Сообщение для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
консультация по логопедии
Сообщение для воспитателей:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv.melk_.motoriki.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»
Сообщение для воспитателей:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Учитель-логопед
Матвеева Т.С.
2020
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобока, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Вывод: развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи ребенка. Слабое развитие общей моторики, и в частности – руки может привести к общей неготовности большинства современных детей к письму или проблемам с речевым развитием.
Использованная литература:
2. http://razvitie-malysha.com/razvitije/1-3/melkaja-motorika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Большую роль придавала развитию мелкой моторики великий итальянский педагог Мария Монтессори. По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих моторику, ребенок учится следить за ...
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук. Оченьважно развивать мелкую моторику, т.к. с...
Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие....
Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...
Консультация для воспитателей:"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21761859","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...