Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Радуга»
Консультация для воспитателей:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Выполнила воспитатель:
Н.М.Попова
Жердевка
2020
О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие. Ведь точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию; близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста; чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить; мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность; точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Для дошкольников развитие мелкой моторики является базой для подготовки руки к школе, а именно к письму. Правильное развитие мелкой моторики формирует у ребенка согласованное действие рук и глаз. Глаз как бы обучает руку.
Сухомлинский В. А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Так же, большую роль придавала развитию мелкой моторики великий итальянский педагог Мария Монтессори. По её мнению, с помощью упражнений, развивающих моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
То есть мелкая моторика связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкой моторики, координация движений, внимания, умение вести работу до конца очень важно и для формирования личности ребенка.
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек), самомассаж (для этого можно использовать обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок, при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках).
Начинать заниматься с ребенком нужно с самого раннего возраста; массировать грудничку каждый пальчик, сгибать и разгибать его. Потешки «Сорока-ворона», «Ладушки» имеют глубокие древние корни. Это и есть самая настоящая пальчиковая игра.
В своей работе я использую:
1. Пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры – это инсценировка стихов, потешек, сказок, в которых участвуют пальцы одной или обеих рук.
Пальчиковая гимнастика включает упражнения:
-статические фиксация определенной позы, принятой пальцами
-динамические переключение с одной позиции на другую
-расслабляющие.
Пальчиковую гимнастику мы проводим несколько раз в течение дня. Продолжительность пальчиковой гимнастики зависит от возраста, в нашем возрасте это 3-5 мин. Мы стараемся чтобы пальчиковая гимнастика соответствовала календарно – тематическому планированию
2.Рисование (+ нетрадиционные техники), раскрашивание изображений предметов, фигур т.д. влияет на развитие мелкой моторики рук и зрительного восприятия, пространственной ориентировки на бумаге, глазомера, овладение инструментом, развитие зрительно – моторной координации рук, мышления, наблюдательности и т.д. Не говоря об усидчивости, внимании, эмоциональной отзывчивости.
3. Шнуровка. Игры со шнуровками развивает координацию движения ручек, усидчивость, терпение и аккуратность. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, изучать с ребенком цвета, формы, развивать логику, знакомить с новыми понятиями
4. Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом.
5. Игры с крупой. Игры с крупами - это один из самых интересных занятий. Способствуют усидчивости малыша и внимательности, воображению и фантазии.
6. Нанизывание бусин, пуговиц, и других небольших предметов с отверстиями. Используя элементы, различные по фактуре, мы обогащаем сенсорный опыт ребенка, пополняем его представления о материалах
7.Мозаика. Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.
Если включить фантазию и воображение, то этот список может быть бесконечным. Главное, учитывать возраст каждого ребенка, его индивидуальные особенности, настроение и возможности.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Быстрыми и ловкими пальцы станут не сразу. Нужно систематически проводить эту работу с самого раннего возраста и тогда к школе ребенок будет и хорошо писать, и рисовать, и лепить.
Таким образом, если будут работать и развиваться пальцы рук, будет развиваться речь и мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Большую роль придавала развитию мелкой моторики великий итальянский педагог Мария Монтессори. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих моторику, ребенок учится следить за ...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук. Оченьважно развивать мелкую моторику, т.к. с...
Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие....
Сообщение для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Сообщение для воспитателей:«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»...
Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...
Консультация для воспитателей:"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21761859","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...