Формирование мотивации и поддержка детской инициативы к поисково-исследовательской деятельности дошкольников
материал (средняя группа)

Старцева Татьяна Васильевна

Данный материал был представлен на дистанционном заседании городского методического объединения воспитателей групп детей младшего и среднего дошкольного возраста г. Реутов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок» 143966, Московская область, г.Реутов пр-т Мира, дом 6 Тел: 8 498 6619993/6619963 ИНН/КПП: 5012080056/504101001 ОГРН: 1135012005446 email : detskysad .9@ gmail . com Формирование мотивации и поддержка детской инициативы к поисково-исследовательской деятельности дошкольников Подготовила: воспитатель МАДОУ №9 «Светлячок» Старцева Т. В.

Слайд 2

В дошкольном возрасте происходит важный переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Ребенок 2—3 лет сосредоточен преимущественно на предметах, близко его окружающих. Что такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец. Что такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка, и как из нее? И многое-многое другое. Постепенно ближнее окружение оказывается освоенным. И внимание ребенка переключается на гораздо более широкий круг предметов и явлений, начинается познание всего мира, окружающего маленького человека. К этому времени поспевает формирование речи, и ребенок начинает широко использовать вновь открывшиеся благодаря этому возможности. Начинается знаменитый период бесконечных «почему». Ребенок, по сути, осваивает знания, накопленные до него многими и многими человеческими поколениями. В формировании у дошкольника познавательных мотивов решающую роль играет семья , так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Слайд 3

Методы и приемы мотивации к познавательно-исследовательской деятельности в группе №4 « Знайки » Педагогический кейс «Исследователь» Картотека сюрпризных моментов (загадки, игры, персонажи, аудиофайлы) «Волшебный ларец» (коробка с различными предметами) Материал для родителей воспитанников

Слайд 4

Зайдя в группу, дети увидели на столе коробку с деталями конструктора На прогулке рядом с песочницей стояли экскаваторы: «Ребята, посмотрите сколько песка рассыпалось, как же нам его убрать?» В раздевалке появилось объявление, что жители Волшебной с траны потеряли шапки и шарфы. Ребята с радостью сделали им новые! Родителям было дано задание собрать крышечки от йогуртов, и в нашей группе появился новый конструктор!

Слайд 5

Роль РППС в формировании мотивации и познавательной активности детей В РППС я регулярно ввожу тематические уголки, в зависимости от интересов детей, таким образом поддерживая их инициативу. К нам в гости приходил папа одного из воспитанников и рассказал о профессии «Архитектор» Девочки принесли маленькие фигурки животных из дома, а мы вместе построили им дом! Мы с ребятами говорили о транспорте, а на следующий день они играли машинками в уголке ПДД

Слайд 6

Общие рекомендации родителям воспитанников

Слайд 7

Следует соблюдать следующие принципы мотивации дошкольников: Нельзя навязывать ребенку свое видение решения проблемы! Обязательно спросить у ребенка разрешения заняться с ним общим делом! Обязательно хвалить ДЕЙСТВИЯ ребенка за полученный результат Действуя совместно с ребенком, вы знакомите его со своими планами, достижениями!

Слайд 8

Практические рекомендации педагогам для формирования мотивации и поддержки детской инициативы к поисково-исследовательской деятельности Игровая мотивация: «Помоги игрушке»: Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей . Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. Ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Слайд 9

2. Помощь взрослому «Помоги мне»: Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь , как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Слайд 10

3. «Научи меня»: Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его . Например: − Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить? Основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим

Слайд 11

4. «Создание предметов своими руками для себя»: Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач . Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль на тему :«Организация работы по созданию условий формирования полноценных знаний и навыков в игровой деятельности дошкольников в течение дня»

Данный материал предназначен для молодых специалистов (старших воспитателей)Материал состоит из: Плана тематического контроля.Справки тематического контроля....

Презентация по теме:"Формирование мотивации общения и коммуникативных навыков у старших дошкольников"

Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда.  Практика воспитательной работы в детск...

Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"

  Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....

Буклет "Формирование самостоятельности детей в процессе поисково - исследовательской деятельности".

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании поисково- исследовательского интереса у дошкольников

Рекомендации родителям и педагогам по организации совместной деятельности в  развитии  у дошкольников  интереса к познавательно - исследовательской  деятельности....