поспевающие семена и не смыть пыльцу.)

Примета: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Осенью ложка воды – ведро грязи»; «Осень студит воду».

Стихотворение:

Рано, рано поутру

Выгляни в окошко:

Дождик бегал по двору,

Поиграл немножко.

Он деревья поливал,

Тротуар, лужайки,

И Максимкин самосвал

Отыскал под лавкой.

Загадка:

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь.)

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись!».

Цель: упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь!» – и передает палочку ребенку, тот отвечает: «Бурый!» – и передает палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Подвижная игра «Караси и щука».

Наблюдение за березами

Педагог предлагает назвать отличия березы от других деревьев, погладить ее ствол, найти шероховатость и неровности. Посмотреть на тоненькие ветки березки (кое-где остались потемневшие листья и плоды); найти листья березы на земле.

Приметы: если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно.

Поговорки и пословицы: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»; «Не суди о дереве по коре».

Стихотворение:

БЕРЕЗКА

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семенова

Загадка:

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

ПРОГУЛКА 7

Цели: продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.

Рассматривание одежды детей и взрослых

Педагог наблюдает вместе с детьми. Все живые существа готовятся к холодному сезону по-разному: дикие животные отращивают длинную шерсть (песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы); звери запасают корм, изменяют окраску шерсти для защиты от врагов.

Педагог обращает внимание на одежду людей (на предметы одежды, сравнивая их с летними). Человек надевает теплую одежду; отапливает жилище; запасает овощи и фрукты на зиму.

Стихотворение:

ЗОНТ

                Погода начала сердиться –

                Весь день льет дождик за окном.

                И, чтобы мне не простудиться,

                Гулять я буду под зонтом.

Загадка:

Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа: топать-шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги.)

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись!».

Подвижная игра «Мяч водящему».

Наблюдение за погодой

Педагог наблюдает вместе с детьми за тем, что в октябре появляются первые заморозки на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем (под лучами солнца остаются только блестящие капли). Во время заморозков появляется изморозь (ледяная корка на всех предметах).

Образование изморози и инея. (Изморозь образуется при тумане, иней образуется из водяного пара в воздухе.)

Приметы: осенью серенькое утро – жди красного денька; осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.

Загадка:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я… (осень).

Дидактическая игра «Вспомни разные слова».

ПРОГУЛКА 8

Цели: уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью; установить связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных птиц; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, подвести к пониманию необходимости систематического их подкармливания.

Наблюдение за птицами

Педагог наблюдает вместе с детьми за тем, что с исчезновением насекомых улетают многие птицы, которые ими питаются: ласточки, стрижи, скворцы. Поздней осенью становится меньше корма и для других птиц, они перелетают ближе к людям (зимующие птицы), надеясь, что их покормят.

Примета: вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.

Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет»; «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат».

Стихотворение:

ВОРОБЕЙ

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

И. Демьянов

Загадка:

В серой шубке перовой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, не орел, а все же птица. (Воробей.)

Дидактическая игра «Где что можно делать?».

Цель: активизировать в речи детей глаголы.

Ход игры. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Подвижная игра «Гуси-лебеди».

Наблюдение за воробьями

Педагог обращает внимание детей на воробьев. Воробьи – неутомимые летуны, а по земле передвигаются пружинистыми прыжками, попеременно переставляя ноги. Существуют два вида воробьев: домовый (или городской) и полевой, живущий в полях. В рационе полевого воробья преобладают насекомые. Домовый воробей питается в основном растительной пищей, но птенцов выкармливает и сам весной питается насекомыми. В городах и поселках придерживается мест, где есть зерно. Воробьи – смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья – дело нелегкое, даже кошки редко ловят этих птиц, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память.

Примета: воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое. И. т. д.

Подвижная игра «Не оставайся на полу».

ПРОГУЛКА 9

Цели: продолжать формировать представления о втором периоде осени (золотая осень); развивать умение выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, особенности приспособления растений к зиме, воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

Наблюдение за пасмурной погодой

Педагог наблюдает вместе с детьми за тем, что облака стали совсем другими: серыми, тяжелыми, низкими. Облака в разную погоду бывают различными. (Медленно ползут темные, почти черные облака – тучи, из них обычно идет дождь.) Солнца не видно, погода сумрачная, хмурая, не хочется выходить на улицу. Все живое прячется от наступающего дождя.

Поговорки: «Октябрь-грязник птиц провожает»; «В октябре ни сани, ни телега не годятся».

Стихотворение:

ОСЕНЬ

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Земли разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается.

 Ю. Капустина

Дидактическая игра «Какое бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать наименования, подходящие под определение.

Ход игры. Педагог спрашивает: «Расскажите, что бывает зеленым?» (Огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка.)

– Что бывает широкой? (Река, дорога, лента, улица.)

За каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, который больше всех назовет слов.

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Цель: развивать умения детей быстро реагировать после сигнала педагога.

Ход игры. Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до ребенка. Дети открывают глаза и три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» их ловит. Пойманные отходят в сторону.

Наблюдение за листьями

– Почему опадают листья? С каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых? (Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся желтыми листья лип и берез.)

Падают, падают листья,        Желтые, красные листья,

В нашем саду листопад.        По ветру вьются, летят.

Наблюдение за падением листьев. (Потанцевать, покружиться с ними.)

Примета: коли первый снег на Сергия (8 октября), то зима установится на Михайлов день (21 ноября).

Поговорки и пословицы: «Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму»; «Октябрь-зазимник».

Стихотворение:

ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,

Ветер листья все считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Н. Нищева

Загадка:

Сидит – зеленеет, лежит – пожелтеет, падет – почернеет.

(Листик.)

Дидактическая игра «Где что можно делать?».

Подвижная игра «Успей подхватить».

Цель: развивать у детей ловкость и точность движений.

Ход игры. Дети встают в круг и рассчитываются по порядку номеров.

Воспитатель держит в руках палку, неожиданно отпускает ее и называет порядковый номер. Задача игрока под этим номером – подхватить палку, не сходя со своего места. Не поймал – он покидает круг. Последние оставшиеся в игре считаются самыми выдержанными и ловкими.

ПРОГУЛКА 10

Цели: развивать наблюдательность, умение называть осенние приметы, устанавливать причинно-следственные связи.

Приметы осени

Педагог  с  детьми  наблюдают  за  осенними  приметами  в  природе. (Солнце светит не так ярко, солнечных дней становится все меньше; все чаще небо закрыто тучами; не видно насекомых, видны стаи улетающих на юг птиц. Часто идут дожди, по утрам появляется изморозь.)

Приметы: луна покраснела – жди ветра-пострела; осенний иней – к сухой, солнечной погоде.

Поговорки и пословицы: «В октябре ни на колесах, ни на санях»; «В октябре на одном часу и дождь, и снег».

Стихотворение:

Туча небо кроет,

Солнце не блестит:

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птицы улетели

В теплые края.

А. Плещеев

Загадки:

Летают, кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают и тут пропадут. (Листья деревьев.)

Дождик с самого утра, птицам в дальний путь пора.

Громко ветер завывает. Это все когда бывает? (Осенью.)

Дидактические игры «Какая, какой, какое?», «Какое бывает?».

Подвижная игра «Не замочи ног».

Труд на участке. Уборка опавшей листвы.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Цель: развивать у детей ловкость; воспитывать справедливость при оценке поведения в игре.

Ход игры. Все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. Выбирается «ловишка». По сигналу воспитателя: «Беги!» – дети разбегаются по площадке, а «ловишка» бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу: «Раз-два-три, в круг быстрей беги!» – дети становятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Лишившись ленты, ребенок покидает игру.

ПРОГУЛКА 11

Цели: формулировать представления о состоянии растений осенью; познакомить с плодами и семенами конкретных деревьев, кустарников и травянистых растений.

Рассматривание семян деревьев

Педагог наблюдает вместе с детьми за ролью ветра в распространении семян. С помощью чего семена разносятся по земле? (Крылышки, пух, колючки, парашютики.) Как семена разносятся по участку? Педагог и дети определяют отдаленность семян от материнского дерева.

Приметы: много рябины – к дождливой осени и сильным морозам зимой; мало рябины – к сухой осени.

Пословицы и поговорки: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»; «Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит».

Стихотворение:

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

В. Волина

Загадка:

Малые детки сидят на ветке,

Как подрастут – на землю упадут. (Семена.)

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит».

Цель: расширять словарный запас детей.

Ход игры. Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метет, вьюжит, пуржит); дождь (льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет); ворона (летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается).

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас детей.

Составление словосочетаний: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы – … (клюквенный кисель).

Суп из овощей – … (овощной суп).

Пюре из картофеля – … (картофельное пюре). И т. д.

Игра-забава «Что изменилось?».

Цель: развивать у детей наблюдательность детей.

Ход игры. Водящий закрывает глаза и отворачивается от детей. Трое детей в это время что-нибудь меняют в своем облике: расстегивают пуговицу, снимают заколку, меняют обувь. Затем водящий открывает глаза, и ему предлагают найти изменения во внешности ребят.

Подвижная игра «Узнай по звуку».

Цель: развивать у детей наблюдательность, внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как звучит каждый предмет (дерево, пластмасса, металл) при постукивании по нему карандашом или деревянной палочкой. Выбирается водящий, ему закрывают глаза, и он должен определить, какая игрушка звучит.

ПРОГУЛКА 12

Цели: уточнить знания об убывающей долготе дня; развивать наблюдательность; расширять кругозор.

Наблюдение за долготой дня

Педагог вместе с детьми наблюдают за тем, каким коротким стал день в октябре.

– Что вы делали летом, придя домой? (Гуляли.) А теперь? (Не гуляем, потому что на улице темно, страшно и холодно.) Значит, день стал короче, чем летом.

Приметы: гуси летят – значит, зиму приваживают да от морозов бегут; октябрь – капустник: на капусте иней – к морозу.

Поговорки и пословицы: «Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень»; «В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях, а спорины нет».

Стихотворение В. Авдиенко «Осень».

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цель: учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока); иголка (у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика иглы); нос (у человека, у парохода, самолета, чайника); ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Опыт «Уличные тени».

Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта. Рассматривание теней. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.) Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Выводы: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит».

Подвижная игра «Где звук?».

Цель: развивать внимание детей.

Ход игры. Играющим завязывают глаза. Воспитатель берет будильник и становится в отдалении от детей. Прислушиваясь к тиканью часов, игроки должны двигаться в направлении звука. Ведущий может несколько раз менять свое место. Кто ближе всех подойдет к часам, тот побеждает.

ПРОГУЛКА 13

Цели: уточнить и расширить знания о воздухе, о ветре; расширять кругозор; воспитывать любознательность, желание познавать процессы, происходящие в природе.

Наблюдение за ветром

Наблюдение за движением облаков, рассматривание качающихся веток деревьев, определение силы ветра. (Чем толще ветки качаются, тем сильнее ветер.) Каким был ветер зимой (весной, летом, осенью)? Характеристика ветра: сильный, слабый, кратковременный, ураганный. Наблюдение за движением верхушек деревьев. Остается ли положение верхушек постоянным или оно меняется?

Вывод: ветер может дуть с разных сторон.

Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Примета: на Евлампия (23 октября) рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам.

Пословицы и поговорки: «Октябрь венчает белый снег с великой грязью»; «Октябрь землю покроет где листом, где снежком».

Стихотворение:

Поиграл ветерок

В бархатной листве

Пробежался сотней ног

По лесной траве…

Постучался ветерок

В двери и окошки,

Покружил совсем чуток

Пыль на дорожке.

Загадки:

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит – листик дрожит,

Где пронесется – дерево гнется. (Ветер.)

Невидимка озорной: все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит, и куда-то он спешит. (Ветер.)

Дидактические игры «Придумай другое слово», «О чем я сказала?».

Игра-развлечение «Считайте ногами».

Цель: развивать глазомер детей.

Ход игры. На асфальте рисуется квадрат со стороной в 1 метр. 2 ребенка становятся в центре квадрата, им завязывают глаза и просят выполнять точно команды: «Кругом», «Шесть шагов вперед», «Два прыжка на левой ноге вправо», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает тот, кто первый прибежит на своё место.

Подвижная игра «Ручейки и озера».

Цель: развивать координацию движений детей, быстроту, ловкость, умение действовать в команде.

Ход игры. Дети строятся друг за другом по 4–6 человек, руки кладут на пояс или плечи впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу: «Ручейки бегут!» – дети бегут (с высоким подниманием колен, в полуприседе) каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу: «Озеро!» – каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «озеро». Выигрывает команда, которая быстрее построила круг.

Подвижная игра «Найди себе пару».

ПРОГУЛКА 14

Цели: расширять кругозор знаниями о процессах, происходящих в природе; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям.

Наблюдение за листопадом

Листопад имеет важное биологическое значение: он уменьшает испаряющую поверхность растения на период, в который прекращается поступление влаги из почвы. Своевременное опадение листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов распада. В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые.

Приметы: Федот лед на лед ведет; с Эраста жди ледяного наста.

Поговорки и пословицы: «В октябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать»; «Диво в октябре белые мухи».

Стихотворения:

ОСЕНЬ

                Осень! Осыпается весь наш бедный сад…

                Листья пожелтелые по ветру летят.

                Лишь вдали красуются там, на дне долин,

                Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                А. Толстой

ЛИСТОПАД

        Листья дубовые, листья кленовые

        Желтеют и падают тихо,

        Ветер хватает, в кучу бросает,

        Кружит листики лихо.

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Цель: учить находить растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Тот, кто первым определит растение, получает фишку.

Игра-забава «Необычные жмурки».

Цель: развивать наблюдательность.

Ход игры. Двум игрокам завязывают глаза, остальные дети подходят к ним по очереди. Игроки с завязанными глазами соревнуются в том, кто больше узнает своих друзей.

При этом разрешается пользоваться только несколькими способами опознания: по рукопожатию; по шепоту; по покашливанию; по прикосновению к волосам, ушам, носу.

Тот, кто правильно узнает друга, получает очко. Побеждает игрок, набравший большее количество очков.

Рассматривание и сравнение листьев клена и березы

Перемена окраски листьев начинается при понижении температуры воздуха. Это результат разрушения хлорофилла, обусловливающего их зеленый цвет, и появления пигментов, придающих листьям красный и желтый цвет. Опавшие листья служат хорошим удобрением, из них образуется перегной. Педагог обращает внимание детей на разнообразие окраски и формы листьев у деревьев (у одних края узорчатые: у вяза, березы; у других – цельные: катальпа, сирень; у третьих, например у дуба, – покато-резные). Педагог предлагает детям покружиться, как листочки, походить по листочкам, понюхать их, сплести из опавших листьев гирлянды.

Стихотворение:

КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ

Кружит листья листопад,

Листья по ветру летят,

Яркие, резные

Листья золотые.

А у клена разные,

Самые прекрасные.

Яркой осени приветы –

Клена пышные букеты.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: обучать описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Подвижная игра «Лягушки».

Цель: учить детей сопоставлять движения со словами.

Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна из них – «кочки на болоте», другая – «лягушки». «Кочки» стоят большим кругом. За каждой «кочкой» спряталась «лягушка».

Одна «лягушка» (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своей «кочки». Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква-ква-ква!» Дети («кочки») произносят: «Вот из лужицы на кочку, да за мошкою вприскочку». После этих слов все «лягушки» и водящий прячутся за «кочки». Тот, кому не хватило «кочки», становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». «Лягушки» снова прыгают внутри круга, и игра начинается сначала (дети меняются местами).

ПРОГУЛКА 15

Цели: формировать представления об изменении образа жизни птиц осенью; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Наблюдение за повадками птиц

Отлет птиц осенью связан с отсутствием корма и изменением температуры воздуха. Зимующие птицы (вороны, воробьи, голуби, синицы, галки, сороки) перебираются ближе к жилью человека, покрываются теплым подпушком под перьями. Те птицы, которые питаются насекомыми, собираются улетать в теплые края.

Примета: птицы запели в дождь – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «И птица чует, что холод будет»; «В октябре снег на мокрую землю выпал – к снежной зиме».

Загадка:

Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар и кричат: «Карр! Карр! Карр!»

(Вороны.)

Дидактическая игра «Назови птицу с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, мышление.

Ход игры. Нужно придумать птиц, название которых начинается со звука (или в названии которого есть звук): [а], [к] и др. Кто больше назвал слов, тот и выиграл.

Подвижная игра «Замри».

Наблюдение за голубями

Рассматривание жилища голубей. (Они там живут, потому что тепло, близко к жилью людей.) Голубя называют птицей мира. Согласно легенде, бог войны Марс не стал воевать, потому что голубка свила гнездо в его боевом шлеме. Грозный воитель не решился разорить гнездо птицы, и война была предотвращена. С этого момента голубь стал символом мира и дружбы. Голуби – одни из немногих птиц, которые умеют пить воду, всасывая ее, не поднимая голову для каждого глотка. Полет голубей быстрый. Они с большой скоростью могут преодолевать значительное расстояние. Во время полета крылья у голубей издают свист. У большинства голубей отрывистые, глухие и стонущие звуки, у некоторых голос похож на смех. У этих птиц очень хорошо развито зрение и слух, поэтому к голубям трудно подкрасться. Разыскивая свой корм на земле, голуби много и усердно бегают, поэтому их считают ловкими и выносливыми птицами. Рассматривание перышек птиц. (Стержень пера наполнен воздухом, поэтому птицы держатся в воздухе.) Наблюдение за полетом перышек.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

Подвижная игра «Считайте ногами».

ПРОГУЛКА 16

Цели: обобщать представления о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к изучению растений.

Наблюдение за березой

Педагог обращает внимание детей на особенности березовой коры, опушенные ветви, форму листьев, рассматривает их вместе с детьми.

Стихотворение:

ПРО БЕРЕЗУ

Это дерево мир освещало,

Соблюдать чистоту помогало,

От болезней от разных лечило,

В его почках целебная сила.

По земле век за веком шагает,

Его сушь и жара не пугают,

Не боится оно и мороза.

Что за дерево это? (Береза.)

Загадки:

Вы меня узнаете по простой примете:

Нет дерева белей на свете. (Береза.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижная игра «К названному дереву – беги».

Цель: найти названное дерево.

Ход игры. Водящий перечисляет названия деревьев, дети перебегают от одного названного дерева к другому.

Эмоционально-дидактическая игра «Крокодил».

Цель: развивать ловкость, наблюдательность, внимание.

Ход игры. Выбирается водящий (он будет «крокодилом»), который вытягивает вперед руки одна над другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

Наблюдение за почками деревьев

Наблюдение за опавшими листьями и веточками. (Веточки живые, но засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой – остроконечная почка, внутри которой виднеются зеленые зачатки листочка.) Следующей весной такая почка могла бы нормально распуститься. Почему деревья скидывают живые веточки? На сломе у дерева имеется еще одна почка с зачатками листочка. Ветка отделилась от дерева сама собой в совершенно определенном месте точно так же, как пожелтевший лист осенью. Дерево намеренно избавляется от некоторых лишних ветвей: у тополя может быть не только листопад, но и «ветвепад».

Приметы: поздний листопад – к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.

Стихотворение:

ЛИСТОПАД

Мы листики осенние,

На веточках сидим.

Дунул ветер, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял –

Завертел их, закружил,

И на землю положил!

Загадка:

Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки.)

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле своего дерева первой.

ПРОГУЛКА 17

Цели: закреплять представления о том, что семя – конечная стадия роста растения; формировать представление о распространении семян растений; развивать внимание, зрительную память.

Наблюдение за семенами деревьев

Педагог обращает внимание детей на то, что многие растения заканчивают свое развитие: они отцвели и дали семена. Плоды и семена большинства деревьев распространяет ветер. Кожистые крылатки плодов клена, крылья орешков березы разлетаются поздней осенью или зимой. Такое же явление наблюдается и у одуванчика, осота. При сильном ветре пушистый шар одуванчика «разлетается» на множество маленьких парашютиков. Для полета у плодиков одуванчика имеется приспособление – хохолок из длинных волосков. У репейника для распространения имеется множество крючочков, которыми семечко цепляется за шкуру зверей и таким образом переносится на большие расстояния.

Стихотворение:

ОСЕНЬ

                Вот и осень наступила,

                Ножки в луже промочила.

                Ветерок чихнул –

                С дерева упал листок,

                Повернулся на бочок и уснул…

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить детей узнавать и называть растения по листу, находить его в природе.

Ход игры. Сбор опавших листьев с деревьев, кустарников. Педагог предлагает  узнать,  с  какого  дерева  лист,  и  найти  доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Подвижная игра «К названному дереву – беги».

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: учить находить дорогу по ориентирам.

Ход игры. Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу. По ней все дети должны пройти к спрятанной игрушке.

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве».

ПРОГУЛКА 18

Цели: развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Наблюдение за осадками

Наблюдение за дождем. (Перед ливнем становится темно, небо покрывается свинцовыми тучами, закрывающими солнце, птицы прячутся в укрытия.) На термометре отмечают понижение температуры перед дождем. В октябре все больше пасмурных, серых дней.

Приметы: во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь будет долгим; дождь пошел после обеда – будет идти долго.

Стихотворение:

ДОЖДИК

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Загадка:

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы.

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают.

                                (Осень.)

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

Подвижные игры «Кот на крыше», «Повар».

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: развивать у детей мышление, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, дети кружатся с листочками в руках. Педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, лист от которого держит в руках.

ПРОГУЛКА 19

Цели: учить любоваться красотой неба, Луны и звезд; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Наблюдение за небом

Педагог с детьми обобщает наблюдения за осенним небом. Все чаще небо серое, кажется низким, оно сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Причина быстрого движения туч – ветер.

Примета: солнце в туман садится – к дождю.

Поговорки и пословицы: «Осень идет, дождь за собой ведет»; «Осень велика, зима долга».

Стихотворение:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Дидактическая игра «Охотник».

Подвижная игра «Лягушата».

Цели: развивать инициативность, смелость, умение договариваться с партнером.

Ход игры.  На  полу  раскладываются  обручи на расстоянии. Дети («лягушата») живут в «болоте», обручей («кочек») на 2–3 меньше, чем «лягушат». Если на «кочке» «лягушатам» тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе, а если не получается, то они прыгают на другие «кочки». Затем один обруч убирается. Игра продолжается.

Наблюдение за вечерним небом

Педагог с детьми наблюдает за вечерним небом. Глубокое темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп – месяц. Это Луна, только она маленькая. Наблюдение за изменениями Луны: от появления месяца до полнолуния.

Когда светит полная Луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе светят звезды: одни ярче, другие более тускло. Можно поискать знакомые созвездия на небе.

Поговорки и пословицы: «Осень прикажет, а весна свое скажет»; «В осень и у вороны копна хлеба».

Загадки:

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром – нет ничего. (Звезды.)

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю,

Скучно мне одной. А зовут меня … (Луной.)

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Подвижная игра «Космонавты».

ПРОГУЛКА 20

Цели: обобщать представления о строении, росте и развитии растений; расширять представления о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Рассматривание деревьев и кустарников

Вспомнить формы, части растения, условия, которые необходимы для нормального роста и развития. Какую функцию несут части растения (ствол, корни, листья)? Чем деревья и кустарники отличаются друг от друга, какое у них есть сходство? Рассматривание сирени и вяза. Потрогать стволы руками. Сравнить листья сирени и вяза. Заключение: размер листьев не зависит от высоты растения.

Примета: поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Поговорки и пословицы: «Весна и осень на пегой кобыле ездят»; «Придет осень, за все спросит».

Стихотворение:

ОСЕНЬ

                Всю зелень леса взяла и перекрасила,

                Добрая волшебница все вокруг украсила,

                Ярко-желтым цветом землю разукрасила,

                Все вокруг искрится,

                Все переливается.

                Как же это чудо в природе называется?

Загадка:

                Нам в дождь и в зной поможет друг,

                Зеленый и хороший, –

                Протянет нам десяток рук

                И тысячи ладошек. (Дерево.)

Дидактическая игра «Путешествие».

Подвижные игры «Караси и щука», «К названному дереву – беги».

Рассматривание листьев, лежащих на земле

На деревьях почти не осталось листьев, они лежат на земле, под деревьями. Они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Опавшие листья защищают корни растений от вымерзания, а разлагаясь, они превращаются в прекрасное удобрение.

Дидактическая игра «Лесник».

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много берез (кленов, тополей), давайте наберем семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Труд на участке. Уборка опавшей листвы и веток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, октябрь (1-2 неделя)

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, октябрь (1-2 неделя)...

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, октябрь (3-4 неделя)

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, октябрь (3-4 неделя)...

Сценарий осеннего развлечения "Ярмарка" старшая группа октябрь,2015 год

Весёлое развлечение для детей и их родителей, но огромная работа воспитателей....

Конспект целевой прогулки. Старшая группа. Октябрь. Тема: « Золотая осень»

Конспект целевой прогулки.Старшая группа.Октябрь.Тема: « Золотая осень»...

прогулка старшая группа октябрь

Наблюдение за работой шофераЦель: уточнять представления о работе водителей, управляю­щих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрос...