Использование инновационной технологии "Экономика для малышей» для детей 6-7 лет"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экономика для малышей | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Использование инновационной технологии
«Экономика для малышей»
для детей 6-7 лет с ОВЗ
в работе воспитателя
Панфил Юлии Викторовны
2019-2020 уч.год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика – это все, что нас окружает.
В.Никифоров
Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 6 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной.
Технология “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей дошкольного возраста 6–7 лет .
Технология направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная технология является модифицированной и базируется на основе программ М. М. Ворониной «Школа юного экономиста» и Л. Г. Киреевой «Играем в экономику», с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки «Как Миша стал бизнесменом», разработанной Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И.
Цели:
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации:
В программе обучения рассматриваются три основных связанных между собой направления: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».
- Труд – продукт – товар.
Педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
- Реклама.
Педагогические задачи:
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
- воспитывать разумные потребности.
- Деньги.
Педагогические задачи:
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Основной принцип, заложенный в данную технологию, - тематический подход в организации игровой деятельности.
«Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.
Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.
К шести годам у ребенка возрастает уровень произвольности внимания, восприятия, возникает и развивается словесно-логическая память, увеличивается объем, прочность и точность памяти. Поэтому в содержании занятий с шестилетками расширяется спектр понятий, предлагаемых детям, больше уделяется внимания решению проблемных ситуаций.
Особое место в курсе «Экономики для малышей» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Кроме игровых моментов на занятиях используются групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для малышей предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
Темы экономического воспитания многогранны и сложны, как и предлагаемые задания на занятиях. Однако их решение помогает развивать у детей поисковую мыслительную деятельность, находить ответ в тексте прочитанной истории.
Прогнозируемые результаты:
- Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня.
Предметная среда
- Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
- Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано»
- Посуда, книги разного качества (сорта).
- Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы |
1 | Что такое товар, продавцы товара |
2 | Производство товара и его цена |
3 | Реклама |
4 | Деньги и цена |
5 | Покупательная сила денежных знаков |
6 | Бюджет, доходы, накопления и расходы |
7 | Копейка. Монета. Деньги. |
8 | Хочу быть предприимчивым. |
9 | Итоговое занятие. |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технология “Экономика для малышей” разработана и предлагается для детей дошкольного возраста 6–7 лет с ОВЗ.
Технология направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом»
Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
1 | 2 | 3 |
ОКТЯБРЬ | I. Что такое товар, продавцы товара. 1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии | Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
2. Как Миша из покупателя превратился в продавца | Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. | |
3. Какие бывают товары? а) Уроки Гнома Эконома; б) Учебные путешествия | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. | |
4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. б) Магазин «Катюша» | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи. | |
НОЯБРЬ | II. Производство товара и его цена 1. О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазин | Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом. |
2. Заводы нашего города. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание. | Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков. | |
3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга. | |
4. Маленькие покупки | Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков. | |
ДЕКАБРЬ | III. Реклама 1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность. |
2. Как Сорока Мишин товар хвалила | Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. | |
3. Угадай, какая это профессия | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. | |
4. Рекламное агентство | Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность. | |
ЯНВАРЬ | IV. Деньги и цена 1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать. | Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы. |
2. «Как у Миши появился помощник дятел» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата. | |
3. Поможем Мише | Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин») | |
ФЕВРАЛЬ | V. Покупательная сила денежных знаков 1. Интересные покупки. | Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков. |
2. а) Кто купит больше? Решение проблемы. б) Продолжи предложение. | Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости. | |
3. Супермаркет. «Как поступить» - проблемная ситуация | Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения. | |
4. Как Миша понял, что деньги счет любят | Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы. | |
МАРТ | VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы 1. Как Миша учился деньги делить | Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах. |
2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер» | Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается. | |
3. а) Биржа – брокер б) «Что дешевле» в) Хозяин товара – брокер - покупатель | Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. | |
4. Как у Миши малина испортилась | Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование. | |
АПРЕЛЬ | VII. Копейка. Монета. Деньги 1. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» | Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек). |
2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»; б) Что дешевле | Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек). | |
3. «Поможем Буратино…» | Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать. | |
4. Уроки Миши – бизнесмена «На монетном дворе» | Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет). | |
МАЙ | VIII. Хочу быть предприимчивым. 1. Узнай самого себя. | Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. |
2. Учимся устанавливать контакты. | ||
IX. Итоговое занятие. Путешествие по стране Экономике. | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года. |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:
Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.
Список использованной литературы
- Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
- Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008.
- Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997.
- Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013.
- Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004.
- Воронина Т.П. Мои первые задачки: математика и деньги. Ростов. Феникс 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.
В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»
Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"
В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...