Проект "Русская изба"
проект (старшая группа)

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Нашим детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. 

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация  музея «Русская изба».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русская изба»


Паспорт проекта

Тип проекта: творческий;

Вид проекта: групповой;

Продолжительность: краткосрочный 1 месяц

Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Условия реализации: детский сад, семья.

Актуальность проекта

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Нашим детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли  любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация  музея «Русская изба».

Цель проекта:

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
  2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
  3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
  5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
  6. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Этапы реализации проекта:

          1этап. Подготовительный:

-Изучение литературы.

-Диагностика знаний детей о русской культуре.

-Беседы с детьми о русском народном творчестве.

-Сбор материала для музея.

      2 этап. Реализация проекта:

-Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

-Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

-Организация предметно – развивающей среды.

  1. этап. Заключительный.

-Диагностика полученных знаний детей о музее «Русская изба».

-Анализ полученных данных.

-Презентация мини-музея «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями.

-Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»

 

Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. 

Беседы:

-«Русский народный костюм»

-«Гости в горнице»

-«Русская изба»

-презентация «Русская изба»

Познавательное развитие

Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах, о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о русской матрешке;

-о дымковских игрушках;

-о деревянных ложках.

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»

 

Чтение художественной литературы

-Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. -Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

-Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

Чтение стихотворений:

-А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»

-Л. Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 

Социально – личностное развитие.

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно –ролевая  игра:

«Встречаем гостей»

Игры — драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

 

Труд

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Изготовление посуды из папье-маше.

 

 

Художественно – эстетическое развитие

Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из пластилина, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам.  Воспитывать интерес к народному творчеству.

Лепка:

— «Посуда»,

Аппликация:

-«Русская изба»

Рисование:

-Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.

Музыка:

Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.

-Разучивание частушек.

-Слушание песни «Русская изба» Е.  Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

-Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок:

Деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр:

создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

 

Взаимодействие с семьей:

- Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

- Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

- Изготовление макета «Русская изба».

-Сбор предметов для музея «Теремок».

- Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

Результат проекта:

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

 

Список литературы:

 

  1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
  2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
  4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
  7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...