Взаимодействие детского сада и семьи в формировании поисково- исследовательского интереса у дошкольников
опыты и эксперименты (старшая группа)

Рекомендации родителям и педагогам по организации совместной деятельности в  развитии  у дошкольников  интереса к познавательно - исследовательской  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_razvitii_eksperimentirovaniya_dlya_kolleg.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка

 Педагог Цыганова Т.Н..

  Окружающая действительность имеет особое значение для развития личности ребёнка, она предстает перед ним во всем многообразии. При этом ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. 

  Воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

     К детским радостям и огорчениям необходимо повседневное внимание родителей. Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком, как с равными, признавая за ним право на собственную точку зрения, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

  С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке:

  • интерес к исследованиям;
  • приобретение опыта успешной собственной исследовательской деятельности;
  • развить восприятие и мышление.

  Нужно  организовать взаимодействие между семьей ребенка и дошкольным учреждением таким образом, чтобы  результаты работы оказались эффективными. Однако, часто родители сталкиваются с проблемой: «Как же организовать поисково – исследовательскую деятельность ребенка дома?».

  Можно использовать следующую модель работы:

  • создать        атмосферу        общности        интересов.

Для этого провести анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей; (приложение №1)

  • установить   партнёрские    отношения    с    семьями  воспитанников.

Разместить наглядную информацию советов для родителей «Чего нельзя и что нужно       делать»; (приложение №2),

  • обогащать воспитательские умения родителей:
  • предложить варианты совместной исследовательской деятельности в ходе           использования естественных ситуаций дома; (приложение №3)
  • использовать индивидуальные беседы;
  •  запланировать  темы консультаций : «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам»;
  • оформить ширмы-передвижки «Мои открытия»;
  • провести родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», открытое занятие для родителей;
  • создать клуб «Познай себя»;
  • предложить ознакомиться с литературой: «Играем в учёных» Волковой Е.В., «Организация опытно – исследовательской деятельности» Мартыновой   Е.А.; «Ребёнок в мире поиска», «Занимательные опыты и эксперименты», «Из чего сделаны предметы», «Творим, изменяем, преобразуем» Дыбиной О.В.

  Таким образом, целенаправленная работа с семьями воспитанников способствует познавательной активности у детей.

Приложение № 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ»

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Приложение № 3

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

•        В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,

развивать наблюдательность.

•        Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия

и смелее экспериментировать.

•        Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы.

•        Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

Это поможет воспитать бережное отношение к природе

и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

•        Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,

фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

                           

Приложение № 1

Анкета для родителей

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

1.        ФИО ребенка ____________________________________________________________

2.         В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое  из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

 4.  Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие  

 5. Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

                          - проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

                          - оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

                          - сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

                           -другие методы (какие именно?)

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников.

 Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"

Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоцион...

Консультация : «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений ».

Консультация :«Взаимодействие детского сада и семьи  по формированию у дошкольниковтрудовых навыков и умений  »....

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей разновозрастной (оздоровительной) группыМБДОУ детского сада «Сайзанак» в соответств...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников в средней группе

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, привычек и навыков родителей. Актуальной здесь будет рус...

«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию Основ здорового образа жизни у дошкольников.

Повышать педагогическую культуру родителей.*     Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.*     обогащать знания о ЗОЖ через р...