план самообразования
материал
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2025-2026 учебный год.
по теме
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
средствами нетрадиционных
техник рисования» («Забавные отпечатки»)
Воспитатель:
Анисимова С. П.
г. Казань, 2025 г.
План самообразования на 2025-2026 учебный год воспитателя младшей группы № 5 Анисимовой С.П. по теме:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
средствами нетрадиционных
техник рисования»
Актуальность.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
В основу опыта использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цели:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- Наблюдения с детьми;
- Обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- Обьяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- Показ способов действия;
- Игровые приемы;
- Совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят техники нетрадиционного рисования.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2025 – 2026 учебный год
(младшая группа)
Сентябрь.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | « Листопад». | Печать листьями. | Познакомить с техникой печатания листьями. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати; учить аккуратности при выполнении. | Гуашь; опавшие листья разной величины и формы; альбомный лист; кисть; иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» | |||
Работа с педагогами | Семинар-практикум «Как и из чего сделать штамп своими руками» |
Октябрь.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | «Цветочная поляна» | Рисование штампом из овощей и фруктов ( лимон, лук, кочерыжка капусты, болгарский перец). | Познакомить с новой техникой рисования штампом из овощей и фруктов. Развивать восприятие, чувство формы, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Гуашь; штампы из овощей и фруктов; влажные салфетки. |
Работа с родителями | Тематическая выставка «Необычными вещами мы рисуем без труда» | |||
Работа с педагогами | Публикация на тему: «Нетрадиционные средства рисования как способ самовыражения детей» |
Ноябрь.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Домик на полянке» | Штамп поролоновой губкой | Познакомить с новой техникой рисовании я поролоновой губкой. Закрепить умения удачно располагать изображения на бумаге; развивать воображение. | Готовые шаблоны из поролона. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Оформление альбома : «Рисование штампом: оригинальные идеи для детского творчества». | |||
Работа с педагогами | Обучающий семинар на тему: «Рисование мятой бумагой». |
Декабрь.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Чудной узор» | Штамп шпульками ниток. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, шпульки ниток; цветная гуашь. |
Работа с родителями | Совместный досуг «Волшебное рисование всей семьей» | |||
Работа с педагогами | Публикация на тему: «От изобразительной деятельности к творчеству» |
Январь.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Колючий ежик» | Штамп одноразовой вилкой. | Познакомить с новым видом штампа. Развивать воображение. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомого животного; самостоятельно планировать свой замысел. | Гуашь черного цвета, одноразовые вилки , бумага. |
Работа с родителями | Семинар-практикум по многообразию штампов «Сундучок идей » | |||
Работа с педагогами | Участие в педсовете на тему: «Рисование штампами как средство самовыражения ребенка» |
Февраль.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | « Снегопад» | Штамп мятой бумагой | Познакомить с техникой рисования мятой бумагой. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции; развивать фантазию. | Цветная бумага голубого цвета; гуашь белого цвета, Мятая бумага. |
Работа с родителями | Индивидуальная беседа «Как организовать рисование штампом дома» | |||
Работа с педагогами | Педагогическая мастерская «Рисуем с помощью штампа из картона» |
Март.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Коллективная работа «Маме красивый букет». | Штамп бутылкой ; пальчиком; гофрокартоном; тычок жесткой полусухой кистью. | Познакомить со штампом пластикой бутылкой, гофрокартоном. Развивать воображение; цветовое восприятие, чувство композиции; учить работать в коллективе.. | Гуашь разных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, бумага, пластиковая бутылка; гофрокартон. |
Работа с родителями | Мастер-класс по рисованию мятой бумагой «Рисуем вместе с мамой» | |||
Работа с педагогами | Открытое занятие для педагогов «Цветик-семицветик». |
Апрель.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Воздушные шары» | Штамп ватными дисками. | Познакомить с новым видом штампа с помощью ватных дисков; учить дополнять изображение подходящими деталями; приучать к усидчивости. | Гуашь; воздушные шарики; кисть. |
Работа с родителями | День открытых дверей « Рисуем без кисточки» | |||
Работа с педагогами | Выступление на методическом объединении на тему «От изобразительной деятельности к творчеству» |
Май.
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Коллективная работа « Вечный огонь» | Штамп ладошкой. | Закрепить умение рисовать ладошками; испытывать радость от полученного результата; умение дорисовывать недостающие детали кистью. | Гуашь; кисть; альбомный лист. |
Работа с родителями | Оформление фотовыставки «Вот чему мы научились». | |||
Работа с педагогами | Публикация на тему : «Рисование штампами как средство развития воображения у ребенка» |
Литература:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
- Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
- Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
- Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...