Консультация для воспитателей:"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".
консультация (младшая группа)

Ковтуненко Ольга Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_3_4.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Г. Долгопрудный

Консультация для воспитателей:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

02.11.2020

О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие.  Ведь точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию; близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста; чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить; мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность; точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Развивают моторику и артикуляционный аппарат: игры-шнуровки. Задача–пришнуровать, например, яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика. Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами; пирамидки, кубики любого размера, конструктор (простой и более сложной модификации); игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками; наборы для рукоделия и творчества; раскрашивание, рисование. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию; лепка из пластилина, солёного теста, глины. Важно показать пример, заинтересовать, слепить что-то вместе; сочетание пластичных и твёрдых материалов. Детки могут прикрепить бусины к пластилиновой основе, отпечатать на мягкой поверхности свою ладошку; аппликации из бумаги, кусочков ткани. Работа с ножницами тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отдела мозга; изготовление оригами. Многие детки в 3 годика под руководством взрослых способны сложить несложные фигурки. Оригами – интересное, полезное занятие. Обязательно выделите малышу видное место, где он выставит свои работы.

Для занятий используйте не только наборы для рисования или лепки, картон, ножницы, другие предметы из магазина. Оглянитесь вокруг: немало вещей, подходящих для полезных тренировок.

Упражнения с бумагой: пусть ребёнок порвёт большой лист на мелкие кусочки, крупные части. Отличное занятие – рвать бумагу на полоски, делать из них дождик; нужно смять чистый лист, кусок старых обоев в шарик. Необычный мячик бросайте в корзинку. Сделайте десяток шаров: так игра будет ещё интереснее.

Сортировка некрупных предметов: детки охотно выполняют полезное упражнение. В одну миску насыпьте макароны, фасоль, горох. Можно смешать два вида разноцветных (контрастных) бусин. Начните с двух разновидностей предметов, постепенно усложняйте задачу. Перед началом сортировки покажите, как держать мелкие предметы. Подходит пинцетный захват двумя пальчиками (указательным и большим) или щепоткой (три пальчика вместе).

 Пирамидка. Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. Усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.

Посели предмет в свой домик. Простое, эффективное упражнение: возьмите пластиковую бутылку; предложите ребёнку составить мозаику внутри ёмкости; задача – наполнить бутылку мелкими предметами; выбирайте контрастные детали: фасоль двух цветов, горох, мелкую гальку, шарики, подходящие по размеру. Следите, чтобы ребёнок не брал предметы в рот, не совал в уши. При попытке «экспериментов» объясните, что будет болеть ушко или животик.

Сюрприз в банке. Положите в ёмкость с завинчивающейся крышкой маленький предмет, завёрнутый в бумагу. Задача – открыть баночку, достать сюрприз. Подбирайте ёмкости разного размера, чтобы малыш отвинчивал крышки большего/меньшего диаметра.

Картина своими руками. Выполняйте задание вместе: возьмите лист картона и мягкий пластилин; задача – растереть пластичную массу по всей поверхности до толщины 3–4 мм; на готовой мягкой поверхности создайте картину; вместо красок используйте зёрна кофе, бусины, маленькие шарики, ракушки, горох, фасоль; малыш должен слегка вдавить деталь в пластилин, затем рядом – другую и так далее; вначале сделайте образец, чтобы ребёнок видел, к чему нужно стремиться. Позже дайте возможность творить: пусть малыш прикрепляет детали по своему вкусу.

Надень бусинки на шнурок.  Понадобится толстый шнурок, бусинки с отверстием подходящего диаметра. Задача – нанизать все детали. Можно отпилить верх у колпачков от фломастера, разрезать на 2–3 части: получаются бочонки (колечки), полые внутри. Оригинальные изделия легче нанизывать на шнурок. Малыш справляется с колпачками от фломастера? Предложите яркие бусинки для создания оригинального украшения.

Приятный сюрприз. Что делать: заверните в бумагу (фольгу) маленький презент. Сделайте несколько слоёв; дайте малышу, пусть развернёт; когда юный исследователь наигрался, заверните игрушку в новую обёртку, вновь дайте малышу. Учите обратному процессу. Покажите, как заворачивать предметы; сделайте презенты для папы, бабушки, брата (сестры).

Чудо-макароны. Суть упражнения: в миске смешайте макаронные изделия двух-трёх видов с заметным отличием по форме и размеру; предложите разложить ракушки в одну мисочку, рожки – в другую, бантики – в третью; со временем усложните задачу с макаронами: в одну ёмкость должны попасть только крупные колечки, в другую – мелкие. Малыш запомнит не только форму, но и размер.

Намотай верёвочку. Эффективное упражнение из подручных средств. За основу возьмите пальчик, клубок, карандаш, катушку. Задача – намотать тонкую верёвку, толстую нитку, неширокую ленточку на основу. Следите, чтобы не передавить пальчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Большую роль придавала развитию мелкой моторики великий итальянский педагог Мария Монтессори. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих моторику, ребенок учится следить за ...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук. Оченьважно развивать мелкую моторику, т.к. с...

Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие....

Сообщение для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Сообщение для воспитателей:«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...