план самообразования
материал
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на 2023-2024 учебный год.
по теме
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
средствами нетрадиционных
техник рисования (Монотипия)»
Воспитатель:
Анисимова С. П.
г. Казань, 2023 г.
План самообразования на 2023-2024 учебный год воспитателя старшей группы Анисимовой С.П. по теме:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через
нетрадиционные
техники рисования» (Монотипия)
Актуальность выбранной темы:
«Страна, в которой учили бы рисовать,
так же как учат читать и писать, превзошла
бы вскоре все остальные страны во всех
искусствах, науках и мастерствах…»
Дени Дидро
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д.
Ожидаемые результаты:
Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией;
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
- Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
- Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования;
- Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
- Повышение уровня творческого воображения детей дошкольного возраста в рисовании;
- Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
- Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
- Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
- Организация выставки в ДОУ;
- Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
- Повышение педагогического уровня родителей.
План работы по теме (на один учебный год):
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь - май |
Т.А. Цквитария.
| |||
Работа с детьми | Сентябрь - май | Дидактические игры, беседы | Познакомить детей с историей монотипии, со способами рисования монотипии, подбор наглядного и дидактического материала | ||
Октябрь | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки, развивать пространственное мышление. | «Бабочки, которых я видел летом» | |||
Ноябрь | Продолжить знакомить детей с симметрией, на примере цветов, развивать пространственное мышление. | «Загадочная открытка» | |||
Январь | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего узора на окне. Развивать чувство композиции | «Узоры на окне» | |||
Февраль | Учить передавать в рисунке образ любимой сказки, уметь создавать сюжетную композицию. | «Избушка» (по сказке «Заюшкина избушка»)
| |||
Март-апрель | Продолжить знакомить детей с симметрией, на примере цветов, развивать пространственное мышление. | «Ваза с цветами». | |||
Работа с семьёй | Октябрь | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей | «Путешествие в страну рисованию» | ||
Январь | Консультация для родителей | «Что означают рисунки детей» | |||
Апрель | Мастер-класс для родителей
| «Необычными вещами рисовать умеем сами» | |||
Самореализация | Сентябрь - май | Научно-методические работы, издания, публикации |
| ||
Январь | «Волшебница зима» | Открытый показ непосредствено-образовательной деятельности. | |||
Май | «Пенная монотипия» | Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования ( участие в МО) |
Литература:
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
- Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011
- С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика, Синтез, 2006
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Скрипторий, 2003. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» .М. :Мозаика -Синтез, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...