Проект "Русская изба"
проект (старшая группа)
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская изба»
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий;
Вид проекта: групповой;
Продолжительность: краткосрочный 1 месяц
Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Условия реализации: детский сад, семья.
Актуальность проекта
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта:
Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
- Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный:
-Изучение литературы.
-Диагностика знаний детей о русской культуре.
-Беседы с детьми о русском народном творчестве.
-Сбор материала для музея.
2 этап. Реализация проекта:
-Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
-Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
-Организация предметно – развивающей среды.
- этап. Заключительный.
-Диагностика полученных знаний детей о музее «Русская изба».
-Анализ полученных данных.
-Презентация мини-музея «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями.
-Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»
Планирование работы.
Познавательно – речевое развитие.
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения.
Беседы:
-«Русский народный костюм»
-«Гости в горнице»
-«Русская изба»
-презентация «Русская изба»
Познавательное развитие
Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах, о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Д/и «В русской горнице»
-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
Чтение художественной литературы
-Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. -Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
-Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений:
-А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
-Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Социально – личностное развитие.
Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно –ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры — драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Труд
Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.
Ручной труд:
-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
-Изготовление посуды из папье-маше.
Художественно – эстетическое развитие
Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из пластилина, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Лепка:
— «Посуда»,
Аппликация:
-«Русская изба»
Рисование:
-Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.
Музыка:
Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.
-Разучивание частушек.
-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
-Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкальный уголок:
Деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр:
создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей:
- Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
- Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Изготовление макета «Русская изба».
-Сбор предметов для музея «Теремок».
- Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)
Результат проекта:
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Список литературы:
- В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
- Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
- Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
- Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
- Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....