Профстандарт педагога
консультация
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.
Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profstandart_pedagoga.pptx | 100.36 КБ |
konsultatsiya_profstandart.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера» Д. Дьюи
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст. 195.1 ТК РФ) Стандарт – это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Область применения профессионального стандарта педагога При приеме на работу в образовательное учреждение на должность «педагог». При проведении аттестации региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования. При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
При направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения. При разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям. При разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Для чего нужны профстандарты? Определение квалификации работника и обязанности по соответствующей должности. При разработке образовательных программ: Профессионального образования; Профессионального обучения; Дополнительного профессионального образования.
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт , утвержденный Минтруда РФ. ФГОС касается образовательных учреждений в целом П рофессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Цель применения профессионального стандарта Определять необходимую квалификацию педагога Обеспечить подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
В функции педагога входят: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации;
В функции педагога входят: планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация , осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; формирование универсальных учебных действий;
В функции педагога входят: формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; формирование мотивации к обучению; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Требования к педагогу дошкольного образования Трудовые действия Участие: • в разработке основной общеобразовательной программы; • в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации; • в планировании и корректировке образовательных задач по результатам мониторинга.
Требования к педагогу дошкольного образования Трудовые действия Организация: • видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте; • конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; • образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей .
Требования к педагогу дошкольного образования Необходимые умения Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте; Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации; Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга; Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника; Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей; Владеть ИКТ-компетентностями.
Требования к педагогу дошкольного образования Необходимые знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; Основные психологические подходы ; Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог должен: Знать специфику дошкольного образования; Знать общие закономерности развития детей; Уметь организовывать ведущие виды деятельности; Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста; Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми; Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга;
Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог должен: Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми; Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды; Владеть методами и средствами психолого-педагогического мониторинга; Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей; Владеть ИКТ-компетенциями.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога Профессиональная деятельность воспитателя оценивается только комплексно . О ценка включает: Сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка; Положительное отношение к детскому саду; Высокой степени активности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада.
Информационная справка В профстандарте педагога используются следующие понятия : компетенция - способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности; трудовая функция - составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения; условия труда - совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
«Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию». Я.А. Коменский «Всякий из нас, кто предполагает, что может учить других, должен сам постоянно и напряженно учиться». А.В . Луначарский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Росинка»
Согласовано:
старший воспитатель
____________ Цырендоржиева Э.Б.
Консультация для воспитателей
«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»
Подготовила и провела:
Лобсанова Ч.Б-М.
09.09.2020 г.
С. Сужа, 2020 г.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.
Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Свое выступление хотелось бы начать со слов американского философа и педагога Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Педагог – ключевая фигура образования, в настоящее время для развития отечественной педагоги возникла необходимость пересмотреть вопрос о роли педагога в процессе воспитания, обучения и развития на уровне государственной власти.
2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный документ вступил с 1 января 2017 года.
Стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;
• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
• при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профстандарты нужны:
Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
• профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
• дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:
• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. С 2017 года ФГОС должны разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Цели профессионального стандарта:
• Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;
• Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
• Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.
Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " установлено, что в функции педагога входят:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;
- формирование мотивации к обучению;
- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:
Трудовые действия
Участие:
• в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
• в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
• в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.
Организация:
• видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
• конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
• образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Необходимые умения:
• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
• Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
• Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Необходимые знания
• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Педагог дошкольного образования должен:
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Информационная справка
В профстандарте педагога используются следующие понятия:
компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Свое сегодняшнее выступление хотелось бы закончить словами – чешского педагога-гуманиста Коменского Ян Амоса "Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию". Сейчас в соответствии с современными требованиями на всех уровнях образования эти слова звучат очень актуально.
А также словами Анатолия Васильевича Луначарского советского государственного деятеля, писателя: «Всякий из нас, кто предполагает, что может учить других, должен сам постоянно и напряженно учиться». По-моему, сейчас - это очень актуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»
Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».
Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....
Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»
Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...
«Методическая поддержка профессионального развития педагогов в контексте реализации профстандарта «Педагог»»
Цель методической работы – повысить профессиональную компетентность воспитателей и обеспечить переход ДОО на работу в условиях действия профстандарта.Задачи: - проанализ...