Рабочая программа педагога дополнительного образования развивающих занятий по лего-конструированию для детей младшей группы (3-4лет)
рабочая программа (младшая группа)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Лего-конструирование в детском саду» Е.В.Фешиной, с использованием роботизированных конструкторов с дистанционным управлением «Алма».
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. У детей развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, формируется логическое, проектное мышление. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. В результате конструктивно-модельной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами в рамках ФГОС, это формирование мотивации развития обучения дошкольников, а так же творческой познавательной деятельности. Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы ( доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у детей интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать, а так же расширять активный словарь детей (техническими терминами и пр.).
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование их можно использовать по пяти областям ФГОС: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Кроме этого, LEGO – конструирование и робототехника позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно – технической направленности, остро востребованных сегодня.
Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshaya.docx | 54.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Принято на заседании совета педагогов протокол №______ «______»_________20 г. | Утверждаю: Заведующий МБОУ № 316 _________Масленникова Г.И |
Рабочая программа
педагога дополнительного образования развивающих занятий по лего-конструированию
для детей младшей группы (3-4лет)
на основе программы «Лего-конструирование в детском саду» Е.В.Фешиной
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Самохина А.Н.
2020-2021 учебный год
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы | 8 |
1.3 Основные формы и режим занятий | 9 |
1.4 Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их результативности | 11 |
1.5 Возрастные особенности детей младшей группы | 13 |
2. Содержательный раздел | |
2.1 Описание содержания образовательной деятельности | 15 |
3. Организационный раздел | |
3.1 Описание материально-технического обеспечения | 22 |
3.2 Список литературы | 23 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Лего-конструирование в детском саду» Е.В.Фешиной, с использованием роботизированных конструкторов с дистанционным управлением «Алма».
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. У детей развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами и схемами, формируется логическое, проектное мышление. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. В результате конструктивно-модельной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами в рамках ФГОС, это формирование мотивации развития обучения дошкольников, а так же творческой познавательной деятельности. Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы ( доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у детей интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать, а так же расширять активный словарь детей (техническими терминами и пр.).
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование их можно использовать по пяти областям ФГОС: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Кроме этого, LEGO – конструирование и робототехника позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно – технической направленности, остро востребованных сегодня.
Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности.
LEGO способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений (цвет, форма, размер…).
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления (анализа, синтеза, классификации, обобщения).
3. Развитию мелкой моторики.
4. Сплочению детского коллектива, формированию навыков сотрудничества (принятие совместных решений, задач, распределение ролей…).
5. Развитие речи (монологической, диалогической, словарного запаса…).
6. Развитию детского творчества
Основные принципы работы с LEGO:
• доступность и наглядность
• последовательность и систематичность
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Ученые неоднократно подчеркивали исключительную пользу от занятия конструктором в самом раннем возрасте. Но самая главная сложность – это заинтересовать детей в конструировании, в следовании инструкциям из книжки. Без инструкций сложно соорудить интересные модели, интерес падает. Именно поэтому для средней возрастной группы были выбраны конструкторы нового поколения «МАККИ ДРАЙВ» (8 комплектов), «МАЛНИ» (8 комплектов) и «ЭРУДИТ» (8 комплектов). Каждый из них обладает уникальными свойствами, но объединяет их высокое качество исполнения, простота и многообразие использования.
«МАККИ ДРАЙВ». – это главный претендент на звание лучшего первого конструктора. Благодаря инновационному магнитному креплению сложности в процессе сборки просто отсутствуют. С ним ребенок может приступить к конструированию, минуя всякое обучение, следуя лишь собственной фантазии.
В комплекте «МАККИ ДРАЙВ» поставляется роботизированная платформа на поворачивающихся колесах. Собранные модели можно с легкостью оживить, управляя ими при помощи пульта дистанционного управления. В комплекте поставки содержится 37 деталей, из которых можно собрать более 25 моделей.
Механизм поворота имеет 16 зубьев-делений для максимально точного и прочного крепления деталей. Даже после присоединения, детали можно повернуть относительно друг друга, не нарушая целостности конструкции. Важная функция данных зубьев – обеспечивать дополнительную прочность собранным моделям: можно смело построить как человека или лошадь с имитацией всех суставов, так и большепролетный арочный мост или даже вертолет с вращающимися лопастями.
Детали в виде элементарных геометрических фигур (куб, конус, круг, полукруг, четверть цилиндра и треугольник) выполнены из мягкого безопасного и гипоаллергенного материала, обладающего достаточно высокой прочностью.
«МАЛНИ». Особенностью данного конструктора является уникальная методика конструирования: следуя за инструкциями, детали поначалу соединяют в плоскости стола, а затем одним движением руки они превращаются в объемные пространственные модели. Конструктор выполнен из пластика высокого качества, а возможность установки построенной модели на роботизированную платформу позволяет оживить построенную модель при помощи пульта дистанционного управления.
«МАЛНИ» от компании «АЛМА» – это роботизированный магнитный конструктор, где детали – это плоские геометрические фигуры, соединяемые при помощи магнитов на каждой из граней. Благодаря радиоуправляемой платформе с пультом дистанционного управления, дети обучаются основам конструирования и робототехники. Крепления из прочных неодимовых магнитов позволяют надежно скреплять элементы моделей, а беспроводной пульт управления имеет большой радиус действия. В комплекте «МАЛНИ» содержится шасси, пульт дистанционного управления и 95 деталей.
«СТАРТ БЛОК» позволяет конструировать высоко детализированные модели. Благодаря универсальной и многофункциональной системе крепления, данный комплект из 364 деталей подойдет для любого рода поделок. Прорезиненные колеса с ребристым протектором обеспечивают хорошее сцепление с любым типом поверхности при управлении построенной моделью дистанционным пультом.
«СТАРТ БЛОК» от компании «АЛМА» – это роботизированный пластиковый конструктор, состоящий из перфорированных деталей со множеством отверстий, что обеспечивает широкий выбор возможных вариантов стыковки деталей между собой. Построенные модели можно оживить, сконструировав электропривод на шестеренках и гусеницах, и управлять им с помощью дистанционного пульта. В комплекте 364 детали и два пульта управления, что позволяет сразу 2 детям работать с одним набором.
«ЭРУДИТ» от компании АЛМА – это выполненный из качественного пластика набор для конструирования широкого спектра моделей, включая автомобили, башенные автокраны, самолеты, людей и многое другое. Он обладает широким применением благодаря архитектуре своих частей и возможности жесткого и подвижного способа крепления деталей. В комплекте 276 деталей, что позволяет сооружать масштабные проекты и работать сообща. Набор для конструирования предназначен для детей от 3-х лет. Данный конструктор обладает всеми характеристиками, чтобы дать полную свободу творчеству — уже с первых секунд, минуя всяческое обучение, ребенок способен сооружать замысловатые конструкции благодаря простому механизму сочленения деталей. Широкий спектр возможных вариантов соединений деталей позволяет воплотить любые реальные конструкции такие как автомобили, башенные автокраны, самолеты, людей, а также воображаемые конструкции.
Конструктор помогает развить в ребенке аналитический склад ума, фантазию, творческие способности, а также усидчивость и самостоятельность. Благодаря радиоуправляемой платформе можно с легкостью «оживить» только что собранные модели, что очень сильно повышает вовлеченность детей на занятии: каждый получает только что собранную собственными руками радиоуправляемую игрушку!
Оно позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые сюжеты и модели. Позволяет формировать способность воспринимать внешние свойства предметного мира; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях. Позволяет реализовывать самостоятельные творческие решения, создавая новые конструкции и модели. Способствует развитию крупной и мелкой моторики.
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель рабочей программы: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», навыков взаимодействия в группе; изучение понятий конструкций и ее основных свойств (прочность, жесткость и устойчивость).
Задачи рабочей программы:
− формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
− приобщать детей к миру технического изобретательства; развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
− развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
− развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
− формировать первичные представления о робототехнике, ее значение в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
− развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта;
− способствовать развитию художественного вкуса: в подборе материала для конструирования по цвету, фактуре, форме; в поиске и создании оригинальных выразительных конструкций;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; − формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Основные дидактические принципы реализации программы:
− доступность и наглядность;
− последовательность и систематичность обучения;
− учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
− путь от простого к сложному.
1.3 Основные формы и режим занятий
Все разделы дополнительной образовательной программы «Лего - мастер» объединяет игровой метод проведения занятий.
Формы организации обучения Лего-конструированию:
− конструирование по замыслу;
− совместное конструирование с педагогом;
− конструирование по воображению;
− конструирование по модели;
− конструирование по условиям;
− конструирование по простейшим чертежам, наглядным схемам;
− работа с незавершенными конструкциями;
− конструирование по словесному описанию;
− тематическое конструирование.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Программа развивающих занятий «Лего - конструирование» реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 3-х лет до 4 лет. Программа рассчитана на один года обучения (36 учебных недель) и включает в себя 72 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий 15 минут, по подгруппам (по 10 - 12 детей).
1.4 Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их результативности
В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 3-5 лет может:
− знать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
− знать основные приемы конструирования;
− знать основные цвета;
− уметь изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину;
− уметь соединять детали ЛЕГО-конструктора;
− уметь обыгрывать постройки, объединять их по сюжету;
− иметь представление о простейшем анализе созданных построек;
− иметь представление о вариантах создания вариантов конструкций, при добавлении других деталей.
Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные диагностические таблицы с критериями (табл.1), с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы. Система оценки критериев основывается на диагностическом инструментарии Е.В. Фешиной. «Методическое пособие «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы освоения дополнительной образовательной программы. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого возрастного периода интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном уровне освоения программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда» и «редко, следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком с учетом выявленных проблем.
1.5 Возрастные особенности детей младшей группы
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы ДОУ, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего ДОУ.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
2.1 Описание содержания образовательной деятельности
Первое полугодие:
- учить называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машины);
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));
- конструировать по образцу и условиям;
- различать по цвету и форме;
- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие:
- познакомить с новыми деталями ЛЕГО-конструктора (основа машины, полукруг, овал);
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Перспективное планирование в младшей группе
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛИ | Часы | ||
СЕНТЯБРЬ | Знакомство с лего-кабинетом | Познакомить с лего-конструктором Закреплять знания цвета и формы | 1 час | ||
Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию ( из мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину | 1 час | |||
Пирамидка | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | 1 час | |||
Башенка | Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в младшей группе Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Башня | Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | 1 час | |||
Строим лес | Закреплять умение строить лесные деревья Учить отличать деревья друг от друга Закреплять названия деталей, цвет | 1 час | |||
Мостик | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга | 1 час | |||
8 часов | |||||
ОКТЯБРЬ | Здравствуй, лес! | Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья | 1 час | ||
Мы в лесу построим дом | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей Учить строить дом из лего-конструктора | 1 час | |||
Разные домики | Закреплять умение строить домики | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Весёлые утята | Разучивать стихотворения про утят Учить строить утят, используя различные детали | 1 час | |||
Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы Учить строить морских обитателей | 1 час | |||
Гусёнок | Учить строить из конструктора гусёнка | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 час | |||
8 часов | |||||
НОЯБРЬ | Мебель для комнаты | Развивать способности выделять в предметах их функциональные частиУчить анализировать образец | 1 час | ||
Мебель для кухни | Закреплять умение строить мебель Запоминать название предметов мебели | 1 час | |||
Печка | Познакомить с русской печкой Развивать воображение, фантазию Учить строить печку из конструктора | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. | 1 час | |||
Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору | 1 час | |||
Ворота для заборчика | Учить строить ворота для заборчика Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло» | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
8 часов | |||||
ДЕКАБРЬ | Утята в озере | Учить внимательно слушать стихотворение Строить из конструктора утят | 1 час | ||
Волшебные рыбки | Рассказать о рыбах Учить строить рыб из конструктора | 1 час | |||
Мостик через речку | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Лесной домик | Учит строить дом Распределять детали лего-конструктора правильно Развивать творческое воображение, навыки конструирования | 1 час | |||
Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец | 1 час | |||
Русская печь | Рассказать о русской печке Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
8 часов | |||||
ЯНВАРЬ | Построим загон для коров | Закреплять понятия «высокий», «низкий" Учить выполнять задания по условиям Развивать творчество, воображение, фантазию | 1 час | ||
Грузовая машина | Учить создавать простейшую модель грузовой машины Выделять основные части и детали | 1 час | |||
Домик фермера | Формировать обобщённые представления о домах Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными Развивать умение выделять части Познакомить с понятием «фундамент» | 1 час | |||
Мельница | Рассказать о мельнице Развивать воображение, фантазию | 1 час | |||
Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны по условиям. Равивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук | 1 час | |||
Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора | 1 час | |||
Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца | 1 час | |||
Мельница | Учить строить мельницу Развивать воображение, фантазию | 1 час | |||
8 часов | |||||
ФЕВРАЛЬ | Машина с прицепом | Учить строить машину с прицепом Развивать навыки конструирования | 1 час | ||
Пожарная машина | Познакомить с профессией пожарного Учить строить пожарную машину | 1 час | |||
Кораблик | Рассказать о кораблях Учить строить более сложную постройку Развивать внимание, навыки конструирования | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. | 1 час | |||
Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. | 1 час | |||
Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | 1 час | |||
8 часов | |||||
МАРТ | Детская площадка | Показать детскую площадку Построить песочницу, лесенки | 1 час | ||
Горка для ребят | Продолжать знакомить с детской площадкой Развивать память и наблюдательность | 1 час | |||
Все работы хороши | Познакомить с разными профессиями Учить отличать их по внешнему виду Воспитывать уважение к труду взрослых | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание | 1 час | |||
Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных | 1 час | |||
Слон | Учить строить слона Продолжать знакомить с обитателями зоопарка | 1 час | |||
Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
8 часов | |||||
АПРЕЛЬ | Ракета | Рассказать о космосе Учить строить ракету | 1 час | ||
Луноход | Рассказать о луноходе Учить строить из деталей конструктора | 1 час | |||
Космонавты | Продолжать знакомить с космосом Учить строить космонавтов из мелких деталей | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. | 1 час | |||
Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета | 1 час | |||
Корабли | Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек | 1 час | |||
Поезд | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | 1 час | |||
8 часов | |||||
МАЙ | Животные в зоопарке | Рассказать о зоопарке Учить строить утку, слона | 1 час | ||
Вольер для тигров и львов | Учить всем вместе строить одну поделку | 1 час | |||
Крокодил | Продолжать знакомить с зоопарком Учить строить крокодила | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 час | |||
Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель) | 1 час | |||
Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину Развивать творчество и логическое мышление Учить понимать нужность профессии | 1 час | |||
Самолёт | Рассказать о профессии лётчика Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество | 1 час | |||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 час | |||
8 часов | |||||
Итого: 72 часа |
3.1 Описание материально-технического обеспечения
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, касеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. «Кирпичики» DUPLO
2. «Железная дорога» («Математический поезд»)
3. «Дикие животные» DUPLO
4. «Муниципальный транспорт» DUPLO
5. «Гигантский набор» DUPLO
6. «Большая ферма» DUPLO
7. «Набор с трубами» DUPLO
8. «Зоопарк» DUPLO
9. «Люди мира» DUPLO
№ п/п | Наименование | Количество |
Matatalab | 9 шт. | |
Старт блок | 8 шт. | |
МАЛНИ | 8 шт. | |
МАККИ | 11 шт. | |
Конструктор «Эрудит» | 10 шт. | |
Эврика «Квадро Бот 4в1» | 1 шт. | |
Игрушка-конструктор «Лего систем» | 2 шт. | |
Эврика «Луноход» | 1 шт. | |
Электронный конструктор «Знаток.Первые шаги в электронике» | 1 шт. | |
Электронный конструктор «Знаток.Умная машина» | 1 шт. | |
Стол модульный для конструирования | 1 шт. | |
Стулья | 15 шт. |
3.2 Список используемой литературы:
1. Комарова Л. Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М. ; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л. В «Конструирование и ручной труд в детском саду»Издательство: Мозаика-Синтез 2010 г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М. ; Академия,2002г. -192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. Фешина Е. В. ЛЕГО-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -114с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования. Развивающий клуб "Маленький гений"
Данная программапредставляет систему интеллектуально-развивающих занятий детей старшего дошкольного возраста, игр и заданий на формирование умения устанавливать разные типы отношений между объектами (...
Образовательная программа дополнительного образования по познавательному развитию "Лего конструирование"
Рабочая программа по кружковой работе в старшей группе...
Программа дополнительного образования" Развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста".
Программа дополнительного образованияРазвивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста / в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг/ Возраст де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеразвивающей направленности (одновозрастная) для детей младшей группы (3-4лет).
Данная Рабочая программа (далее - Программа) предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (3-4лет).Программа в полном объеме реализуется в группе. Основу примерно...
Конспект открытого занятия по ЛЕГО-конструированию во 2-й младшей группе тема: «Домик для четвероногого друга».
Конспект занятия по Лего-конструированию во второй младшей группе, на котором дети продолжают знакомиться с деталями Лего-конструктора, закрепляют их название, цвет, способ работы с ними.Закрепляют на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «КРЕПЫШОК» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
laquo;ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «КРЕПЫШОК»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей подготовительной группы на 2022 - 2023 уч. год. «Карусель безопасности»
Пояснительная запискаНа протяжении нескольких лет наш детский сад отдает приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напряму...